Исследование притчи Накшбанди

НАКШБАНДИ


Учитель  дервишей,  великий  Накшбанди,
Вёл  разговор  на  главной  площади  столицы.
Лазурь  мечетей  восходила  от  земли,
И  улетали  ввысь  премудрости  жар-птицы.

          Но  вот  случайно  в  круг  собравшихся  вошёл
          Бродячий  дервиш,  что  из  братства  Маламати, -
         «Людьми  укора»  называли,  «светом  шор»...
          И  разговор  прервался,  будто  бы…  некстати.
 
                -  Идёшь  откуда  ты?  Скажи,  любезный  друг?   
         Так  суфий  суфия  приветствует  обычно,
                -  Я  представленья  не  имею,  путь мой - круг, -
Шутя, ответил,  осмотревшись  вскользь,  тактично.

А уж вокруг  зашелестели:
-  Пустозвон!
Учитель,  строго  ход  беседы  соблюдая,
Вопрос  второй  ему,  повысив  голос,  тон:
-  Куда  идёшь  ты?  -  а  в  ответ  опять, -
 -  Не  знаю.
          -  А  что  есть  Бог?  -  опять,
-  Не  знаю.
-  Что  есть  зло?...
          -  А  что же  правильно?  - 
Тут  дервиш  улыбнулся:
           -  Да  то,  что  нравится,  и  что  мне  хорошо!

           -  А  что  неправильно?
-   Что  плохо  мне,  -  запнулся...

                И  тут  толпа  во  гневе  прочь  его  смела.
                Но  он  ушёл  целенаправленно  и  смело
                В  том  направлении,  что  значит  - никуда...
               
А  Накшбанди  сказал:
 -  Он  сделал  свое  дело!

«Людьми  укора»  называли  только  тех, кто,  словно  зеркало,  покажет  отраженье того,  что  мы не  видим,  просто не  успев  заметить  то,  что  затмевает  самомненье.


Когда  ты  делом  занят истинно своим, то  любопытным  ты  не станешь объяснять, и  даже  тем,  кто жаждет  видеть  и  понять поток  всех  дел  и  русло действий вместе  с  ним...  Любая  внешняя оценка  этих  дел второстепенна  тем,  кто сутью овладел.




    Разбор суфийских притч следует делать самостоятельно, но для тех, кто впервые читает  такие тексты, поясню. В самом начале обычно заложен "краеугольный" камень, о который читателю нужно бы споткнуться... то есть, не просто внимательно прочесть начало сказки, а  «включиться» сознанием. Например, так.
Учитель  дервишей,  великий  Накшбанди
Вёл  разговор  на  главной  площади  столицы.

На что следует обратить внимание тут? На то, что перед нами не учитель людей, собравшихся на площади, а учитель дервишей! Что он просто вёл разговор, а не учил! Ибо не было рядом учеников, а лишь любопытные, считающие, что вполне понимают великого Учителя. Обратите внимание на то, что главная площадь восточной столицы обычно базарная,  то есть, это место, где собираются болтающие торгаши и покупатели, а не ученики...

Тем не менее, суфий – человек в миру, но не от мира - несёт свет знания именно в тёмную толпу простого народа.  Обычным разговором, необычными ответами, мимолётной мудрой беседой можно достичь большего, чем  поучением.

Учитель дервишей узнал вошедшего в толпу суфия и приветствовал его в соответствии с традицией, имеющей важное значение для суфиев.  Понимая, что собравшиеся не в состоянии извлечь пользу немедленно от их разговора друг с другом, они все же демонстрируют его на публике,  реагирующей «правильно» на «болтуна»,  в котором та не способна увидеть своё отражение.   В притче говорится:
А уж вокруг  зашелестели:  -  Пустозвон!

Мастер, понимая важность момента для окружающих, интонацией своих вопросов усиливает внимание собравшихся, вынуждая прислушаться и подумать чуть глубже, чем обычно.  На  первый взгляд, разговор выявляет «глупые» ответы «несведущего» в философии бродячего дервиша, в то же время, каждый ответ суфия Учителю предельно прям и точен.

-  Куда  идёшь  ты?  -  а  в  ответ  опять, -
 -  Не  знаю.

В самом деле, в философском смысле понимания пути, человек не знает цели своего движения в годах и не может правильно сказать о конечном пункте. Суфий понял, что вопрос Учителя именно философского, а не бытового плана. Кто может понимать, понимает сразу, но другим нужно время для осознания. В завершении беседы звучит:

- А что неправильно? - Что плохо мне, - запнулся...

Почему же запнулся уверенный и знающий человек? Да потому, что толпа тотчас сделала неправильные выводы:  грустно стало и ему, и одновременно плохо стало самой толпе. Неправильно то, что плохо – так он ответил и ситуация показала его ответ на деле! Казалось бы - простая притча, очевидные вещи говорятся, но это лишь первый уровень рассмотрения её.

Более глубоко разобрать уровни любой сказки или притчи стоит  постараться самому читателю!


Рецензии