О кинодетективах по просмотру Мышеловка А. Кристи
Илл.:Агата Кристи за пишущей машинкой.
Сегодня рано утром смотрела на ю туб детектив "Мышеловка" по Агате Кристи.
Из рекомендаций киноконцерна Мосфильм.
Об этом спектакле "Мышеловка"я читала поразительное у Мариэтты Шагинян в "Зарубежных письмах", глава Английских писем.
Оказывается ... но лучше потом процитировать, а здесь изложить несколько строк впечатлений от просмотра. Детективы я не читала и не смотрела уже давно. Было время, когда мы все ими увлекались. Смотрели целые сериалы "Мисс Марпл Агаты Кристи" и "Пуаро Агаты Кристи". Это не считая классического английского детектива еще и множество американских боевиков вмперемешку с базильскими и мексиканскими мыльными операми(вот и термин "мыльная опера" уже как-то исчезло из бытования языка). И сериалы те исчезли. И бразильские, и индийские куда-то исчезли("Болливуд"). Я не знаю, что смотрят теперь, кажется, уже давно в отечественном и мировом кинематографе не происходит ничего заслуживающего внимания. Как и в эстрадной музыке, а про рок-музыку давно не слышно ничего нового, всё старые запасы. Классика играется тоже по инерции, как работа солистов и коллективов, будни, но ничего потрясающего, что встряхнуло бы широкие круги.
Наверное, у нас был своеобразный ренессанс, когда мы жадно впитывали всё:и шедевры, и шлак, во всех жанрах и видах искусств.
Сейчас даже бразильские мыльные оперы("теленовеллы") кажутся шедевральными на фоне той серости и безвременья в киноискусстве, что наблюдаем уже давно.
И это мировой тренд, не только в какой-то одной или нескольких странах культурный декаданс.
В ю тубе, заменившем походы в кино, народ смотрит в основном старые советские киноленты и массово ностальгирует в обсуждениях в километровых комментариях.
Я тоже смотрю, рада, когда нападаю на что-то стоящее.
Вчера Рекоменды мне предложили посмотреть "Солярис" и "Зеркало" Андрея Тарковского, а ведь я не смотрела ничего из Тарковского толком. Я решила посмотреть всего Тарковского, это 8 фильмов, по произведениям С.Лема, бр. Стругацикх и др. Это мировая класскиа кино, так считается. Но в комментариях зрители честно пишут, что раньше уходили из кинотеатров с Тарковского, невыносимая скука и затянутость. Но вот сейчас пришло время посмотреть фильмы Тарковского.
Вспомнается в связи с этим х/ф "Кафедра" по повести И.Грековой. Автор, профессор математики, и при этом крепкий писатель-беллетрист, написала о том, что знала лучше, чем кто бы то ни было. Помните же, студентка влюблена в одинокого доцента-математика(факультет вычислительной математики и кибернетики) и у кинотеатра сценку? А потом на теплоходе. Обмен мнениями по "Сталкеру" Тарковского?
О том, что до понимания Тарковского нужно дорасти.
Я попробую, если получится, напишу для вас хороший Отзыв, а то и не один.
А х/ф "Мышеловка" снят Самсоном Самсоновым в 1990г. Между прочим, С.Самсонов снял также незабываемую лирическую комедию "Одиноким предоставляется общежитие". А также более известный, чем "Мышеловка", детективный фильм "Чисто английское убийство", тоже по Агате Кристи. И "Три сестры" по Чехову, и ряд других работ, см Википедия, есть что выбрать для просмотра и отдыха.
Экранизация Агаты Кристи. Очень английская атмосфера, во всяком случае создатели фильма приложили все усилия её воспроизвести в интерьерах маленького английского отеля. В фильме ощущатся влияние сериала "Мисс Марпл Агаты Кристи". А также и нашего сериала "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", удостоенный королевой Елизаветой Второй ордена Британской империи имено за создание "английского духа" в зарубежном фильме, его удостоен Василий Ливанов, и вообще его создатели. Считаю, это даже более эксклюзивным знаком признания чем "Оскар" или "Венецианский лев".
Финал фильма спойлерить не буду, он неожиданен, как и полагается жанру детектива.
Из того, что понравилось:вставной номер-танец, даже два танца, один в паре, классический, и другой сольный в современных ритмах, под музыку из репродуктора оба. Эти два танца поданы органично("не вставные номера в мюзикле"), как бы гости отеля просто танцуют под музыку из радио, но в то же время элегантный первый танец и зажигательный второй. Это находка. В старом кино музыкально-танцевально-вокальные номера обычно включались вне связи со сценарием, или нарочито-неестествено происходящему, так же в индийском кинематографе, но сейчас даже индийское кино отходит от этих шаблонов, так что здесь это изящно решено "просто под музыку из радио".
Стиль Агаты Кристи в этом сюжете тоже узнаваем, камерный, "случай в английской провинции", ей не откажешь в изобретательности и неожиданности финала в ответе на вопрос"кто виноват?"
Но сейчас я бы ее не поставила наравне с А.Конан-Дойлом или Ж.Сименоном.
Шерлок Холмс или Комиссар Мегре - величины куда крупнее. И литературно-ярче скромной бецеветной мисс Марпл или чудака Эркюля Пуарро, которым на мой взгляд недостало "выписанности", как литературных персоанжей, а не просто условно решающих задачки почти условных персонажа.
Особенно Шерлок Холмс - асолютно реалистический персонаж, сложный и богатый во всех смыслах, не толкьо по уменю щёлкать детективные загадки.
В свое время я перечитала всю Шерлокиану и во многом этому обязана такому качеству своего ума, как дотошная пытливость, неудовлетворяющийся тому. что на поверхности и расхожие мнения и оценки(антипод-доктор Ватсон). То есть я училась у своего любимого героя-интеллектуала.
В "Мышеловке" нет ни мисс Марспл, ни Пуаро, в нем есть лишь приезжий офицер полиции из Лондона. Я не знаю, что так полюбилось английскому зрителю, что "Мышеловку", как спектакль ставят в Англии в отдельных небольших театрах и спектакль не сходит с афишы десятилетиями, притом в театре больше ничего не ставят! Это не оговорка. Мариэтта Шагинян, бывавшая в Англии в 60-е гг 20в. была сама изумлена:"13 лет подряд на сцене небольшого английского театра идет "Мышеловка" по Агате Кристи, и труппа больше ничего не играет, только один спетакль. И это не только в отношении данного произведения, а обычная практика на Западе:пока спектакль приносит доход, он не не смается с афишы и театр ставит только этот спектакль. Поэтому актеры, в нем занятые 13 лет каждый вечер, а также и дневные спектакли, играют одну "Мышеловку", и больше ничего.
Мариэтта Сергеевна писала в связи с этой практикой эксплуатации западных актеров,— о "профессиональном кретизизме" по выражению К.Маркса. Когда производственный Конвейер превращает работника в кретина, он отчужден от всего, кроме конвейера и заработка прибавочной стоимости для работодателя. Ни о какой творческой составляющей здесь уже речи не идет, но вместе с тем, М.С. Шагинян отметила высокий уровень актерского мастерства и превосходную подачу английской речи в устах актеров. Об отточенной Школе английского произношения в театре и кино.
Я для того и посмотрела нынче "Мышеловку" в поздне-советской версии(уже со сценами "ню", как приметами пост-перестройки) — чтобы понять, почему она не сходила десятки лет со сцен английских театров и что были вынуждены играть 13-ый год одно и то же превосходные актеры, купленные тамошними карабасам-барабасами-эксплуататорами талантов, которые без зазрения совести губят их творческие потенциалы этой рутиной, заодно приучая и зрителя к неизменности, и нежеланию рисковать доходами, чтобы поставить что-то еще. Вот они, истоки британской "стабильности", она воспитывается с малолетства в англичанах, вообще европейцах. А говорили, что Застой только у нас.
Между прочим, если вы слышите, что какой-то спектакль шел на Бродвее в Америке много лет, то там такая же картина эксплуатации артистов. Они работают на жалованье, пока спектакль пользуется спросом, ничего другого не играя, если только не кино-знаменитости, но те в Голливуде и их считанное число.
Наш российский стационарный театр в этом смысле куда счастливее должен быть на гос. дотации, хотя уже давно есть антрепризный театр, но вообще Театр искусство уходящее, для последних ценителей. Даже в х/ф "Москва слезам не верит", в диалогах героя об "одном сплошном телевидении через 20 лет"(интернет они не предвидели) с ним соглашаются в части "театров":их заменит кино. И книга постепенно уйдет.
Мой прогноз оптимистичнее:и театр, и тем более книги сохранятся, но претерпят перемены, эволюционируют, пока можно только гадать, как именно. Предполаогаю, что в направлении "мультивселенных"(как нас учил ВВП), по фантазиям Станислава Лема в "Сумме технологии", но сейчас переходный период, и оттого кажется, что всё пришло в застой и всё отмирает. Нет, это переход в новые качества, но это уже выходит за рамки беглых заметок о ныне малоизвестной киноленте, увиденной намедни.
...
Я бы еще посмотрела "Лунный камень" по детективу Уилки Коллинза, вот это высокая классика английского детектива. Уилки Коллинз - мастер жанра и превосходный писатель; в этом отношении перо Агаты Кристи куда скромнее. А "Лунный камень" я читала, но помню слабо, лишь осталось впечатление необычайно закрученного детектива и сложной композиции фабулы. Этот роман на русский перевела Мариэтта Шагинян, о чем на форзаце всех русских переизданий по сей день. Мариэтта Шагинян была поклонницей жанра детектива и автором первого советского детектива("Месс-Менд"), переведеного на много языков и экранизированного из числа первых фильмов-экранизаций 20-х гг, это раритетное кино.
05/01/2023
19ч.22м.
19ч.52(+ссылки и фото и правка).
Приложение.
Необходимые сведения. Кому-то и одно даже эпизодическое участие любимого артиста или даже оператора, композитора, художника-постановщика, времени постановки и прочих нюансов может оказаться определяющим в решении посмотреть, так что считаю необходимым привести технические сведения о фильме. Источник Википедия.
Мышеловка
Жанр детективный фильм
Режиссёр Самсон Самсонов
На основе Мышеловка
Автор
сценария Владимир Басов
В главных
ролях Елена Попова
Елена Степаненко
Владимир Сошальский
Борис Химичев
Оператор Михаил Демуров
Виктор Эпштейн
Композитор Вениамин Баснер
Кинокомпания «Мосфильм», киностудия «Союз»
Длительность 86 минут
Страна СССР
Язык русский
Год 1990
IMDb ID 0174953
----------------
Ссылки на мои эссе и статьи по спектаклям и фильмам(неполный и пополняющийся)список. Сюда не вошли фильмы-оперы, музыкальные фильмы, а только кинодрамы:
http://stihi.ru/2021/09/20/455
http://stihi.ru/2022/10/08/6714
Ссылки на мои эссе и очерки о фильмах, спектаклях
http://stihi.ru/2023/01/05/6701
О кинодетективах по просмотру Мышеловка А. Кристи
http://stihi.ru/2022/05/06/5527
О повести Мариэтты Шагинян Лето в Баббакуме(милая английская глушь ею воспроизведена словно родная, и об Агате Кристи писала Мариэтта Шагинян).
https://zera-cherkesov.livejournal.com/382023.html
Свидетельство о публикации №123010506701