Леонид Ярмольник и Владимир Высоцкий

       Возвращаются все. И друзья, и враги –
       Через самых любимых и преданных женщин.
       Возвращаются все. И идут на круги.
       И опять же не верят судьбе. Кто-то больше, кто меньше.
                (А. Башлачев, «Триптих памяти В. С. Высоцкого») 

    Леонид Исаакович Ярмольник родился в 1954 году в Приморском крае в семье военнослужащего. Статья в русскоязычной Википедии сообщает следующие данные о детских и юношеских годах будущего актера: «В детстве занимался плаванием, конькобежным спортом, музыкой, участвовал в драматической студии, увлекался музыкой группы The Beatles. В 1955 году семья переехала в Овруч, детство и школьные годы прошли во Львове».
    В первой половине 70-х Леонид учился в Москве, в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина (актерский курс Ю. В. Катина-Ярцева). По его окончании, с 1976 по 84 год служил в Театре на Таганке, где подружился с Леонидом Филатовым и Зоей Пыльновой (жили гражданским браком), а также познакомился с Владимиром Высоцким.
    Получил всесоюзную известность благодаря выступлению в легендарной передаче Центрального телевидения «Вокруг смеха», где изображал цыпленка табака, новогоднюю елку и нагревающийся утюг.
    В начале кинокарьеры Леонид снимался в основном в эпизодах. Однако роли все равно запомнились зрителю: например, сын барона Феофил, «офицер» в картине «Приключения барона Мюнхгаузена», пленный немецкий солдат в военной драме «Сашка», преступник Гнус в фильме «Сыщик», жених в комедии «Нежданно-негаданно», Рубакин в «Кафедре» или полицейский Максимэн в детективе «Ищите женщину». В 90-е и нулевые Ярмольник много снимается в коммерческом кино и занимается продюсерской деятельностью. Одна из крайних крупных актерских удач Ярмольника – роль Руматы в фильме Алексея Германа «Трудно быть богом» по сценарию братьев-люденов Стругацких.
    Кстати, что касается последней картины режиссера… «Я рискну сказать ужасную вещь. В фильме «Трудно быть богом» Ярмольник до известной степени играет Высоцкого, а не Румату. И пытается именно его имитировать. И довольно точно это делает», – заключил в своей лекции по литературе «Высоцкий как еврей», прочитанной в начале сентября 2018 года в московском Еврейском музее и Центре толерантности, писатель, поэт и журналист Дмитрий Быков.
    В 1975 голу кинорежиссер Кира Муратова на Одесской киностудии приступила к съемкам художественного фильма по мотивам романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Фильм в итоге снят не был. Но на главные роли в картину «пробовались Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин, Леонид Ярмольник, Елена Соловей и другие знаменитые артисты». («Живой Журнал» ebookwriter.livejournal.com, 17 ноября 2010 г., ebookwriter, «Княжна Мери. Творческий выкидыш».)
    Есть и иная версия событий. «Интересно, что и с Кирой Муратовой, у которой Высоцкий снялся только в «Коротких встречах», хотя бы гипотетически могла быть еще одна совместная работа. В 1975 году ему было предложено подумать о роли приятеля Печорина, доктора Вернера, в ее новом фильме «Княжна Мери» – экранизации главы из «Героя нашего времени». Вот только совершенно неожиданно приказом Госкино фильм был снят с производства, а одним из камней преткновения стал актерский состав. Высоцкий в нем, впрочем, не значился. По какой-то причине актер не смог или не захотел участвовать в съемках», – пишет Д. Смолев в статье «Неснятые фильмы: Кино Владимира Высоцкого», глава «Но как-то мягко отказали. Не дали» (размещена 25 января 2018 г. на интернет-сайте «КиноПоиск» kinopoisk.ru).
    О своем знакомстве и общении с Владимиром Семеновичем Леонид рассказывает охотно, но редко: интервью он дает не часто, особенно – в последнее время. Журналистов артист, мягко говоря, недолюбливает. Но в связи с 65-летием Высоцкого поделился интереснейшими воспоминаниями: «Владимир Семеныч по жизни был заводным. В 1976 году наш выпуск «Щуки», который вел Катин-Ярцев, показывался Театру на Таганке. Тогда традиция была такая: выпускные курсы показывались во всех московских театрах, и те отбирали себе понравившихся актеров. А надо сказать, что я за четыре года учебы пересмотрел весь репертуар Таганки, вися на балконе. Меня уже не только билетеры, но и актеры со сцены стали узнавать. Не стоит и говорить, что я мечтал попасть в этот театр.
    И вот просмотр. Сидит худсовет с Любимовым во главе. И Высоцкий в нем. Мы показываем французский водевиль «Спичка между двух огней». Мне повезло больше других: у меня для показа были яркие работы. Достаточно сказать, что до меня эту водевильную роль играли Михаил Чехов и Андрей Миронов. И прямо по ходу показа мы видим, как Высоцкий возбужденно вскочил с места и с кем-то переговаривается. Он вообще был человек открытый, как распашонка, не умеющий в жизни прятать свои эмоции. По нему можно было читать, как по плакату. Короче, меня взяли. И четыре года мне посчастливилось быть в одном театре с Высоцким.
    За эти годы мне пришлось сыграть несколько ролей вместо него. Он то в Париж уезжал, то на съемки – и меня ввели на роль Керенского в «10 дней, которые потрясли мир». Как я теперь понимаю, играл я отвратительно. Отчасти это было оправданно, потому что Любимов выстраивает рисунок роли всегда жестко, так что актеры даже похожи в роли. А костюм, ввиду срочности ввода, мне достался от Высоцкого и был мне маловат. Сапожки жали. И при этом я еще копировал Володю вплоть до его хрипатого голоса. Поэтому удавались мне только первые три фразы, а остальное я уже досипливал.
    А однажды он потащил меня на свой концерт в ДК ГПЗ, где «Норд-Ост» был. Там тогда была вторая площадка Таганки. Ему очень нравились мои этюды-наблюдения – «Гриф», «Цыпленок табака» и т. п. И вот я стою в кулисах, а он рассказывает залу: «Вы сейчас такое увидите, тако-ое!..» А мне и невдомек, что это он обо мне. А он уже минут десять интригует зал и потом выпихивает меня. Я, конечно, весь деревянный, начинаю что-то выделывать на сцене, а зал молчит. Гробовая тишина. В те времена никто еще такого на сцене не показывал и публика не знала, как реагировать на такие выкрутасы. И тут Семеныч выскакивает весь радостно-взволнованный и спрашивает зал: "Ну? Ну как?"» (С. Хуммедов, «Владимир Высоцкий: "Поехали драться!"», «Московский комсомолец», 25 января 2003 г.)
    «– Вы столько лет служили в таком великом театре, как Театр на Таганке. С Высоцким дружили?
    – Не могу сказать, что я дружил с ним. Был просто хорошо знаком. Не забывайте о том, что мы с Владимиром Семеновичем общались всего 4 года. Я пришел в театр в 1976 году. Высоцкий ко мне относился с невероятной симпатией, и именно благодаря его вниманию я сыграл несколько ролей на Таганке. Например, Керенского в постановке «10 дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. Он тогда не мог играть в спектакле – уезжал на съемки. Это была его инициатива. Несколько раз играл Гитлера-Чаплина в поэтическом спектакле «Павшие и живые». И это также была его инициатива. Но я играл эти роли не очень хорошо, потому что мне хотелось сыграть эти роли, как Высоцкий. Мы с ним очень разные и по типажу, и по другим свойствам, а я, как мальчишка, хотел все делать, как он, начиная от голоса и кончая пластикой. Естественно, в этом мало было органики, если не сказать, что это вообще не получалось. Но все равно, это была невероятная школа и опыт.
    Годы, проведенные на Таганке (а я там проработал 8 лет), это невероятный опыт, хотя, может быть, я и не все сыграл. Иногда мне казалось, что на меня не обращают внимания, хотя это он меня взял в театр. Работы, возможно, у меня было немного, но я многому научился. Я видел, как репетирует Высоцкий, Филатова, Золотухин, Демидова, Славина». (Еврейский интернет-сайт «Jewish News» jn.com.ua, 15 июня 2010 г., Дора Цисс, «Леонид Ярмольник: "Другие женщины уже 30 лет меня не волнуют"»: интервью.)   
    Накануне собственного 60-летия Леонид Исаакович в беседе с журналистом вновь поделился интересными воспоминаниями о Таганке и общении с поэтом и актером: «Восемь лет – с 1976 по 1983 год – работал в Театре на Таганке. Это было золотое время. Естественно, время Владимира Высоцкого. Не могу сказать, что был к нему близок, но когда он уезжал на съемки и на гастроли, то настаивал перед Юрием Любимовым: «Пусть за меня сыграет Ярмольник». Я играл Керенского в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир», а в спектакле «Павшие и живые» – Гитлера и Чаплина. Играл плохо. Но это я сейчас понимаю, а тогда был молодым артистом – 22 года. У Владимира Семеновича специфический голос, и мне хотелось говорить как он. Через две-три фразы срывал голос и договаривал каким-то писклявым тоном. Тогда еще не вышел фильм «Место встречи изменить нельзя» и всенародной узнаваемости Высоцкого не было. Однажды после спектакля у служебного входа ко мне обратились: «Владимир Семенович, пожалуйста, автограф!» Пытался разубедить, но они – хватит издеваться, вон фамилия на афише. Не стал разрушать мечту. Потом сообщил Высоцкому, что дал 30 автографов за него на программках». (В. Фролов, «Леонид Ярмольник: "Мама думала, что я буду не артистом, а человеком"»: интервью, «ТелеСемь», № 5, 27 января – 2 февраля 2014 г.)
    Из интервью с Леонидом:
    «Л. Ярмольник: Когда я пришел в Театр на Таганке в 1976 году, и не было мобильных телефонов, а телефон в актерском фойе стоял один. По этому телефону звонили и Филатову, и Шаповалову, и Высоцкому, и Демидовой, иногда Ярмольнику. Вот какой телефон должен звонить, а не тот бессмысленный мобильник, которым мы сегодня владеем все.
    А. Мельман: А когда вы были в Театре на Таганке? Насколько непросто было работать в той системе, в том коллективе под руководством Любимова, в общем, довольно тоталитарного человека.
    Л. Я.: Нет, Любимов не тоталитарный, он гениальный! Это было такое время, когда знаменитее Любимова никого не было. Это была мечта любого артиста, во всяком случае, такого неискушенного, как я, работать в этом театре.
    Уже потом, через годы, я понял, что, конечно, этот театр в каком-то смысле не актерский, а режиссерский, и как актеры там проявились очень немногие. В первую очередь Высоцкий, Губенко, Золотухин, Демидова… Ну, фамилий десять мы наберем, а все остальные, как ни крути, по прошествии лет – массовка. И я в том числе, несмотря на то, что судьба ко мне благосклонна, и меня на улице узнают. Но работать в этом театре было счастьем, потому что я видел, как работает гениальный режиссер, я видел, как работают гениальные артисты.
    А. М.: Не помню, кто же это говорил из больших режиссеров: «Да что эта Таганка, никакой дисциплины. Там все пьют».
    Л. Я.: Знаете, есть две профессии, в которых если человек не пьет, он плохой специалист, – это актеры и врачи». (А. Мельман, «Леонид Ярмольник: «Навещаю маму в Нью-Йорке приблизительно раз в год». Как трудно быть цыпленком табака»: интервью, «Московский комсомолец», 21 января 2019 г., главы «Я не люблю дни рождения, свои-то точно» и «Любимов не тоталитарный, он гениальный!»)
    Новогодний номер газеты «Кубанские новости» (№ 1 от 1 января 2016 г.) порадовал читателей публикацией огромного (аж на две страницы!) интервью журналиста Валерия Выжутовича с популярным актером и шоуменом («Леонид Ярмольник: "И снова с наступающим!"»). И в нем не обошлось без вопроса о театре и Высоцком.
    «– Лет тридцать назад вы ушли с Таганки…
    – Моя актерская судьба на Таганке, как вы знаете, не сложилась, я не сыграл там ни одной настоящей роли. Таганка была для меня, скорее, продолжением моего театрального образования. Юрий Петрович Любимов относился ко мне с большим уважением. Кажется, даже испытывал комплекс вины. Но вины за ним нет никакой. Он меня с радостью взял к себе в театр и первые два года всегда ставил в пример остальным артистам: вот каким нужно быть тренированным, вот как надо все уметь! А ролей не давал. Я там Владимира Семеновича (Высоцкого. – В. В.) подменял, когда он отсутствовал. Ну, были еще три-четыре маленькие роли, и все. Но Таганка стала для меня великолепной школой. Она подарила мне замечательных друзей, дала бесценный опыт. Я насмотрелся, как работают Высоцкий, Филатов, Ваня Дыховичный, Боря Хмельницкий…
    Как говорил Высоцкий, «на такой вопрос можно ответить только маленькой брошюрой»…»
    «Свое пребывание в прославленном коллективе, где в то время блистали Вениамин Смехов, Валерий Золотухин, Алла Демидова, Владимир Высоцкий, Ярмольник вспоминал с особой теплотой. Особенно творческое содружество с бардом: "Я с ним проработал бок о бок четыре года. Некоторые его роли еще при жизни перешли ко мне с его же согласия. А это дорогого стоит. Правда, в число его близких друзей я не входил, но отношения между нами были самыми теплыми и товарищескими"». (А. Арсеньева, «Леонид Ярмольник: "Я не гений"», «Итоги и факты: события недели» (г. Таганрог), № 4, 22 января 2019 г.) 
    Отрывок из интервью Леонида с журналистом Михаилом Захарчуком.
    «Л. Я.: В Таганке тоже было у кого учиться: Алла Демидова, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий…
    М. З.: О Владимире Высоцком тебя небось всегда просят рассказать?
    Л. Я.: Разумеется. Я ведь четыре года бок о бок с ним проработал. Некоторые его роли перешли ко мне. Но, видишь ли, мне не нравится, когда немало людей ударилось в экзальтированные воспоминания, в которых сами себя изображают чуть ли не закадычных друзей Высоцкого. Я его другом не был, но научился у него многому». (М. Захарчук, «11 звезд Таганки» (2021), глава «Леонид Ярмольник».)   
    Супруга актера Оксана, театральный художник по костюмам, в беседе с журналисткой рассказывала: «Ярмольник семь лет работал в Театре на Таганке. Звездных ролей у него не было, но у него были срочные вводы вместо Высоцкого». (Т. Хорошилова, «Оксана Ярмольник: "Я хотела обвенчаться с Высоцким"»: интервью, «Российская газета – Неделя», 5 ноября 2004 г.)
    Актер Театра на Таганке и кино, композитор, певец Борис Хмельницкий резюмирует: «Да, от Любимова уходили – Ярмольник, Губенко, Любшин, Калягин, Демидова, но уходили сами, в другие театры, в другие жанры». («Хмельницкий – о причинах ухода из Таганки. Сегодня сразу три театра под таким названием отметят юбилей»: интервью, «Российская газета – Неделя», 23 апреля 2004 г., глава «Сукины дети».)
    Леонид говорит: «У меня хорошая практика: я работал в одном из лучших театров страны, восемь лет у Любимова. И я знаю, что театр – это семья, требования, высочайший уровень, когда днем и ночью люди думают о том, что они делают». (К. Чудинова, «Как устроен праздник»: интервью с Л. Ярмольником, «Сноб», декабрь 2015 г. – февраль 2016 г.)
    Еще из интересных воспоминаний Ярмольника: «Я играл (в телесериале «ТАСС уполномочен заявить…» (1984), реж. В. Фокин. – А. С.) незначительную роль сотрудника КГБ по фамилии Гречаев. В одной из сцен я в клетчатой кепке. Так вот, в свое время я украл ее у Владимира Высоцкого!» (Л. Барская, «Шпион, выйди вон!», «ТелеСемь», № 31, 5-11 августа 2019 г., глава «Кепка Высоцкого».)
    «Выступление Владимира Высоцкого в сопровождении оркестра откроет церемонию вручения XI ежегодной национальной премии «Чартова Дюжина», которая пройдет 15 февраля 2018 года на арене «Ледовый Дворец». Все это станет возможным благодаря современным технологиям. Организаторы премии представят ее гостям уникальную голограмму легендарного артиста. «Появление» на премии Владимира Высоцкого будет символизировать переход от авторской песни к русскому року.
    Актер Леонид Ярмольник в эфире НСН заявил, что для тех, кто понимает поэзию Владимира Высоцкого, идея с голограммой известного артиста покажется очень интересной.
    «Однако голография – современная штука и все зависит от того качества, с которым это сделают. Но могу сказать, что я не большой сторонник того, когда песни Владимира Семеновича исполняются кем-то другим. Потому что меняется смысл, интонация, страсть. Очень не многие могут петь Высоцкого. Из тех, кто имеет право это делать, на мой взгляд, это Гарик Сукачев. Потому что он вкладывает в это – с одной стороны – содержание, а с другой – свою страсть и влюбленность в поэта, Владимира Семеновича. А другие, как мне кажется, делают это несовершенно. Тем не менее, хорошо, что поют, но лучше слушать самого Высоцкого», – пояснил актер.
    Ярмольник добавил, что был лично знаком с Владимиром Высоцким, и легендарный артист даже брал его несколько раз на свои концерты.
    «Я сидел за кулисами, он вытаскивал меня на сцену и я даже что-то показывал. Он относился ко мне с большой симпатией. В свое время, когда Высоцкий уезжал на гастроли, он меня вводил, и я играл вместо него. Но играл я, наверное, плохо. Потому что, исполняя роли Керенского, Гитлера, Чаплина, я всегда хотел больше сыграть Владимира Высоцкого. Он настолько все это ярко делал, что я, естественно, пытался его копировать. Но, по-моему, все это было такой юношеской забавой, но я играл, а Высоцкий со мной репетировал несколько раз», – подчеркнул актер». (Интернет-сайт «Радио НСН – Национальная служба новостей» nsn.fm, 20 декабря 2017 г., «Леонид Ярмольник: "Голограмма Высоцкого на «Чартовой Дюжине» – для понимающих его поэзию"»: интервью.)
    «Л. Ярмольник: Я играл несколько раз Керенского. Это один из самых страшных моментов в моей жизни и биографии. Костюм мне не шили.
    Когда Владимир Семенович уезжал на съемки и на концерты, он сам предложил меня, чтобы я заменил его. Я такой бойкий был, наглый. И я играл. Я одел костюм Высоцкого – тесненько было – на размер у меня больше нога. И все это у меня вот такое (показывает стойку ладонью). И потом, когда прошло несколько лет, я стал рассказывать, что Владимир Семенович со мной очень много репетировал. Репетировал он со мной ровно (один раз): мы прошли по коридору, по подвалу в театре. Он говорит: «Просто посмелей, понаглее всё! Текст выучи – и всё!» И я выскочил, – там была сложная сцена, первое появление Керенского, – надо было стоять на плечах партнера. И я не подозревал, что на это уйдет все внимание и мастерство. И я выскочил – это с годами луженая глотка, я выскочил на эти плечи, меня болтает. И я говорю: «Гррраждане!» – решил, как Высоцкий, – «Граждане несчастной России! К вам обррращщщаюсь я…» На этом роль кончилась. Вообще! Это мне было 24 года.
    Еще я хочу сказать, что журналист меня допрашивал, спрашивал про Владимира Семеновича: «А вот какой он был в жизни? Какой?» Я говорю: «Я не знаю, какой у вас образ сложился. Владимир Семенович был похож на всех тех персонажей, которые он сыграл. А все персонажи были похожи на Высоцкого. Если Высоцкий играл Гамлета, или играл Свидригайлова, или играл Жеглова, то и Жеглов, и Свидригайлов, и Гамлет были Высоцкими. Это есть вот то равновесие, которое бывает, когда что-то происходит настоящее. Он был очень разным! А самое главное – то, что он был таким, похожим на себя. И больше ни на кого другого – вообще, по сути!» Журналист мне говорит: «Но он был гениален?» Я говорю: «Вы знаете, я так не люблю это слово. Потому что сегодня в нашем шоу-бизнесе каждый второй – гений. Если я вдруг сейчас это произнесу – вдруг они подумают, что они – как Высоцкий?»
    Соведущая Екатерина Уфимцева: Леня, у меня к тебе вопрос.
    Л. Я.: Да.
    Е. У.: А правда, что Высоцкий называл тебя «Ермолай»?
    Л. Я.: Владимир Семенович называл меня «Ермолай». Ну, хорошо, я вам могу сказать еще одну вещь, что когда наш курс распределялся – ну, знаете, что артисты показываются, и все знают. И Владимир Семенович очень проникся, и я ему очень понравился. Но больше всего ему понравились эти глупости мои, которые я показывал, – грифа, еще – он просто (был восхищен), да. И был один момент, когда где-то через месяцев восемь (после моего прихода в театр) у него был концерт, его сольный концерт в ГПЗ (Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1). – А. С.). И он говорит: «Ермолай, поехали со мной!» И где-то в середине концерта он ни с того, ни с сего говорит: «А сейчас я вам, я вас познакомлю, я вам покажу – вы обалдеете!» Короче, он минут десять рассказывает про то, что я… И я тоже, вот так, из-за кулис (делает смешное выражение лица, выпучивает глава) все это слушаю, мне тоже интересно, что он (рассказывает)… Я клянусь, я не подозревал ничего! Он говорит: «Ермолай, иди сюда! Покажи им грифа!» Я делаю этого грифа, вроде делаю как всегда, это – отрепетированное, безошибочное. Я вам клянусь: весь зал сидит (вновь делает смешным лицо и выпучивает глаза). (Пауза.) Гробовая тишина. Никакой реакции! Все мои выступления в жизни, кроме этого, – были успешными. (Смех в студии.) И только Владимир Семенович: «А-а-а! А-а-а! Правда, замечательно?!» Ну, это было что-то невероятное!
    Е. У.: Леня, скажи, а ты как к Высоцкому обращался?
    Л. Я.: Владимир Семенович, конечно. Ну, а как?
    Е. У.: Да?
    Л. Я.: Конечно! Ну, а как?
    Е. У.: На «вы» или на «ты»? Он с тобой на «ты»? А ты с ним?
    Л. Я.: Владимир Семенович, «вы». Нет, нет!
    Е. У.: Вы?
    Л. Я.: А там вопросов не было. Извини, мне было 22 года я пришел в театр. Я маленький, ну, не маленький, я был абсолютный пацан, а Владимир Семенович был ведущим артистом театра, старше меня. И я знал, что он пишет песни». (ТВЦ, «Приют комедиантов» «Владимир Высоцкий», эфир – 24 января 2020 г.)
    По всей видимости, Высоцкий брал с собой Ярмольника выступать не только в ДК ГПЗ. 17 апреля 2021 года интернет-сайт «Изба-Читальня» размещает интереснейшие и по-своему уникальные воспоминания геолога, кандидата геолого-минералогических наук, доцента кафедры геокриологии Московского госуниверситета, профессора Александра Ивановича Тюрина «Высоцкий в МГУ», кстати, одного из организатора выступления барда на геологическом факультете учебного заведения, состоявшегося осенью 78-го.  Вот интересный отрывок из мемуаров, касающихся наших героев (глава «Ноябрь – декабрь 1978 года. Москва»): «По дороге в университет, на пересечении проспектов Вернадского и Университетского, Высоцкий наклонился к Виталию и на ухо сказал: «Вчера крепко посидели, подташнивает, хорошо бы остановиться и… короче, подышать надо»… Ему было тяжеловато. Виталий Попенко (также один из организаторов концерта. – А. С.) сказал, что гостеприимные геологи напоят его крепким чаем и станет легче. Поверил.
    Помню, что Высоцкий никак не мог сесть за стол и выпить чай: его постоянно выводил из комнаты один из приехавших с ним молодых людей, примерно одного с ним роста, в джинсовом костюме. Причем делал это беспардонно, взяв за локоть, буквально тащил за дверь в угол коридора и что-то вполголоса, лицом к лицу, деловито говорил. Было видно, что они в дружеских отношениях. Рассматривая более поздние фотографии с Высоцким, мне показалось, что это мог быть его доктор. Недавно в телефонном разговоре Сережа Фролов сказал мне, что в джинсовом костюме был Леня Ярмольник, с которым он встретился на другой день в театре, когда приехал к Владимиру Семеновичу, который, якобы, их даже познакомил друг с другом. Известный высоцковед Лева Черняк поинтересовался недавно об этом у самого Ярмольника – тот категорически отрицает этот факт, а может просто забыл».
    Сегодня Леонид Исаакович – частый гость на мероприятиях, посвященных поэту и актеру. Например, 25 июля 2006 года, по традиции, на Петровском бульваре в Москве у памятника Высоцкому собрались многочисленные почитатели его таланта и друзья, известные актеры театра, кино, поэты, певцы и композиторы: Борис Хмельницкий, Никита Высоцкий, Олег Марусев, Иосиф Кобзон, Александр Панкратов-Черный, Дмитрий Харатьян, Никита Джигурда, Петр Тодоровский, Владимир Пресняков-старший, Ольга Остроумова, Александр Филиппенко, Андрей Вознесенский, Леонид Ярмольник, Виктор Мережко, Александр Митта-Рабинович, Андрей Макаревич, Александр Журбин, Максим Дунаевский и многие, многие другие, для которых память о Владимире Семеновиче дорога и близка. 
    28 июля 2010 года, в 30-ю годовщину со дня смерти барда, в театрально-концертном зале Государственного культурного Центра-музея ГКЦМ имени В. С. Высоцкого «Дом на Таганке» были проведены литературные чтения «Поэт Владимир Высоцкий» (ведущий Виктор Ерофеев). В чтениях приняли участие режиссер Марк Розовский, артисты Александр Лазарев, Александр Збруев, Андрей Соколов, Леонид Ярмольник, сын поэта Никифор и другие.
    В январе 2011 года в Москве Леонид Исаакович участвовал в вечере, приуроченном к 73-й годовщине со дня рождения Владимира Семеновича и вручению премий имени Высоцкого «Своя Колея».
    «Ярмольник пришел на запись программы.
    – Запись идет два часа. А здесь – безобразие какое-то. Я уже опаздываю на спектакль!
    – И меня тоже ждут, – поддакнул Роман Карцев из-за соседнего столика.
    Тут к ним подсели ведущие – обсудить, что те будут говорить.
    – Я могу рассказать про то, как вводился на роль Чаплина и Гитлера вместо Высоцкого, – предложил Леонид. – Или про птицу Гриф – Владимиру Семеновичу очень нравилась эта пародия…» (Т. Трушкова, «Высоцкий не хотел играть Жеглова. На прошлой неделе Первый канал вручил очередную (14-ю) премию "Своя Колея"», «Казанские ведомости» (Татарстан), 1 февраля 2011 г., глава «Карцеву позвонил Моцарт».)
    «Ведущий В. Золотухин: Высоцкий был человеком веселым, любил шутить и любил людей, умеющих шутить. Народный артист России Леонид Ярмольник (аплодисменты с студии).
    Л. Ярмольник: Спасибо! Спасибо! (Смущенно улыбается.)
    В. Золотухин: Леня! Ты как-то рассказывал, как в каком-то ДК ты выступал после Высоцкого… Расскажи.
    Л. Ярмольник: Нет, не после Высоцкого! (Недовольно.) Я вообще всегда, знаешь, вот, за 30 дет, которые нет В-Владимира Семеновича Высоцкого, я каждый раз очень не то, что стеснялся, а никогда не давал никаких интервью и не, не писался. По той причине, что после смерти Высоцкого, а-а-а, все стали про него говорить, и стало очень много народу, которые, как бы, стали чего-то такое рассказывать, чего ни я не знал, никто. Хотя я всегда считал, что мне в жизни очень повезло, поскольку четыре года мы так или иначе общались вот эти – с 76-го по 80-й. А-а-а. мне, наверное, повезло больше всех, наверное. А-а-а, во-первых, Володя мне чего-то показывал, когда я должен был играть, э-э-э, роль – я же один раз все-таки Гитлера-Чаплина играл. Помню, в коридоре, когда уже убегал куда-то и торопился, он мне пытался объяснить прям на проходе, чего там играть.
    В. Золотухин: Это был ввод вместо Высоцкого.
    Л. Ярмольник: Да, ввод. Мы просто шли по длинному коридору, эти вот, под сценой, и он мне быстро объяснил, как Чаплина и Гитлера играть. Вот. «Ты, главное, не волнуйся, – он мне сказал. – Всё!»
    А-а-а история заключалась в том, что у меня существует ярлык – это телезрители знают – что бы я уже в жизни ни, не сделал, все равно всегда будут говорить: «А-а-а! Это вот этот вот – «цыпленок табака»!»
    В. Золотухин: Ха-ха-ха! (Хохочет.)
    Л. Ярмольник: А-а-а, но я, ц, до «цыпленка табака», э-э-э, делал «птицу грифа». И это была такая знаменитая. Когда я поступал в театр, – наверное, ты помнишь…
    В. Золотухин: Да, да…
    Л. Ярмольник: …что худсовет смотрел, и Володе это очень понравилось. И, э, он взял меня на концерт – это не в каком-то ДК, это был Шарикоподшипник, ГПЗ это было. У него был там концерт, сольный. И он меня взял с собой, говорит: «Давай со мной!» Я волнуюсь: с, с… Я говорю: «Как? Я еду на концерт к Высоцкому!» Первый раз я его вот так вот, живьем! И он меня посадил за кулисами. Я сидел за кулисами (показывает удивленное лицо с открытым ртом) на табуреточке и слушал концерт. Он – поет, зал – безумствует, всё, аплодируют, всё. И потом он начинает, как он умел, знаешь, рассказывать историю. Он рассказывает историю – я понимаю, что он говорит обо мне.
    В. Золотухин: Хе-хе-хе! (Ехидно смеется.)
    Л. Ярмольник: Что, говорит, он сегодня приехал не на, не один на концерт, сейчас позовет своего коллегу по театру, и этот коллега, молодой артист, вам покажет такое – вы умрете! И он им это говорит минуты три, что вы сейчас сойдете с ума. И, э, я, я, значит, дрожу за кулисами. И он говорит: «Лень, иди сюда!, – значит, – это, давай, показывай эту птицу!» Я действительно, на трясущихся ногах, ставлю табуретку, становлюсь на эту табуретку и показываю эту свою птицу грифа. В зале тишина – гробовая! Абсолютно! Они вообще не понимают, что происходит!
    Ведущая И. Линдт и В. Золотухин: Ха-ха-ха! (Смех ведущих.)
    Л. Ярмольник: Вот! Обычно зрители, когда не на концерте Высоцкого, – смеялись. А тут я, значит, все показал – гробовая тишина. А Володя стоит сзади, и когда я уже все сделал, он говорит: «Ну! Вы видели, а?! Вы видели?!» И только тогда они: «А-а-а!» (орет, хлопает в ладоши).
    И. Линдт: Ха-ха-ха! (Хохочет.)
    Л. Ярмольник: Это, это было страшно! Он ужасно заразительно объяснил, и даже если б это было совсем неинтересно, и неважно, и бесталанно – они бы все равно аплодировали, потому, что они аплодировали все равно. Вот если нравится Высоцкому, то и им нравится! Вот. Настолько любили». (Первый канал, «"Своя Колея". День рождения В. Высоцкого», Останкино, 20 января 2011 г., эфир – 30 января.) 
    Актер Театра Таганки и кино, композитор, певец Борис Хмельницкий: «Слава Богу, театр у нас был очень популярный, и актеры, все как один, знаменитые: Валера Золотухин, Леня Филатов, Вениамин Смехов, Леня Ярмольник, Алла Демидова, Зина Славина – и никто не был затмеваем другими… Мы все много снимались, ездили с концертами… Это продолжается и по сей день, артисты Таганки – это особая величина». (Интернет-сайт «MIGNEWS.COM» mignews.com, П. Лимперт, «Робин Гуд на все времена: Борис Хмельницкий о Высоцком и не только»: интервью с актером.)         
    Актер-статист Театра на Таганке (1976-79 гг.) и кино Юрий Шлыков: «Я хорошо помню последнюю любовь Высоцкого Оксану Афанасьеву, которая потом вышла замуж за Леню Ярмольника. Оксана – молодец, редко и о Володе, и о Леониде говорит в интервью, не бравирует их славой. Она сама очень хороший театральный художник». (Я. Филатова, «Юрий Шлыков: "Своим успехом Ян Арлазоров был обязан жене"»: интервью, «Экспресс-газета», № 38, 17 сентября 2018 г.)
    «Я не причисляю себя к близким друзьям Владимира Семеновича, хотя он многое для меня сделал. Он симпатизировал мне, когда я был еще пацаном в актерстве. Я даже играл по желанию Высоцкого вместо него роль Керенского. Играл, признаться, плохо. А вообще жизнь моей семьи тесно переплетена с жизнью Высоцкого. Это связано с моей женой…
    Оксана очень хорошо знала Владимира Семеновича в его последние годы, они были близки. Между ними существовала нормальная человеческая связь. Как у мужчины и женщины. Это было не увлечение, а нечто более серьезное. Настолько серьезное, что не покинь нас Владимир Семёнович столь скоропостижно, вполне вероятно, у меня была бы другая жена. А так мы с Оксаной с 1982-го года вместе. Теперь вы понимаете, почему Высоцкий дорог нам. Но каждому – по-своему». (Из интервью Л. Ярмольника Е. Додолеву, «Новый взгляд», № 23, 1992 г.)
    «Оксана… Она действительно стала совершенно необычной женщиной в судьбе Леонида Ярмольника, хотя свои первые настоящие чувства она отдала не ему. Оксану Афанасьеву не зря называли последней любовью Владимира Высоцкого: именно она провела с ним два последних мучительных года его жизни. С легендарным артистом она познакомилась, когда ей было 18, а ему 40. Они встретились случайно в администраторской Театра на Таганке. Высоцкий был настолько очарован прекрасной блондинкой, что приложил все усилия для продолжения этого знакомства. Под напором самого знаменитого артиста Советского Союза девушка сдалась.
    Солидная разница в возрасте, наличие у Высоцкого законной жены, его вредные привычки – все это могло бы испугать кого-то, но не Оксану. Она просто наслаждалась каждым днем, прожитым с любимым, и находила в себе силы прощать ему измены и запои. Высоцкий в ответ готов был носить ее на руках и буквально задаривал дорогим подарками и баловал дефицитными по тем временам заграничными обновками.
    Влюбленные собирались повенчаться и даже нашли батюшку, который не стал бы проверять штампы в паспортах. Но этому не суждено было случиться. Страдавший от ломок Высоцкий умер рядом с Оксаной, когда, обессиленная, она на пару часов ушла поспать в другую комнату. Смерть Владимира Семеновича она оплакивала год, но судьба дала Афанасьевой еще один шанс, подарив ей встречу с Леонидом Ярмольником.
    Получилось так, что после ухода Высоцкого именно Ярмольнику достались какие-то его роли в театре, еще при жизни Владимир Семенович сам отдал некоторые партии молодому коллеге.
    Он же фактически представил Ярмольника его будущей жене. Вот что сама Оксана рассказывала об этом: «Я помню, когда вышел фильм «Тот самый Мюнхгаузен» (1979 г., реж. М. Захаров), мы с Володей смотрели его вместе. «Господи, какой потрясающий актер, – говорю я. – Какой-нибудь прибалт?» – «Почему прибалт? Это наш, Ермолай».
    Оксана и Леонид познакомились по-настоящему в 1982-м, спустя два года после смерти Высоцкого. Он любит рассказывать, как на репетиции вышел покурить и увидел за стеклянной дверью в очереди в кассу очаровательную девушку в мини-юбке. В руке она держала модную черную сигарету, Ярмольник показал зажигалку, красавица нагнулась, прикурила… «Можно сказать, что в тот же вечер мы и поженились», – делился воспоминаниями актер.
    Оксана тоже то рассказывает схожую байку о прикуренной сигарете у администраторской Театра на Таганке (там же она познакомилась и с Высоцким), то преподносит события в более прозаичной форме. Итак, по другой версии, с Леонидом они познакомились у общих друзей, потом как-то встретились еще раз и о свадьбе уж точно не думали. Но Ярмольнику удалось вовлечь понравившуюся девушку в серьезные отношения. Актер был женат, но когда Оксана оказалась в интересном положении, Леонид развелся с женой и честно повел глубоко беременную подругу в загс.
    В 1983 году у пары родилась дочь Александра…» (Интернет-сайт журнала «Папарацци» paparazzi.ru, «Леонид и Оксана Ярмольник: «Нас познакомил Высоцкий». Для Ярмольника и его жены Оксаны этот брак на двоих шестой по счету, но, несмотря на дурную репутацию числа, союз получился самым счастливым. История любви по материалам журнала "Папарацци"», глава «Высоцкий».)
    «Почти 40 лет Леонид Ярмольник женат на дизайнере и театральном художнике Оксане Афанасьевой. Их любви и верности можно только позавидовать. Оказалось, друзья актера сомневались в этом романе, ведь бывшим возлюбленным у Афанасьевой был Владимир Высоцкий.
    Первые отношения Леонида Ярмольника были недолгими. С Зоей Пыльновой он прожил всего четыре года. Лишь через несколько лет актер познакомился с Оксаной Афанасьевой. Их первая встреча произошла во время вечеринки. Девушка сидела в гордом в одиночестве и скучала до того, как к ней подошел Ярмольник и заговорил.
    Актер влюбился в нее с первого взгляда. Но тогда ему говорили: «Лучше с ней не связываться». «Ты же понимаешь, с каким мужчиной в ее сердце и памяти тебе придется соперничать?» – спрашивали Ярмольника друзья. Леонида это никогда не интересовало. Вероятно, он был уверен в себе.
    Афанасьева встречалась с Владимиром Высоцким последние два года его жизни. Когда поэт скончался, Оксане было 20 лет. Девушка страдала от невосполнимой утраты, ведь Владимир Семенович искренне заботился о ней и был впечатлен ее увлечениями.
    Как говорят, время лечит. Через три года после смерти Владимира Высоцкого Оксана Афанасьева родила от Леонида Ярмольника дочь Александру. Сейчас наследнице уже 37 лет. В 2014-м она подарила родителям внука Петра». (Интернет-сайт «ДНИ.РУ» dni.ru, 29 июля 2020 г., «Ярмольника отговаривали строить отношения с бывшей возлюбленной Высоцкого».)
    Оксана: «Я жива, через два года после смерти Высоцкого вышла замуж за Леню Ярмольника, родила ребенка. Но часть меня все-таки умерла вместе с Володей…
    С Леней мы познакомились тоже в Театре на Таганке. Потом случайно встретились в гостях у нашего общего с Володей друга. Леонид был со cвоей женой, на которой женился месяц назад. Он увидел меня и «погиб». Влюбился по уши. От жены он ушел на следующий день. А еще через три дня приехал ко мне с чемоданами. Причем без всяких вступлений и предупреждений. Видимо, решил применить шокотерапию. Наверное, так и надо было. За те два года, которые я жила после похорон Высоцкого, рядом не было ни одного человека, достойного хотя бы мимолетного моего внимания. Все мне тогда казались лживыми и неинтересными. Встретив Леню, я вдруг поняла, что это тот человек, с которым я могу жить. Не знаю, почему. Подсказала женская интуиция. А может быть, Володя крылом надо мной помахал… Леня знал, кто любил меня до него. Но мы даже не обсуждали эту тему. Было бы глупо ворошить прошлое. Но если бы Леониду не давало покоя сознание того, что было между мной и Высоцким, я бы не стала с ним общаться и пяти минут. Это не позволило бы нам быть вместе. Тем более что каким бы замечательным ни был Леня, но на тот момент самым дорогим для меня мужчиной оставался Высоцкий. Леонид очень мудрый, тонкой души человек. Он все понимал. Он знал, что должен не только завоевать меня, но и удержать, утвердиться в моей жизни. И это у него получилось». (Интернет-сайт «bards.ru» bards.ru, 15 февраля 2009 г., «Оксана Ярмольник: последняя любовь Высоцкого», главы «Но только был тот яркий миг их лебединой песней…» и «Вспари и два крыла раскинь…»)
    Известный петербургский фотограф Валерий Плотников, сделавший не один портрет Ярмольника, рассказывал: «Я не знаю, был ли Леня влюблен в Оксану, когда был жив Высоцкий, но я думаю, что если и был, то для него это было запретной темой, потому что Леня был действительно вдохновлен и рад за Высоцкого. Он и мне говорил: «Слушай, Валера, у Высоцкого такая женщина потрясающая! Сними ее, сними, она же просто удивительная!» Но к тому моменту я уже снимал нескольких женщин Высоцкого. Не нарочно, конечно, просто так совпадало. Вот я и подумал: ну что это, буду снимать еще одну? Что я как придворный фотограф английского короля Владимира Семеновича, буду снимать его фавориток!
    Но когда увидел Оксану, действительно был поражен и потрясен. Понял убедительность всех разговоров Лени Ярмольника и уже ругал сам себя, что раньше не снимал Оксану. Когда я познакомился с ней, уже понимал и смятение Лени, и достаточно сложную ситуацию Высоцкого, который хотел все-таки соединить свою жизнь с Оксаной, но не сложилось. Любовного треугольника Высоцкий – Оксана – Ярмольник никогда не существовало. Поэтому все вопросы на эту тему Леонида Ярмольника приводят, можно сказать, в ярость. Леонид и Оксана женаты уже 40 лет и живут счастливо. Леня в этом отношении тоже удивительный!» (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Про Звезд Инфо», 16 августа 2023 г., «Друг Ярмольника: Вопросы о Высоцком приводят его в ярость».)
    «Ярмольник всю жизнь преподносит свою жену как последнюю любовь Высоцкого и даже этим гордиться. Отец Оксаны – Афанасьев-Севастьянов был известным московским литератором, представителем в меру пьющей творческой интеллигенции, а проще сказать – алкоголиком. Он свел в могилу ее мать, и сразу после окончания французской спецшколы Оксана ушла из семьи, стала жить одна. Молоденькая девочка попадает в компанию, где пьют по-черному. В последний период жизни, вот письмо Нины Максимовны другу Володи Кохановскому: «Лечиться не хочет. Кругом скандалы и катастрофа, в театре полный крах, с концертами тоже, все переживают, мечутся, а с него как с гуся вода. Обещал лечь в нервную (простую) больницу, но это все бред, он ничего не хочет. Я уже измоталась до предела, много плачу, не сплю, чувствую свою беспомощность и вижу неминуемую гибель сына, страдаю от того, что не могу ему помочь и спасти». А вот слова Оксаны из интервью: «У него… вот, у него вот этот вот период, в принципе, вот, начиная вот с… э-э-э… вот, с зимы, с этого Нового года, с этой гемосорбции, у него был постоянный запой, постоянный! То есть, он мог вот там три дня пить, несколько дней он там не пил… вот он выходил, что-то делал в это время. Потом опять он пил, потом он опять там два дня не пил». Высоцкий находился на пике зависимости и душевного расстройства. Этой интрижкой он пытался заполнить внутреннюю пустоту, а Оксана выдает этот эпизод за великую любовь. Просто анекдот». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine», 16 октября 2022 г., «Леонид Ярмольник про Влада Листьева + фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой"», глава «Из комментов».)
    В мае 2021 года Леонид с женой побывали в Театре «Мастерская Петра Фоменко» на спектакле режиссера Дмитрия Крымова «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Одна из внимательных зрительниц, пристально следивших за зрительным залом, на театральном Форуме оставила следующую запись: «Наблюдала собственными глазами одну любопытную картину. На любые постановки этого театра частенько приходят коллеги: как известные артисты, так и мало-мальски известные режиссеры или просто люди, приближенные к высокому и прекрасному искусству жить. И вот так получилось, что именно на спектакле, который шел 1 мая, творческой элиты было чуть больше, чем достаточно: тут и чета Хазановых, и загорелый Ярмольник, и через чету Хазановых бледная женщина с татуированными ногами, числящаяся супругой того самого загорелого Ярмольника, но почему-то с каждым годом все чаще и чаще нарекающая себя «последней любовью всей жизни Владимира Семеновича Высоцкого», сменившая в этот раз свой вечный «вдовий» платочек на почти французский берЭт». (Интернет-сайт Театра «Мастерская Петра Фоменко» fomenki.ru, «Форум», «#ДонЖуан», 11 мая 2021 г., sea13, «И повторится все, как встарь…»)
    Тем не менее… «Я счастлива невероятно, потому что, конечно, то, что Володя был в моей жизни, это невероятное чудо. Эта связь меня сделала такой, какая я есть, и если бы не было Володи в моей жизни, то не было бы и Лени», – говорит Оксана. (С. Альперина, «Первый канал покажет очередной выпуск шоу "Кабаре без границ"», «Российская газета», 17 марта 2014 г., глава «Быть женой Ярмольника…»)
    «Сам Леонид Исаакович так отвечает на вопросы журналистов о давнем романе его нынешней супруги с поэтом:
    – Когда вы познакомились, у нее тогда уже закончился роман с Высоцким?
    – Меня часто об их отношениях спрашивают. Это дело давно минувших дней. Все уже давно быльем поросло. Когда Оксана познакомилась с Высоцким, ей было 18. Когда он умер, ей было 20. А со мной она встретилась в 22. Очень много слухов про эту связь ходило. Оксана в свое время все уже сказала, что хотела. А я… Это не моя история, поэтому ничего рассказать не могу…» (А. Передрий, «Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов» (2012, 2020), глава «Оксана Ярмольник».)
    Леонид Исаакович провожал поэта и коллегу в последний путь. Он фигурирует на многих фотоснимках, сделанных в тот день.
    …Впечатляет скорбная фотография, датируемая 28 июля 1980 года: таганковцы Юрий Беляев, Леонид Ярмольник, Семен Фарада, Леонид Филатов, друг поэта Александр Иншаков стоят у гроба Владимира Семеновича Высоцкого на церемонии прощания с ним на Ваганьковском кладбище. Все – растеряны, у всех на лицах – страх, недоумение, а в глазах – вопросы, на которые уже никто и никогда не даст ответа…
    «Леонид Ярмольник имеет много наград, среди которых Государственная премия за фильм «Барак», которой он очень гордится, и много чего еще. Но у него нет званий. И дело тут совсем не в недооцененности.
    – Когда я был в Улан-Удэ, кто-то из местных бурятских артистов меня представил как народного артиста. Я говорю: «Я не народный». «Простите, заслуженный», – говорит он. Я говорю: «Я не заслуженный». Он говорит: «Как?» Объясняю вам как. Моя творческая биография началась в Театре на Таганке. А это был самый модный театр – театр, где работал Володя Высоцкий. Я четыре года работал с ним и даже играл его роли. Он меня вводил в свои спектакли. И Володю же все время прессовали. Он всегда был опальный, несмотря на то, что был самый популярный, самый любимый. Сегодня уже можно не стесняясь говорить: он Пушкин XX века. Так вот, Владимир Семенович Высоцкий, которого я обожал и который является одним из моих учителей и наставников, умер без звания. Ему не давали звания. Поэтому, когда мне было 40 лет, мне хотели дать заслуженного. Но жена сказала: «Если получишь – домой не приходи». Когда было 50 лет, еще раз хотели дать. Я отказался. У артиста должно быть имя, его должны отличать от других. И хорошо бы, чтобы были хорошие гонорары, они с лихвой заменят звания. У меня свой принцип в этом смысле. Я без звания, меня знают по имени». (О. Владимирова, «Я отказался от званий. потому что их нет у Высоцкого»: интервью с Л. Ярмольником, «Советская молодежь номер один» (г. Иркутск), № 30, 22 августа 2013 г., глава «Получишь заслуженного – домой не приходи».)
    Еще о том же. 27 декабря 2021 года страница «Автопарус» на информационном интернет-портале «Пульс» pulse.mail.ru размещает небрежно написанный материал «Три человека, которые отказались от наград Владимира Путина и объяснили свое решение». Отрывок из статьи: «Артист и актер Леонид Ярмольник также отказался от государственной награды. Кстати, отказы от наград начались у Ярмольника еще в 1994 году, когда он не принял звание артиста Российской Федерации. Сам он объясняет это решение тем, что у актера должно быть имя, а не звание. Кроме того, он вспоминает своего кумира Владимира Высоцкого, который также не был заслуженным артистом, но его имя вошло в историю».
    Вот так – актер «отказался от звания артиста»!
    «Ведущая И. Линдт: Вы наверное уже знаете, что скоро состоится премьера фильма о Высоцком «Спасибо, что живой». Что вы ждете от этой картины?
    Л. Ярмольник: Я очень хочу пожелать всем, кто работает на этой картине, – и артистам, и творческой группе, и тем, кто инициатор этого проекта, – я очень хочу удачи. Но может быть я волнуюсь больше, чем многие другие, поскольку, э-э-э, я в этом смысле, э… Я не знаю, как можно сыграть Владимира Семеновича. То, что играется бук…, буквально, э. Владимир Семенович Высоцкий – я считаю, это очень опасная штука. Если это… Это мое личное мнение. И еще раз говорю, что это настолько опасно, что если вдруг это получится – я буду счастлив». (Первый канал, «"Своя Колея". День рождения В. Высоцкого», Останкино, 20 января 2011 г., эфир – 30 января.) 
    1 декабря 2011 года таки состоялась премьера нашумевшего фильма режиссера Петра Буслова о поэте. Одна из главных героинь картины – возлюбленная Владимира Высоцкого Татьяна Ивлева – прототип Оксаны Афанасьевой, сыгранный молодой, красивой и талантливой актрисой Оксаной Акиньшиной.
    «Под премьеру был отдан весь киноцентр «Октябрь».
    Бомонда собралось страшное количество, оно и понятно – главная премьера года, вся тяжелая артиллерия отечественного вещания и прессы трубит о кинособытии громче, чем Михалков о «Цитадели». И в самом деле, куда «Цитадели» до этого размаха. Кристина Орбакайте, Леонид Ярмольник (его жена Оксана послужила прототипом Тани Ивлевой), Дмитрий Дибров, Алика Смехова, Александр Стриженов с отцом и женой, Сергей Маковецкий, Денис Евстигнеев…
    Леонид Ярмольник был настроен благодушно:
    – Про кино здесь претензий нет – это высокий класс. Но уже лет через десять это будет восприниматься как гениальная вторая серия. А где первая? Где объяснение, почему нам был так дорог Владимир Высоцкий? Контекст знаем мы с вами. А школьники уже не понимают, почему вся страна так сходит по нему с ума…» (Д. Быков, «Тайна роли Высоцкого в фильме «Спасибо, что живой» раскрыта?», «Собеседник», № 46, 28 ноября 2011 г.)
    На премьеру фильма в «Октябрь» последняя любовь поэта не пришла. Ярмольник смотрел его в компании друзей и коллег, без супруги.
    Причины ее отказа смотреть картину вполне объективны и понятны… "Фильм не смотрела, только трейлер, – говорит Оксана. – Считаю, что картина больше про Никиту Высоцкого, чем про Володю. Это зарабатывание денег на имени отца"». (А. Передрий, «Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов» (2012, 2020), глава «Оксана Ярмольник».)
    23 декабря 2011 года, через три недели после нашумевшей премьеры, театральный режиссер Иосиф Райхельгауз в своем «Живом Журнале» iosifraihelgauz.livejournal.com поделился мнением об увиденном в материале «Все не так, ребята!» В записках есть такой пассаж: «Некую женщину, которая, может быть, и сыграла свою роль в жизни Высоцкого, сделали героиней. Они увидели это так».
    Леонид Ярмольник в интервью журналисту Евгению Додолеву.
    «Е. Д.: Как тебе фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»?
    Л. Я.: Это не мое кино. Его не следует показывать людям, которые знали Владимира Семеновича, знали это время, знали эти взаимоотношения, знали всех прототипов героев… 
    Если просто объяснить, почему я его воспринимать не могу, – потому что эти прототипы совершенно не похожи на оригиналы. Они оторвались от действительности и не сделали ничего «художественного». Они застряли между двух стульев. Это как бы все равно те люди, которых они играют, но эти люди совершенно другие, и история совершенно другая, и вообще все это другое.
    Это не стало документом. Вот и все. Вот это главная причина. Я не буду говорить, насколько мучился Безруков. Сережка талантлив невероятно, он двигается правильно, и все, но лицо-то мертвое. Больше полсекунды нельзя показывать в кадре». (Интернет-сайт «Яндекс Дзен» zen.yandex.ru, страница «Кино: секрет успеха», 1 января 2020 г., «Леонид Ярмольник про Влада Листьева и фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой"».)
    В июле 2020 года, к 40-й годовщине со дня смерти Владимира Высоцкого, скульптор Александр Рукавишников, автор памятника поэту и актеру, установленного на его могиле на Ваганьковском кладбище, затеял реставрацию монумента. В частности, мастер поменял голову скульптуре. Также была увеличена высота надгробного постамента. Новый облик памятника вызвал споры среди артистов и поклонников.
    «Свою точку зрения озвучил Metro также актер Леонид Ярмольник.
    –  Я считаю, то, что голову поменяли – как минимум странно, – сказал он. – А  остальное обсуждать не готов». (Интернет-сайт газеты «METRO Moscow» gazetametro.ru, 26 июля 2020 г., «Владимир Высоцкий освободился от цензуры спустя 35 лет. Новый облик памятника вызвал споры среди артистов».)


Рецензии