Мой путь Очерк
МОЙ ПУТЬ
ОЧЕРК
Конечно, совершенно нереальный путь мне был уготован в моей жизни - стать поэтом во времена отсутствия в нашей стране достойной современной поэзии как таковой.
Сейчас нет в стране нашей уважаемой и почитаемой публикой современной поэзии высокого уровня. И нет совершенно литературной критики, которая бы эту поэзию оценивала, донося ее достоинства и значение до широкой публики.
Литературной критики нет ныне по самой банальной причине - литературному критику никто не будет сейчас платить за его нелегкий труд, требующий и эстетического чутья, и высокой общей культуры, и глубокого знания истории литературы.
Любая большая литературно-критическая статья требует немалого труда, а не одного вдохновения.
И при этом квалифицированный литературный критик осознает что по отношению к подлинному поэту-творцу и прозаику-творцу его роль вторична.
Он превозносит истинных творцов, способен видеть подлинные литературные таланты. Но не он же сам - творец шедевров.
Потому критик всегда был профессионалом своего дела. И он работал за деньги. За такие деньги на которые мог прожить хотя бы.
Это относится ко всем русским большим критикам, начиная с Белинского и Аполлона Григорьева.
А вот сейчас условий для профессиональной работы литературного критика нет никаких. Гонорары за статьи критикам ныне или не платят вообще. Или платят условные и призрачные гонорары - в две или три тысячи за статью.
И кто будет работать честно и с подлинной самоотдачей за такие деньги? Никто естественно.
Литературно-критические статьи пишутся ныне только «по дружбе» (предполагающей взаимные услуги и взаимовыгодное сотрудничество) и сводятся к откровенно заказным восхвалениям одного автора или группы авторов, «устроивших» и протолкнувших в печать данную публикацию.
Какая это литературная критика! - Да никакая. В ней нет «ни грамма» подлинной объективности. И она не имеет никакого отношения к серьезной и взвешенной оценке текущего литературного процесса.
Без подлинной честной литературной критики же важнейшее звено любого поступательного литературного развития пропадает - некому квалифицированно и беспристрастно оценить итоги литературного процесса. Некому дать понять нынешнему рядовому читателю, что же стоит любить и ценить в современной литературе, а что - не стоит и любить и ценить и уважать.
Об отсутствии же у нашей современной публики интереса к серьезной и достойной современной поэзии я уже неоднократно писал (в том числе в моей известной статье «Поэзия в эпоху Интернета», много раз опубликованной в самых разных литературных журналах).
Потому повторяться на этот счет мне бессмысленно.
Скажу только что ситуация на бесчисленных ныне сайтах поэзии вырисовывается следующая - на них хвалят и осыпают восторженными отзывами именно пошлые и банальные стихи.
Почему? Потому что сами пользователи и авторы всех этих сайтов пишут в подавляющем своем большинстве такие пошлые и банальные стихи. И естественно хвалят «себе подобных».
Рядом с подлинной и новаторской поэзией эти стихоплеты не могут не чувствовать своего духовного убожества и убожества своих жалких виршей.
Потому они даже если и заинтересуются невольно подобной яркой и глубокой поэзией - никогда этого не признают. А будут злобно молчать.
Неталантливый человек - вовсе не негодяй сам по себе. Но когда он из зависти, из чувства тщетного соперничества в котором ему никогда не выиграть начинает злобно молчать при виде таланта и его творений - тогда в литературе он вредитель. Объективно это именно так.
Наглядно пояснить это нетрудно на конкретном примере.
Однажды когда некая общесоюзная киностудия засняла с похвальными комментариями репетиции и вообще «внутреннюю кухню» Театра на Таганке в самом театре состоялся в общем зале просмотр этого хвалебного в целом для артистов театра материала.
И вот зал театра, заполненный на этот раз самими его артистами, радуется и аплодирует когда показывают того или иного рядового участника труппы театра - «Аня, это ты… Как здорово! Петя… Ты в кадре прекрасен…»
Все счастливы и все артисты театра в приподнятом настроении.
Но не могла же Всесоюзная студия не заснять и Высоцкого во время его работы над спектаклями.
Показали и Высоцкого на репетициях театра. Причем, скромно - среди других артистов и в «общем ряду» так сказать.
Но как только на экране общего зала театра появилось изображение Высоцкого – в заполненном артистами зале наступило тягостное общее гробовое молчание. Как будто показали на экране покойника или серийного убийцу.
И Высоцкий после этого общего просмотра в Театре на Таганке киноленты заснятой Всесоюзной студией печально восклицал «что же я им сделал? За что они меня так ненавидят?»
Этот эпизод из жизни Высоцкого я воспроизвел по Большой Серии «Жизни замечательных людей». Он подлинный естественно.
Так вот не были артисты Театра на Таганке негодяями как люди. Конечно не были. Но они вступили на путь жизни в котором они соперничать с гениальным Высоцким никак не могли.
А признать свое ничтожество по сравнению с Высоцким им было не только неприятно, но и слишком тягостно. И они с избранностью Высоцкого по судьбе и таланту внутренне смириться никак не могли.
Мораль тут только одна - не берись за дело или за область творчества, в которых твои таланты не выше среднестатистического.
Не пиши стихи, если ты понимаешь, что ты никакой не поэт. Лучше читай тогда и люби стихи настоящих поэтов - это возвысит твою духовную организацию, придаст твоей жизни подлинную одухотворенность.
Но нет! Амбиции взыграли в человеке. И он при всей своей бездарности мнит себя поэтом в творцом. И публикует безудержно всякую чушь на открытых теперь для всех сайтах поэзии.
Гуляй рванина от рубля и выше…
Я уже как-то писал, что нынешняя ситуация в поэзии напоминает ту, при которой дворовый футбол предпочитают профессиональному футболу мастеров…
Никто уже на большой футбол не ходит…Зачем он нужен.
Каждый гоняет мяч у себя во дворе. И орет - «Петька, какой ты классный пас отдал… Васька как бы здорово с лету забил…»
Вот именно это мы и видим сейчас в «поэзии сайтов» - торжество пошлости.
Причем, в поэзии одобряемой, публикуемой и культивируемой старыми с советских времен сохранившимися журналами тоже торжествует сохранившаяся еще с коммунистических времен безудержная пошлость.
Ведь Гайдар с Чубайсом дали зеленый свет приватизации советских литературных журналов еще в тот период когда в них сидели поставленные при советской власти главные редактора с соответствующим штатом советских сотрудников редакции - и вот они и стали с 1992-го года собственниками бывших советских журналов.
Так и превралилисчь старые советские журналы в воплощение советского идиотизма и затхлого консерватизма в литературе и эстетике.
В старых журналах типа петербургской «Звезды» или московского «Нового мира» современный поэт создающий новаторские стихи напечататься не может.
Ответят ему обычно так - ваши стихи похожи на поэзию Уолта Уитмена или Элюара. И потому они нам решительно не подходят.
Нам на подходят стихи про Павлика Морозова и про Павку Корчагина.
Нам подходят Колымские лагеря. Бесчисленные казни по приговорам сталинских «троек».
Это наше родное. Это мы возродим.
Ведь всем же давно доказано, что руководитель Ленинградского Обкома в годы блокады Кузнецов - предатель.
И правильно, что его самого и его приспешников верные люди Сталина расстреляли.
Все было правильно - и коллективизация с многими тысячами погибши х. И Голодомор вовремя был устроен.
Ну и как было не расстрелять старых руководителей партий большевиков - они самой природой созданы для расстрела.
Вот Зиновьев - это же прямо рожа для «пули в лоб». Или Каменев - тоже такая же обезьяна.
Оставлять их в живых было никак нельзя - плохо пахли. Пахли кондовым еврейством, с которым недоучившийся в семинарии грузин Джугашвили решил все таки покончить - шумят они много, лезут в верхи общества и всюду проталкивают только своих.
В то время как он, великий грузин Джугашвили, с наслаждением уничтожает и своих и чужих - лишь только померещится ему, что они тайно «роют ему яму».
В страшном мире мы жили в советские годы.
И теперь призрак этого страшного мира имеет многие шансы вернуться в нашу жизнь.
Я был бы не против естественно если бы писателей так же уважали и так же хорошо кормили как в советские времена. Даже если бы и существовала при этом цензура и какие-то директивы Партии о том, что можно писать и о чем писать нельзя.
Но ведь плевать нынешней нашей власти на литературу.
Я помню что мое стремление стать поэтом всегда вызывало противодействие в моем доме.
Мой отец был интеллигентным и умным естественно человеком, крупным и уважаемым историком-исследователем, но и он не одобрял моих серьезных увлечений поэзией.
То были еще советские времена.
И когда я приводил моему отцу в пример прославленных и процветавших в те годы Евтушенко и Вознесенского - он мне отвечал , что это счастливые единицы в нашей жизни… что рядом с ними столько сломавшихся на увлечении поэзией судеб людей, о которых ты не знаешь. И так далее.
Эти доводы выглядели здраво и разумно.
Однако когда отец мне говорил, что мол главное в работе историка - это знание источников и ссылки на источники - это было для меня чем-то подобным травле тараканов.
Эти историки с их скучнейшими документами и источниками, эти филологи с их абстрактной теоретической «поэтикой» - как меня все это раздражало!
И все таки я стал жить по своему.
Хотя бы вот сейчас когда мне уже немало лет по общим меркам.
И настоящим поэтом я все таки стал. Как того требовала сама суть моей человеческой личности.
Подлинные яркие и новаторские на фоне старой русской поэзии стихи я написал в великом множестве - как образованный человек я это безошибочно чувствую и ясно понимаю.
И все таки несмотря на все или почти все сказанное выше придет время и для моей поэзии. Так или иначе, раньше или позже, но это время наступит.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» , в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» выпуск 2 (Волгоград, 2022). «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ – http
Свидетельство о публикации №122123101867