Эссе Апостол Пётр. Верный в испытаниях

АПОСТОЛ ПЁТР. ОН БЫЛ ВЕРНЫМ В ИСПЫТАНИЯХ.

ПЁТР с волнением наблюдал за людьми, пришедшими в синагогу Капернаума, чтобы послушать Христа. Пётр жил в этом городе. Там же, на северном побережье Галилейского моря, он занимался рыбным промыслом. Многие из его друзей, родственников и товарищей по ремеслу жили в Капернауме. Наверняка Пётр надеялся, что здешние жители, как и он, признают в Иисусе Мессию и испытают такой же восторг, узнав о Царстве Бога от величайшего из учителей. Но в тот день его ожидания не оправдались.

В ответ на слова Христа в толпе прокатился гул недовольства. Многие, не скрывая негодования, стали роптать и возмущаться. Но что особенно огорчило Петра, так это реакция некоторых учеников Иисуса. Их лица как будто помрачнели: куда подевался блеск в глазах? Где прежний восторг от света обретённой истины? Кто-то назвал слова Христа возмутительными. Не дослушав, они стали уходить из синагоги — и уже не следовали за Христом. (Прочитайте Иоанна 6:60, 66.)

Для Петра и других апостолов это было нелёгкое время. Пётр тоже не до конца понял, что; в тот день сказал Иисус. Неудивительно, что слова его учителя могли показаться кощунством, если истолковать их буквально. Как повёл себя апостол? Это не первый и не последний раз, когда преданность Петра его Господу подвергалась испытаниям. Давайте посмотрим, как вера помогла Петру их перенести и остаться верным.

КОГДА ДРУГИЕ ОКАЗАЛИСЬ НЕВЕРНЫМИ.

Пётр довольно часто открывал для себя Иисуса с неожиданной стороны. Снова и снова его Господь говорил и делал то, что приводило людей в недоумение. Всего лишь днём раньше Иисус чудесным образом накормил тысячи людей, и те захотели сделать его царём. Но, к удивлению многих, он ушёл от них, велев своим ученикам сесть в лодку и плыть в Капернаум. Ночью, когда ученики плыли по Галилейскому морю, он пришёл к ним прямо по бушующим волнам, чего они тоже никак не ожидали, и преподал Петру важный урок веры.

Утром ученики узнали, что вслед за ними на лодках приплыли люди, которые накануне слушали Христа. Вероятнее всего, ими двигала не жажда духовных истин, а желание увидеть, как Иисус снова совершит чудо и всех накормит. Иисус осудил их за меркантильный дух (Иоан. 6:25—27). Разговор с этими людьми продолжился в синагоге Капернаума. Там Иисус старался донести до них важную, но трудную для их понимания духовную истину, которая опять показалась им крайне неожиданной.

Иисус не хотел, чтобы он ассоциировался у людей с буквальной едой, но чтобы они воспринимали его как духовный хлеб от Бога и понимали, что благодаря его жизни и смерти они смогут обрести вечную жизнь. Именно поэтому он сравнил себя с манной, которую Бог давал с небес в дни Моисея. Когда некоторые стали возмущаться, Иисус привёл ещё более яркое сравнение, сказав, что они не обретут жизнь, если не будут есть его плоть и пить его кровь. Вот тут-то присутствующие и стали негодовать: «Эти слова возмутительны! Кто может их слушать?» После этого многие ученики Христа отошли от него (Иоан. 6:48—60, 66). Можно заметить непоследовательность людей, если сравнить их реакцию на слова Христа в синагоге с тем, как днём раньше они уверенно провозгласили его Божьим пророком (Иоан. 6:14).

Как повёл себя Пётр? Наверняка, его тоже смутили слова Христа, ведь он ещё не понимал, что Иисус должен умереть, чтобы исполнить волю Бога. Не промелькнула ли в тот момент у Петра мысль воспользоваться ситуацией и уйти заодно со всеми? Нет. В нём было то, что отличало его от тех ненадёжных учеников. Что именно?
Обратившись к двенадцати апостолам, Иисус спросил: «Может быть, вы тоже хотите уйти?» (Иоан. 6:67). Хотя вопрос был адресован ко всем, на него ответил Пётр. Он часто говорил от лица апостолов,— возможно, потому, что был среди них старшим. К тому же он был открытым и прямым человеком и, похоже, не любил отмалчиваться. И то, что Пётр сказал в этот раз, надолго западает в душу. Он ответил Христу: «Господи, к кому нам идти? У тебя слова вечной жизни» (Иоан. 6:68).

Какие трогательные слова! Пётр верил в Иисуса, и это помогло ему развить замечательное качество — преданность. Он чётко понимал, что именно Иисус — Спаситель, посланный Богом, и, чтобы спастись, важно внимать его словам, то есть учениям о Царстве Бога. Пётр знал, что, даже если ему было что-то не понятно, то всё равно больше некуда идти, чтобы обрести благосклонность Бога и надежду на вечную жизнь.

Согласны ли вы с этим? Сегодня многие говорят, что любят Христа, но, к сожалению, не проходят проверку на преданность. Настоящая преданность подразумевает, что мы ценим учения Иисуса так же, как Пётр. Это выражается в том, что мы изучаем их, стараемся глубже понять и поступаем в согласии с ними, даже если порой они не соответствуют нашим ожиданиям или предпочтениям. Мы можем получить вечную жизнь, которую обещал Иисус, только если будем доказывать ему свою преданность. (Прочитайте Псалом 97:10.)

КОГДА ЕГО ИСПРАВЛЯЛИ.

Вскоре после тех событий Иисус взял апостолов и других учеников и повёл их на самый север Палестины, где возвышается гора Ермон. Иногда её снежная вершина видна даже с Галилейского моря. Чем ближе они подходили к горе, минуя селения, разбросанные в окрестностях Кесарии Филипповой, тем выше она им казалась. От Галилейского моря, уровень воды в котором ниже уровня моря примерно на 210 метров, Иисус со своими учениками направлялся в местность, расположенную на высоте около 350 метров над уровнем моря. Их путь протяженностью около 50 километров пролегал через необычайно живописные места. В этом живописном месте, откуда открывается вид на бо;льшую часть Обетованной земли, Иисус задал своим ученикам важный вопрос.

«Что говорят в народе о том, кто я?» — спросил он. Можно представить, как Пётр посмотрел на своего Учителя. Глубокий, проницательный взгляд Христа выражал спокойствие и доброту. Иисусу было интересно, к каким выводам пришли люди на основании того, что они видели и слышали. В ответ его ученики стали перечислять всякие неверные представления, которые бытовали о нём в народе. Но ему было интересно еще кое-что: придерживались ли его друзья подобных взглядов? Поэтому он спросил: «А вы что скажете о том, кто я?» (Луки 9:18—20).

И снова первым ответил Пётр. Чётко и уверенно он озвучил вывод, который уже сделали для себя многие из присутствовавших: «Ты — Христос, Сын живого Бога». Представьте, как Иисус с одобрением посмотрел на Петра и как, улыбнувшись, тепло похвалил его. Он напомнил апостолу, что эта важная истина стала понятна ему не благодаря какому-то человеку, а благодаря Богу, который открывает её тем, кто проявляет подлинную веру. Пётр понял одну из самых важных истин, открытых в то время,— истину о том, кто был долгожданным Мессией, или Христом! (Прочитайте Матфея 16:16, 17.)

В древнем пророчестве Христос был назван камнем, который отвергнут строители (Пс. 118:22; Луки 20:17). Имея в виду это и другие пророчества, Иисус сказал, что на скале, или на камне, на который только что указал Петр, Бог, образно говоря, построит собрание. Затем Христос вверил Петру важные обязанности в этом собрании. Он не поставил Петра выше других апостолов, как считают некоторые, а наделил его ответственностью. Иисус дал Петру «ключи от небесного царства» (Матф. 16:18, 19). Ими Пётр должен был открыть вход в Божье Царство трём группам людей: вначале иудеям, затем самаритянам, а в конце язычникам, или неевреям.

Позднее Иисус сказал, что «от каждого, кому дано много, много и потребуют». И Петру предстояло убедиться в этом на собственном опыте (Луки 12:48). Иисус продолжал открывать ученикам важные истины о Мессии и говорил, что он должен пострадать и умереть в Иерусалиме. Встревоженный этими словами, Пётр отвёл Иисуса в сторону и с укором сказал: «Будь добр к себе, Господи. Не случится с тобой такого никогда» (Матф. 16:21, 22).
 
У Петра, безусловно, были самые добрые побуждения, поэтому последовавший ответ Христа мог показаться довольно неожиданным. Повернувшись к Петру спиной, Иисус посмотрел на остальных учеников, которые, похоже, рассуждали подобным образом, и сказал: «Прочь от меня, Сатана! Ты для меня камень преткновения, потому что ты думаешь не о Божьем, а о человеческом» (Матф. 16:23; Мар. 8:32, 33). Слова Христа поучительны и для нас. Человек очень легко может поддаться плотскому мышлению, перестав смотреть на вещи с духовной точки зрения. Тогда он невольно может содействовать интересам Сатаны, а не Бога,— пусть даже им движет желание помочь. Итак, вернёмся к Петру. Как он отреагировал?

Пётр, по всей видимости, понимал, что Иисус ни в коем смысле не хотел отождествить его с Сатаной Дьяволом. Более того, Иисус не разговаривал с Петром так же, как с Сатаной, когда тот искушал его (Матф. 4:10). Обращаясь к Петру, он произнёс фразу, которую с языка оригинала можно перевести как «стань позади меня». Иисус не отверг своего апостола, в котором видел много доброго, а исправил его мышление. Петру нужно было усвоить: вместо того чтобы стоять на пути у своего Господа и быть ему препятствием, он должен был стать позади него и поддерживать его как верный последователь.

Задело ли это Петра? Стал ли он препираться с Иисусом? Нет. Он смиренно принял порицание. Этим он снова доказал свою преданность. Все последователи Христа время от времени нуждаются в исправлении. Только если мы смиренно принимаем советы и исправляемся, мы можем развивать близкие отношения с Иисусом Христом и его Отцом. (Прочитайте Притчи 4:13.)

НАГРАДА ЗА ВЕРНОСТЬ.

Вскоре Иисус сказал своим ученикам нечто потрясающее: «Истинно говорю вам: среди стоящих здесь есть те, кто не успеют вкусить смерти, как увидят Сына человеческого, идущего в своём царстве» (Матф. 16:28). Возможно, у Петра промелькнула мысль, что ему вряд ли теперь выпадет подобная честь, ведь недавно он получил такое строгое порицание.

Тем не менее примерно через неделю Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними «на высокую гору»,— вероятно, гору Ермон, которая находилась недалеко от них. Скорее всего, было уже поздно, поскольку апостолов стало клонить в сон. Но когда Иисус молился, произошло то, от чего их дремота сразу развеялась (Матф. 17:1; Луки 9:28, 29, 32).

На их глазах Иисус стал преображаться. Его лицо засияло, как солнце, а одежда стала ослепительно белой. Затем рядом с ним появились две фигуры, представлявшие пророков Моисея и Илью. Они говорили с Иисусом «о его уходе — о том, что должно было произойти в Иерусалиме»,— очевидно, о его смерти и воскресении. Теперь стало ясно, какое это было заблуждение — удерживать Иисуса от предстоящих ему страданий! (Луки 9:30, 31).

Вдруг Петру показалось, что он не может просто так стоять и безучастно наблюдать за этим необычным видением. Возможно, он даже захотел продлить его, когда Моисей с Ильёй хотели покинуть Иисуса. Поэтому Пётр сказал ему: «Наставник, нам так хорошо здесь. Давай мы поставим три шатра: один для тебя, один для Моисея и один для Ильи». Разумеется, в шатрах не было необходимости, ведь это было всего лишь видение и представшие в нём служители Бога уже давно умерли. Пётр и сам не совсем понимал, что говорит. Но разве не трогает нас его живой порыв и доброта? (Луки 9:33).

В ту ночь Петру, а также Иакову и Иоанну посчастливилось стать свидетелями ещё одного чуда. Неожиданно на горе появилось облако и окутало их. Затем из него раздался голос — голос самого Бога! Он сказал: «Это мой Сын, которого я избрал. Слушайте его». На этом видение прекратилось, и они остались одни с Иисусом на горе (Луки 9:34—36).

Какой же наградой было для Петра увидеть преображение Иисуса! Десятки лет спустя он описал, как в ту ночь стал одним из «очевидцев... величия» Христа, который предстал перед ним в царской славе. Это видение послужило подтверждением многих пророчеств из Божьего Слова и укрепило веру Петра, ведь ему предстояло еще много испытаний. (Прочитайте 2 Петра 1:16—19.) Оно укрепит и нас, если мы, подобно Петру, сохраняем преданность нашему Господу, которого Бог поставил над нами, учимся у него, принимаем его советы и исправление и изо дня в день смиренно следуем за ним.


Рецензии