1 января. Новогодье. День Ильи Муромца

Новогодье – Новый Год!
Наше Солнце – на восход!
Скоро Зимушке – конец…

(Возвещает Муромец).

Калуга. Воскресенье, 01 января 2023 г. Восход Солнца: 08:57, Астрономический полдень: 12:38, Заход Солнца: 16:19, Длина дня: 07:22, Длина ночи: 16:38.

1 января – первый день нового года по указу российского императора Петра I Великого от 20 декабря 1699 года, по которому вся Россия переведена на новое летоисчисление и празднование Нового года перенесено с 1 сентября на 1 января. 323 года тому назад 1 января 1700 года от Рождества Христова по григорианскому календарю в пятницу начался невисокосный 1700 год нашей эры, 10 год 10-го десятилетия XVII века 2-го тысячелетия, первый год 1700-х годов. Сегодня 1 января 2023 года по григорианскому календарю в воскресенье начался невисокосный 2023 год нашей эры, 3 год 3-го десятилетия XXI века 3-го тысячелетия, 4 год 2020-х годов. По Византийской (Константинопольской) эре с Сотворения мира в 5508 года до н.э. наступил 7531 год.

Разные народы в разных странах, культурах и летоисчислениях по-разному отмечают и праздную начало года, но все (!), без исключения, имеют этот день и праздник – новогодье. В большинстве современных стран Новый Год отмечают по григорианскому календарю, в ночь с 31 декабря на 1 января. При этом праздник «Старый новый год» - отмечается только в России, и он завершает дни новогодних праздников с 1 по 14 января.

В некоторых странах, например, в Китае, Новый год отмечается по лунному календарю и праздничное новогодье приурочено ко второму новолунию после зимнего солнцестояния (приходится на разные даты).
Мусульманский Новый год по Хиджре отмечается в первый день священного месяца Мухаррам.
Буддийский Новый год «Сагаалган» отмечается в первое весеннее новолуние и приходится в разные годы на период между концом января и серединой марта.
Тайский Новый год «Сонгкран» празднуют в Таиланде с 13 по 15 апреля, но в отдельных тайских городах празднования происходят в период от 11 до 18 апреля.
В Армении 11 августа отмечали традиционный праздник «Навасард» - День национальной идентичности, но современные новогодние торжества здесь проходят в ночь с 31 декабря на 1 января.
Старославянский Новый год отмечался 14 сентября (или 1 сентября по старому стилю).
Еврейский Новый год «Рош аШана» празднуют 2 дня в сентябре в честь Сотворения мира.
Эфиопский Новый год «Энкутаташ» отмечается 11 или 12 сентября, и называется «Праздником подношения драгоценностей». Кстати, эфиопский юлианский календарь отстает от общепринятого григорианского летоисчисления на семь лет и восемь месяцев.
Индийский Новый год сикхов «Вайсаки» отмечается в середине апреля в индийском штате Пенджаб. Индийский Новый год «Угади» – скользящий праздник – его празднуют в первый день лунного месяца чайтра (март-апрель по григорианскому календарю). Кроме Угади индусы отмечают наступление нового года ещё 3 раза: фестиваль весны Холи, начало сельскохозяйственного цикла Гуди Падва и день победы добра над злом Дивали.
По персидскому календарю Новый год «Навруз» отмечается в день весеннего равноденствия, в ночь с 21 на 22 марта.
На Бали Новый год – праздник «Ниепи» - означает «начало новой эры и проходит в полной тишине». Всем запрещено работать, громко праздновать и веселиться, а жители острова должны разговаривать друг с другом только шепотом.
В Бирме Новый год «фестиваль воды» отмечается в самое жаркое время года.
В Океании Новый год отмечается в середине ноября.
Новый год в Японии «О-сёгацу» раньше отмечали по лунному календарю, но с конца XIX века японцы празднуют новогодние каникулы с 28 декабря по 4 января и почти совсем не работают.
В католической Западной Европе Новый год отмечается в Рождество (25 декабря), а Новый год 1 января завершает рождественский новогодний период.

Как известно: «Всё познаётся в сравнении», поэтому, чтобы ощутить, воспринять и осознать смену лет, нужно прожить достаточное количество лет после рождения. Современные дети в возрасте 2,5 - 3 года дети уже могут ориентироваться в понятиях: «день – ночь», «завтра – сегодня», «зима – лето», отличать названия двенадцати месяцев и четыре сезона года. В 4-5 лет ребёнок уже может отличать время суток (часы и минуты), а в 6-7 лет – года (как период своей жизни «младенчество – детство»). В 10-12 лет ребёнок начинает считать года, как периоды своей жизни, жизни семьи, учёбы в школе и пребывания в обществе. Процесс учёбы в школе чётко даёт представление и различие между прожитыми годами. С 16-17 лет человек уже осознанно воспринимает время жизни по секундам, минутам, дням, неделям, месяцам, годам и десятилетиям.

Согласно данным биоархеологической реконструкции (палеопаталогии) предки человека (австралопитек, homo erectus, неандерталец) жили примерно 20-23 года. 140-40 тыс. лет до н.э. человек современного вида жил в среднем 26 лет. В период от 50 000 до 10 000 лет до н.э. люди жили в среднем 31 год. При этом мужчины чаще жили до 33 лет, а женщины — до 28. 13 000 - 8000 лет до н.э. мужчины жили до 35 лет, а женщины — до 29. 10 000 – 3000 лет до н.э. мужчины жили в среднем 32 года, женщины – 29,5. С 3000 лет до н.э. до конца XVIII века н.э. продолжительность жизни мужчин была от 31 до 39 лет, а женщин – 26-34 года. Начиная с конца XVIII века и по сегодня средняя продолжительность жизни мужчин увеличилась до 73 лет, женщин – до 79 лет.

Период времени жизни первобытного человека Каменного века, в среднем 26 лет, был коротким. Из него первые 3 года были периодом младенчества, следующие 3 года – детства, следующие 6 лет – воспитания, обучения и подготовки к жизни в семье и обществе, а с 12-13 лет – самостоятельное участие во взрослой жизни (участие в делах по домашнему хозяйству, участие в переходах и миграциях, в охоте и собирательстве). С 15-16 лет молодые первобытные люди уже вели самостоятельную взрослую жизнь и к 20 годам становились полноценно взрослыми. Поэтому смену лет (годов) первобытные люди Каменного века, вероятнее всего, начинали отмечать с 15-16 лет от роду (с момента инициации подростков и перевода их в статус взрослых, или с момента деторождения потомства).

Очень длительное время (с 2 600 000 лет до 7000-6000 лет до н.э.) наблюдение за временем осуществлялось первобытными людьми определением количества дней (светлых и тёмных периодов суток) между важными событиями жизни или феноменами окружающей среды и мира. При этом важнейшим (определяющим время жизни) сезонным временем были лунные месяцы (периоды между новолуниями и полнолуниями), то есть лунный первобытный календарь. При этом началом (концом) времени года являлись сезонные периоды, например, сезоны дождей и засухи в африканской саванне или в тропиках, сезоны – зима, весна, лето, осень и опять зима в зонах умеренного климата.

Несомненно, первое осознанное восприятие времени года и смены лет сформировалось у первобытных людей под влиянием сезонных миграций промысловых животных и природных погодных сезонов. Первые природные календари появились с возникновением первых первобытных цивилизаций – родовых и общинных объединений людей, проживающих на определённой (закреплённой, охраняемой) территории. Упорядочивание коллективной охоты на животных, организация освоения новых кормовых угодий и регулирование общественных отношений требовало учёта и счёта времени – лет. Вот почему в древние времена Каменного века возникла необходимость наблюдения движения солнца, луны, планет; определились дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия, которые и являлись у разных народов точками отсчёта начала нового года.

Согласно первобытной традиции, до привнесения на Древнюю Русь христианства, началом нового года считался день весеннего равноденствия (19-20 марта), когда солнце переходит из южного полушария небесной сферы в северное и день равен ночи (в часах). После принятия Юлианского календаря (325 год) и крещения Руси (летом 988 года) летоисчисление на Руси стали вести с 1 марта, или со дня святой Пасхи (первого воскресенья после первого полнолуния, после 21 марта).

В 1492 году русский царь Иван III своим указом перенес празднование с 1 марта на 1 сентября. Кстати, по традиции «в этот день каждый мог прийти в Кремль и подать жалобу царю». Традиция празднования и принятое летоисчисление «От сотворения мира» просуществовало более 200 лет, до 1700 года. В 1699 году Петр I установил дату начала года и с 1 января 1700 года в России года начали отмечать «от Рождества Христова» или «с нашей эры». После смерти Петра Первого традиция наряжать ёлку забылась, но в 1852 году в Санкт-Петербурге вновь была впервые наряжена общественная рождественская ёлка.

После революции 1917 года празднование Рождества и Нового года в России было отменено. Только в 1935 году в качестве детского праздника возродилась новогодняя ёлочка и новогодний праздник. В начале января 1937 года в Колонном зале Дома Союзов была торжественно поставлена первая советская ёлка. Репортаж об этом событии был показан в киножурнале «Советский Союз». На следующий год (1 января 1938 года) «по всей стране засияли сотни праздничных ёлок». Однако только в 1947 году официально 1 января стало выходным и праздничным днём в СССР. Сегодня Новый Год и Рождество считаются народной (древней) традицией.

Традиционными элементами Новогодья являются:
- старый Дед Мороз – добрый дедушка с пышной длинной седой бородой и усами, в красивой зимней одежде, в красной шапке, в валенках, с красными рукавицами, длинным украшенным посохом и большим красным мешком с подарками;
- Зима – жена Деда Мороза;
- Мороз (Студенец, Трескунец, Морозко) – сын Деда Мороза и Зимы, брат Лета, тоже сына Деда Мороза и Зимы;
- Снегурочка – красивая молодая дева, девушка, внучка и помощница Деда Мороза, дочка Мороза и Весны, дочери Деда Мороза и Зимы;
- Новый год – мальчик в праздничной зимней одежде, внук Деда Мороза, сын Мороза и Осени, дочки Деда Мороза и Зимы;
- ёлка – вечнозелёное украшенное деревце с иголками вместо листьев;
- новогодние игрушки – небольшие шары, куколки, вещи и предметы из тонкого стекла; конфеты, орехи, фрукты в красивой упаковке; серпантин, флажки, конфетти, гирлянды и другие украшения ёлочки;
- подарки и гостинцы – вещи, предметы, сладости, вкусности, игрушки, фрукты, мандарины и т.д.;
- огни – свечи, лампочки, бенгальский огонь, светильники, традиционное новогоднее полено в печи;
- праздник – веселье, игры, танцы, музыка, песни, праздничное общение, катание на санках, коньках и с ледяной горки;
- праздничное застолье – традиционные кушанья, блюда, салаты, пироги;
- салют – зажигание костров, пускание огненных колёс с горки, фейерверки, стрельба из пушек и ружей (шум, гам, тарарам – отпугивание нечистой силы);
- гадание – традиционные предсказания и пожелания на новый год жизни.

Новогодье – это всегда волшебный праздник, сказочное представление, мечта о здоровой, счастливой, благополучной, благодушной и обеспеченной жизни, добрые поздравления и пожелания родным, близким, дорогим, любимым и друг другу. Новогодье 2023 года продлится 9 дней – с 31 декабря 2022 года по 8 января 2023 года включительно.

В народном календаре 1 января – это не только Новогодье, но и день памяти русского богатыря Ильи Муромца, одного из самых известных и любимых героев русских былин. Теперь в этот день вспоминают подвиги тех, кто «положил жизнь за Отечество». Православное 1 января – день памяти мучника Вонифа;тия Тарсийского (290), преподобного Илии; Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188); мученика Илии;; мучеников Прова и А;риса, египтян (308); мучеников Полие;вкта и Тимофе;я, диакона (IV в.); святого Вонифа;тия Милостивого, епископа Ферентийского (VI в.); святого Григо;рия, епископа Омиритского (ок. 552). Из всех этих святых мучников в народной традиции закрепился только Илия Муромец – легендарный герой-богатырь русских былин.

835 лет назад, в 1188 году, в Киево-Печерской обители почил преподобный старец и насельник монастыря Илия более известный как русский богатырь — Илья Муромец. «Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его через много лет обнаружились нетленными». Русская православная церковь причислила Илью Муромца к лику святых в 1643 году. В 1594 году посланник римского императора Эрих Лассота посетил Киев и Софийский собор и видел там разрушенную гробницу Илии Муромца, «о котором рассказывают множество басен». На самом деле Илья Муромец был героем множества русских народных былин.

Преподобный Илия; Муромец, Печерский для Русской Православной церкви является только «главным героем русских былин, записанных в XVIII-XX вв. в основном в Олонецкой и Архангельской губернии и в Сибири». При этом особо отмечается, что он «не упоминается в летописях» великорусских. Это не удивительно, потому что Илья Муромец является простолюдином, крестьянским сыном, выходцем из простого народа. Даже став послушником в монастыре на склоне лет жизни, он для церкви всё равно был «подвизавшимся», то есть «проходящим какой-либо подвиг, или совершающим какое-либо трудное дело во спасение души своей», и только. А вот для простого многонационального русского народа, а также многих других европейских народов, Илья Муромец в разных образах и обличиях, с разными, но созвучными именами, стал святым, богоподобным богатырём, героем-демиургом, одним из трёх главных защитников Руси-России: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича.

Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах, был родом из Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г. Устная былинная традиция памяти об Илье Муромце возникла и распространилась на Руси в XII веке, а устные предания и письменный народный былинный фольклор – в XVI-XVII веках. Наиболее ранняя великорусская письменная фиксация предания об Илье Муромце содержится в «Сказании о киевских богатырех, как ходили во Царьград», известном в списках начиная с XVII века.

Если оставить в этих преданиях только факты, то в подавляющем большинстве былин рассказывается о происхождении Ильи Муромца из Мурома, о том, что Илья до 30 лет от роду страдал «немощью в ногах и был сиднем» и о том, как прохожие «калики» излечили его простой колодезной водой, одарив его сверхбогатырской силушкой и поведав ему о судьбе защитника Руси. Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

Первое документальное свидетельство об отождествлении Ильи Муромца, народного богатыря и святого, мощи которого почивают в Киеве, содержится в записках австрийского дворянина Э. Лясоты, посетившего Киев в 1594 году. Путешественник записал, что он видел во внешнем притворе Софийского собора место, где «была некогда гробница Илии Моравлянина, который был славным богатырем, как они его здесь называют, и о котором рассказывают много басен (легенд)».
(Здесь и далее цитатные данные из Православного календаря на 2023 год).

Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII—XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Предание об Илье Муромце как о богатыре было подтверждено медико-антропологическим исследованием святых мощей, которое проводилось в 1988-1990 годах. Исследование показало, что Илья Муромец был погребен в XI-XII вв., имел высокий для своего времени рост (177 см), исключительно развитую мышечную систему, в юности страдал заболеванием позвоночника, которое привело к перестройке организма. Экспертиза обнаружила несколько переломов ребер и правой ключицы, сквозную рану на левой руке, проникающее ранение груди (вероятно, копьём), которое, по всей видимости, послужило причиной его смерти (в возрасте 40-55 лет).

Преподобный Илия Муромец был канонизирован как «местночтимый святой» в 1684-1690 годах, когда при киево-печерском архимандрите Варлааме установилось празднование преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 годов, согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы.

Вот и всё, что церковь официально информирует о преподобном Илии Муромце. При этом в околоцерковной литературе, в научных и литературных исследованиях об Илье Муромце содержится огромная масса очень интересной аналитической информации, связывающей образ Ильи Муромца с древнеславянским языческим богом Перуном и другими языческими мифами, преданиями, легендами, былинами и сказками. Русский богатырь и народный святой Илья Муромец не нуждается в официальном признании, потому что он, возможно, единственный святой в православном календаре, ставший таковым по воле народа.

1 января по традиции – День Ильи Муромца, святого защитника Руси-России, день языческого бога (авеги) Перуна. Легендарное родство Ильи Муромцы выводится из разных мест и городов, но общепринято, что он «родом из села Карачарова, что под городом Муромом» и, судя по достоверным данным, почив в возраст 40-55 лет в 1188 году, Илья Муромец родился в 1133-1148 годах. В то время в этих местах жили потомки финно-угров, племя «мурома», известное своей верностью языческой традиции, вере и языческим богам. Например, считается, что соседи муромы – «луговые марийцы – никогда не были христианами, сохранили жречество».

Кстати, по-фински имя Илья звучит как Ильмаринен, а «это имя финского Перуна, бога-воина и кузнеца, кователя». «За свою непомерную силу, за ратные подвиги Илья Муромец почитался и славянами и финно-уграми как воплощение Громовержца (финнами — Ильмаринена, славянами ведической веры — Перуна, либо Ильма, христианами — пророка Ильи)». «В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне». Вот почему 1 января люди, как правило, по традиции, доверяли тем, кто был рождён в этот день «вести суд честной и справедливый» и говорили: «Коли первый день в году весёлый (счастливый), то и год будет таков» (или наоборот).

В этот день 1 января вспоминают былины об Илье Муромце, стараются быть на него похожим во всём, например, обязательно кланяются родной земле, дают обет (клятву) защищать и охранять её не щадя крови и жизни своей. В этот день запрещалось работать, суетиться, заниматься никчёмными делами, а предписывалось хорошо думать, по доброму общаться, веселиться и радоваться поднимающемуся каждый день солнцу.

В этот день 1 января нельзя было выметать сор из избы (из дома), чтобы не накликать на дом и на семью беды. Также в это день нельзя было пить спиртное, так как «день святого Илии Муромского совпадал с днём мученика Вонифатия, который покровительствовал трезвенникам». Как же отмечали этот день в русских деревнях, селениях и городах XII-XVI веков?

Гуляниями, если позволяла погода, песнями и плясками с ряжением в новогодние костюмы и маски, угощениями друг друга, с играми, шутками и забавами, то есть со всеми теми новогодними мероприятиями, с которыми встречалось зимнее солнцестояние, начало восхождения солнца к лету. При этом по природному календарю на Руси до XV века Новый год отмечали либо 1 марта, а с первого церковного Собора в Москве в сентябре 1492 года – с 1 сентября, привязав эти самые значимые природные даты к будущему или выращенному урожаю. Поэтому Новый год по указу русского императора Петра I Великого начали отмечать только в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года (XVII в.).

Погодные приметы 1 января очень простые: красный закат, значит, уродится пшеница и горох; обильный снегопад – к богатству, а дождь – к неурожаю и несчастьям летом и осенью.

1 января отмечают свои именины Антон, Иван, Даниил, Игнатий и, конечно же, Илия. Значение имени Илия: (устаревшее) Илья – «Яхве Бог (Эль) мой истинный». Арабская форма - Илйас (один из пророков Аллаха).

Люди, рождённые 1 января, честолюбивые, прочно стоящие на земле. Они всегда стремятся к силе и надежному положению в жизни и обществе. Они умеют владеть собой и обладают сильной целеустремленностью, которая и есть ключ к их успехам и к счастью. Эти люди обладают лидерскими качествами, они могут быть прекрасными руководителями, к тому же они не пугаются личной ответственности. Люди, рождённые 1 января, как правило, настоящие, верные, честные, порядочные и сильные волей, духом и телом. Только вот с такими качествами им всегда очень трудно в окружающей среде и мире, потому что другие люди инстинктивно ждут от них защиты, заботы, помощи, а сами они – беззащитны и могут рассчитывать только на свои жизненные силы…


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →