Мой путь Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
МОЙ ПУТЬ
ОЧЕРК

    Конечно, совершенно нереальный путь мне был уготован в моей жизни - стать поэтом во времена  отсутствия в нашей стране достойной современной поэзии как таковой.
         Сейчас нет в стране нашей уважаемой и почитаемой публикой современной поэзии высокого уровня. И нет совершенно литературной критики, которая бы эту поэзию оценивала, донося ее достоинства и значение до широкой публики.
              Литературной критики нет ныне  по самой банальной причине - литературному критику никто не будет сейчас платить за его нелегкий труд, требующий и эстетического чутья, и высокой общей культуры, и глубокого знания истории литературы.
                Любая большая литературно-критическая статья требует немалого труда, а не одного вдохновения.
                И при этом квалифицированный литературный критик осознает что по отношению к подлинному поэту-творцу и прозаику-творцу его роль вторична.
                Он превозносит истинных творцов, способен видеть подлинные литературные таланты. Но не он же сам - творец шедевров.
                Потому критик всегда был профессионалом своего дела. И он работал за деньги. За такие деньги на которые мог прожить хотя бы.
                Это относится ко всем русским большим критикам, начиная с Белинского и Аполлона Григорьева.
                А вот сейчас условий для профессиональной работы литературного критика нет никаких. Гонорары за статьи критикам ныне или не платят вообще. Или платят условные и призрачные гонорары - в две или три  тысячи за статью.    
                И кто будет работать честно и с подлинной самоотдачей за такие деньги?  Никто естественно.
                Литературно-критические статьи пишутся ныне только «по дружбе» (предполагающей взаимные услуги и взаимовыгодное сотрудничество) и сводятся к откровенно заказным восхвалениям одного автора или группы авторов, «устроивших» и протолкнувших в печать данную публикацию.
                Какая это литературная критика! - Да никакая. В ней нет «ни грамма» подлинной объективности. И она не имеет никакого отношения к серьезной и взвешенной оценке текущего литературного процесса.
                Без подлинной честной литературной критики же  важнейшее звено любого  поступательного литературного развития пропадает - некому квалифицированно и беспристрастно оценить итоги литературного процесса.    Некому дать понять нынешнему рядовому читателю, что же стоит любить и ценить в современной литературе, а что -  не стоит и любить и ценить и уважать.
                Об отсутствии же у нашей современной публики интереса к серьезной и достойной современной поэзии я уже неоднократно писал (в том числе в моей известной статье «Поэзия в эпоху Интернета», много раз опубликованной в самых разных литературных журналах).
                Потому повторяться на этот счет мне бессмысленно.
                Скажу только что ситуация на бесчисленных ныне сайтах поэзии вырисовывается следующая - на них хвалят и осыпают восторженными отзывами именно пошлые и банальные стихи.
                Почему? Потому что сами пользователи и авторы всех этих сайтов пишут в подавляющем своем большинстве такие пошлые и банальные стихи.  И естественно хвалят  «себе подобных».
                Рядом с подлинной и новаторской поэзией эти стихоплеты не могут не чувствовать своего духовного убожества и убожества своих жалких виршей.
                Потому они даже если и заинтересуются невольно подобной яркой и глубокой поэзией - никогда этого не признают. А будут злобно молчать.
                Неталантливый человек - вовсе не негодяй сам по себе. Но когда он из зависти, из чувства тщетного соперничества в котором ему никогда не выиграть начинает злобно молчать при виде таланта и его творений - тогда в литературе он вредитель. Объективно это именно так.
                Наглядно пояснить это нетрудно на конкретном примере.
                Однажды когда некая общесоюзная киностудия засняла с похвальными комментариями репетиции и вообще «внутреннюю кухню» Театра на Таганке в самом  театре состоялся в общем зале просмотр этого хвалебного в целом для артистов театра материала.
                И вот зал театра, заполненный на этот раз самими его артистами,  радуется и аплодирует когда показывают того или иного рядового участника труппы театра - «Аня, это ты… Как здорово! Петя… Ты в кадре прекрасен…»
                Все счастливы и все артисты театра в приподнятом настроении.
                Но не могла же Всесоюзная студия не заснять и Высоцкого во время его работы над спектаклями.
                Показали и Высоцкого на репетициях театра. Причем, скромно - среди других артистов и в «общем ряду» так сказать.
                Но как только на экране общего зала театра появилось изображение Высоцкого – в заполненном артистами зале наступило тягостное общее гробовое молчание. Как будто показали на экране покойника или серийного убийцу.
                И Высоцкий после этого общего просмотра в Театре на Таганке киноленты заснятой Всесоюзной студией печально восклицал  «что же я им сделал? За что они меня так ненавидят?»
                Этот эпизод из жизни Высоцкого я воспроизвел по Большой Серии «Жизни замечательных   людей». Он подлинный естественно.
                Так вот не были артисты Театра на Таганке негодяями как люди. Конечно не были. Но они вступили на путь жизни в котором они соперничать с гениальным Высоцким никак не могли.   
                А признать свое ничтожество по сравнению с Высоцким им было не только неприятно, но и слишком тягостно. И они с избранностью Высоцкого по судьбе и таланту внутренне смириться никак не могли.
                Мораль тут только одна - не берись за дело или за область творчества, в которых твои таланты не выше среднестатистического.
                Не пиши стихи, если ты понимаешь, что ты никакой не поэт. Лучше читай тогда и люби стихи настоящих поэтов - это возвысит твою духовную организацию, придаст твоей жизни подлинную одухотворенность.
                Но нет! Амбиции взыграли в человеке. И он при всей своей бездарности мнит себя поэтом в творцом. И публикует безудержно всякую чушь на открытых теперь для всех сайтах поэзии.      
                Гуляй рванина от рубля и выше…
                Я уже как-то писал, что нынешняя ситуация в поэзии напоминает ту, при которой дворовый футбол предпочитают профессиональному футболу мастеров…
                Никто уже на большой футбол не ходит…Зачем он нужен.
                Каждый гоняет мяч у себя во дворе. И орет - «Петька, какой ты классный пас отдал… Васька как бы здорово с лету забил…»
                Вот именно это мы и видим сейчас в «поэзии  сайтов» - торжество пошлости.      
                Причем, в поэзии одобряемой, публикуемой и культивируемой старыми с советских времен сохранившимися журналами  тоже торжествует сохранившаяся  еще с коммунистических времен безудержная пошлость.
                Ведь Гайдар с Чубайсом дали зеленый свет приватизации советских литературных журналов еще в тот период когда в них сидели поставленные при советской власти главные редактора с соответствующим штатом советских сотрудников редакции - и вот они и  стали с 1992-го года собственниками бывших советских журналов.
                Так и превралилисчь старые советские журналы в воплощение советского идиотизма и затхлого консерватизма в литературе и эстетике.
                В старых журналах типа петербургской «Звезды» или московского «Нового мира» современный поэт создающий новаторские стихи напечататься не может.
                Ответят ему обычно так - ваши стихи похожи на поэзию Уолта Уитмена или Элюара. И потому они нам решительно не подходят.
                Нам на подходят стихи про Павлика Морозова и про Павку Корчагина.
                Нам подходят Колымские лагеря. Бесчисленные казни по приговорам сталинских «троек».
Это наше родное. Это мы возродим.
                Ведь всем же давно доказано, что руководитель Ленинградского Обкома в годы блокады  Кузнецов - предатель.   
                И правильно, что его самого и его приспешников верные люди Сталина расстреляли.
                Все было правильно - и коллективизация с многими тысячами погибши х. И Голодомор вовремя был устроен.   
                Ну и как было не расстрелять старых руководителей партий большевиков - они самой природой созданы для расстрела.
                Вот Зиновьев - это же прямо рожа для «пули в лоб». Или Каменев - тоже такая же обезьяна.
                Оставлять их в живых было никак нельзя - плохо пахли. Пахли кондовым еврейством, с которым недоучившийся в семинарии  грузин Джугашвили решил все таки  покончить - шумят они много, лезут в верхи общества и всюду проталкивают только своих.
                В то время как он, великий грузин Джугашвили, с наслаждением уничтожает и своих и чужих - лишь только померещится ему, что они тайно «роют ему яму».               
                В страшном мире мы жили в советские годы.
                И теперь призрак этого страшного мира имеет многие шансы вернуться в нашу жизнь.
                Я был бы не против естественно если бы писателей так же уважали и так же хорошо кормили как в советские времена. Даже если бы и существовала при этом цензура и какие-то директивы Партии о том, что можно писать и о чем писать нельзя.
                Но ведь плевать нынешней нашей власти на литературу.
                Я помню что мое стремление стать поэтом всегда вызывало противодействие в моем доме.
                Мой отец был интеллигентным и умным естественно человеком, крупным и уважаемым историком-исследователем, но и он не одобрял моих серьезных увлечений поэзией.
                То были еще советские времена.
                И когда я приводил моему отцу  в пример прославленных и процветавших в те годы Евтушенко и Вознесенского - он мне отвечал , что это счастливые единицы в нашей жизни… что рядом с ними столько сломавшихся на увлечении поэзией судеб людей, о которых ты не знаешь. И так далее.               
                Эти доводы выглядели здраво и разумно.
                Однако  когда отец мне говорил,  что мол главное в работе историка - это знание источников и ссылки  на источники - это было для меня чем-то подобным травле тараканов.
                Эти историки с их скучнейшими документами и  источниками, эти филологи с их абстрактной теоретической «поэтикой» - как меня все это раздражало!
                И все таки я стал жить по своему.
                Хотя бы вот сейчас  когда мне уже немало лет по общим меркам.   
                И настоящим поэтом  я все  таки стал. Как того требовала сама суть моей человеческой личности.
                Подлинные яркие и новаторские на фоне старой русской поэзии  стихи я написал в великом множестве - как образованный человек я это безошибочно чувствую и ясно понимаю.
                И все таки несмотря на все или почти все сказанное выше придет время и для моей поэзии. Так или иначе, раньше или позже, но это время наступит.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» , в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» выпуск 2  (Волгоград, 2022). «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ – http

               
 
               
               
               
       
               


Рецензии