17 января. Зосимов день
Зосимов день венчает Святки.
Зосима-пчельник гонит нечисть вспять.
Медку попробуем и хватит.
(Спаси нас, Боже, дай поспать).
Вторник, 17 Января 2023 года. Восход Солнца 08:47, Астрономический полдень: 12:45, Заход Солнца: 16:44, Длина дня: 07:57, Длина ночи: 16:03. С 1 января по 17 января день увеличился на 21 минуту.
17 января (4 января по с.с.) православная церковь отмечает память преподобномученика Зосимы пустынника Киликийского, однако в народной памяти этот день получил иное наименование – день Зосимы Соловецкого – православного святого, основавшего знаменитый Соловецкий монастырь. Этот святой считается покровителем пчеловодов и бортников. Память Зосимы Соловецкого, или Зосимы-пчельника, отмечается 30 апреля, однако 17 января, в день именин Зосимы, народ вспоминает именно его.
Велесовы Святки завершались, поэтому повсеместно изгонялись вон из сёл и деревень черти – пособники нечистой силы. При этом «чертями» в народе называли всяких бывших ряженых колядовщиков, которые всё ещё продолжали, якобы, колядовать, приставать к прохожим, стучатся в окна и двери, просить-требовать жертвы – гостинцев, подарков, сладостей, денег и вина. Люди верили и знали, что напоследок Святок нечистая сила может сотворить много бед, поэтому в день Зосимы-пчельника, который являлся примером честного труженика, принято было «гнать чертей».
Мужики и бабы надевали тулупы наизнанку, выходили группами или толпой во двор и на улицу, прихватив с собой кочерги, ухваты, вилы или рогатины. Во главе процессии несли на вилах горящую смоляную ветошь. Люди ходили от двора ко двору и кричали: «Выходи, нечистая сила!», при этом они веселились, бурно выражали своё отношение к нечистой силе, пели насмешливые частушки, кричали «потешки» - обидные, юморные или сатирические рифмованные «кричалки». Как правило, под видом «изгнания чертей», доставалось тем людям и соседям, которые «промышляли» колядованием с практической целью, вымогая себе подарки, используя праздничную традицию Рождественских и Велесовых Святок.
В Зосимов день устраивали показательное «забивание чёрта»: выбирали какого-нибудь согласного на эту роль (или не согласного) мужика с особо рваном лохматом тулупе и всем миром колотили его, конечно же, в шутку, понарошку, играючи, а то должен был изображать «битого чёрта», вертеться как чёрт на шиле, визжать, кричать, грозиться всем так, что все зрители и участники покатывались со смеху от его кривляний и бесовских плясок.
Мужик-чёрт мог приставать к сельчанам, обращаться за помощью к мужикам и бабам, знакомым и незнакомым, при этом вскрывая неудобную правду их поведения во время празднования Нового года. Рождества, Старого Нового года и Святок. Откровенные действия персонажа народных гуляний «битый чёрт» в традициях скоморохов, юродивых, шутов и деревенских дурачков, которым «всё ни почём» и с которых «взятки – гладки». Люди смеялись и смущались обличениям «битого черта», но не мешали ему, пока на разводили большой костёр (костры), в которых сжигали всякую нечисть (ненужный хлам и святочный праздничный сор и мусор).
Костёр или костры в Зосимов день означали победу людей над нечистой силой, страшными Святками, набегом нечисти. Люди не только бросали в огонь всё ненужное, плохое, ветхое и нечистое, но и сами прыгали с разбега сквозь пламя, тем самым очищаясь от всякой нечистоты, нездоровья, горестей-напастей, прилипчивых сестёр-лихорадок, тревог и сомнений. Парни и девушки парами прыгали через огонь костра, чтобы укрепить здоровье, заручиться счастьем, испытать свою дружку, влюблённость, будущий семейный союз.
Вечером в Зосимов день люди выходили на крыльцо и глядели в звёздное небо: если созвездие Большой Медведицы оказывалось справа от человека, то это означало, что святочные гадания на суженого непременно сбудутся; если же перед человеком была россыпь звёзд Млечного пути, значит, предстояло жить ещё один год в ожидании подходящего жениха.
В Зосимов день смотрели приметы погоды. Главная погодная примета Зосимы-пчельника: если 17 января (4 января по с.с.) алая заря, то это к ветреной погоде. Если в этот день много снега, то новый год будет медовым, поэтому, чтобы уважить святого Зосиму-пчельника, на стол обязательно ставили мед и лакомства из него – медовые пряники, или медовые леденцы-конфеты. Если небо было чистым с полной луной, то это предвещало сильное весеннее половодье; если при безоблачном небе было ещё и морозно, значит, холода будут длиться долго.
17 января (4 января по с.с.) в день 32-й седмицы по Пятидесятнице православная церковь отмечает Предпразднство Богоявления; память Собора 70-ти апостолов; прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800); свт. Евстафия I, архиепископа Сербского (ок. 1285); прп. Ахилы Печерского, диакона, в Дальних пещерах (XIV); прмч. Зосимы пустынника и мч. Афанасия (III–IV); сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева, пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова, пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына, пресвитера (1941).
Собор святых 70-ти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Эти 70 апостолов были призваны и избраны, чтобы «благовествовать Евангелие всей вселенной». Они «по
сошествии (на них) Святого Духа проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, (например) как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие; многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти».
Вот они – 70 апостолов Православной Церкви:
Апостол от 70-ти Филимон Газский, епископ
Апостол от 70-ти Крискент Галатийский, епископ
Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон
Апостол от 70-ти Тихик Колофонский, епископ
Апостол от 70-ти Кифа Иконийский (Колофонский), епископ
Апостол от 70-ти Крисп Эгинский
Апостол от 70-ти Лин, папа Римский
Апостол от 70-ти Силуан Солунский (Фессалоникийский), епископ
Апостол от 70-ти Андроник Паннонийский, епископ
Апостол от 70-ти Гаий Ефесский, епископ
Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский, епископ
Апостол от 70-ти Трофим
Апостол от 70-ти Климент, епископ
Апостол от 70-ти Сила Коринфский, епископ
Апостол от 70-ти Иасон Тарсийский, Керкирский, епископ
Апостол от 70-ти Флегонт Марафонский, епископ
Апостол от 70-ти Аристарх Апамейский, епископ
Апостол от 70-ти Лука Евангелист, иконописец
Апостол от 70-ти Анания Дамасский, епископ
Апостол от 70-ти Сосфен Колофонский, епископ
Апостол от 70-ти Фаддей Едесский, Бейрутский, епископ
Апостол от 70-ти Филипп, диакон
Апостол от 70-ти Прохор Никомидийский, епископ
Апостол от 70-ти Тимофей Ефесский, епископ
Апостол от 70-ти Тит Критский, епископ
Апостол от 70-ти Епенет Карфагенский, епископ
Апостол от 70-ти Кесарь Диррахийский, епископ
Апостол от 70-ти Пуд
Апостол от 70-ти Руф Фивский, епископ
Апостол от 70-ти Ерм (Ермий) Далматский, епископ
Апостол от 70-ти Артема Листрийский, епископ
Апостол от 70-ти Епафродит Адриакский, сподвижник ап. Павла, епископ
Апостол от 70-ти Патров Неаполитанский и Путеольский, епископ
Апостол от 70-ти Урван Македонский, епископ
Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
Апостол от 70-ти Аполлос (Апеллий) Александриец, Критский, Кесарийский, Смирнский, епископ
Апостол от 70-ти Пармен, диакон
Апостол от 70-ти Архипп Колосский, епископ
Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
Апостол от 70-ти Куарт (Кварт) Беритский (Бейрутский), епископ
Апостол от 70-ти Лукий (Лука) Лаодикийский, епископ
Апостол от 70-ти Варнава (Иосия) Медиоланский, Кипрский, епископ
Апостол от 70-ти Олимп (Олимпан)
Апостол от 70-ти Тимон Бострийский, епископ
Апостол от 70-ти Сосипатр Иконийский, Керкирский, епископ
Апостол от 70-ти Алфей Капернаумский
Апостол от 70-ти Онисифор Колофонский, епископ
Апостол от 70-ти Асинкрит Гирканский, епископ
Апостол от 70-ти Фортунат
Апостол от 70-ти Варсава (Иосиф, Иуст), Елевферопольский, епископ
Апостол от 70-ти Тертий (Терентий) Иконийский, епископ
Апостол от 70-ти Карп Берийский (Македонский), епископ
Апостол от 70-ти Филолог Синопский, епископ
Апостол от 70-ти Симеон Нигер
Апостол от 70-ти Стахий Византийский, епископ
Апостол от 70-ти Епафрас Колосский и Иерапольский
Апостол от 70-ти Иаков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ
Апостол от 70-ти Ахаик
Апостол от 70-ти Аристовул Вританийский (Британский), епископ
Апостол от 70-ти Зина Законник, Диоспольский (Лиддский), епископ
Апостол от 70-ти Амплий Диоспольский, епископ
Апостол от 70-ти Никанор, диакон
Апостол от 70-ти Евод Антиохийский, епископ
Апостол от 70-ти Симеон Иерусалимский, сродник Господень по плоти, епископ
Апостол от 70-ти Наркисс Афинский, епископ
Священномученик Климент Римский, папа Римский
Апостол от 70-ти Ераст Панеадский, епископ
Апостол от 70-ти Апеллий (Апелле;с) Ираклийский (Фракийский), епископ
Апостол от 70-ти Онисим
Апостол от 70-ти Родион (Иродион) Патрасский, епископ
Апостол от 70-ти Клеопа, брат Иосифа Обручника
Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
Апостол от 70-ти Акила Гераклейский, епископ
Апостол от 70-ти Агав
Апостол от 70-ти Марк (Иоанн), Вивлейский, епископ
Апостол от 70-ти Марк Аполлониадский, епископ.
Кондак Собору семидесяти апостол, глас 2:
Христовых учеников лик семьдесят
Божественно, вернии, в песнех восхвалим,
теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,
и пребывают светильницы Божественныя веры.
Перевод:
Святое собрание семидесяти Христовых учеников, верующие, молитвенными песнопениями прославим, ибо они научили нас почитать Троицу Нераздельную и являются светильниками Божественной веры.
Мученик Зосима Киликийский пустынник, память которого отмечается православной церковью 17 января (4 января по с.с.), жил в IV веке. Однажды во время охоты правитель Киликии Дометиан увидел старца, который мирно и ласково разговаривал с окружившими его дикими зверями. Завидев охотников, звери разбежались. Старцу учинили допрос – кто он и почему живёт в пустыне. Старец ответил, что зовут его Зосима, что он христианин и не может жить в городе с врагами Господа Иисуса Христа, поэтому и живет один среди зверей. Услышав такое, Дометиан пригрозил: «Если ты почитаешь Назарянина, я в Назарете предам тебя всенародно жестоким мукам, и ты откажешься от Христа». На вопрос, каким волшебством Зосима укрощает диких зверей, старец отвечал одно: «Я – христианин».
Зосима пустынник из Киликии был доставлен в Назарет и начались мучительные пытки над ним. Старца повесили вниз головой, привязав к шее большой камень, и стали рвать тело железными крюками. Мучители искушали страдальца: «Если звери тебя слушают, прикажи придти сюда кому-нибудь из них и мы тогда уверуем в твоего Бога». Святой мученик обратился с молитвой к Богу, и внезапно прибежал огромный лев. Все в страхе разбежались, а лев подошёл к старцу и стал лапой поддерживать камень, привязанный к шее мученика. Правитель Дометиан стал просить мученика Зосиму укротить зверя и приказал развязать святого, чтобы отвезти его к императору, но святой Зосима тут же скончался, предав свою чистую душу Богу.
(Источник цитатных данных: «Страдание святого мученика Зосимы пустынника» в изложении свт. Димитрия Ростовского, или «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского» / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.).
Сказочная история Зосимы пустынника Киликийского, конечно же, понравилась славянскому и русскому народу, потому что была созвучна с их древними языческими представлениями, но все хорошо понимали её сказочность, далёкость во времени и пространстве, некоторую легковерность, рассчитанную на совсем простые и чистые верящие души. Гораздо ближе в этот день 4 января по с.с. (17 января по н.с.) было уже рабочее, деловое и обычное настроение, желание завершить Велесовы Святки не обильным застольем, на которое уже не хватало средств, а чем-то лакомым и сладким, Самое ценное и доступное в древности целебное и вкусное лакомство, которое хорошо и долго сохранялось – это был мёд и медовые продукты. Вот почему этот день стал днём святого Зосимы Соловецкого, Зосимы-пчельника.
«Чтобы из дома ушли все злые силы, вводящие человека в грех и мешающие ему жить, 17 января необходимо взять икону и обойти с ней вокруг дома, читая молитву» - сказано в энциклопедиях по русским традициям, обычаям и обрядам. В Зосимов день можно было узнать, сбудется загаданное желание или нет, поэтому в этот день и вечер люди, особенно молодые девушки-невесты, чутко прислушивались и приглядывались к разного рода приметам, слушали рассказы и мнения старших в доме или приглашённых специально для гадания старух-повитух, знахарей и знахарок, которых потчевали мёдом-сахарком с пряниками и самоварным чаем.
В Зосимов день нельзя было особо трудиться и делать какие-либо трудные или большие дела, но по хозяйству уже трудились вовсю, ухаживая за скотиной, детьми, домашними животными, убираясь в доме, готовя обычную и праздничную (десертную) еду и угощение. 17 января (4 января по с.с.) проявлялись в людях не праздные настроения, а деловые, практические и люди примечали, кто из сельчан и деревенских в этот день проявляет себя сильным и независимым, кто не боится трудностей и проблем, кто легко принимают важные решения, кто умеют видеть и слушать, понимать с полуслова, примечать намёки, видеть и понимать взгляды, делать правильные выводы бенз слов и объяснений.
Праздники Новогодья, Рождества и Святок заканчивались, пора было начинать жить по-настоящему, в полную силу, а для этого нужно серьёзное отношение во всему, самоорганизация, сильный характер, воля, целеустремлённость, профессионализм в работе и в жизни. Вот почему люди в Зосимов день, в день Зосимы-пчельника трудились «аки пчёлы», слушали и читали жития святых апостолов – высших авторитетов православного мировоззрения.
Именины в этот день отмечают: Александр, Аристарх, Артём, Архип, Афанасий, Денис, Ефим, Иосиф, Карп, Климент, Марк, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Семён, Степан, Терентий, Тимофей, Трофим, Фаддей и Филипп. Такое обилие именинников неизбежно создаёт хорошее бодрое настроение и подвигает их к скромному «именитому» (славному) застолью с угощением медовухой и чаем с мёдом и пряниками.
Люди, рождённые 17 января (4 января по с.с.) динамичные, решительные и прагматичные, они предпочитают действовать напрямик. Этих людей отличают независимость и нацеленность на успех; они любят перемены и приключения в жизни, которые не дают им скучать. Если их жизнь однообразна, то они испытывают беспокойство и нетерпение. Они уверены в себе и работа у них идёт лучше всего, если они твёрдо верят в успех своего дела. Эти люди нуждаются в стимуле к действию, во вдохновении и озарении, поэтому они полны надежд на достижение каких-либо целей, своих великих планов. Эти люди очень сообразительные, у них быстрая реакция, они умеют быстро оценить ситуацию, выбрать правильное решение и действие, совершить продуманный и верный поступок. Они отличаются собранностью, основательностью, здравым смыслом и глубиной своего мышления. У них врождённое деловое чутьё, они умеют превращать свои способности в источник дохода и не упускают воспользоваться своими возможностями и обстоятельствами. Они честолюбивы, как говорится «метят высоко», часто инстинктивно стремятся к доминированию, к власти и личному влиянию. Они излучают оптимизм и энтузиазм, умеют вести за собой людей. Жти люди – хорошие организаторы и прирождённые лидеры. При этом они могут быть великодушными и милосердными, а их уверенность в себе привлекает к ним окружающих. Всё это в совокупности увеличивает вероятность их природной удачливости. Иногда они страдают от своей чрезмерной эмоциональности и нервного напряжения, от медлительности соображения окружающих их людей, отсутствия должной их отзывчивости и поддержки, но это не мешает им быть самими собой. Главное для этих людей – не предавать себя и свои принципы здорового образа жизни, не терять и не зарывать свой талант в землю, в быт, в нелюбимое дело, при этом строго следить за своим здоровьем, иначе можно сгореть как восковая свечка, вспыхнув напоследок ярким всплеском света своей Личности…
Свидетельство о публикации №123011700739