Игра как будущее цивилизации

С тех пор, как появились компьютерные игры с ними отчаянно борются. Игры назначаются главными виновниками подростковой агрессии, умственной отсталости или переутомления. Словом, игры - главное зло.

Почему этот, сугубо личный вопрос, вызывает такие споры? Давайте разберемся, что такое игра. Игра - это всегда условность. Гоняем ли мы мяч по полю или “подбиваем” вражеские корабли в “морском бою” - мы действуем в воображаемой реальности. Как бы не была реалистична игра, мы всегда отличаем её от реальности (психи не в счет).

1. Игра как искусство

По мнению немецких философов 18-19го века, игра возникает, когда удовлетворены базовые потребности. Игра рассматривается родственной искусству, следствием появление избытка сил, времени и ресурсов. Игра, как и искусство, считается способом обретения свободы «как в физическом, так и в моральном отношении».
Наш опыт подсказывает нам, что это понимание игры отчасти верно. Для современных игр требуется свободное время и желание. Сама игра, часто требует творческого, не механического подхода. Просто жать на кнопки уже недостаточно. Игра помещает нас в непривычные и, даже, нереалистичные ситуации. Игра, сама по себе является искусством: сценарий, графика, музыка - результаты творческой работы создателей.

2. Игры как имитация жизни, способ обучения

В 20м веке игру рассматривали как один из способов обучения. Куклы, игрушечное оружие, машинки, конструкторы имитируют реальную деятельность взрослых. Копируя поведение взрослых в играх, дети учатся. Сознательно или нет, наши игры становятся подготовкой к самостоятельной жизни. Мы используем тренажеры, чтобы получить новые навыки. Никто не пустит пилота за штурвал самолета, пока он не “налетает” определенное время на тренажере. Это тоже своего рода игра. Но игра другого уровня.
Компьютерные игры также имитируют реальность. Не только шутеры, но и стратегии и симуляции могут быть максимально реалистичны. Игра - это способ обучения. В игровой форме обучение проходит незаметно и легко. Шутеры, стратегии, симуляции обучают игрока определенным действиям в определенной ситуации.

3. Игра как способ стать кем-то другим

Конец 20го начало 21го вв придали играм новое значение. Теперь в игры, в том числе компьютерные, играют не только дети. Принимая на себя роль героя игры, мы хотим попробовать себя в новом качестве. Это возможность примерить на себя другую личность, посмотреть на вещи иным взглядом. Пережить события, невозможные или нежелательные в реальности. Брать штурмом города, разрубать врагов на части, падать в пропасть или тонуть. Умирать и возрождаться.
Да, это не настоящее. А вы действительно хотите пережить все это в реальности? Разумно ли потратить несколько лет жизни и пару сотен тысяч, чтобы обучиться управлению самолетом, а потом понять, что вам это не нужно? Игра позволяет попробовать разные версии себя. Она словно пробник реальности, но без последствий.

4. Пропаганда в играх

Можно ли компьютерную игру использовать для продвижения какой-то определенной идеи образом мысли? Можно, как и фильмы, книги, сериалы и даже рекламу. Значит ли это, что любая мысль заявленная, там будет воспринято нами без всякой критической оценки? Нет, человек — это не робот, в которого можно загрузить любую программу, и она будет исполняться. Человек, даже самый глупый и малообразованный, анализирует происходящее вокруг. Мысль, в первую очередь, должна согласоваться с объективной реальностью.
Можно ли использовать такие игры, чтобы воспитать солдата? Думаю, нет.
Есть один момент, который делает такое обучение бессмысленным. Игра - добровольный процесс. Хочешь - играешь, хочешь, нет. Армия же требует полного подчинения приказам. Как бы ловко человек не стрелял в шутере или управлял дроном, игра отличается от реальности. Здоровые люди это понимают.
Если кто-то и вербуется в армию через шутер, то это происходит не из-за того, что человек поиграл. Человек изначально должен быть готов к службе, должен быть заинтересован в военной карьере. Шутер лишь помогает раскрыть этот интерес. Какой-то элемент воздействия игра оказывает, но не настолько, чтобы принять важное решение.
Предположение, что игра создает намерения человека идеалистична по своей сути.
Т.е. предполагает, что жизнью человека, его решениями, его потребностями, его выбором управляет стороннее лицо. Это утверждение лишает человека субъектности.
превращает его в тряпичную куклу на руке злого дядьки. Если допустить такой вариант, то придется допустить, также, что есть люди, которые способны думать сами, принимать решения за себя и за других. И есть люди, которые подобны низшим формам животного или простому компьютеру. Их можно запрограммировать или надрессировать. Собаки, кошки, обезьяны - все имеют свой характер, свое “мнение”. Но человеку в этом мнении отказано.

5. Могут ли игры увести человека из реальности

Мы и так максимально далеки от реальности. Мы создаём свою собственною реальность и воспроизводим её. Городская жизнь не имеет ничего общего с природой. Мы покупаем еду в магазинах. Мы ездим на метро, автобусах или автомобилях. Мы живём в искусственно созданных домах. У нас есть телефоны. Одежда, которую мы носим, сделана не нами. Мы часто даже не понимаем, как что-то делается.
Игра, как форма искусства, дает нам возможность пофантазировать, придумать или найти иной мир. Поглядеть на реальность с иной точки зрения. Как форма обучения позволяет попробовать себя в новом качестве.
Но, как бы не была прекрасна игра, реальность тебя настигнет. Тебе нужно есть, пить, спать, ходить в туалет. А еще нужно зарабатывать на свои потребности, в том числе и на игры. Я не рассматриваю сейчас людей с психическими отклонениями. Игровая зависимость - это болезнь. Болезнь надо лечить, но нельзя экстраполировать проблему меньшинства на всех любителей игр.
Увлечение игрой еще не болезнь. Начав играть, человек, если ему интересна игра, стремиться скорее вернуться к ней. Думает об игре. Может провести в игре много часов, забыв о голоде и сне. Это сродни любви. Это страсть. Но, страсть не вечна и увлеченность игрой постепенно ослабевает.

6. Игра как предвестник социализма

Игрификация или геймеризация - это способ превратить рутинные однообразные действия и общение между коллегами в игру. Разработка подобных методик началась еще в начале XXI века в Америке. Цели её: сделать общение между коллегами и трудовой процесс более увлекательно. Причем же здесь социализм?
Пока существует деление на физические и умственный труд, неравенство людей неизбежно не только в денежном отношении, но и в общественном, и социальном. Разная нагрузка. Разный уровень образования. Разные задачи.
Автоматизация жизни уравнивает людей, превращает людей в свободных творцов. в этом смысле игра является предтечей автоматизированного общества. Представь себе если человек выполняет процесс, рабочий процесс не как робот, следя за монитором нажимая на кнопки, а как игрок, выполняющий некоторую игровую задачу.

7. Итог

И так, что же такое игра? Игра - это развлечение, или отвлечение. Для современного человека игра - это возможность получить те приятные ощущения, которых он не получает в реальном мире. Как и фильмы, книги, еда, алкоголь, запрещенные препараты. Все это лишь способ получить приятные ощущения, не более.
Можно предположить, что, если работа (труд) человека становится для него источником наслаждения, потребность в игре отпадает или превратится в форму обучения.
Игра - это результат общественных отношений. Она - продукт самого образа жизни человека, а не что-то навязанное из вне. Потому, бесполезно увещевать любителей игр, призывать их отказаться от любимого занятия и читать классиков. Если они еще этого не сделали, видимо им это и не нужно. Это борьба с ветряными мельницами. Отвлечение внимания от важных вещей.
Борьба с компьютерными играми — это просто консерватизм. Так же боролись с джазом, рок-н-роллом и шахматами. Из первой попавшейся статьи из интернета вы узнаете, что шахматы крадут ваше свободное время, лишают отдыха и прогулок на свежем воздухе. Знакомо?
Проблема, очевидно, не в играх как таковых и не в компьютерных играх. Проблема в самом общественном устройстве, где, чтобы почувствовать себя живым, человеку нужно сбегать в виртуальное пространство.


Рецензии