17 января. Зосимов день

17 января. Зосимов день. Зосима Киликийский. Зосима-пчельник. Зосима Соловецкий.

Зосимов день венчает Святки.
Зосима-пчельник гонит нечисть вспять.
Медку попробуем и хватит.

(Спаси нас, Боже, дай поспать).
 
Вторник, 17 Января 2023 года. Восход Солнца 08:47, Астрономический полдень: 12:45, Заход Солнца: 16:44, Длина дня: 07:57, Длина ночи: 16:03. С 1 января по 17 января день увеличился на 21 минуту.

17 января (4 января по с.с.) православная церковь отмечает память преподобномученика Зосимы пустынника Киликийского, однако в народной памяти этот день получил иное наименование – день Зосимы Соловецкого – православного святого, основавшего знаменитый Соловецкий монастырь. Этот святой считается покровителем пчеловодов и бортников. Память Зосимы Соловецкого, или Зосимы-пчельника, отмечается 30 апреля, однако 17 января, в день именин Зосимы, народ вспоминает именно его.

Велесовы Святки завершались, поэтому повсеместно изгонялись вон из сёл и деревень черти – пособники нечистой силы. При этом «чертями» в народе называли всяких бывших ряженых колядовщиков, которые всё ещё продолжали, якобы, колядовать, приставать к прохожим, стучатся в окна и двери, просить-требовать жертвы – гостинцев, подарков, сладостей, денег и вина. Люди верили и знали, что напоследок Святок нечистая сила может сотворить много бед, поэтому в день Зосимы-пчельника, который являлся примером честного труженика, принято было «гнать чертей».

Мужики и бабы надевали тулупы наизнанку, выходили группами или толпой во двор и на улицу, прихватив с собой кочерги, ухваты, вилы или рогатины. Во главе процессии несли на вилах горящую смоляную ветошь. Люди ходили от двора ко двору и кричали: «Выходи, нечистая сила!», при этом они веселились, бурно выражали своё отношение к нечистой силе, пели насмешливые частушки, кричали «потешки» - обидные, юморные или сатирические рифмованные «кричалки». Как правило, под видом «изгнания чертей», доставалось тем людям и соседям, которые «промышляли» колядованием с практической целью, вымогая себе подарки, используя праздничную традицию Рождественских и Велесовых Святок.

В Зосимов день устраивали показательное «забивание чёрта»: выбирали какого-нибудь согласного на эту роль (или не согласного) мужика с особо рваном лохматом тулупе и всем миром колотили его, конечно же, в шутку, понарошку, играючи, а то должен был изображать «битого чёрта», вертеться как чёрт на шиле, визжать, кричать, грозиться всем так, что все зрители и участники покатывались со смеху от его кривляний и бесовских плясок.

Мужик-чёрт мог приставать к сельчанам, обращаться за помощью к мужикам и бабам, знакомым и незнакомым, при этом вскрывая неудобную правду их поведения во время празднования Нового года. Рождества, Старого Нового года и Святок. Откровенные действия персонажа народных гуляний «битый чёрт» в традициях скоморохов, юродивых, шутов и деревенских дурачков, которым «всё ни почём» и с которых «взятки – гладки». Люди смеялись и смущались обличениям «битого черта», но не мешали ему, пока на разводили большой костёр (костры), в которых сжигали всякую нечисть (ненужный хлам и святочный праздничный сор и мусор).

Костёр или костры в Зосимов день означали победу людей над нечистой силой, страшными Святками, набегом нечисти. Люди не только бросали в огонь всё ненужное, плохое, ветхое и нечистое, но и сами прыгали с разбега сквозь пламя, тем самым очищаясь от всякой нечистоты, нездоровья, горестей-напастей, прилипчивых сестёр-лихорадок, тревог и сомнений. Парни и девушки парами прыгали через огонь костра, чтобы укрепить здоровье, заручиться счастьем, испытать свою дружку, влюблённость, будущий семейный союз.

Вечером в Зосимов день люди выходили на крыльцо и глядели в звёздное небо: если созвездие Большой Медведицы оказывалось справа от человека, то это означало, что святочные гадания на суженого непременно сбудутся; если же перед человеком была россыпь звёзд Млечного пути, значит, предстояло жить ещё один год в ожидании подходящего жениха.

В Зосимов день смотрели приметы погоды. Главная погодная примета Зосимы-пчельника: если 17 января (4 января по с.с.) алая заря, то это к ветреной погоде. Если в этот день много снега, то новый год будет медовым, поэтому, чтобы уважить святого Зосиму-пчельника, на стол обязательно ставили мед и лакомства из него – медовые пряники, или медовые леденцы-конфеты. Если небо было чистым с полной луной, то это предвещало сильное весеннее половодье; если при безоблачном небе было ещё и морозно, значит, холода будут длиться долго.

17 января (4 января по с.с.) в день 32-й седмицы по Пятидесятнице православная церковь отмечает Предпразднство Богоявления; память Собора 70-ти апостолов; прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800); свт. Евстафия I, архиепископа Сербского (ок. 1285); прп. Ахилы Печерского, диакона, в Дальних пещерах (XIV); прмч. Зосимы пустынника и мч. Афанасия (III–IV); сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева, пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова, пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына, пресвитера (1941).

Собор святых 70-ти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Эти 70 апостолов были призваны и избраны, чтобы «благовествовать Евангелие всей вселенной». Они «по
сошествии (на них) Святого Духа проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, (например) как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие; многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти».

Вот они – 70 апостолов Православной Церкви:

Апостол от 70-ти Филимон Газский, епископ
Апостол от 70-ти Крискент Галатийский, епископ
Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон
Апостол от 70-ти Тихик Колофонский, епископ
Апостол от 70-ти Кифа Иконийский (Колофонский), епископ
Апостол от 70-ти Крисп Эгинский
Апостол от 70-ти Лин, папа Римский
Апостол от 70-ти Силуан Солунский (Фессалоникийский), епископ
Апостол от 70-ти Андроник Паннонийский, епископ
Апостол от 70-ти Гаий Ефесский, епископ
Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский, епископ
Апостол от 70-ти Трофим
Апостол от 70-ти Климент, епископ
Апостол от 70-ти Сила Коринфский, епископ
Апостол от 70-ти Иасон Тарсийский, Керкирский, епископ
Апостол от 70-ти Флегонт Марафонский, епископ
Апостол от 70-ти Аристарх Апамейский, епископ
Апостол от 70-ти Лука Евангелист, иконописец
Апостол от 70-ти Анания Дамасский, епископ
Апостол от 70-ти Сосфен Колофонский, епископ
Апостол от 70-ти Фаддей Едесский, Бейрутский, епископ
Апостол от 70-ти Филипп, диакон
Апостол от 70-ти Прохор Никомидийский, епископ
Апостол от 70-ти Тимофей Ефесский, епископ
Апостол от 70-ти Тит Критский, епископ
Апостол от 70-ти Епенет Карфагенский, епископ
Апостол от 70-ти Кесарь Диррахийский, епископ
Апостол от 70-ти Пуд
Апостол от 70-ти Руф Фивский, епископ
Апостол от 70-ти Ерм (Ермий) Далматский, епископ
Апостол от 70-ти Артема Листрийский, епископ
Апостол от 70-ти Епафродит Адриакский, сподвижник ап. Павла, епископ
Апостол от 70-ти Патров Неаполитанский и Путеольский, епископ
Апостол от 70-ти Урван Македонский, епископ
Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
Апостол от 70-ти Аполлос (Апеллий) Александриец, Критский, Кесарийский, Смирнский, епископ
Апостол от 70-ти Пармен, диакон
Апостол от 70-ти Архипп Колосский, епископ
Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
Апостол от 70-ти Куарт (Кварт) Беритский (Бейрутский), епископ
Апостол от 70-ти Лукий (Лука) Лаодикийский, епископ
Апостол от 70-ти Варнава (Иосия) Медиоланский, Кипрский, епископ
Апостол от 70-ти Олимп (Олимпан)
Апостол от 70-ти Тимон Бострийский, епископ
Апостол от 70-ти Сосипатр Иконийский, Керкирский, епископ
Апостол от 70-ти Алфей Капернаумский
Апостол от 70-ти Онисифор Колофонский, епископ
Апостол от 70-ти Асинкрит Гирканский, епископ
Апостол от 70-ти Фортунат
Апостол от 70-ти Варсава (Иосиф, Иуст), Елевферопольский, епископ
Апостол от 70-ти Тертий (Терентий) Иконийский, епископ
Апостол от 70-ти Карп Берийский (Македонский), епископ
Апостол от 70-ти Филолог Синопский, епископ
Апостол от 70-ти Симеон Нигер
Апостол от 70-ти Стахий Византийский, епископ
Апостол от 70-ти Епафрас Колосский и Иерапольский
Апостол от 70-ти Иаков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ
Апостол от 70-ти Ахаик
Апостол от 70-ти Аристовул Вританийский (Британский), епископ
Апостол от 70-ти Зина Законник, Диоспольский (Лиддский), епископ
Апостол от 70-ти Амплий Диоспольский, епископ
Апостол от 70-ти Никанор, диакон
Апостол от 70-ти Евод Антиохийский, епископ
Апостол от 70-ти Симеон Иерусалимский, сродник Господень по плоти, епископ
Апостол от 70-ти Наркисс Афинский, епископ
Священномученик Климент Римский, папа Римский
Апостол от 70-ти Ераст Панеадский, епископ
Апостол от 70-ти Апеллий (Апелле;с) Ираклийский (Фракийский), епископ
Апостол от 70-ти Онисим
Апостол от 70-ти Родион (Иродион) Патрасский, епископ
Апостол от 70-ти Клеопа, брат Иосифа Обручника
Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
Апостол от 70-ти Акила Гераклейский, епископ
Апостол от 70-ти Агав
Апостол от 70-ти Марк (Иоанн), Вивлейский, епископ
Апостол от 70-ти Марк Аполлониадский, епископ.

Кондак Собору семидесяти апостол, глас 2:

Христовых учеников лик семьдесят
Божественно, вернии, в песнех восхвалим,
теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,
и пребывают светильницы Божественныя веры.

Перевод:
Святое собрание семидесяти Христовых учеников, верующие, молитвенными песнопениями прославим, ибо они научили нас почитать Троицу Нераздельную и являются светильниками Божественной веры.

Мученик Зосима Киликийский пустынник, память которого отмечается православной церковью 17 января (4 января по с.с.), жил в IV веке. Однажды во время охоты правитель Киликии Дометиан увидел старца, который мирно и ласково разговаривал с окружившими его дикими зверями. Завидев охотников, звери разбежались. Старцу учинили допрос – кто он и почему живёт в пустыне. Старец ответил, что зовут его Зосима, что он христианин и не может жить в городе с врагами Господа Иисуса Христа, поэтому и живет один среди зверей. Услышав такое, Дометиан пригрозил: «Если ты почитаешь Назарянина, я в Назарете предам тебя всенародно жестоким мукам, и ты откажешься от Христа». На вопрос, каким волшебством Зосима укрощает диких зверей, старец отвечал одно: «Я – христианин».

Зосима пустынник из Киликии был доставлен в Назарет и начались мучительные пытки над ним. Старца повесили вниз головой, привязав к шее большой камень, и стали рвать тело железными крюками. Мучители искушали страдальца: «Если звери тебя слушают, прикажи придти сюда кому-нибудь из них и мы тогда уверуем в твоего Бога». Святой мученик обратился с молитвой к Богу, и внезапно прибежал огромный лев. Все в страхе разбежались, а лев подошёл к старцу и стал лапой поддерживать камень, привязанный к шее мученика. Правитель Дометиан стал просить мученика Зосиму укротить зверя и приказал развязать святого, чтобы отвезти его к императору, но святой Зосима тут же скончался, предав свою чистую душу Богу.

(Источник цитатных данных: «Страдание святого мученика Зосимы пустынника» в изложении свт. Димитрия Ростовского, или «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского» / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.).

Сказочная история Зосимы пустынника Киликийского, конечно же, понравилась славянскому и русскому народу, потому что была созвучна с их древними языческими представлениями, но все хорошо понимали её сказочность, далёкость во времени и пространстве, некоторую легковерность, рассчитанную на совсем простые и чистые верящие души. Гораздо ближе в этот день 4 января по с.с. (17 января по н.с.) было уже рабочее, деловое и обычное настроение, желание завершить Велесовы Святки не обильным застольем, на которое уже не хватало средств, а чем-то лакомым и сладким, Самое ценное и доступное в древности целебное и вкусное лакомство, которое хорошо и долго сохранялось – это был мёд и медовые продукты. Вот почему этот день стал днём святого Зосимы Соловецкого, Зосимы-пчельника.

«Чтобы из дома ушли все злые силы, вводящие человека в грех и мешающие ему жить, 17 января необходимо взять икону и обойти с ней вокруг дома, читая молитву» - сказано в энциклопедиях по русским традициям, обычаям и обрядам. В Зосимов день можно было узнать, сбудется загаданное желание или нет, поэтому в этот день и вечер люди, особенно молодые девушки-невесты, чутко прислушивались и приглядывались к разного рода приметам, слушали рассказы и мнения старших в доме или приглашённых специально для гадания старух-повитух, знахарей и знахарок, которых потчевали мёдом-сахарком с пряниками и самоварным чаем.

В Зосимов день нельзя было особо трудиться и делать какие-либо трудные или большие дела, но по хозяйству уже трудились вовсю, ухаживая за скотиной, детьми, домашними животными, убираясь в доме, готовя обычную и праздничную (десертную) еду и угощение. 17 января (4 января по с.с.) проявлялись в людях не праздные настроения, а деловые, практические и люди примечали, кто из сельчан и деревенских в этот день проявляет себя сильным и независимым, кто не боится трудностей и проблем, кто легко принимают важные решения, кто умеют видеть и слушать, понимать с полуслова, примечать намёки, видеть и понимать взгляды, делать правильные выводы бенз слов и объяснений.

Праздники Новогодья, Рождества и Святок заканчивались, пора было начинать жить по-настоящему, в полную силу, а для этого нужно серьёзное отношение во всему, самоорганизация, сильный характер, воля, целеустремлённость, профессионализм в работе и в жизни. Вот почему люди в Зосимов день, в день Зосимы-пчельника трудились «аки пчёлы», слушали и читали жития святых апостолов – высших авторитетов православного мировоззрения.

Именины в этот день отмечают: Александр, Аристарх, Артём, Архип, Афанасий, Денис, Ефим, Иосиф, Карп, Климент, Марк, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Семён, Степан, Терентий, Тимофей, Трофим, Фаддей и Филипп. Такое обилие именинников неизбежно создаёт хорошее бодрое настроение и подвигает их к скромному «именитому» (славному) застолью с угощением медовухой и чаем с мёдом и пряниками.

Люди, рождённые 17 января (4 января по с.с.) динамичные, решительные и прагматичные, они предпочитают действовать напрямик. Этих людей отличают независимость и нацеленность на успех; они любят перемены и приключения в жизни, которые не дают им скучать. Если их жизнь однообразна, то они испытывают беспокойство и нетерпение. Они уверены в себе и работа у них идёт лучше всего, если они твёрдо верят в успех своего дела. Эти люди нуждаются в стимуле к действию, во вдохновении и озарении, поэтому они полны надежд на достижение каких-либо целей, своих великих планов. Эти люди очень сообразительные, у них быстрая реакция, они умеют быстро оценить ситуацию, выбрать правильное решение и действие, совершить продуманный и верный поступок. Они отличаются собранностью, основательностью, здравым смыслом и глубиной своего мышления. У них врождённое деловое чутьё, они умеют превращать свои способности в источник дохода и не упускают воспользоваться своими возможностями и обстоятельствами. Они честолюбивы, как говорится «метят высоко», часто инстинктивно стремятся к доминированию, к власти и личному влиянию. Они излучают оптимизм и энтузиазм, умеют вести за собой людей. Жти люди – хорошие организаторы и прирождённые лидеры. При этом они могут быть великодушными и милосердными, а их уверенность в себе привлекает к ним окружающих. Всё это в совокупности увеличивает вероятность их природной удачливости. Иногда они страдают от своей чрезмерной эмоциональности и нервного напряжения, от медлительности соображения окружающих их людей, отсутствия должной их отзывчивости и поддержки, но это не мешает им быть самими собой. Главное для этих людей – не предавать себя и свои принципы здорового образа жизни, не терять и не зарывать свой талант в землю, в быт, в нелюбимое дело, при этом строго следить за своим здоровьем, иначе можно сгореть как восковая свечка, вспыхнув напоследок ярким всплеском света своей Личности…


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →