Николай Второй. Серов

Ещё один крупный ляп в истории искусствоведения пришлось опровергать, как несостоятельность критика и бытующих дилетансаих мнений и исторических анекдотов.

Речь идёт о портрете Серова Николая Второго.
Бытует исторический анекдот и название его "Император с персиком", но суровая реальность, окутывает и работу художника и императорскую семью, требует исторической сатисфакции.

Портрет по определению " Домашний", по сравнению ранее написанным парадным худлжниеу Серову был заказан императрицей желавшей запечатлеть своего супруга.
Серов приступил к работе, но ему не нравились поза и состояние Николая Второго, он долго что то от него требовал, когда наконец Николай Второй сказал "Ну хорошо" и принял позу, изображённую на портрете. На нас смотрит мягкий, неуверенный мягкий, РОБКИЙ, интеллигентный, задумчивый человек, а никак не император. Но Николаю Второму пришлось принять позу понятную художнику, его штамп, как прославившей его картине "Девочка с персиком".
Состояние императора, его высоту служения, принятую на себя ответственность за Россию, устремлённость, сознание дола и рока он не смог рассмотреть в императоре, а лишь изобразил своё состояние усталости, брюзжания и недовольства, как история  искусствоведения утверждает " Бунтарский дух"
Николай Второй не захотел ставить художника в неловкое положение и огорчать Александру Фёдоровну и выполнил требование Серова.
Императрица сделала недовольно замечание художнику, на что Серов неприлично её сану ответил "В таком случае дорисовывайте портрет сами!" Я больше не работаю в этом доме! "Императрица, воспитанная на высших образцах западноевропейского творчества Рембранта и Дюрера, имеющая академические вкусы и пристрастия, защищая честь семьи, ведя достаточно скромный домашний образ жизни, не простительный в народе (ниже приведённый) из гуманистических понятий, а не  показных, по многочисленным фото легко сделать такое заключение, исходя из исключительной грамотности политэкономии и отношения, думаю, имела права на самозащиту. А насколько истино и ли утрировпно, предвзято, мы судить не можем, хотя следствия говорят сами за себя.

Портрет был дорисован и даже, сохранялись легенды, оправдывающие небрежно широкие и большие мазки, свойственные народничеству импрессионизма, но никак не высшей академической
школе императорского уровня.
Но история, как некое оправдание казуса утверждает обратное. Будто бы. Портрет поставили у стола и задрапировали так, что вошедшие были убеждены, что сидит живой, а не рисованный человек. Факт сомнительный, как и рекомендации смотреть портрет издалека, что бы неприятно не удивляться крупным небрежным мазкам. Возможно Серов так отомстил императрице, не доработав картину, но при этом добившись реальности. Неизвестно.
Оставим всё на совести прошлого, отдав должное огромной выдержке императора и мастерству художника.
Современные искусствоведы пошли ещё дальше в трактовке "императора в тужурк", так они называют скромность  в быту и служение, когда вместо роскоши более присуща форма воина. Критики тут же заголосили - Серов увидел в императоре капитана, с ничего не выражающим обрюзгший лицом и водянистыми глазами убийцы 1905г" Мелочность которого не соответствует глобальным проблемам страны. Увы  высота разрушает даже талант.
Чехов же низвел императора до попутчика, знакомый лишь с театром и "лошадиной фамилией"
Наш современник ВПетроа в газете "Суть времени" утверждая, что каждый видит то, что хочет, а точнее - что может, согласно своему мироощущению, а не предмета исследования, "осмеливается утверждать, что никакой мягкости и деликатности в глазах императора нет, а серый аморфный человек с осуждённой недовеосиаостью, какова то неизбывно тоскливого безразличия, равнодушия и обречённости"рокового предчувствия", выдержка ярко иллюстрирует портрет автора ВПетроаа, его мироощущения. Поскольку Николай Второй знал свою судьбу (после убийства деда и отца, это несложно), а о его заслугах перед Россией, написано выше, так что видя непонимание и хамство интеллигенции, которую Ленин отправил в Европу на " Философском пароходе", не умение воспринять глобальность течений времени и плебейский привычка винить высших, а не реальность, действительно заставила императора с обреченнлстью взглянуть на процессы, если уж даже запечатлетель духа и души в образе - художник, не может воспринять и отличить мнимое от действительного.
И претензии имущественного характера, стоимость портретов по его оценке  и факта расчёта играли доминирующую роль и качество человека профессионала, а не увлекающегося исследователя предмета, каковыми являлась и Поленов, Репин, Суриков. Насколько их мир деликатный, возвышенный, утончённый, как бы век ни был груб.

Но известно другое!
Эрнст Липгард смог навести справедливость "и" расставить точки над и в Российском историческом музее его портрет "Императора Николая Второго" огромного размера настолько впечатляет и вдохновляет своею трогательность, высотой, служением Богу, Отечеству, Народу, что эмоции просто пронизывают всю сущность и сопричастность с духом императора  каждого зрителя, наглядно и очевидно демонстрируя деяния императора всея Руси, вышедшего страну на второе место мирового уровня, добившегося невиданных подъёмов сельского хозяйства, индустрии, социальных институтов, расширение границ и благосостояния, ещё не отягощение войнами
Талант и скромность художника непревзойденная, увидевшего душу и дух Империи и Императора Николая Второго, ставшего гимном могущественного превращения Руси в достойного партнёра Западу, и, к сожалению, соперника.


Рецензии