Каков был основной закон на Руси
Все ее жители назывались русинами или русскими. Высшей властью было народное собрание - мир, копа или вече, которое существовало во всех русских городах и общинах. Мир судил, утверждал правила, призывал или прогонял князей, то есть временный орган поддержания правопорядка. Русские говорили: «Мир запоёт, так камень треснет», «С миром не поспоришь», «На мир и суда нет», «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Как миром положено, так тому и быть». Изначально власть на Руси принадлежала, как и в греческом полисе, всем свободным людям. Это мы видим и в русских былинах, где царь или князь, не приказывает, а просит. Например, в былине про Никиту Кожемяку тот отказывает царю в просьбе защитить Киев от змея и согласился лишь, когда царь привёл 5 тыс. детей, слезно его просивших.
Древнерусское общество было обществом равных. Но затем в процессе укрепления власти феодалов, нашествия монголов, литовско-польской оккупации «Русская правда» изменялась и вытеснялась Магдебургским правом и личной властью правителей. В итоге она исчезла, а большинство свободных людей превратилось в крепостных. Так Русь прошла универсальный исторический путь от родоплеменного сообщества к самодержавной империи.
«Русская правда» во многом сформировала русский национальный характер, например, состояние опьянения в ней было не отягощающим, а смягчающим обстоятельством преступления.
Преступление определялось не как нарушение обычая или княжеской воли, а как «обида», то есть причинение морального или материального ущерба.
Тяжелой обидой одинаково считалось нанесение увечий и оскорбление действием, например, удар чашей или мечом в ножнах.
Высшей мерой наказания по «Русской Правде» были поток и разграбление, то есть отъём имущества и выдача преступника вместе с семьей в рабство. Она назначалась только в трех случаях: за разбойное убийство, поджог и конокрадство.
В «Русской правде» не было такого наказания как смертная казнь, за все нарушения взималась вира (штраф), причем платила её вся община, в которую входил убийца. Вора же, однако, можно было убить на месте преступления безнаказанно.
Свод русских законов делил народ на свободных и зависимых людей. Все свободные были равны, но князья, бояре, княжьи мужи уже были «равнее» других. Так за убийство Ябетника (судебного пристава) взималась двойная вира.
Если установить виновника преступления было затруднительно ввиду отсутствия свидетелей, истец или ответчик «шли на роту», то есть подвергались физическому испытанию водой или железом. Если человек выносил испытание, то считалось, что Бог ему помогает, и он говорит правду. В более простых ситуациях ограничивались крестоцелованием. Русские верили, что поцеловав крест или икону человек не может лгать, иначе попадёт в ад.
Свободные люди выполняли повинности и платили налоги, но не князьям, а в пользу государственной казны, из которой уже по решению мира выплачивалось вознаграждение князьям, боярам и духовенству за их услуги миру.
К свободным людям относились посадские - боярство, духовенство, купечество, ремесленники и рабочие, они жили в городах, и их было не много. Подавляющее большинство составляли земледельцы - общинники миряне, их называли смерды. Возможно, слово это произошло от санскритского «марта», «смертный», либо это одна из форм слова «мирянин». Смерды могли передавать по наследству своё имущество и выступать на суде.
Были и подневольные люди, холопы или рабы - захваченные в плен враги и бывшие свободные соплеменники. Их имущество принадлежало их господам, они не имели прав в суде, за них нёс ответственность хозяин. За убийство холопа бралась вира как за порчу имущества.
Свободные люди становились рабами через невыплаченный долг, самопродажу, рождение от холопа, замужество за холопа и преступление. Преступника община могла выдать истцу «головой», поклясться своей головою значило поставить на кон личную свободу.
Был и переходный статус между свободным и холопом, «закуп» - так именовался человек, отрабатывающий долг («купу»), поскольку не мог выплатить долг деньгами или имуществом. Если он пытался бежать не расплатившись, то обращался в холопа. Обычно закупами становились смерды после неурожая, объем и условия отработки определялись заёмщиком, что нередко создавало условия для закабаления должников. Долговые отношения в «Русской правде» были утверждены при Владимире Мономахе после восстания закупов в 1113 г. Тогда киевляне разнесли усадьбу коррумпированного иудейскими ростовщиками тысяцкого (мэра города) Путяты Вышатича и ринулись в иудейский квартал, его обитатели спаслись в каменной синагоге, но их дома были разгромлены, а все переведённые в холопы русины освобождены.
При Мономахе же «Русская правда» расширилась до 121 статьи. Было запрещено наказывать и отнимать имущество закупа, но и права закупа были урезаны. В суде как свидетель он мог выступать только в особых случаях. Если закуп совершал правонарушение, его кредитор платил за него штраф, но сам закуп уже мог быть «выдан головой».
Как ни прискорбно это сознавать, несмотря на минувшие 900 лет свободные люди могут превратиться фактически в рабов и в наши дни. Общество расслоилось по имущественному статусу, бедняки становятся хроническими должниками банков, теряют права и как закупы двигаются в сторону полной нищеты и несвободы.
Свидетельство о публикации №123011704542