Не верю!
Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?
О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви.
Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?
О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!"
(Виссарион Белинский)
...не паравда ли пылко и пафосно сказано?!
Но в нынешнем российском театре, зрителю нет никакой надобности умирать, ибо сам театр, этот "храм искусства", по выражению классика, уже давно умер.
В 1984 году, в одном из последних своих интервью, ВЕЛИКАЯ актриса Фаина Григорьевна Раневская, на вопрос о том, что происходит в современном театре, ответила так (не ручаюсь за абсолютную точность, но очень близко к тексту по смыслу): "Сегодня из театра постепенно уходят лицедейство, волшебство и трепет, подменяя их на суету, акробатику и манерность". Заметьте, это было сказано в эпоху активной деятельности таких великих режиссёров, как Любимов и Гончаров, Ефремов и Владимиров, Волчек и Товстоногов, Эфрос и Захаров, Плучек и Акимов, которые пришли на смену таким театральным грандам, как Станиславский и Немирович-Данченко, Охлопков и Мейерхольд, Таиров и Михоэлс.
Ефремов был "мобилизован и призван " спасать детище Станиславского, наскоро "состругав из суррогатных подпорок" пиеску "Сталевары", в БДТ шла скучнейшая пьеса "Дачники" по Горькому, в театре на Таганке -"Деревянные кони" по Абрамову, и проч. Репертуар лучших театров того времени формировался из хорошо отцензурированных партийно-идеологических, зачастую никчемных, по гамбургскому счёту, пьес. Сегодня перекосы иного рода, шараханья и эксперименты в иных театрально-эстетических пределах. Динамика жизни и переменчивость современных реалий , диктуют иную эстетику, формы и стилистику театральных ипостасей.
Примерно в это же время (в 1984-1985 годах, см. ссылку на интервью с Фаиной Раневской), в одной из бесед с Константином Райкиным , который уже режиссировал в собственном театре, было заявлено следующее: "Я очень уважаю классические устои в театре, отдаю должное таланту старых мастеров, но простите меня за дерзость, весь их актёрский багаж - это уже вчерашний отживший день, они ведь статичны, они спят на сцене, а у меня любой из молодых актёров может в любую секунду взорваться и сотворить каскад из нескольких тройных сальто на сцене по ходу спектакля!!!"
Театр меняется, меняется стремительно и необратимо, непривычно и дерзко, в лихорадочных поисках новых форм самовыражения, порой эпатажных, шокирующих и проч.
Всё это (сказанное мною ранее) - есть лишь размышления об изменении театральных форм, но то, что происходит в театральной индустрии сегодня, это есть грубое вмешательство чиновников высшего ранга в театральный процесс и речь идёт не только чиновников ведомства департаментов культуры (???), а таких персоналий, как глава следственного комитета Росcии Бастрыкина, да и, собственно, всей идеолого-пропагандистской российской машины.
Сам Бастрыкин созвал собрание труппы театра им. Маяковского и выступил с краткой, но жёсткой речью о том, что в создавшихся условиях, страна и её народ ТРЕБУЮТ от коллектива театра чётких и идеологически выверенных постановок в духе патриотизма и прославления героев отечества и вся труппа сидела молча, уныло потупив очи, как обосранная.
В театре, которым руководил блистательный новатор Роман Виктюк, вообще устроили призывной пункт мобилизованных.
Ещё один российский режиссёр Сергей Безруков, уже в роли мэтра, заявил, что в нынешнее время негоже сеять со сцены смуту в умах и душах зрителей, а следует проявить патриотизм и верность родине (разумеется путинской родине).
Режиссёр театра им. Ермоловой Олег Меньшиков, подписал обязательство не допускать со сцены во время спектаклей никакой крамолы или сомнительных эзоповых перверсий, касательно текущего момента, а всецело способствовать единству и консолидации всех патриотических сил вокруг своего российского руководства.
В этом же документальном репортаже, было представлено интервью ещё с одним московским режиссёром (фамилию я не запомнил), который пытался разыгрывать театральные сценки в...подземных переходах Москвы, но доблестные силы росгвардии это безобразие пресекли и теперь, чтобы не подвергать риску актёров своей труппы, он сам читает различные монологи из спектаклей в вагонах метро, то и дело пересаживаясь с одной поездной ветки на другую...
И это только те конкретные примеры, которые основаны на фактах (я всё это лично видел и слышал сам).
Но я уверен, что вся эта кампания по закручиванию гаек носит глобальный и повсеместный характер.
И если ничего не случится, то столичные (в первую голову) театры окончательно потеряют не только своё лицо, но и вообще прекратят своё существование, как живые и развивающиеся детища театрального искусства и превратятся в унылые, убогие и безликие эрзацы под эгидой ФСБ, Росгвардии и Следственного комитета.
Свидетельство о публикации №123011302770
Да уж...Как сказал бы Киса Воробьянинов.А так то в стране война идёт, на минуто- чку.Слегка бы можно и погодить с поисками новых форм развлекалова, а вот неопре -
делившимся можно было бы и подсказать на чьей стороне - ПРАВДА.
Вот просто интересно, разбили б мы фрицев, если б вместо "Вечно живых" и "Два
бойца" выплеснули бы на сцену и на экраны "неполживых" не унылых не убогих и бог
знает ещё каких " Самоироний судьбы " и прочих "Приключений голубых кальсон" в те годы?
Михаил Денисов Вологда 13.01.2023 11:34 Заявить о нарушении
Дорога длинная, скучно.
Один говорит другому:
-Давай поиграем. Я тебе буду описывать личность, а ты отгадывать о ком речь.
-Давай, - соглаксился другой.
-Вот, знаменитый русский писатель, написал романы "Война и мир", "Анна Каренина", кто это?
-Понятия не имею.
-Ну, он был граф, ходил босиком, жил в имении Ясная Поляна, косил с мужиками траву, ел гречневую кашу...
-А-а-а, - закричал второй, - знаю, это Пушкин!
-М-да, - ответил первый, - с тобой неинтересно играть - ты ВСЁ знаешь.
Олег Стоеросов 13.01.2023 12:04 Заявить о нарушении
Михаил Денисов Вологда 13.01.2023 15:05 Заявить о нарушении
Гончаров - это который был тестем Пушкина и Дантеса!
Олег Стоеросов 13.01.2023 15:12 Заявить о нарушении
Олег Стоеросов 13.01.2023 15:16 Заявить о нарушении
Михаил Денисов Вологда 13.01.2023 15:22 Заявить о нарушении
В дореволюционной России было мизерное кол-во государственных театров и подавляющее - театров частных плюс антреприза, варьете и проч.
Как правило крупные и интересные театры получали спонсорскую поддержку, были меценаты и т.д.
После 17-го года государство поставило театры под свой контроль (достаточно жёсткая цензура, реперткомы (партийные комитеты занимались утверждением репертуаров театров) и постепенно театры стали в сущнгости идеологическим придатком государственной власти.
Вспомните фильм "О бедном гусаре замолвите слово"?!
Г-н Мерзляев, представлявший полицейское ведомство (с рязановским намёком на КГБ), который борорлся с неблагонадёжными тенденциями в театре и с носителями крамолы, а нынче г-н по ведомству, очень напоминающее по сути сталинские ОСО, ДИКТУЕТ и ПРИКАЗЫВАЕТ государственному театру Вахтангова, одному из старейших и знаменитых московских театров, ЧТО и КАК ему ставить и играть.
О какой честности и чести может идти речь, когда в нарушение Конституции, в России возносится на щит наёмничество с бывшим уголовником во главе, когда призывают зэков , совершивших особо тяжкие преступления, когда денацификаторы и демилитаризаторы занимаются мародёрством, грабежами и изнасилованием.
Да что там власти, вы лично знаете на чьей стороне правда, а стало быть лично оправдываете все эти и ещё 1001-одно беззаконие и преступление официоза, вы лично знаете что и как нужно ставить нынче, а с чем и погогдить, кому и что подсказать и проч.
И всё это вы именуете честностью?!
Олег Стоеросов 13.01.2023 15:55 Заявить о нарушении
Михаил Денисов Вологда 13.01.2023 16:40 Заявить о нарушении
Я согласен, что с какого-то момента, ещё до "Небес обетованных", пожалуй после "Гаража", Рязанов стал сдавать, но не хочу анализировать причины этого.
Я же написал о другом, а именно.
В нормальной, цивилизованной и демократической стране (а не при диктаторском правлении) нет и не может быть такой ситуации, когда органы государственной власти, диктуют деятелям литературы и искусства ЧТО и КАК писать, ставить, петь, танцевать, говорить со сцены и проч.
Олег Стоеросов 13.01.2023 17:51 Заявить о нарушении
Михаил Денисов Вологда 13.01.2023 20:59 Заявить о нарушении