Семейное образование. Отрывок из книги
Почему, зачем и как.
Аннотация
Книга о проблемах, возникающих перед родителями и преподавателями при переводе школьника начальных и средних классов на семейное образование. Автор убедительно представляет комплексное решение вопросов, касающихся как организационных моментов, так и общекультурных факторов. Рассмотренные темы рассчитаны не только на круг специалистов по педагогике, детской психологии, работников системы народного образования и родителей. Книга написана живым языком и доступна самому широкому читателю.
От редактора
Автор книги по переводу школьника на семейное образование проводит линию чётко продуманного системного подхода, является сторонником всесторонней и досконально выверенной методологии творчества, учитывающей не только статику, но и непрерывную динамику современных социальных процессов. Его характеризует вдумчивость и профессионализм, неутомимое стремление к сосредоточенному аналитико-синтетическому мышлению, что позволяет в каждом деле сознательно и результативно выходить прямо на практику.
Писатель очень трудолюбив, направлен на творческие методы решения проблем. Это заметно выделяет и отличает его не только в той научной и производственной области, которой он занят непосредственно, но и в других видах деятельности. Он высоко ценит эффективность ожидаемого результата, относится к прагматизму с положительной стороны. И правда, к чему сомневаться в том, что, как говорится, работает?
В наше многострадальное время приходится многое подвергать дополнительной, иногда довольно въедливой критике, и постоянно заниматься переоценкой ценностей. Это безусловная и роковая необходимость. Но даже если это и так, то поиск реперных точек и ориентиров, использование в качестве зримой опоры сохранившегося в неприкосновенности островка традиции продолжают обеспечивать и поддерживать в нас чувство надёжности и равновесия. Система отражает и порождает систему.
В данном случае оказывается, что нынешняя система городской и школьной действительности способна не только породить ряд, к сожалению, весьма болезненных и трудно преодолимых семейных проблем, но и даёт повод их победить, благодаря планомерно возникшей авторской системе трезвого, законопослушного, но индивидуального и самодостаточного подхода к образованию.
Это достойно, по крайней мере, заинтересованного взгляда и уважительного внимания.
Член Союза писателей России Сергей Сметанин
От автора
Многие должностные лица, отвечающие за школьное образование в Российской Федерации, едва ли согласятся с этим, но на данный момент большинство российских школ свою функцию не выполняют.
Львиная их доля занимается подгонкой фактических результатов под необходимые статистические данные, а муниципальные комитеты образования или бездействуют, или даже не знают, что на самом деле происходит на местах.
Цель данной книги не в том, чтобы разобраться в корневых причинах, и даже не в том, чтобы найти виновных.
Корневые причины — это отсутствие госзаказа на образованное население и бессистемное копирование проамериканских и проевропейских учебных методик, и хочется верить, что учебный 2022-23 год и в этом вопросе станет переломным. Что касается виновных, то их нет. Истина проста и жестока: «Никто никому ничего не должен. Если есть своя голова — думайте. Если нет — берите лопату».
Сами дети многого ещё не понимают, а родителям часто просто недосуг — или некогда, или сил нет, или просто откровенно лень решать все эти школьные проблемы.
Но обозначенная проблема — это бомба замедленного действия с долгосрочным эффектом и тяжёлыми последствиями как для отдельно взятых семей, так и для всего государства.
Так о чём же книга и в чём её польза для родителей?
Эта книга про одно из существующих решений обозначенной проблемы. Решение называется «семейное образование»— явление относительно новое, плохо изученное и мало проверенное, поэтому главная полезность этой книги в комплексном рассмотрении такой формы обучения.
Задачи книги разбиты по главам и их можно сформулировать следующим образом:
1. Глава 1. Понять, что такое «семейное образование» с функциональной и юридической точек зрения.
2. Глава 2. Иметь под рукой проверочный список, чтобы можно было разобраться, нужно ли вам семейное образование в вашей конкретной ситуации, ведь некоторые школы или отдельные классы работают как следует (и даже лучше), поэтому не нужно накручивать себя на пустом месте и решать несуществующие проблемы.
3. Глава 3. Если проблема всё-таки существует, то тогда нужно здраво оценить свои возможности и понять, подходит ли это решение конкретно вам, потому что скажу сразу: оно не для всех детей и далеко не для всех родителей.
4. Глава 4. Если проблема есть и решение вам подходит, то нужно познакомиться с общим порядком организации данного процесса.
5. Глава 5. Венцом ваших праведных усилий должны стать реальные знания и навыки вашего чада. Их уровень и качество нужно оценивать независимыми способами. Для этих целей проводят аттестацию в нескольких вариантах, и об этом мы поговорим в самом конце.
Без некоторых специальных знаний не обойтись, поэтому в качестве приложения к книге дан список рекомендованной литературы.
Теперь мне следует явно обозначить, кто я и с какой стати пишу об этом.
Я — родитель, переведший свою дочь 28 декабря 2021 года на семейное образование в середине пятого класса. Для нас это только начало пути. Не самое-самое, но начало. Что-то уже за прошедший год пройдено, а о чём-то нам станет известно только спустя год, два, а то и три. Первый внятный результат принятого решения мы получим через четыре года, а окончательный — ещё через лет семь. Будет ли результат успешным — я не знаю.
Но знаю точно, что в этом вопросе наш семейный опыт может быть полезен другим родителям уже сейчас, т. к. сама по себе ситуация со школами очень невнятная.
Также для чуть большей объективности я пригласил саму дочь. Она помогла мне уточнить содержание этой книги и по многим пунктам дала ряд важных комментариев. Выделить их зримым текстом оказалось невозможно, но они тут есть. Так что мнение самого школьника в книге также присутствует, пусть и в неявном виде.
Теперь от общих слов к конкретике.
Глава 1. Что такое «семейное образование»
Давайте говорить коротко и простыми словами. Семейное образование — это когда ваш ребенок вместо школы учится дома, но учителя к нему не приходят. Члены вашей семьи и есть учителя. А ещё и завучи-предметники, и директор. Так или иначе вы делаете всё сами или приглашаете для этого специалистов за отдельную плату.
Вы сами определяете расписание уроков, изучаете программу занятий и решаете вопрос, где и когда ребёнок будет проходить аттестацию.
Согласитесь, звучит как средневековый беспредел и феодальное своеволие — куда же смотрит государство? Но далеко ходить не надо— оно тут. Давайте бегло посмотрим Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который разрешает такую форму обучения.
Читаем:
«Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей несовершеннолетних обучающихся. Пункт 3. Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право: часть 2 — дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье».
Далее:
«Статья 17. Формы получения образования и формы обучения. Пункт 3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
И так по всему ФЗ № 273.
Если не знать всех подробностей, о которых мы и поговорим далее, то можно подумать, что Государство, допуская такую форму образования, или сошло с ума, или вообще — это какая-то диверсия, совершённая неустановленной группой лиц.
Однако не будем горячиться. Кто знает, вполне возможно это одно из самых мудрых государственных решений за последние десятилетия…
Если верить различным источникам в Интернете («ох уж этот лживый Интернет»), то:
«…в России семейное образование уходит корнями во времена, когда не было ни школ, ни уж тем более обязательного общего образования, а дать своим детям воспитание и знания можно было только в семье. Дворяне, а позже и купцы могли позволить себе приглашать на дом преподавателей, нанимать гувернёров, в то время как у бедных крестьян такой возможности не было. Постепенно введение всеобщего обучения (всеобуча) стало устранять практику семейного образования, и лишь сто лет назад, в 1918 году, было принято положение о Единой трудовой школе РСФСР, которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста 8–17 лет. На дому могли обучаться только дети-инвалиды, которые должны были быть прикреплены к ближайшей школе, учителям которой было необходимо навещать этих детей для проведения занятий и аттестаций от имени школы.»
Что мы видим в этой краткой ретроспективе? Да было уже всё в истории. Плавали. Знаем.
Но не менее интересна статистика, указанная в той же статье на Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Семейное_образование
«Из года в год популярность семейного образования в России растёт геометрически. По данным министерства образования РФ, на 2016–17 учебной год общее количество учащихся в общеобразовательных учреждениях составило 14,491 миллиона детей, из которых почти 8.500 детей обучались в форме семейного образования, то есть около 0,058%. По данным Минпросвещения России, в 2018–19 учебном году число детей на семейном образовании составило более 25.000 человек из 16 млн школьников (0,15%), а в 2019-20 учебном году на семейном образовании был 31.201 ребенок из 16,5 млн школьников (0,21%). Впрочем, по результатам исследования EdCrunch, на начало 2019 года в России около 100.000 детей, которые находятся на семейной форме образования. Одновременно растёт и интерес общественности и средств массовой информации.»
Иными словами — то ли ещё будет…
Как итог этой краткой главы, скажу так: дело имеет законный вид и толк, а выбирая для своего ребёнка такую форму образования как «семейное», родители не являются ретроградами или, наоборот, падкими на всё «новомодное», «не как у всех». На мой взгляд, это всего лишь трезвое понимание окружающей нас реальности и своей ответственности перед собственным чадом.
Но осознанности мало.
Нужна настольная книга-консультант для взвешенного принятия решения, постоянного перечитывания, сверки, и данная книга главным образом выполняет именно эту функцию.
Глава 2. Нужно ли семейное образование вашему ребёнку
2.1 Родители и ребёнок
Планы родителей на получение ребёнком конкретного образования в будущем.
Начнём с родителей. Именно они задают ребёнку первоначальную траекторию его развития. Весь вопрос в том, что, если у родителей нет видения или каких-то планов на хотя бы приблизительный уровень будущего образования ребёнка или, тем более, если, по их мнению, «оно и само как-нибудь вырастет», то проблематика всей книги в общем-то отпадает. К чему трата времени на чтение без явной на то цели?
Другое дело, когда вы как родитель предполагаете возможные пути профессионального и личностного развития ребёнка, видите его таланты и считаетесь с его слабыми сторонами; когда вы осознанно хотите, чтобы у него было хорошее всестороннее образование, которое требуется для высокого качества жизни, и когда ваше желание подтверждается поступками и вы живо интересуетесь делами ребёнка, проверяете уроки, объясняете непонятные ему школьные темы, водите на дополнительные занятия и вообще в достаточной степени вовлечены в его жизнь и не отгораживаетесь от него работой, нянями или ещё чем-нибудь, чувствуя при этом, что с вашей школой что-то не так — то эта книга для вас.
Уровень психологического и физического здоровья ребёнка
Детей это касается иначе. Если ваша задача — управлять процессом и результатом, то задача ребёнка — достигать этого самого результата, давать вам обратную связь по процессу и становиться самостоятельным в вопросе его развития.
Обратная связь может сообщать вам, что ребёнку учиться не интересно. Так не должно быть. «Не хочу учиться» – это одно, и это нормально, а «не интересно» — это уже совсем другое.
Если вы видите, что, выполняя школьные задания, он постоянно переутомляется без видимых на то причин, то это признак того, что в школе есть проблемы. Это не означает, что нужно уходить из школы — от всех проблем не убежишь, и со многими нужно бороться. Но разобраться в том, что происходит и какие существуют проблемы, требуется.
Вот о возможных проблемах в школе мы и поговорим прямо сейчас.
2.2 Общий уровень школы, учителей и класса
Класс, параллельные классы, школа.
Обстановка среди школьников как в самой школе, так и в классе может совсем не предрасполагать к обучению. Распространено мнение, что учиться вообще не модно — это, мол, для глупых и отсталых, а среди лидеров высоко котируются свой блог на Ютуб-канале или собственные подписчики в Тик-Ток. Хуже, когда это не просто мода, а открытая агрессия, и со стороны сверстников идёт притеснение по причине того, что у вашего чада этого нет и он к этому не стремится.
Некоторые дети с головой уходят в мобильные игры, но обычно эти маленькие игроки не занимаются пропагандой, а варятся сами в себе — лишь бы любимую игрушку не отняли.
Категорически неприемлемая ситуация — это пропаганда, распространение и употребление любых видов наркотиков. Тут нужны быстрые и решительные меры, согласованные с комитетом по делам несовершеннолетних (не вздумайте на первых этапах привлекать администрацию школы — она является заинтересованной стороной и сообщать о своих проблемах кому бы то ни было в её интересы не входит).
В старших классах нам с вами срывала голову «любовь-морковь», но это физиология подросткового периода. От этого не убежишь, и в проблематику данной книги это не входит, хотя вопрос молодеет и сейчас уже в 6–7 классах очень много пар — как минимум, это отвлекает детей от развития.
Пообщайтесь с ребёнком и выясните, кто в классе формальные и неформальные лидеры, что среди них модно (в одежде, в предметах, в поведении, в общении), есть ли в классе парочки (что это значит, в чём это проявляется), курит ли кто-то (что и как часто, для чего), что хотят сверстники сейчас (на Новый год), какие у них планы на ближайшее лето, кем они хотят стать по профессии, чем планируют зарабатывать на жизнь. Поверьте, иногда вы будете шокированы, но не торопитесь с выводами. Дело молодое, и многое из того — сор, и его смоет первым же дождём. Сейчас для вас главное — уловить общий фон, чтобы у вас появилась отправная точка в вашем школьном расследовании.
Организованность и самодеятельность учителей
Бывают очень добрые, милые, но бестолковые учителя. Больше годятся в няни, чем в педагоги. Частые опоздания на урок, сбивчивый или медленный темп уроков, заниженные или завышенные требования, любовь выяснять отношения с детьми, поболтать с коллегами во время уроков — неполный перечень возможных «заслуг» таких учителей.
Другая проблемная категория учителей — опытные, с высшим разрядом. За 20–40 лет сильно поменялась форма подачи материала и даже частично обновился сам материал: появились рабочие тетради, 3Д-модели, аудиозаписи, видеоуроки, презентации, а они учат по старинке, как учили их в советское или постсоветское время. И дело даже не в том, что детям не нравятся такие учителя. Хуже другое: к самим детям не прививаются современные формы обучения (познания окружающего мира и конкретного предмета).
Ещё одни «звёзды» — друзья директора или завуча. Таких нужно знать в лицо, а более-менее серьёзные проблемы решать сразу через комитет по образованию.
И моя самая любимая категория — «идиотизм на марше». Очень интересные и подвижные личности. Своё дело любят, занимаются им неистово и яро, но настолько бессистемно и бессвязно, что лучше бы они были просто добрыми и милыми нянями…
Спросите у своего ненаглядного, кто его любимые и нелюбимые учителя и почему, что об учителях думают его сверстники, что он изменил бы в поведении этих учителей и зачем. Не стоит рассчитывать на особую объективность ребёнка, но уловить общий посыл можно.
Общий интеллект и кругозор классного руководителя
Вишенка на торте — мудрый и отважный «вождь краснокожих» — классный руководитель.
Сразу скажу, что роль эта неблагодарная во всех смыслах этого слова, и мне их всех откровенно жаль. Я им искренне сочувствую.
На них сыплются все проблемы класса, и если общий интеллект классного руководителя низковат, а кругозор — узковат, то вместо того, чтобы снимать напряжение, он его добавляет или просто растягивает решение волнующих вопросов.
Есть категория педагогов, замалчивающих проблему. Например, у нас в начальной школе один мальчик иногда бил других детей прямо на уроке при учительнице и срывал сами уроки. Мы об этом узнали случайно через полгода после первого инцидента. Хуже того — наша дочь всегда знала, что обо всех ЧП нужно сообщать нам. Скажу больше — мы регулярно спрашивали у неё, всё ли у неё в порядке в школе, на что всегда был ответ «да».
Нам даже в голову не приходило, что нам нужно было переформулировать вопрос и спросить что-то типа: «происходят ли с тобой или с другими детьми какие-либо неприятные необычные ситуации на переменах или на уроках?»
Ну дети ещё… что с них пока взять…
2.3 Соответствие, количество и качество
В этой части речь пойдёт местами о крючкотворных моментах, на которые иногда не стоит обращать внимания, но если несоответствий слишком много, то это тоже даёт повод задуматься и лучше вникнуть в суть происходящего.
Соответствие фактического расписания со школьным порталом
Школьный портал — он ведь не только для школ и школьников.
Для комитетов и министерств это современный цифровой инструмент планирования и управления с возможностью мониторить ситуацию чуть ли не в режиме реального времени. Это довольно неплохой способ собирать цифры и проводить аналитику.
Например, выявлять слабые или проблемные школы, классы, учителей. Посмотреть, как изменяются одни параметры при изменении других и т. д.
Иногда бывает так, что урока не было — а в расписании он есть. Или по расписанию урок русского языка, а на деле урок рисования и т. д.
Большое количество несоответствий говорит о том, что школа не справляется со своими обязанностями. С какими именно и чем это плохо? Это большой вопрос, требующий конкретного изучения.
Соответствие фактических домашних заданий с данными школьного портала
Другая похожая проблема — несоответствие заданий на портале «как должно быть» с тем, что было на самом деле в школе. По математике, например, в портале указано, что была новая тема про систему уравнений, а по факту — «2+2». Т. е. фактическая программа занятий отстаёт от заданной. Это очень тревожный знак.
Количество и важность тем, которым учителя уделяют мало времени
Менее очевидное для непосвященного родителя — это быстрое прохождение тем или даже пропуск. Каким бы ни был проблемным класс — тут многое зависит от самого учителя.
Например, моя дочь в пятом классе на уроке литературы вместе с классом 2 месяца изучала произведение "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Александра Сергеевича Пушкина и совсем не изучала "Заколдованное место" Николая Васильевича Гоголя, потому что 70-летняя учительница с 40-летним стажем сказала, что «…там и проходить-то нечего, а вот сказка Александра Сергеевича полна мудростей…»
Это при том, что (при всём моём уважении к реформатору русского языка) "Сказка о мертвой царевне…" была написана Пушкиным в результате литературного спора с Василием Андреевичем Жуковским, который написал сказку “Спящая царевна”. Да, гений в этой дуэли вроде бы как победил, произведение отличное — но всё-таки…
Виды, качество и объём классных работ
Принципиальный и важный вопрос: что дети делают на уроках и сколько успевают за 1 урок, ведь уроки — самая содержательная часть походов в школу.
В прошлый раз на аттестации мы целенаправленно общались с учителем математики, чтобы понять уровень успеваемости нашего ребёнка по данному предмету относительно других ребят. У нас к нашей дочери большие вопросы, и мы считаем, что её уровень — 3 балла. После общения с учителем поняли, что на балл выше, но не в этом суть. На наш вопрос учителю, сколько упражнений дети успевают сделать на уроке, она ответила, что иногда ни одного, хотя обычно 1–2.
Наша дочь за те же 40 минут делает 5–8 упражнений.
Другой пример — сочинение. Учитель русского языка в пятом классе за первое полугодие дала задание написать сочинение только один раз, и к тому же — на дому, что на самом деле лишает данное упражнение практической пользы. Самое горькое — она не объяснила детям, как пишется сочинение, и нам пришлось разбираться самим.
Каков итог за типичный день?
Затраты: 6 часов в школе плюс дорога, тяжелый портфель, школьная и спортивная форма, сменная обувь, краски. Результат: 1 «каляка-маляка» по ИЗО, 3 прыжка по физкультуре, 1 упражнение по математике и задание на дом по русскому языку — родителям объяснить, а ребёнку — написать сочинение.
Нравится?
Домашние задания. Типы работ, объем и пропорции между предметами
Не менее важный вопрос — сами домашние задания.
То их слишком много, то их слишком мало.
Иногда по второстепенным предметам заданий гораздо больше, чем по основным.
А некоторые задания так вообще странные, как, например, «книжка-малышка» по литературе. Нужно было самим сделать книгу для детей начальной школы, найти интересные факты про известного писателя и нарисовать иллюстрации. Хочу сказать, что задание само по себе очень интересное, но оно реально непомерно большое (работа для всей семьи) и междисциплинарное. Посудите сами. Информация (найти и адаптировать текст) — литература. Написать — русский язык. Иллюстрации (печатать нельзя) — рисование. Прошить листы и оформить — технология. Минимум 4 предмета и 4 оценки. Мы отказались от задания в такой форме и вместо этого сделали видео. У нас его не приняли и пообещали поставить двойку. Мы ответили «ставьте». Нам сказали «жаль девочку — не будем ставить двойку — делайте задание…». Вкупе с остальными факторами это стало последней каплей, и через 20 часов личное дело дочери вместе со всеми подписанными документами о её переводе на семейное обучение было у меня на руках.
(конец ознакомительного фрагмента)
Свидетельство о публикации №123011807004