О, красавица! Портрет эпохи Возрождения!

   Ренессанс, или эпоха Возрождения,
характеризуется новым пониманием личности человека и его места в окружающем мире,
стремлением познать реальность, выразить ее многообразие и красоту через искусство.
Основной принцип живописцев Ренессанса –
изображать действительность такой, как она есть, отражая к ней наши чувства,
изображая её такой, какой мы её видим, но
максимально реалистично и жизненно.
   Жанр скульптурного портрета стал невероятно популярным в эпоху Ренессанса,
когда в системе ценностей человек и его духовный мир заняли центральное положение.
Итальянцы познакомились с древнеримскими бюстами, обнаруженными в раскопках.
Появились новые формы бюста, расширившие возможности художественного выражения.
    С влиянием античного искусства исследователи связывают
перевод в мастерских Флоренции вотивных* восковых бюстов в мрамор,
чтобы более точно передать черты модели  тех давних пор.
    В жанре скульптурного портрета работали такие выдающиеся мастера, как
Донателло (основоположник ренессансного скульптурного портрета, живущего веками),
Антонио Росселино, Франческо Лаурана, Андреа Верроккьо,
вдохновлявшиеся древнеримскими образцами.
    Формат скульптурного портрета изменился во второй половине кватроченто** –
появились бюсты с руками модели,
что добавляло изображению энергетики и жизненной убедительности.
   Таков портрет женщины с букетом цветов, исполненный Андреа Верроккьо (ок. 1480 г.).
По своей духовной сложности и тонкости в эпоху портрета эпохи  Ренессанса
он завершает художественные искания Раннего Возрождения в области портрета
и предвосхищает стиль портретного искусства Высокого Ренессанса.
   Однако широкого распространения бюст в поясном срезе с руками не получил
в период Раннего Возрождения,
так как это существенно  увеличивало стоимость произведения.
    Бюсты в ренессансной Италии устанавливались либо на фасаде здания,
либо над дверью или над камином внутри помещения,
поэтому они исполнялись скульпторами с учётом того,
что зритель их будет видеть, стоя внизу и даже ночью без освещения.
__________
* Вотивные предметы, вотивные дары, вотивные приношения (от лат. votivus «посвящённый богам» - votum «обет, желание») - различные вещи, приносимые в дар божеству по обету ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Традиция известна начиная со времен пещерного человека до наших дней.
При археологических раскопках вотивные предметы часто находят в керамических или каменных сосудах.
** Кватроченто, также кваттроченто (итал. Quattrocento - четыреста,
а также четырёхсотые годы, то есть «1400-е годы») - общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения 
(1420-е - ок. 1500).


// Фото - Верроккьо Андреа. Молодая женщина с цветком. Ок. 1480. //


Рецензии