О старинном методе чтения. Из опыта Макаренко
*Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать.
*Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
Рене Декарт.
Верный способ воспитать других(детей, учеников) и себя — приучив отбирать лучшие книги обо всем, написанные лучшими авторами, с высоким литературным стилем. Составлять списки и делать конспекты. И так год за годом. Думается, что вышеприведенные в эпиграфе слова Декарта должны быть на видном месте аршинными буквами в любом учебном заведении. Чтобы заходя, сразу читали и перечитывали эти строки.
И вот что вспомнилось. Антон Семёнович Макаренко считается выдающимся педагогом-новатором, через трудовое воспитание перевоспитывавшего бывших юных правонарушителей. Это так. Но один нюанс при этом не так широко упоминается. В "Педагогической поэме" он описывает то, как вечерами в томительной скуке деревни, где не было никаких развлечений, и не было даже электричества, кроме одной "лампочки Ильича" в кабинете заведующего Макаренко(и той, поломанной и кое-как починенной), и было, по признанию Антона Семеновича, очень страшно — все сбивались в общую комнату. Чем занимались? Шутки, байки...Но скоро их репертуар истощился. И начали читать вслух книги...Из скудной колонистской библиотеки. Но это была сплошь русская классика. Макаренко пишет, что за зиму перечитали так всю русскую классику! А когда исчерпали свои запасы — стали просить у знакомых, из города, всячески пополнять библиотеку. И продолжать читать вслух, по очереди, передавая книгу по кругу.
Вот важнейший факт. А нынешние школа и семьи в массовом порядке практикуют этот старинный метод "чтения вслух" при лампе? Вопрос риторичеcкий...
-----------
Добавлю, что получившие распространение аудиокниги всё же нет, не то, хоть это само по себе замечательно и нужно применять:но в этом нет личностного начала, и коллективного. Именно чтение всеми по кругу создавало ту неповторимую атмосферу, незримо формировало мировоззрение, выковывало характеры. Потом они все вместе писали письмо в Италию, потому как в автобиографической трилогии Горького "Детство", "В людях" и "Мои университеты" М.Горького увидели самих себя("Так, Горький, как мы?!") И коллективно написали письмо, наудачу, как пишет Макаренко, по адресу, увиденному в одном иностранном журнале в библиотеке:Italy, Massimo Gorki.
И получили ответ! И с тех пор Колония Макаренко носила по общему решению имя Максима Горького.
На фото:Максим Горький в гостях среди колонистов, на заднем плане А.С. Макаренко.
Оригинал публикации 2013г.:
http://stihi.ru/2013/04/09/5051
Правка, дополнение, фото в статью:06/01/2023
https://zera-cherkesov.livejournal.com/383189.html
Свидетельство о публикации №123010600616
Сергей
Сергей Таллако 30.11.2023 08:48 Заявить о нарушении