Слово о полку Игореве. Ч. 20. Финал поэмы
по следу Игореву едут Гзак с КончАком.
Тогда вороны не граахали,
галки поумолкли, сороки не трескотали,
полозия ползли только.
Дятлы тукотом путь к реке кажут,
соловьи весёлыми песнями
рассвет поведывают.
Молвит Гзак КончАку:
"Коли сокол к гнезду летит, соколича расстреляем
своими золочёными стрелами".
Речет Кончак Гзаку:
"Коли сокол к гнезду летит,
то сокольца опутаем
красной дЕвицей*".
И речет Гзак КончАку:
"Коли его опутаем красной девицей,
ни нам будет сокольца,
ни нам красной дЕвицы,
и почнут нас птицы бить в поле Половецком".
Сказывали Боян и Ходына*,
Свтославовы песнотворцы,
о старом времени Ярослава и Олега,
кагана хоти*:
"А тяжко голове-то кроме плеч,
и зло то телу без головы" -
Солнце светится на небе,
Игорь князь в Русской земле.
ДЕвицы поют на Дунае,
вьются голоса через море до Киева.
Игорь едет по БорИчеву,
к святой богородице Пирогощей.
Страны рады, грады веселы.
Певши песнь старым князьям,
а потом и молодым петь.
Слава Игорю Святославичу,
буй-туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Здравие князю и дружине,
поборникам за христиан
на поганые полки!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
* хоти - те, кого хотят видеть, любимцы.
* сокольца опутаем красной дЕвицей - речь идёт о том, что сын князя Игоря, Владимир в плену у половцев женился на дочери хана Кончака.
Боян и Ходына - судя по свидетельству поэмы, придворные песнопевцы князя Святослава. Имя Ходына образовано по тому же принципу, что и слова "жердина, дубина, мужчина, скотина" и т.п. Мы можем сказать о каком либо парне: "Экая жердина вымахал!", "Он форменная скотина", "Он настоящий мужчина". Ходына - тот, кто много походил на своём веку. Боян - тот, кто байки бает.
Гзак и Кончак - половецкие ханы.
Игорь и Всеволод - братья князья, сыновья Святослава Ольговича Черниговского.
Владимир Игоревич - сын князя Игоря.
Свидетельство о публикации №123011002701