На Таинственное Богословие св. Дионисия Ареопагита
с радостью от Феофила
ПРЕДВАРЕНИЕ:
«… неподобные образы [1] возвышают наш ум лучше, чем подобные…»
«… нет совершенно ничего из сущего, что было бы лишено причастности красоте, поскольку, как говорит истина Речений, «Все хорошо весьма» (Быт. 1:31)»
[Cв. Дионисий Ареопагит]
Я смотрел на Себя из Стекла в стекло… [2]
Было утро уже, но еще темно.
Догорала свеча молитвенная
И звучали Слова Сверхпомысленныя.
«Отче Благий, Единый [3] в Своей Высоте [4].
Неслиянность Раздельного в Полноте [5],
Многогласие Безмолвья СверхСущего,
Тьмой сокрытая Тайна Грядущего».
Вонми! Имя Его [6] возглашается зря:
Шепчут, плачут, зовут, окаянныя!
Неподобные Образы Вечнага,
Безначальных Начал Всеконечнага.
Вот смотрю на себя из окна и в окно…
Стало Утро в душе и совсем Светло
Угасает Свеча молитвенная –
Неподобный нам образ Сверхмысленного.
04.01.2023
18:10-18:33
05.01.2023
12:10-12:47
18:30-19:10
06.01.2023
12:45-12:55
———————
[1] Дионисий Ареопагит называет символы «неподобными образами». А вот и должное разъяснение всем «чрезмерно приземленным людям»: «Когда же мы существам духовным придаем вожделение [здесь и далее курсивы мои – Г.Х.], при описании их несоответствующими им чертами, то должно разуметь под оным священную их любовь к невещественности, непостижимую и неизреченную для нас, неуклонное и неослабное стремление их к чистейшему и ничем не возмущаемому созерцанию, к вечному и духовному единению с чистейшим и высочайшим светом, с истиною и украшающею их красотою. Неудержимость в них должно понимать за непреоборимое стремление, которое ничем не может быть удержано по чистой и неизменной любви их к Божественной красоте, и по всецелой наклонности к истинно-вожделенному». [Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл.2, §4.]
[2] «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно [курсивы мои – Г.Х.], тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» [1Кор.13:9-12].
[3] «… единым и общим для изначальной Троицы является сверхсущественное существование, сверхбожественная божественность, сверхблагая благость, все превышающая, превосходящая какую бы то ни было особость тождественность, сверхъединоначальное единство, безмолвие, многогласие, неведение, всеведение, утверждение всего, отрицание всего, то, что превышает всякое утверждение и отрицание…». [Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах].
[4] «Он сверхсущественно пребывает запредельным по отношению и ко всему сущему, и к объединяющему все исхождению во-вне, и к неиссякающему излиянию Его неуменьшающихся преподаний». «Единица, делающая единой всякую единицу; Сверхсущественная сущность; Ум непомыслимый; Слово неизрекаемое; Бессловесность, Непомыслимость и Безымянность, сущая иным, нежели все сущее, образом…» [Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах].
[5] «… присутствие и пребывание начальных ипостасей, если так можно сказать, друг в друге, полностью сверхобъединенное, но ни единой частью не слитное…». [Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах].
[6] «… богословы и воспевают Его и как Безымянного, и как сообразного всякому имени. Он безымянен, говорят, потому что Богоначалие сказало в одном символическом богоявлении из разряда таинственных видений, упрекая спросившего "Каково имя Твое?" и как бы отводя его от всякого знания Божьего имени: "Почему ты спрашиваешь имя Мое? Оно чудесно" (Быт. 32, 29). И не является ли поистине удивительным такое "имя, которое выше всякого имени" (Флп. 2, 9), — неназываемое, пребывающее "превыше всякого имени, именуемого и в этом веке и в будущем" (ср. Ефсс. 1, 27)?» См. моё стихотворение «Что в Имени тебе Моём?» на этом сайте.
Свидетельство о публикации №123010700735