Секреты стихосложения
Я привожу здесь полный текст рецензируемого мною произведения замечательного автора по имени Clitary Hilton, поскольку этот текст может быть очень вам полезен при создании стихотворных шедевров и нетленок.
**** *** ***
В неоконченном произведении великого поэта Пушкина, "Египетские ночи", его alter ego Чарский задаёт заезжему итальянцу тему для импровизации: "поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением".
"Глаза итальянца засверкали, он взял несколько аккордов, гордо поднял голову, и пылкие строфы, выражение мгновенного чувства, стройно излетели из уст его..."
Alter ego Чарского "вольно передал" эти строфы в своем любимом размере ЯМБА ЧЕТЫРЕХСТОПНОГО:
Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
etc. etc.
Если кто не понял, великий поэт раскрыл ту же тему и в более величественном размере ЯМБА ШЕСТИСТОПНОГО:
Поэт! не дорожи любовию народной:
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Другой великий поэт, Бродский, неоднократно выражал мысль о том, что язык определяет то, что на нём можно написать. На английском одно, на русском другое, на древнегреческом... ну на этом уже ничего не напишешь. Мысль спорная, но интересная. А как насчет метрики? На одном и том же языке? В какой мере размер диктует поэту текст и мысль? Мне представляется, что во многом. Конечно, если стараться, диктат этот можно обойти, а если не стараться? Попробуем импровизации в разных размерах. На ту же тему, тему Чарского. Условие одно: не более минуты на стих!
Начнем со сравнительно редкого в нашей поэзии ЯМБА ТРЕХСТОПНОГО:
такая вот петрушка
такой вот коленкор
в лесу стоит избушка,
а в ней висит топор
дыша и большевея,
играя и смеясь,
поэт подставил шею,
топор по шее хрясь!
Покончив с ямбами, перейдем к хореям. ХОРЕЙ ТРЕХСТОПНЫЙ:
ветер поддувает
лист куда-то гонит
ничего, бывает
лодка не потонет
Простовато? Попробуем ХОРЕЙ ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ:
и луна глядит, тоскуя:
«парус есть, а ветра нет»
говорит, «какого х&@?»
и струит печально свет
Тема постепенно раскрывается. ХОРЕЙ ШЕСТИСТОПНЫЙ:
на пенек присела горная орлица
мимо древних башен, черной темноты...
не играет свадьбу глупая девица:
негра полюбила, ну а тот в кусты
Какой удобный размер! Ну-ка теперь ХОРЕЙ ВОСЬМИСТОПНЫЙ:
если выбрала ты парня между сотен низколобых,
так не будь же девка дурой, сны проверь в его мозгу.
ты ж хотела жить красиво с этой сволочью бок о бок,
а теперь открытки пишешь, а ответа ни гу-гу.
Ладно, хорей мне надоел: им пишет всякий, мальчикам в забаву пора б его оставить. Перейдем к анапестам. АНАПЕСТ ТРЕХСТОПНЫЙ:
ветр крутится в овраге
в безымянном болоте
наша шхуна во влаге
как корова в Тойоте
АНАПЕСТ ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ:
ты, поэт, не волнуйся, пиши как попало,
и сама я читала плакат у стены,
что героев эпоха рождает немало...
не найдешь ты понятья, поэт, у страны.
Анапест задал мысль, которую придется развить амфибрахием. Почему-то тут считают не стопами, а кратами. АМФИБРАХИЙ ТРЕХКРАТНЫЙ:
в железных ночах Ленинграда
по городу Киров шагает
он гордо шагает, а рядом
плетется за ним Николаев.
за ними крутится не ветер,
за ними поэт суетится!
и взор его ясен и светел
и сам он свободен как птица!
АМФИБРАХИЕМ ЧЕТЫРЕХКРАТНЫМ пусть пишет Некрасов,
Зачем же ты, ветер, бушуешь над бором?
Чу! с гор, погляди, побежали ручьи.
Не так ли рабочий лежит под забором?
А мог с Ильичом распивать бы чаи...
а мы перейдём прямо к АМФИБРАХИЮ ПЯТИКРАТНОМУ:
свободный художник, он маслом напишет картину,
где ветром Эллады пропитанный каждый мазок
свинцовое небо над этим классическим Римом...
и прочен как башня его уносящий возок
Хватит амфибрахиев, займемся дактилями. Они тоже меряются кратами. ДАКТИЛЬ ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЙ:
славный пиита, свободный как ветер,
в старой психушке годами лежит,
врач-психиатр его чрез катеттер
кормит и поит и спать не велит
Чёртов дактиль, куда клонишь, тебе что, цензура нипочём? Не будем же составлять из дактилей и спондеев никаких гекзаметров, все равно это будут трёхдольные имитации божественной эллинской речи, а выдадим напоследок ДАКТИЛЬ ШЕСТИКРАТНЫЙ, с двумя цезурами:
в красной гостиной, морёного дуба, с обивкою байковой,
нежно вдыхает сигары эрцгерцога, сам непростой,
пьет и смакует коньяк изощрённейше-пайковый,
верный отечеству, граф Алексей Николаич Толстой
Упражнение окончено.
Уф.
О ямбах и хореях
Ниже приведена моя рецензия на поэтический трактат "Этюды на заданную тему" автора по имени "Clittary Hilton" (Клитари Хилтон): http://www.stihi.ru/2007/04/17-358
*** *** ***
"Дорогой, любимый мой, скорее
дай вкусить мне твоего хорея!"
"Мне не жалко для тебя хорея -
но сейчас немного я болею..."
И чего не спится этим бабам?! -
то хореем их дари, то ямбом,
но всегда и при любом раскладе
их люби - и спереди, и сзади,
просто, без затей, любить не вздумай -
кофе им в постель, стишок придумай!
Как мне объяснить моим подружкам -
что я не Хаям, да и не Пушкин.
Вот когда я был чуть-чуть моложе,
возлежал нередко я на ложе
и, вкушая благодатной браги,
мог часами петь им амфибрахий...
А отныне в стихотворном акте
я способен разве что на дактиль.
(Но не очень старый я покамест -
и всегда способен на анапест).
Женщину понять нам невозможно,
надо быть с ней очень осторожным:
посвятил одной я амфибрахий, -
а она послала меня на ..р.
И теперь не знаю, что мне делать:
воспевать их душу или тело?
Я писал о персях и ланитах
и бывал за это часто битым.
Я не трусю, всё с меня, как с гуся,
но меня достали муси-пуси:
чем их - "больше", тем они - всё хуже
и хотят тебя зачем-то скушать...
Думаю, всё бросить это к чёрту,
не писать ни строчки, ни аккорда,
позабыть о светлых и смуглянках,
удалиться в скит или в землянку,
отрешиться от мирских соблазнов
и от женщин -
милых и прекрасных...
* * *
Автор трактата оперативно отреагировала на мою рецензию и написала следующее:
* * *
"Силы впустую не трать, Александр, пиши гекзаметр...
Ямбы, хореи - все пыль и в веках не живут!"
* * *
А я ей на это ответил следующим:
* * *
"Я ведь дитя сего века, порою сурового,
и гексаметром писать я пока что не пробовал.
Можно, конешно, сложить (когда буду я выпимши),
только мне нужен учитель (или учительша).
Да и вообще, ну на что мне торчать в этой Вечности -
лучше пребуду, как прежде - в мечтах и беспечности.
Ну а для вас, светлоокая, нежная Клитти -
сделать готов и создать всё, чего захотите...
© Copyright: Александр Красин, 2008
Свидетельство о публикации №108032800826
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Александр Красин
Рецензии
Написать рецензию
Саш! Мои восторги! Искромётно, с большим юмором и в то же время - почтительно и нежно. Ну, просто мАстерски. Мне нравится, как ты пишешь. А вообще, что у тебя за работа? Где и кем? Так много времени отнимает?
Екатерина Саянова 2 21.01.2015 17:32 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Я ушёл на пенсию, чтобы с внуками помогать. Работаю дома, делаю переводы с английского и на английский разных материалов, в основном технических
Александр Красин 21.01.2015 18:02 Заявить о нарушении / Удалить
А! Ну, ты молодец. А я вот английский, хоть и изучала, но сейчас как-то принципиально " не хочу его понимать". Почти совсем забыла. Читаю, кое-что схватываю, но... нет. Не ндравица от мне! Русская, славяно-арийская лингвистика куда интересней.
Екатерина Саянова 2
Рецензия на «О ямбах и хореях» (Александр Красин)
Саш! Мои восторги! Искромётно, с большим юмором и в то же время - почтительно и нежно. Ну, просто мАстерски. Мне нравится, как ты пишешь. А вообще, что у тебя за работа? Где и кем? Так много времени отнимает?
Екатерина Саянова 2 21.01.2015 17:32 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Я ушёл на пенсию, чтобы с внуками помогать. Работаю дома, делаю переводы с английского и на английский разных материалов, в основном технических
Александр Красин 21.01.2015 18:02 Заявить о нарушении / Удалить
А! Ну, ты молодец. А я вот английский, хоть и изучала, но сейчас как-то принципиально " не хочу его понимать". Почти совсем забыла. Читаю, кое-что схватываю, но... нет. Не ндравица от мне! Русская, славяно-арийская лингвистика куда интересней.
Екатерина Саянова 2 21.01.2015 19:18 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «О ямбах и хореях» (Александр Красин)
Наверно все же не напрасно,
Бывает Вам про женщин все не ясно.
Зачем же Книгу будет открывать.
Когда Вы знаете,что будете читать.
Оксана Тырнова 15.05.2010 18:29 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «О ямбах и хореях» (Александр Красин)
Саша, Вы чудо. Сплошная ржачка. Вам просто с музой не повезло (может быть)
Поразборчивее надо быть.
Пишите, у Вас здорово получается.
С теплом.
Тамара Закржевская 28.11.2009 08:34 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
А я что делаю? А с музу мы сами не выбираем, он когда хочет, тогда и приходит. Благодарю за оценку, значит я иногда - смехотерапевт. Это вы ещё про кота не читали, называется: "Ответ кота Чемберлена на вопросы Любы Макушиной", ближе к началу списка, но не совсем.
С уважением
Александръ
Александр Красин 30.11.2009 00:13 Заявить о нарушении / Удалить
Чего-то у меня сплошные ошибки, пальцы заплетаются, пора наверное бай-бай. Не "с музу", а "музу", не "он", а "она". Извините, пожалуйста, исправлюсь.
С уважением
Александръ
Александр Красин 30.11.2009 00:16 Заявить о нарушении / Удалить
Это Вы просто волнуетесь, Саша. Спокойнее. Если есть что предложить, укажите ссылкой, я с большим удовольствием прочту.
Жду.
Тамара Закржевская 02.12.2009 21:14 Заявить о нарушении / Удалить
Пожалуйста, вот парочка ссылок: http://www.stihi.ru/2007/11/12/397
http://www.stihi.ru/2007/05/04-850
Александр Красин 03.12.2009 12:30 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «О ямбах и хореях» (Александр Красин)
Драконий респект))
Абсурдный Дракон 16.10.2009 12:54 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Благодарю! Приглашаю вас посетить ещё мою страничку и что-нибудь там раздраконить.
С уважением
Александръ
Александр Красин 16.10.2009 13:00 Заявить о нарушении / Удалить
Это мы счас вмиг изобразим...
Абсурдный Дракон 16.10.2009 14:12 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «О ямбах и хореях» (Александр Красин)
Размеров разнообразие
И Пушкину мило, и Красину!
Коль проза набила оскомину,
Читайте Гомера... и Дёмину!
С улыбкой,
Татьяна Вл Демина 09.07.2009 07:43 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Хороший совет вы мне пОдали,
я ж тоже "писатель" тем паче,
по мне - что поэма, что ода ли,
лишь только б Россию не прОдали...
Александр Красин 09.07.2009 11:22 Заявить о нарушении / Удалить
Татьяна, я внял вашему совету, почитал Гомера, малость подремал, а потом открыл вашу страничку, прочёл вводное слово и тут же сочинил его ремикс (только не сердитесь!):
Всё лето буду жить на даче,
теперь я редкий гость в сети.
Компьютер выключу и плачу -
Стихира милая, прости!
Прости-прощай, страна поэтов,
пророков край и дураков,
и модераторов планета,
равнина овнов и волков.
Я буду ждать, когда я снова
уютно сяду на тахту,
включу свой комп...
Да будет Слово!
И сочиню для вас – бурду.
А вы бурду мою прочтёте
и скажете: «Вот это - слог!»
Ведь только вы меня поймёте,
и что храню я – между строк...
Александр Красин 09.07.2009
Свидетельство о публикации №123011404352