ВишнЕвская и Пашаев. Зигзаги Жизни. 68-а
Советская оперная певица, актриса,
театральный режиссёр, педагог,
народная артистка СССР. Кавалер ордена Ленина
и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»!
Рождена 25 октября 1926 г., Санкт-Петербург, СССР.
Рост 161 см. Умерла 11 декабря 2012 г. 86 лет, Россия.
1-й партнёр: Марк Ильич Рубин 1944-1955 гг.
Супружество с РостропОвичем,- отдельными главами !!!!
Илья Рубин, сын от Марка Рубина умер в млденчестве..
Дети от Мстислава Ростроповича:
Ростропович Ольга Мстиславовна, Елена Ростропович.
Награды: Зал славы премии «Грэмми».
\\хххххххххххххх//
Александр Мелик-Пашаев
Советский дирижёр, композитор, пианист, педагог.
Народный артист СССР.
Рождён 23 октября 1905 г., Шаумяни;
почил 18 июня 1964, 58 лет, Москва, СССР.
В браке с: Минна Соломоновна Шмелькина
Дети: Александр Александрович Мелик-Пашаев
Вспоминаем выдающего дирижера Большого театра
Александра Шамильевича Мелик-Пашаева 1905-1964.
Начиная от дома в Москве,
где он жил, заканчивая его самыми
запоминающимися выступлениями
на сцене Большого Театра !!
На Тверской, между Мамоновским
и Благовещенским переулками..
На месте правой половины здания
раньше была церковь Благовещения
Пресвятой Богородицы,
дАвшая имя соседнему переулку.
На месте левой половины
располагалась усадьба,
выстроенная в 1773 году
архитектором Матвеем Казаковым;
построен замечательный дом —
массивный, восьмиэтажный,
состоящий как будто из двух половин.
Но это в итоге, а в начале жизни
Мелика,- его семья жила скромно
и все копейки тратились лишь на него !
Музыка, сын и внук Мелик,- это всё !!
Помимо «Фиделио» и «Аиды»,
Галина Вишневская - Вишня
пела с Александром Шамильевичем*
(она пела, он дирижировал)
«Фальстафа»* и «Реквием»* Верди,
«Пиковую даму», «Войну и мир»,
«Баттерфляй», «Онегина», участвовала
в его симфонических концертах.
В 1952 году в СССР ещё при власти Сталина,
когда Вишня поступила в Большой театр,
Александру Шамильевичу было только 47 лет,
среднего роста, холёный, импозантный,
(за ним и вокруг него бегала его бабшка !!);
он любил быть хорошо одетым.
(бабушка его тщательно осматривала
по вызоду из дОма, перед концертом
и, не-естественно,- после концерта..);
всегда сдержан, невероятно деликатен
и вежлив до меркантильности со всеми !!
По национальности армянин,
он начинал свою карьеру
в Тбилисском оперном театре,
поступив туда в шестнадцать лет
концертмейстером-пианистом
без всякого ещё звания,
но с видимым всем призванием !!
Конечно-же, он никогда-бы
не получил такого роста
и повышения, как армянин
в Азербайджане…
Несмотря на столь юный возраст,
(напомню,- 16 лет парню всего !!)
он знал уже тридцать пять опер
(как и Вишневская в свои 5 лет
под грамм-пластинки в набор весь
тогдашних ‘опер в СССР !!)
и проходил партии с ведущими
певцами театра,
а через два года в том же театре,-
ну да,- в 18 лет !!!!,-
встал за дирижерский пульт
с подобными дирижёрами старшими,
но как с ними на равных !!!!!
Александру Мелику - Пашаеву
было лишь 26 лет, когда он в 1931 году
с триумфом с Мега-Аншлагом дебютировал
в Большом Государственном Театре
оперой «Аида» и уже в первый месяц
работы в нём,- успешно дирижировал
шестью мировыми операми
«Тоска»*, «Аида», «Кармен»*, «Фауст»*,
«Риголетто»*, «Мадам Баттерфляй»* !!
А ещё через пять месяцев,-
осуществил свою первую постановку
в Большом Театре,- «Отелло»*.
Он никогда не был «начинающим»
или «подающим надежды»
молодым дирижером, но ДАРОВАНИЕМ !!
С первых-же дней работы в прославленном
придворном его величества императорском
Большом Театре**
с его знаменитым великолепным оркестром,
Мелик-Пашаев уверенно встал
в один ряд с выдающимися дирижерами:
Суком, Головановым, Пазовским, Самосудом,
которые теперь в Ай-ти-мире бряцающем
своими именами ничего не знчат..,
а вот тогда,- в 19 и 20 веках,-
это были звёзды МИРового класса !!!!
И с тех пор,- в течение 33 лет
и до самой своей смерти
18 июня 1964 года — он работал
только в Большом театре Энергией
все-отдающей, но не поглощающей !,
изредка лишь дирижируя
симфоническими концертами.
Он был именно оперным дирижером
по своему призванию и гению
неопровержимому и несомненному!!!!
И Вишневской счастливая судьба
с первых её шагов на оперной сцене
послала ей этого Учителя и Друга
в её судьбу ‘именно заслуженно
одинаковым музыкальным дарованием
из самого одинакового их детства,-
он МУЗЫки принц, а она МУЗ-принцесса !!
Невероятно требовательный ко всем
без исключения, и прежде всего к себе,
Александр Шамильевич Мелик-Пашаев
в искусстве хоть и рачительно,
но не шел ни на какие компромиссы..,-
наверное в единственный себе минус…
Дирижировал он в театре раз пять в месяц
и каждый спектакль был для него событием,-
вровень Рождеству, Новому Году,
пасхе и Дню Рождения !!
Все, участники этих спектаклей, знали,
что никому не простит он
музыкальной нечистоплотности,
а потому все солисты обязательно
с концертмейстерами уроки брали,
снова выверяли партии, хотя, бывало,
и пели их по пятнадцать-двадцать лет
до сновидений и вскАкиваний ночами !!
Никому из ближних его в Боьшом театре
и в голову не приходило
в эти дни выступить где-то на стороне !!,-
все берегли голоса и силы
длч его слуха Мега-исключительного !!
За два дня до спектакля,-
Александр Шамильевич Мелик-Пашаев
всегда назначал спевку, и все солисты
пели полным голосом обязательно
без всяких жалений и поблажек !!,
рассчитывая свои возможности,
в трудных местах оперы получая
ощущение поддержки дирижёра,
настраивая на данную партию голос !!
После таких генеральных спевок,-
Александр Шамильевич
уже великолепно знал, в какой форме
находится каждый исполнитель
и в зависимости от этого расставлял
музыкальные и сценические
акценты в будущем спектакле.
Уже накануне представления-спектакля
Он..,- не появлялся в Большом Театре,
не подходил к телефону,
а в день спектакля приходил в Главный
теперь не императорский,
а в Большущий Театрище Государственный
раньше всех, подтянутый, торжественный,
с сознанием предстоящего священнодействия
в настоящего музыкального священника !!
И его состояние передавалось и курьерам,
и капельдинерам*, а солисты за два часа
до начала уже гримировались, распевались,
все понимали, что в театре событие:
за дирижерским пультом Муз глашатай,-
Александр Мелик-Пашаев !!
Во время спектакля
ничто не ускользало от него:
он слышал малейшие шероховАтости
не только у главных исполнителей,
но и у любого участника спектакля !!
Любого !! У Мелика взгляд-лазер
замечал любое двжение даже пАльца,
если тот палец показывал не туда
или что неправильно сыграл у музыканта !!
{{{{{{{{{^^*^^}}}}}}}}}}
БоевОй ДонбАсс - Боевая ГОРловка
*ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:
Все части поэмы Зигзаги Вишни на 2023-й
http://stihi.ru/2022/12/11/2797
Свидетельство о публикации №123011102573