15 января. Сильвестров день. Куриный праздник

Сильвестров день – Куриный праздник
И души ловятся в силок, хоть в Риме,
Хоть в Москве, хоть тута с нами…

(Пусть трепыхаются… Пусть скачут… Скок-поскок).

Воскресенье, 15 Января 2023 года. Восход Солнца 08:49, Астрономический полдень: 12:45, Заход Солнца: 16:41, Длина дня: 07:52, Длина ночи: 16:08.

15 января (2 января по с.с.) – первый «рабочий» день Нового года, пришедшийся в 2023 году на выходной день – воскресенье. В православии этот день называют «Сильвестров день» и «День памяти преподобного Серафима Саровского Судотворца». В народном календаре он закрепился под названиями: «Куриный праздник», или «Птичник-Девичник», или «Лихорадник», или «День Кура (петуха) и Курки (курицы», или «Василисков выводок», или «День 12 болезней»,   

Почему столько названий-наименований этого полупраздничного святочного дня? Потому что сегодня уже нет общей для всех новогодней темы празднования, а начинаются дни простой после праздничной «рабочей» жизни, дни жизненных забот и тревог, дни пожинанья последствий разгульной встречи Нового года, Рождества и проводов Старого Нового года. В этот день хозяйки отдыхают от приготовления обеденной пищи, а мужики обязаны сами приготовить на всю семью обед и ужин, при этом преодолеть «12 лихорадок посленовогодья»…

Дело в том, что уходящий Старый Новый год, с досады или в свою мстительную радость, позволяет из-под тёмных снежных и земляных пластов пробудиться и выйти наружу 12-ти лихим сестрам – дочерям Зимы и Мороза: Знобухе, Лихорадке, Лихоманке, Трясухе, Огневихе, Кумохе, Китюхе, Желтухе, Бледнухе, Ломовухе, Маете и Трепухе.

Знобуха, или Дружка-подружка, или Зноба-Зазноба, или Знябка, или Мурашка, или Ознобка, или Холодка-молодка проявляется внезапным или стойким ощущением холода, озноба, мелкой нервной дрожи, появлением пупырчатой «гусиной кожи», мышечной дрожи и бледности кожных покровов лица, шеи, рук, ног. Знобуха, как милая и озорная подруга-подружка, лукаво и безоглядно совращает человека, как правило, девочек, молодиц, девок, девушек, а то и молодок (молодых баб, молодожёнов) на глупые поступки, превращая их в настороженных, пугливых, но страстных и доверчивых глупышек, похожих на кур (парней Знобуха тоже знобит и совращает весьма успешно, делая из них петухов-путешков…).
 
Лихорадка усиливает симптомы Знобухи, вызывает повышение температуры тела, покраснение кожи лица, головную боль, боли в костях, мышцах и суставах, немотивированное хорошее настроение (эйфорию), нетерпеливость, дрожь, озноб, интенсивное потоотделение, чувство жажды, учащённое дыхание, плохой аппетит, спутанность сознания, бред (особенно у пожилых людей), вожделение, половое возбуждение, раздражительность, расстройство психики, повышенную сексуальность и проблемы с едой.

Лихоманка вызывает те же основные симптомы, как Знобуха и Лихорадка, но добавляет к ним свои: неоправданное беспокойство, стремление куда-то на игрища, на «продолжение банкета»; лихо заманивает людей на гуляние, заставляя их лихорадочно и бестолково суетиться, нервничать, раздражаться.

Трясуха, кроме симптомов Знобухи, Лихорадки и Лихоманки, вызывает у людей сильную (крупную) нервную дрожь в руках, в ногах, во всём теле, тремор, «колотун», битьё в коленях, сухость «в роте» (во рту), неровную шаткую нервную походку, норовистое вскидывание головы и неустойчивый (бегающий) взгляд.

Огневуха, или Огневиха, или Огневица в добавление к симптомам Знобухи, Лихорадки, Лихоманки и Трясухи, обдаёт человека жаром, которым он «пышет», «горит» и у него «все трубы горят», то есть всё в животе раздражено, жжёт, требует «противопожарных» мер – залития разгорячённых внутренностей организма холодной чистой водой, огуречным или помидорным рассолом или иной «поправки здоровья» по принципу: «Similia similibus curantur» (лат по рус. «симилиа симилибус курантур») – «Подобное излечивается подобным», что по-русски называется так: «Клин клином вышибают», и поэтому «гасят» или ублажают Огневуху небольшой порцией алкоголя, употреблённого в новогодье.

Кумоха – настырная, нахальная, наглая и неотвязная, как ума, вместе с симптомами Знобухи, Лихорадки, Лихоманки, Трясухи и Огневухи, терзает и мучит, соблазняет и влечёт человека, обычно, женщин: «повторить», «попробовать», «взять того или взять этого», «выпить и закусить», излечивая подобное подобным.

Китюха, или Китюха-заманюха, или Китюха-веселуха, как весёлая и бесшабашная подружка-пройдоха Катюха-Веселуха, имея те же, но более лёгкие симптомы, порождаемые Знобухой, Лихорадкой, Лихоманкой, Трясухой, Огневухой и Кумохой, возбуждает человека; превращает его в лихого молодца или молодицу; заражает его неоправданным нервным весельем и восторженностью, граничащей с потерей здравого смысла и безумием; склоняет к «лёгкому эпатажу», к эротическому флирту, к шаловливому, показному, игровому или хулиганскому поведению.

Желтуха - имеющая желеобразный, слизистый, прилипчивый вид и форму, к симптомам Знобухи, Лихорадки, Лихоманки, Трясухи, Огневухи, Кумохи и Китюхи, добавляет свои: боли в печени, пожелтение цвета глаз, кожи лица, тела, включая слизистые оболочки; изменения желчи и мочи; загущение крови и нарушение кровототока; тяжесть в животе и на душе; увеличение печени, изменение цвета мочи и кала; болевые ощущения в правом подреберье; потерю веса; расстройство пищеварения; склонность к проявлению синяков и другие неприятные последствия пищевого и алкогольного разгула.

Бледнуха так же, как и её сёстры: Знобуха, Лихорадка, Лихоманка, Трясуха, Огневуха, Кумоха, Китюха и Желтуха, бросает человека «то в жар, то в холод», поражает его «бледной немочью», бессилием, равнодушием, подчинением обстоятельствам и настроению; превращает окружающую действительность в блёклое, туманное, бессознательное пространство безучастия, внутреннего холода, наплевательского отношения, безразличием, апатии, вялости, холодности эмоций, косности суждений, невмешательства, бесчувствия, безучастного отношения и непричастности к происходящему, пофигизму, хладнодушию, нечувствительностью, бесчувственностью, апатичностью, бесстрастием и безразличностью.

Ломовуха использует все симптомы своих сестёр: Знобухи, Лихорадки, Лихоманки, Трясухи, Огневухи, Кумохи, Китюхи, Желтухи и Бледнухи, и коварно, умеренными болевыми ощущениями в ногах, руках и во всём теле, создаёт человеку сильный дискомфорт, снижают его работоспособность; «крутит суставы», «тянет и сжимает» мышцы, «дёргает» их, «выкручивает» кости и суставы, «сплющивает и одновременно «растягивает» жилы, вызывает судороги в мышцах, особенно в ступне и голени; поражает человека сильной слабостью, «немощью», физическим и духовным бессилием; «ломает» настроение и планы, заставляет человека страдать и мучиться недомоганием.

Маета, или Маята, суммируя симптомы Знобухи, Лихорадки, Лихоманки, Трясухи, Огневухи, Кумохи, Китюхи, Желтухи, Бледнухи и Ломовухи, заставляет человека маяться, мучиться; терпеть муку, страдать, беспокоиться, не находить себе места; не удовлетворяться достигнутым или тем, что у него есть; воспринимать жизнь, хлопоты работу или иные обязательные занятия, как пытку, мучение, каторгу, «муку мученическую», волынку, волокиту, канитель, мороку, мутоту, терзание; заставляет его хотеть и желать большего, чем может ему дать его таланты и способности, обстановка, ситуация, обстоятельства, возможности, окружающая среда и мир; поражает человека завистью, злобой на себя, на людей и на весь мир, который «не хочет или не может помочь ему (человеку) справится со своей Маятой».

Маета в купе со своими сёстрами: Знобухой, Лихорадкой, Лихоманкой, Трясухой, Огневухой, Кумохой, Китюхой, Желтухой, Бледнухой и Ломовухой создаёт человеку настроение и состояние всего организма и личности: «хоть волком вой», «когда свет не мил», «хоть в петлю лезь», «и слава Богу, хоть так», «душа ни к чему не лежит», «думу думать не хочется», « на всё воля Божия», «жите ме…», «томление духа», «хоть криком кричи», «жить в нужде», «терпеть муки», «вот поди ж ты», «хоть лоб разбей», «страх берёт», «ходить до ветру, плыть по течению», «горе мыкать», «тьма кромешная», «Конец света», «пора уж», «тоска и печаль», «так уж на роду написано» и т.д.

Трепуха – старшая среди своих сестёр: Знобухи, Лихорадки, Лихоманки, Трясухи, Огневухи, Кумохи, Китюхи, Желтухи, Бледнухи, Ломовухи и Маяты – самая суровая и злая, потому что она задаёт человеку хорошую трёпку – побои (обычно с битьём, поркой, тасканием за волосы, за уши); нагоняй, выговор, а самое страшное – Трепуха приводит человека к «белочке» - белой горячке, лат. Delirium tremens (дословно;— «трясущемуся помрачению»), металкогольному психозу, возникающему при сильном алкогольном отравлении внезапным прекращением пьянства, то есть к активному бреду, потере очевидного осознания окружающей среды и мира, зрительным, слуховым и/или тактильным галлюцинациям, сопровождаемым всеми предыдущими симптомами 11-ти сестёр. Трепуха поражает своим жёсткм наказанием человека-пьяницу, обычно, на вторые-пятые сутки после резкой отмены привычного приёма алкоголя. Вот почему сегодня 15 января (2 января по с.с.) начинается опасный период «12-ти болезней»…

Вот почему православная церковь в этот день преподносит всем, всему народу бесспорные и общепризнанные примеры праведного жития святых, святителей и праведников, в частности: Предпразднство Богоявления; память свт. Сильвестра I, папы Римского (335 г.); прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604); Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца; прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII в.); сщмч. Феогена Парийского, епископа (ок. 320 г.); мч. Василия Петрова (1942).

Святой Серафим Саровский Чудотворец (1754 - 1833), преподобный, великий подвижник Русской Церкви, преставился 2 января (15 января по н.с.), в миру Прохор Исидорович Мошнин, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую православную веру.

После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошёл крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.

20 ноября 1778 года Прохор пришёл в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нёс обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки - этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».

Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трёх лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...», и желал, чтобы его причастили Святых Таин.

Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей - от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Таин в этой церкви.

18 августа 1786 года, пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год, в декабре 1787 года, Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы.

Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф… Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял ещё три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днём он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии.

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля - отца Исаии I - и ушёл в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Таин.

Преподобный Серафим проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. …

Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники - схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В летнюю жару преподобный Серафим собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трёх лет преподобный Серафим питался только одной травой «снитью», которая росла вокруг его келлии.

К преподобному Серафиму всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного Серафима, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил (близ живущего) медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навёл на святого «мысленную брань» - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днём же он молился в келлии, также на камне, который принёс из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный Серафим 1000 дней и ночей.

Диавол, посрамлённый преподобным Серафимом, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силён и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой Серафим, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили (ему) голову, сломали несколько рёбер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.

Наутро с великим трудом он добрёл до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный Серафим, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушёл в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил (их) не наказывать.

После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, преподобный Серафим взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провёл около трёх лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный Серафим избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил ещё и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрёл высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров - прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу (преподобному Серафиму) и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный Серафим открыл двери своей келлии (затвора) для всех. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище моё». Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку. Выходя из келлии, старец всегда нёс за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своём любимом детище - Дивеевской женской обители. Ещё в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре (Мельгуновой), великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного Серафима всегда заботиться о «Дивеевских сиротах».

Преподобный Серафим был подлинным отцом для сестёр, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину. … В последние годы жизни преподобного Серафима один исцелённый им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим ещё раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестёр. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за неё преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. Незадолго до блаженной кончины Преподобного Серафима один благочестивый монах спросил его: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» - «Потому, - отвечал старец, - что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши, потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была прежде, ибо, по слову Божию - Господь Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и вовеки» (Евр. 13, 8).

1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришёл в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». 2 января 1833 келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного Серафима; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.

Кондак преподобному Серафиму Саровскому, глас 2:

Ми;ра красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,
в Саровскую обтель вселился еси
и, тамо ангельски пожив,
мнщгим путь был еси ко спасению,
сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави
и даром исцелений и чудес обогати.
Темже вопием ти:
радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Перевод:
Мира красоту и все, что в нем тленного, оставив, преподобный, в Саровскую обитель ты вселился и, там ангельски пожив, стал для многих путем ко спасению. Оттого и Христос тебя, отче Серафим, прославил и даром исцелений и чудес обогатил. Потому мы взываем тебе: «Радуйся, Серафим, преподобный отче наш!».

Народное почитание преподобного Серафима Саровского в 1833 году стало особенным, потому что «по свидетельству очевидцев, на его могиле часто совершались чудеса». В 1903 году преподобного Серафима Саровского русская православная церковь причислила к лику святых. Сейчас мощи святого преподобного Серафима Саровского покоятся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Ежегодно в дни памяти святого здесь совершаются особо торжественные богослужения с участием Патриарха, куда стекаются тысячи паломников.

(Источник цитатных данных: Православный календарь на 2023 год, сетевая православная энциклопедия и другие официальные источники).

Однако в народном календаре день 15 января (2 января по с.с.) имеет название «Сильвестров день» в память о святом Сильвестре I Папе римском, который жил в IV веке и «прославился сотворённым чудом: согласно легенде, он изловил морского змея Левиафана и предотвратил тем самым Конец света». Такое чудесное чудо, конечно же, поражает больше, чем чудная праведная жизнь преподобного Серафима Саровского…

Святой папа Римский Сильвестр I (314–335) родился в Риме от родителей-христиан Руфина и Пусты. Вскоре отец его скончался, и Сильвестр остался на попечении матери. Имя Сильвестр по-латыни означает – лесной. Учитель Сильвестра, пресвитер Квирин, дал ему хорошее образование и воспитал как истинного христианина. Достигнув совершеннолетия, Сильвестр стал исполнять заповеди о служении ближним, особенно заботясь о приёме странников, предоставляя им в своем доме приют и отдых.

Во время гонения на христиан Сильвестр не убоялся принять святого исповедника епископа Тимофея, который прожил у него более года и своей проповедью обратил многих в христианство.. После мученической кончины Тимофея Сильвестр тайно взял тело святого и с честью предал его погребению. Это стало известно градоначальнику Тарквинию; Сильвестр был схвачен и предстал перед судом.

Тарквиний принуждал Сильвестра отречься от христианства, грозя муками и смертью. Сильвестр не устрашился, остался твёрд в исповедании веры в Христа и был заключён в темницу. Когда же Тарквиний после суда над Сильвестром скоропостижно умер, Сильвестр получил свободу и стал бесстрашно благовествовать язычникам, многих обратив в христианство. В тридцатилетнем возрасте Сильвестр был принят в клир Римской Церкви и рукоположен в сан диакона, а потом и пресвитера, папой Марцеллином (296–304). После смерти папы Мельхиада (311–314) Сильвестр был избран епископом Римским. Он ревностно заботился о чистоте жизни паствы, следил за тем, чтобы пресвитеры строго исполняли свое служение, не отягощаясь мирскими делами.

Святитель Сильвестр славился как глубокий знаток Священного Писания и непоколебимый защитник христианской веры. В царствование византийского императора Константина Великого, когда для Церкви кончился период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали святой равноапостольный император Константин, его мать – святая императрица Елена и многочисленная свита.

Со стороны христиан выступил Римский папа Сильвестр, а от иудеев – множество учёных раввинов во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании Священных книг Ветхого Завета Сильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество Иисуса Христа от Неискусобрачной Девы, Его вольное страдание, смерть для искупления падшего рода человеческого и славное Воскресение. В этом словесном состязании святитель был признан победителем.

Тогда глава иудейских раввинов Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой Сильвестр воспрепятствовал злу. Замврий и остальные иудеи на диспуте сдались, уверовали во Христа и просили совершить над ними Святое Крещение. Святой Римский папа Сильвестр управлял Римской Церковью более двадцати лет, пользуясь глубоким уважением христиан. Он мирно скончался в глубокой старости в 335 году.

(Источник цитатных данных: «Житие святого отца нашего Сильвестра, папы Римского свт. Димитрия Ростовского).

Как явствует из сказанного, Римский папа Сильвестр I прожил праведную, насыщенную, но, вобщем-то, обычную жизнь видного служителя церкви. Поэтому, вероятно, для традиционного языческого мышления и врождённой памяти народа возникла легенда о том, что в 314 году нашей эры «Сильвестр изловил чудовищного морского змея – дракона Левиафана, упоминаемого ещё в Ветхом завете, который по преданию в 1000 году нашей эры должен был вырваться на свободй и уничтожить вест мир, всех людей. Сильвестр победил Левиафана и посадил его на цепь. Куда Левиафан делся и что было с ним – не известно, но история красочная и интересная, тем более, что все периодически с весёлым ужасом ждут Конца Света…

А пока дедушки и бабушки, священники и попы в церкви читали эти красивые и жутко страшные сказки, легенды и предания старины глубокой, мужики и бабы уже начинали заниматься домашним хозяйством, продолжая отмечать Велесовы Святки. В этот день занимались и уделяли внимание петухам и курам, потому что 15 января (2 января по с.с.) был дунь Кура и Курки (петушка и курочки, то есть молодца и молодицы).

В этот день положено было осмотреть курятник, всё ли в порядке, очистить его от наслоений, заправить свежей соломки-подстилки, и сена в корзинах или ящиках, в которых куры несли яйца. Дело в том, что на Руси верили, что каждые 7 лет в этот день чёрный петух (аспид) откладывает в навозе чёрное идеально круглое яйцо, из которого летом 4 июня вылупляется Василиск (по-гречески – царь-царёк), ужасный ядовитый змей «левиафан» в виде рогатого петуха со змеиным языком с крыльями дракона и хвостом ящерицы. Василиск ужасное создание – он убивает не только ядом, но и взглядом, от которого все каменеют, он сжигает траву и ломает камни, как огненный Змей Горыныч; от ужасного шипения Василиска разбегаются все звери и разлетаются все птицы, даже лев убегает в страхе. В общении и разговоре слова Василиска – ложь, взгляд – сглаз, дыхание – порча, а его яд – это зависть и злоба.

Чтобы защитить кур и курятник от нечистой силы, а куриный приплод от болезней и бед, использовали специальный амулет – чёрный камень с дыркой – «куриный бог». Курятник окуривали дымом горящей смолы, девясила или можжевельника, чтобы отогнать злых духов – лихоманок и защитит кур от «куриной слепоты» (глупости). Самих кур осматривали на предмет их будущей яйценоскости: оценивали правильное строение тела курицы, её походку, «ровный киль», ширину спины, плотность и целостность оперения и гребня, цвет и яркость куриных серёжек, мягкость и упругость мышц тела, проверяли отсутствие порезов и ран. Если курам в курятнике были созданы подходящие условия, то они могли нестись и зимой, поэтому в этот день за курами ухаживали особенно тщательно, потому что свежие яйца  зимой – деликатес для беременных, детей и стариков. Кроме этого сырое деревенское взбитое яйцо после попойки – лучшее лекарство…

Петю-петушка тоже не забывапи, а холили, лелеяли и ласкали словом и делом; кормили сытно, разнообразно, создавали ему условия для полноценного царствования в своём курятнике. А дома, в хате, хозяева лепили детям из глины игрушки-свистульки в виде петушков, а хозяйки пекли из теста пряничных или отливали на морозе сахарных петушков с мёдом. Так воспитывалось уважение и любовь детей к петушкам и курочкам. Самое время рассказать сказки о Курочке-рябе и золотом яичке…

На Сильвестра обычно гадали на луковицах и луковой чешуе: брали 12 одинаковых луковых чешуек, посыпали каждую щепоткой соли и клали до утра на печь – какая по счёту луковичка окажется сырой (мокрой), тот месяц и будет дождливым. Ночью в Сильвестров день смотрели на рога месяца: ксли рога острые и чётко видны, то будет ветрено, если рога месяца крутые, с изгибом – к морозу, если рога отлогие – будет ненастье. Если на Сильвестра прилетали сороки и шастали вблизи домов или по домам – то скоро налетит нечистая сила, завьюжит, закружит, заюлит, закричит: «Кручу-верчу, обмануть хочу!».

Словам, речам, выражениям и высказываниям, произнесённым в Сильвестров день придавалось особе значение и влияние. Поэтому в этот день обычно помалкивали, говорили скупо, точно, кратко, но ёмко; слушали и прислушивались друг к другу. Считалось, что все заговоры, наговоры, слухи и наветы в этот день обладали особой повышенной силой и сбывались и передавались практически мгновенно. Это не удивительно, потому что в этот день все делились своими мнениями, впечатлениями и оценками от прошедших праздников, колядования, игр, забав и новогодних приключений. Кроме этого оценивались и продолжались застолья…

В Селиверстов день также чествовалаи и задабривали Домового, Банника, Дворового, Сенника и других духов, обитавших по поверьям чуть ли не в каждом углу-закутку… Хозяйки угощали оставшейся снедью (корки, сухари, кожура и т.д.) домашнего паука в паутинке, змею подколодную, кота или кошку, собачку и других домашних животных, живущих зимой вместе или рядом с людьми. Единственно кого не привечали, это были мыши, с которыми боролись змей или змея в подполье или кот и кошка, и мухи, которых ловил домовый паучок-домовичок.

А на улице продолжались гуляния Велесовых Святок. Морозы усиливались, зима входила в силу, поэтому говорили так: «На Сильвестра день пребывает, а мороз — крепчает». В этот день на огромной территории Руси-России, как правило, начинались позёмки, метели, сильные снегопады и морозы. Вот почему бесстрашная и горячая молодёжь устраивала шумные, весёлые, задорные и озорные игры и гуляния, чтобы испугать нечистую силу и показать свою удаль и молодую красоту.

Считалось, что 12 дочерей Зимы и Мороза, обчно обитающие в глубине под спудом снега и льда, в Селиверстов день выходят наружу и поджидают с слабых, беспечных и самоуверенных горячих парней и девчат, мужиков и баб, чтобы заразить их «холодными» болезнями: простудой, лихорадкой, лихоманкой и т.д. Домовое тепло и жар печи их угнетает, от них они тают, как туман, как изморозь, поэтому эти сёстры прячутся возле открытых окон и дверей, веют сквозняком, залетая в дом, ждут неосторожных людей на крыльце, на пороге дома, во дворе.

Чтобы защититься от сестёр-хворей, использовали специальный оберегающий обряд, который исполняли только самые старшие женщины в семье и самые старшие мужчины: Для этого оберегающего запрета готовили специальный раствор-состав из пахучих трав, плодов и семян, которым опрыскивали углы, закутки, косяки дверей и окон. Также все помещения окуривали дымом древесной (берёзовой) смолы, пахучих трав, веточек и свечек. Конечно же в этот день всё и всех в доме опрыскивали «святой водой», принесённой из церкви…

Чтобы уж совсем очистить свой дом от невидимых, но прилипчивых сестёр-лихоманок, приглашались особые старшие женщины, которые обычно выполняли обязанности повитух (акушерок). С ними договаривались и готовились к их приходу заранее.

«Рано утром, на заре, бабушка-повитуха являлась, по приглашению, во двор. С собой она приносила четверговую соль, золу из семи печей, земляной уголь, выкапываемый на Иванов день (7 июня) из-под чернобыльника. Старшая женщина в доме встречала бабушку-повитуху у ворот с хлебом-солью, с низким поклоном, с ласковым словом. Не входя в избу, бабушка-повитуха начинала обмывать своим снадобьем притолок (порог, крыльцо, входную дверь), трижды поименно окликая каждую из окаянных сестриц-трясовиц: Духлея, Огнея, Лелея, Гнетея, Грудина, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея и Невея. После этого вытирала всё чистым полотенцем. Подарки и угощение бабушки-повитухи завершали обряд. Согласно славянскому поверью, если 15 января (2 января по с.с.) протереть дверной косяк заговорённой водой, то беды, болезни, печали и горести никогда больше не войдут в жилище».

(Здесь и далее цитатные данные их энциклопедических словарей традиций, обычаев и обрядов славянских и русского народов).

В Селиверстов день сохранялись Рождественские запреты, например, нельзя было выносить мусор, собранный в избе после застолья, иначе вместе с мусором можно бьыло выбросить и вымести из хаты всё веселье, всё лучшее, что было в семейном общении за столом. Нельзя было мести пол в тот момент, когда гости или родственники расходились по своим домам. Вообще впри прощании ни в коем случае нельзя было хоть в шутку, хоть в серьёз, особенно, если демонстративно убирать со стола, убираться в доме, убирать мусор и праздничный беспорядок, потому что это означало – убирайтесь поскорее…

В этот день Куриного праздника запрещалось готовить блюда и кушанья из курицы, а яйца, если они были, варились только вкрутую и использовались в салатах, а не как обычно – сваренные «в мешочек» или пожаренные «всмятку». Кстати, ужин накрывали или даже готовили мужики и ребята, хозяйки только посматривали за всём со стороны и поправляли мужа, мужчин, ребят и девочек, которые помогали мужчинам. Согласно приметам и поверьям ослушание древним традициям и обычаям грозило женщинам утратой иих женского счастья, причём, безвозвратно. О как!

15 января (2 января по с.с.) нельзя было сильно взбивать подушки, чтобы, не дай Бог, из них не вылетело перо птицы. Если это вдруг случалось, то надо было обязательно поймать это перо, как перо сказочной Жар птицы, иначе счастье упорхнёт, улетит, забьётся в какой-нибудь угол-закуток и там схоронится. Особо строго запрещалось поднимать с пола сарая (не курятника) куриное перо, которого там не должно было быть. Считалось, что эти перья подбрасывает кикимора, чтобы навести порчу, или это перо нечистой силы, или чьей-то нечистой совести, которое может быть с наговором проклятия.

В Сильвестров день не стригут шерсть, волосы, косы, не поправляют ножницами причёски, тольо гребнем можно расчёсывать волосы, равнять их, поправлять. Считалось, что «в этот день волосы могут убежать с головы» и появится ранняя лысина-пролысина (начнут волосы редеть).

Также запрещалось в этот день шуметь, кричать и ругаться на домашнюю кошку или собачку, особенно, на домашнюю певчую птичку в клетке или на ручную птицу (попугая, ворона, пересмешника и т.д.). Например, если наступить или сесть на кошку (кота), то муж или жена могут как-то пострадать, а если кота, кошку или собачку в этот день выгнать, выкинуть из дома, то супруг или супруга могут загулять…

Праздничный беспорядок в этот день сохранялся не тронутым, потому что домовой тоже участвовал в праздничном застолье и веселье и для него такой беспорядок приятен, но к вечеру если посуда будет не мытая и не уложенная на свои места, а в доме не будет прибрано всё, как должно быть или как было до праздника, домовой может обидеться на хозяев и попенять им своим неудовольствием, Как правило, домовой вредит людям так же, как они веселятся или шутит по своему, например, шатает из стороны в сторону, толкает на стены, углы, «спотыкает», «подставляет ножку», «мутит глаза», «кружит голову», «шумит или звенит в ушах», распространяет всякие запахи, в том числе пуки - шептуны-нежданчики…

Все остатки праздничной трапезы, объедки, недоеденные кушанья и хлебные крошки в этот вечер Сильвестрового дня ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусорные кучи или на помойку, только можно угощать ими домашних животных, скотину, накладывать в птичьи кормушки, отдавать диким животным и птицам на заднем дворе дома. При этом нужно следить, чтобы не было поблизости сорок-белобок, которые в этот день могут быть спутницами 12-ти лихих сестёр, разносчиц болезней.

В Сильвестров вечер нельзя было подробно рассказывать о своих гаданиях, снах и сновидениях, в которых фигурировали кур и куры. Приснившиеся чёрные кур и куры, особенно, если они разговаривали и общались с человеком, сулили чудесные превращениями преобразования в жизни; с ними нужно было говорить по-доброму, ласково, почтительно, учтиво. Если снились деньги, то вообще нельзя было об этом говорить, упоминать и даже намекать.

Если в Сильвестров день петухи запевали раньше, чем обычно, а гуси и утки копались в снегу, то ожидалось потепления; если птицы прятались под соломенную крышу, значит, надвигалась непогода и снегопад; если курица стоит на одной ноге – будет мороз; если курица вертит хвостом – к метели; если петух и куры раньше обычного уселись тесно на насест, значит, будут сильные морозы, а если петух вдруг запоёт вечером, то непременно будет смена погоды. Если полевые мыши вылезли из своих нор и бегают по снегу, по полу в сараях и курятнике, то в ближайшие днни ждите оттепели.

Погодные приметы древнего времени очень просты и понятны. Холодный морозный воздух чист и прозрачен, поэтому, если звёзды яркие, лучистые, остро мерцающие, значит, будут морозы, а если звёзды тусклые и мерцают медленно, то близится оттепель или непогода. Если на закате заря алая – будет сильный ветер, если вечерние облака сине-серые – будет перемена погоды и ненастье. Если дрова в печи горят сильно, жарко и с треском, значит, будет мороз, а если дрова горят дымно и чадно, значит, в печной трубе уже поселился дух метельный и скоро завьюжит вьюга.

В Сильвестров день и вечер людям снятся их «вещие» сны, в которых они видят свои тревоги, неприятности, ожидания, беспокойства. Эти сны следует хорошенько рассмотреть, не пугаться, не волноваться и не переживать, потому что эти сны – подсказки духов, ангелов хранителей, духов предков, духов стихий, духов домашних духовных существ – домового, банника, дворового, а также Кура и  Куры.

Если снились кто-то из 12-ти сестёр-болячек, то их тоже нельзя было бояться ни во сне, ни наяву, а наоборот, встретить их с усмешкой, насмешкой, частушкой, потешкой, соответствующей поговоркой, пословицей, наговором или заговором. Победа над своим страхом и оторопью во сне приравнивается к победе в Яви, к реальной победе с физическим противником. Тоже самое относится и к приснившейся нечисти – призракам, злым духам, всяким причудам и кошмарам.

Главным в борьбе с силами зла, с нечистью во сне было следовало стил., манере и примерным поступкам героев житий святых, праведников, святителей, сказочных и мифических героев-богатырей. При этом лучшим срендством борьбюы с нечитью в снах было остроумное слово, упорство сопротивления, уверенность и стойкость, а также усмешливое высокодушие, доброе слово в ответ на злое, величие над низостью, но не высокомерие. Как известно: «Доброе слово и кошке понятно», а кошка – это существо, которое гуляет сама по себе и напрямую общается (контактирует) с нечистью…

Настоящим богатырским испытанием для человека считается явление ему в сон языческого Чернобога – властителя мира Нави, мира, в котором живут души умерших людей, духи предков. Чернобог – сложный по характеру бог, он покровительствует только тем, кто его не боится и уважает, таких он испытывает на смелость, выдержку и находчивость. Обычно Чернобог является в сон к человеку в виде чёрного ворона, но в Сильвестров вечер он приходит в образе чёрного Кура или Куры.

Чернобог может стать другом, духом-покровителем человека с сильной интуицией, обладающего даром предвидения и предсказания будущего, способного ответственно дать совет по любому вопросу, обладающего независимым критическим и аналитическим умом и волевым зрелым разумом; человека, который сам замечает возникающие противоречия в окружающем мире, видит и понимает закономерности и законы, которым подчиняются даже боги, который доверяет своему разуму больше, чем своим ощущениям, впечатлениям, чувствам, но не отвергает их. С таким человеком Чернобогу интересно, потому что они равны друг другу. Кстати, тоже самое относится к любому человеку и любому ангелу, святому, праведнику, святителю, да и к самому Богу. Не верите? Проверьте на практике и вы убедитесь, что автор прав…

Мне остаётся только сообщить, что в этот день 15 января (2 января по с.с.) именины празднуют: Василий, Кузьма, Марк, Модест, Пётр, Серафим, Сергей, Сильвестр, Ульяна. Эти люди, как правило, способны найти выход из любой жизненной ситуации. Они умеют дружить и любить. Они умеют быть хорошими людьми и могут напрямую на равных общаться с духами и богами.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →