О, красавица Ренессанса!

   Зрелый Ренессанс провозгласил человека мерой всех вещей,
заняв в искусстве высшее место.
Это был воистину звёздный час портрета –
именно тогда он вышел на первое место.
И с этого момента мы сталкиваемся с ещё одной проблемой,
которая будет преследовать жанр ещё много веков.
С развитием индивидуального портрета
также стремительно развивалась и индивидуальная лесть портретиста среди знатоков.
    Да, нередко художники относились к своей модели настолько комплиментарно,
что здравомыслящих заказчиков нередко приводило к комичным ситуациям,
хотя и выглядело на портрете всё далеко не  элементарно.
Как писал классик: «Себя в том зеркале я вижу,
но это зеркало мне льстит... 
Я это от зеркала даже слышу!»
    Каноны красоты тогдашнего времени
сильно удивили бы современного человека.
Если взять, к примеру, самый знаменитый портрет Возрождения –
легендарную Джоконду Леонардо да Винчи, известную во всём мире уже века,
то связанных с этой загадочной дамой вопросов будет намного больше, чем ответов,
которые могут представить специалисты за все прошедшие с момента создания этого портрета века.
     Многие считают, что изображение Лизы дель Джоконди не стоит той славы, которую  имеет.
И женщина, изображенная на нём, не такая уж красавица,
если мир о красоте правильно рассуждать умеет.
Это суждение весьма спорно и относится к понятию рассуждения о моде вне красоты.
Для своего времени, Мона Лиза – дама, идущая, так сказать, в авангарде тенденций моды и красоты.
   Просто надо иметь в виду, что её изображение - это типичный портрет женщины,
во всём следующей требованиям тогдашней бургундской моды.
    Герцогство Бургундия было в то время местом модного паломничества,
а наша героиня – одна из самых прогрессивных его паломниц в эпоху ренессансного искусства:
платье с завышенной талией, дерзко имитирующее состояние беременности;
выбритый лоб и выщипанные брови и ресницы, придававшие дамам выражение кротости
и отрешённости от земной  бренности.
   Да ведь в той эпохе - это просто идеал красоты!
По поводу знаменитой улыбки тоже высказывалось мнение, что изгиб губ Джоконды –
 необыкновенно влекущий, потому что таинственный,
а тайна красоты
всегда всех увлекала. 
А это было для влюблённых немало!
___________
   К стилю Возрождение (Ренессанс)
относится картина  Рождение Венеры; Сандро Боттичелли.
SANDRO  - THE BIRTH OF VENUS. 1486 год. Стиль: Возрождение (Ренессанс).
В центре сюжета — фигура прекрасной античной богини, рождённой из морской пены.
Она плывёт по волнам в раковине, которую подгоняет Зефир — западный ветер.
Интересно, что господство Зефира в Средиземном море начинается весной,
а значит, рождение Венеры приходится именно на этот период.
На берегу Венеру готовится встретить пора весны и цветения Талло, которая держит в руках пурпурный плащ, чтобы закутать новорожденную богиню.
   Нежное лицо героини имеет большое сходство с лицами мадонн,
а её поза и очертания тела — с древнегреческими скульптурами.
Так великий живописец подчеркнул взаимосвязь античности и христианства.
Обнаженная Венера у художников эпохи Возрождения символизировала вовсе не чувственность и земные наслаждения, а любовь небесную, целомудрие и непорочность, считавшиеся высшими добродетелями.


Рецензии