Вояж
Посвящено прилёту в 1959 году в Москву –
12 моделей французского дома «Christian Dior»
Первая часть.
Да, это было. Трудно было,
В это поверить людям тем.
Как «марсиане» вдруг спустились,
Такое, было там для всех.
Очаровательные очень,
Стройные - все как на подбор,
В широкополых шляпах, также,
И в затемнённых очках все.
Сошли те с трапа самолёта,
Авиакомпании «Air France»,
Как небожителям подобно,
На нашу землю СССР.
И их встречали всех, как будто,
Первых лиц государства там.
А что ж стояло всё ж за этим,
Визитом, к нам в СССР?
«Диор» не планировал, честно,
Одежду свою продавать,
В СССР. Бытует мненье,
Задача их была в другом.
Чтоб противопоставить яркий,
Мир капиталистический,
Унылому нашему всё же,
Быту социалистическому.
С чего тогда всё начиналось?
Переговоры ж раньше шли,
Между домом «Диор» и нашей,
«ТПП СССР».
(Торгово – промышленной палатой СССР. С декабря 1958
По февраль 1959 года)
Долгие шли переговоры,
Каждый тянул там на себя,
То «одеяло» этой встречи,
Условия там выставляв.
Переговоры завершились.
И делегация «Dior»,
В Москву отправилась. В столице,
Везде афиши были уж:
«Французские моды. Христиан Диор»
Пять дней в ДК «Крылья Советов»
Показы проходили. Зал,
Тот, специально затянули,
Полотнищами серыми.
(Шёлковыми)
Для «избранных» были ж показы,
Там по спецприглашениям.
Для тех, кто там тогда работал,
В торговле внешней в основном.
(И в советской лёгкой промышленности)
Невообразимое нечто,
Это было в зале тогда!
На подиум там выходили,
Манекенщицы с Франции.
Они демонстрировали там,
Невиданные до того,
Платья и шляпы, и к тому же,
Аксессуары разные.
Люди советские ведь только,
(Недавно лишь после войны)
Ходившие даже в фуфайках,
Там были – ОШЕЛОМЛЕНЫ:
«…НЕУЖЕЛИ ТАК МОГУТ ОДЕВАТЬСЯ ЖЕНЩИНЫ?!»
Другой показ тех манекенщиц,
В посольстве Франции той был.
То – для советской уж ЭЛИТЫ:
Партийных высших бонз страны.
(Во главе с Анастасом Микояном – для людей
Искусства, и их жён, дипломатов)
Здесь шок, конечно, был поменьше.
Ведь многие тогда из них,
Ездили за границу, также,
Наряды покупали те.
И дефиле тех манекенщиц,
Не очень удивило их.
Но всё ж им было интересно,
Что привёз модный кутюрье.
Вторая часть.
Ив Сен – Лоран. Он же – наследник,
Кристиана Диора там.
Коллекцию первую сделал,
И ту в Москву тогда ж привёз.
«Трапеция» - её названье.
100 чемоданов он привёз,
С платьями, разными духами,
Также с аксессуарами.
(Ив Сен – Лоран возглавил модный дом в 1957 году,
После скоропостижной смерти прославленного
Модельера. Лорану было всего лишь 21 год, и мало кто
Верил в успех его)
А между тем, не обращая,
Внимания, там ни на чьи,
Злобные критики – трудился,
Он дебютом там своим.
(Дебютной коллекцией моделей)
И вдохновился он в то время,
САРАФАНАМИ РУССКИМИ…
Первый показ же Сен – Лорана,
Эффект сильный там произвёл.
(Как эффект разорвавшейся бомбы)
Его тогда «А – силуэты»,
Отличие имели там,
От фирменных – приталенных всех,
Линий Диора, были что.
«А – силуэт» модной легендой,
Моды, и вызовом там стал,
Устоям тем традиционным,
Как – манифест художника.
(Который не собирался жить в тени своего учителя.
Он шёл своим путём. А то, что он отправился в Москву,
Стало ШОКОМ для многих)
Потом же дефиле то будет,
Французских модниц этих там,
На улицах уже московских,
Прогуливаться стали те.
Прекрасные девушки в шляпах,
На остроносых туфельках,
На каблучках… Везде ходили,
На рынки забредали там.
И они все там покупали,
У бабушек, одетых же,
Плохо – завёрнутых в газету,
«Правда» - пионы с маками.
Потом с улыбкой их дарили,
Прохожим. Правда, то,
Всё срежиссировано было,
Заранее для прессы их.
(Для журнала «LIFE»)
А каждый шаг этих моделей,
Снимал фотограф тогда их,
Ховард Сочарек. На всех фото -
Как на них наш народ взирал.
(Он компоновал так снимки, что на них было
Видно, как на эти модели с широко открытыми
глазами в удивлении глядели юные девушки,
Пожилые женщины, старики… Ничего подобного
они раньше ведь не видели!)
Ведь пережившие войну те,
Люди, не представляли там,
Что можно выглядеть иначе –
Не «по – советски» там совсем.
(А в платьях, затянутых в талию, в красивых
Туфельках на каблучках, в шляпах и тёмных очках)
Дадут инструкции моделям,
Заранее – где им ходить,
И всегда в их там «макияже»,
Как улыбаться, говорить…
(И чётко по проложенным маршрутам. В инструкциях –
«Возьмите с собой сигареты, помаду, косметику. Знайте –
Что вы не можете купить себе виски, не фотографируйте
Детей, дома, мосты, военные постройки. Никогда не
Отказывайтесь от первой сигареты, если предлагают.
Это одно из правил вежливости, не ходите в брюках и тд.»)
Модели в брюках не гуляли.
Только в платьях и юбках лишь.
За пять дней их тогда визита –
140 там показов всех.
Однажды вышли те модели,
На Красную площадь в Москве.
Так неожиданным то было,
Куча людей там собралась.
Женщине - милиционеру,
Пришлось прибыть срочно туда,
Чтоб разобраться, что случилось…
На фото аж попала та.
Третья часть.
По площади прошлись «красотки»,
Потом отправились те в ГУМ.
На манекенах там висели,
Платья под новый силуэт.
(Приталенный силуэт. Но купить их было невозможно)
А советские женщины покупали лишь серые – скучные
Платья, что висели на вешалках)
Шок небывалый испытали,
Все посетители тогда,
Когда вошли внутрь модели,
Таких лишь видели в кино.
В трофейных фильмах. А теперь же,
Их можно было рассмотреть,
Рядом совсем! И это было,
Там что – то нереальное!
Фотограф их отобразил то,
На лицах наших женщин там,
Довольно смешанные чувства,
Задумчивость, оторопь, грусть…
(И даже не удивление)
О чём думали они в миг тот?
Что они женщины всё ж там,
Что тоже хотят, как и эти,
Красивыми быть, модными.
Но им то было НЕДОСТУПНО,
И оттого так грустно им…
Да, всё было то необычно,
До сих пор люди помнят то.
И всё – таки, женщины наши,
Были очень практичны всё ж.
Их комментарии там были,
В журнале «Огонёк» потом:
«Зачем платья из плотной шерсти,
Открыты были сильно их?
Ведь это же – как сарафаны,
Не практично для северян.
А летом даже уже в вечер,
Буде жарко в платье таком».
Ещё ж были такие строки,
Как критика на платья их:
«… БУРЖУАЗНАЯ МОДА ТАКОВА, ЧТО ЖЕНЩИНА
ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ ПРИ ХОТЬБЕ И ДОЛЖНА
ОБЯЗАТЕЛЬНО ИМЕТЬ РЯДОМ С СОБОЙ ЧЕЛОВЕКА,
ПОМОГАЮЩЕГО ЕЙ…»
И в самом деле, на моделях,
Были юбки столь узкие,
Какие в повседневной жизни,
Было невозможно ходить.
Да, прошло 63 года этого французского вояжа моды
В Москву из дома «Dior», но всё было так красиво и
ново, и необычно\ - что в нашей стране о том визите не забыли.
Свидетельство о публикации №123010504771