Бетховен. Творения Прометея, или Могущество музыки
Создав людей из глины, Прометей
Увидел, что в них нет дыханья жизни,
Помчался за огнем он на Олимп, сумел
Украсть его с небес, богов отчизны.
Коснулся он сердец людей огнем,
И стали оживать они немного,
Но он увидел - слабый был народ,
Придется обучать их очень долго.
И он хотел чурбанов двух разбить,
Но вдруг услышал внутренний он голос -
Что на Парнасе можно обучить
Людей, и он повел их к небу, в гору.
Там вышли и Орфей, и Аполлон,
Играя так божественно на флейтах,
И девять муз, три грации, потом
Сам Вакх с триумфом, с маршами военных.
И учит Вакх их танцам и борьбе,
И мужеству, ведь это сам Бетховен,
Шлифует мастерство души в огне,
И Прометей трагедией несломлен!
Выходит Мельпомена - символ мук,
Страдания, и нож в него втыкает
За то, что смертных он создал людей,
И потому на смерть их обрекает.
И плачут над убитым двое чад,
Но вдруг приходит Пан - и воскрешает,
И Прометей встает уже без ран,
И танцы на Парнасе продолжают.
И робко делать первые шаги
В искусстве начинают его люди,
И из чурбанов глиняных - гляди:
С открытыми очами люди будут!
Прозрение, открытие, подъем -
Вот что дает высокое искусство,
И гении нас обдают огнем,
Чтоб одухотворить из щепок грустных,
Плывущих по течению туда,
Где им приказ: Деритесь, миллионы!
Они молчат, пассивненько мычат,
Не ведая Прекрасного законы!
Милльоны, обнимайтесь! - скажут им
Лишь те, кто знал гармонии Парнаса.
И вечность наслаждения горит
В сей музыке, что тут - не дольше часа.
Она так интересна и светла!
По стилю - будто Моцарт плюс Бетховен,
И мощна, и возвышенна, легка,
И как живые - все с Парнаса боги!
За год до Завещания - еще
Не так Бетховен мрачен и на грани,
Предчувствие трагедии - здесь нож,
А Дар огня - автограф от Титана!
Полное название балета «Творения Прометея, или Могущество музыки и танца». 1801
Балет представляет собой аллегорическое изображение места человека в универсуме. Спустя несколько лет Бетховен заметил в одном из писем, что "музыка - выше всякой мудрости и философии; это вино нового урожая, а я Вакх, выжимающий сок славного вина для людей и опьяняющий их духом".
Кстати, то же говорил и Скрябин: «Музыка — путь откровения. Вы не можете себе представить, какой это могущественный метод познания... Всё, что я теперь думаю и говорю, всё это я знаю через своё творчество», — говорил композитор.
Слушала с объяснением либретто в картинках от Стивена Фрая в Philarmonia sessions.
Свидетельство о публикации №123011207709
Светлана Говорова 06.03.2023 08:17 Заявить о нарушении