Трифонов день

Зимний Трифон-Митрофан с крыльца сошёл,
Угли самоварные россыпью метнул:
«Нате вам для солнышка горячего!».

28 декабря (15 декабря по с.с.) день памяти: священномученика Елевферия, епископа, матери его мученицы Анфии и мученика Корива епарха (II в.); преподобного Павла Латрийского (955); святого Стефана испанского архиепископа Сурожского (VIII в.); Собор Крымских святых; священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского (1929): преподобного Трифона Печенгского, Кольского (1583); Собор Кольских святых; мученика Елевферия Византийского (305–311); преподобного Парда отшельника (VI в.); священномучеников: Александра Рождественского, Василия Виноградова, Викторина Добронравова, пресвитеров (1937). Из всех этих мучеников, святых и преподобных людей в народной памяти «застрял» только один человек - преподобный Трифон Печенгский (Кольский), которого в миру звали – Митрофан.

На Руси имя Митрофан было больше крестьянским, нежели барским, но всё равно широко применялось, потому что по-гречески означало «матерью явленный» или «найденный матерью», то есть Митрофан – это «маменькин сынок», отчего это имя естественно произносилось как «Митрофанушка». Будущий преподобный Трифон, игумен Печенгского Кольского монастыря, родился 1495 году в семье священника в Новгороде или в Торжке (Торокка) и воспитывался «в страхе Божием», был «изряден постник, кроток, милостив». С детства Митрофан мечтал нести людям слово Божие и просвещать язычников, отправиться «в Лопскую землю», «в землю пустынную, жаждущую, где никто ещё не ходил». Достигнув совершенного возраста и, получив «глас свыше», Митрофан отправился на Север, на реку Печенгу (Кольский полуостров), к лопарям (саамам), «о жизни которых знал из рассказов рыбопромышленников».

Лопари (саамы) в XV-XVI веках всё ещё жили на своих территориях на севере Европы и будущей России по древним традициям, обрядам и ритуалам почти первобытно-общинного строя и натурального хозяйства, хотя, конечно, имели уже все необходимые контакты и общение с прилегающими странами и государствами, из культурами, обычаями и традициями ремесленного производства и взаимовыгодной обменной торговли. При этом у лопарей (саамов) сохранялись древние мифологии, пантеоны языческих божеств и ритуальные обряды далёкого прошлого (например, шаманизм). Вот к этим самым лопарям (саамам) в их страну и пошёл с возами новгородских торговцев и рыбопромышленников будущий преподобный Трифон Печенгский - Митрофан.

Митрофан, достигнув первого зрелого возраста (21-35 лет), ещё не имел сана священника, поэтому поселился в Коле (поселение местных рыбаков и охотников на морского зверя) между лопарями и самоедами (местные народы Севера Руси). Увлечённый идеей обращения лопарей и самоедов в христианскую веру, Митрофан начал проповедовать идолопоклонникам основы христианского учения и Слово Божие, при этом «претерпевая гонения и подвергая неоднократно жизнь свою явной опасности». Однако «кроткий нрав, подвижническая жизнь и простое обращение привлекли к нему простодушных лопарей». На реке Печенги и в окрестностях он сумел за несколько лет не только изучить местные языки лопарей, но и обратить их в христианство. Метод, которым Митрофан привлекал к себе лопарей, был очень прост – он показывал своим примером, кротостью, справедливостью, добротой и принципиальной честностью образец служения Богу, чем снискал большой авторитет среди местного населения лопарей (саамов, самоедов).

По свидетельству православных церковных историков: «Великую пользу принесла мирная, тихая деятельность просветителей Севера Руси великому делу просвещение инородцев-язычников светом христианской веры, их обрусение и вместе с тем распространение и упрочение в крае русской народности».

Достигнув некоторых успехов в распространении веры Христовой, Митрофан вместе с блаженным Феодоритом отправился в Новгород «для испрошения от новгородского архиепископа Макария грамоты на построение церкви и определения в оной священнослужителя». По благословению Новгородского архиепископа святителя Макария преподобный Трифон вместе с блаженным Феодоритом и иеромонахом Илией устроил для новообращенных лопарей сначала часовню, а затем - начиная с 1529 года - выстроил храм во имя Святой Троицы. «Возвратясь на реку Печенгу, Митрофан построил первый храм во имя Троицы, но за неприсылкою Священника, три года церковь стояла без освящения. Преподобный сам отправился искать иерея. Прибыв в волость Колу, мало тогда населённую, он нечаянно нашёл там иеромонаха, по имени Илью (Илия), который, вняв убеждениям праведника, согласился итти на Печенгу, освятил церковь Троицы, крестил просвещённых верою лопарей и постриг самого Митрофана в монашество, дав ему имя Трифон».

(Здесь и далее цитатные данные из источника: Истор. рос. иерарх. IV, 579 - 585. Сведения из записок печенгского монастыря; сайт: Кольские карты).

Таким образом, в 1532-1833 годах преподобным Трифоном было положено основание Печенгской обители в Кольской стране, по реке Печенге, «у холодного моря, у Мурманской границы». В 1533 году церковь Святой Троицы была освящена, а сам преподобный Трифон принял монашество и положил начало Троицкому Печенгскому монастырю. При Троицкой церкви святой Трифон вскоре построил кельи, в которых стали жить первые иноки обители.

Преподобный основатель обители, показывая пример смирения, хотя и духовно руководил обителью, не принимал сана и уклонился от игуменства, выдвинув в настоятели своего ученика святого Гурия. Печенгский монастырь полноценно начал исполнять свою миссию в 1550 году, однако из-за нестроений в монастыре преподобный Трифон «на время ушёл из обители в странствия, взяв с собой лишь нескольких верных учеников, включая преподобного Варлаама Керетского». Они посетили Кандалакшский Богородице-Рождественский монастырь, а затем отправились в Новгород и Москву.

Преподобный Трифон не оставил Печенгскую обитель своей заботой и в 1556 году явился к русскому царю Иоанну Грозному с прошением о благоустройстве монастыря. Царь Иоанн Грозный богато одарил преподобного и его монастырь деньгами, церковной утварью, облачениями, колоколами и богослужебными книгами, а также даровал жалованную грамоту, по которой к обители отходили широкие и богатые угодья. «Преподобный Трифон, уже как игумен Печенгского монастыря, отправился в Москву «просить вспоможения, и получил от русского царя Иоанна Васильевича (Грозного) церковную утварь и колокола, а от царевича Феодора Иоановича вкладом - богатую его царскую одежду». В 1557 году преподобный Трифон вернулся в Печенгский монастырь, но обосновался жить не на новом месте - в «Нижнем монастыре», куда тем временем перебралась братия - а на старом месте, где он создал отходную пустынь (скит) у «Трифонова ручья», у сопки, получившей впоследствии название «Спасительной».

В 1565 году на реке Паз, вероятно на месте массового крещения лопарей, преподобный Трифон Печенгский также построил храм во имя святых Бориса и Глеба, при котором также вероятно создал отдалённый монастырский скит. По прежнему не принимая игуменства, преподобный Трифон «прикладывал большие труды по благоустройству монастыря, который стал важнейшим духовным, хозяйственным и общественным центром обширного края».

Многолетняя примерная деятельность преподобного Трифона по просвещению детей и взрослых лопарей, зрелость и повсеместное распространение христианства в сопредельных странах, привлекли в обитель Трифона многих православных лопарей (саамов), умножали число монашествующих иноков. Преподобный Трифон продолжил свою избранную им миссионерскую деятельность. «Блаженный Феодорит, сподвижник Трифона Печенгского, некоторое время остался в Москве и по поручению царя Иоанна Грозного ездил в Константинополь с важным поручением к константинопольскому патриарху, но, «не соблазняясь почестями, которые могли его ожидать в Москве, подчиняясь своему влечению к подвижничеству, Феодорит вернулся на далекий север и вместе с преподобным Трифоном продолжал свои иноческие подвиги и апостольскую деятельность».

За год до построения города Архангельска, 15 декабря 1583 года, в возрасте 88 лет, преподобный Трифон Печенгский тихо преставился. В 1590 году, «финляндцы ворвались в обитель Трифонову на самый праздник Рождества Христова, умертвили мученически игумена Гурия, и с ним 51 инока и 65 слуг монастырских; остальные спаслись бегством; монастырь сожжён и разорён был до основания, а в 1691 году возобновлён на другом месте близ города, за рекою Колою, и назывался Кольско-Печенгским новым монастырём. В 1764 г. он упразднён и приписан к Кольскому Собору. Трифон Печенгский умер, горько оплаканный лопарями (саамами), которые и до сих пор свято чтут его память. Дело преподобного Трифона и Феодорита не погибло: их проповедь укрепила далёкую северную окраину за Россией и за православием».

Место погребения святого преподобного Трифона Печенгского под церковным алтарём не было забыто. В 1708-1709 годах здесь был возведён Сретенский храм, вокруг которого с 1886 года возродилась Трифоно-Печенгская обитель. Церковь была снова разрушена в 1944 году, но после восстановления обители в 2009-2012 годах над мощами святого вновь был воздвигнут храм. По традиции святой преподобный Трифон Печенгский не раз приходил на помощь погибавшим в море мореплавателям, рыбакам и звероловам, с верой призывавшим его имя. В 2018 году имя святого преподобного Трифона Печенгского было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии.

Кондак преподобному Трифону Печенгскому, Кольскому, глас 8:

Все твое умное желание к Богу вперив,
Того званию невозвратно от души последовал еси,
в пустыню конечную вселився,
и, тамо ангельски и равноапостольне пожив,
многим путь был еси ко спасению.
Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати.
Темже вси вопием ти:
радуйся, исповедниче Христа Бога нашего;
радуйся, граду твоему неколебимое утверждение, Трифоне, отче наш.

Перевод:
Все твоё духовное стремление обратив к Богу, Его призыву неуклонно от души последовал ты, в пустыни далёкой поселился и, там подобно ангелам и апостолам прожив, для многих ты был путём ко спасению. Потому и Христос тебя прославил и даром чудес обогатил. Поэтому все взываем к тебе: «Радуйся, исповедник Христа Бога нашего, радуйся, города твоего непоколебимая крепость, Трифон, отче наш».

Слава и значение Трифона Печенгского (Кольского) сохранилась в уважительной памяти лопарей (саамов), русских поморов, всего русского народа как образ авторитетного человека, старца, мудреца, простого, но реально честного и добросовестного проповедника, отдавшего 60 лет своей жизни просвещению людей, живших древними языческими правилами, законами, обрядами, ритуалами и традициями. Эти люди приняли христианское учение, потому что все вокруг его тоже приняли и им руководствовались, но при этом они (лопари, саамы, поморы) до сих пор сохранили древние обычаи, совместив их с памятью о святом преподобном Трифоне Печенгском (Кольским). Немалую роль при этом сыграло то, что рыбаки, охотники на морского зверя, мореплаватели, поморы, моряки и кормчие считали преподобного Трифона Печенгского своим покровителем, защищавшим их от штормов и бурь на море. Приятно, когда кто-то авторитетный и уважаемый на берегу за тебя молится, думает, переживает, страдает вместе с тобой…

День кончины святого преподобного Трифона Печенгского (15 декабря по с.с.) 28 декабря – это один из тех дней в году, когда солнце уже не стоит в низшей точке над горизонтом, а неуклонно с каждым днём поднимается к зениту (к лету). Вот почему, в Трифонов день люди, чтобы помочь солнцу и солнечным лучам, выходили по примеру святого преподобного Трифона на крыльцо и высыпали на снег горячие угли из самовара, говоря при этом ритуальные слова: «С крыльца сойди, золотое уголье по двору покати». Самоварные угли растапливали снег и лёд на дорожках, пугали и мешали нечисти пробраться в дом, а также, просто не давали людям подскользнуться… 

Как правило, на Трифонов день бывали холода и морозы, а на севере Руси быдл «студёно так, что птицы на лету замерзают», поэтому в этот день смотрели за изменениями погоды, гадали, каким будет будущий март. Дело в том, что с Трифонова дня всякая зимняя нечисть начинает сдаваться, потому что ночь укорачивается, а световой день увеличивается. Две зори – утренняя и вечерняя – помогают солнцу и ухаживают за ним, окрашивая небо в розовый, алый и огненный, как угли в костре, цвет. Это они, зори ясные, ткали солнцу небесное покрывало из лучей северного сияния…

В Трифонов день люди всё делали сами, не нанимая никаких работников (батраков), не отказываясь ни от каких нужных работ и дел. При этом они внимательно следили за проявлениями погоды: красная заря предвещает сильный мороз; синички поутру сильно чирикают – к похолоданию; кошка в дом просится – к морозу; ветер северный – к холодам; если день морозный и малоснежный, то летом хороший урожай злаковых будет; если ветер сухой снег разносит по окраине – к засухе;
Какая погода в Трифонов день, таким и март будет; глубокие сугробы – к тёплому, но нежаркому лету; солнце в тучу садится – к бурану; в лесу деревья трещат – к сильной стуже; в затопке уголь сам загорается – к морозам; иней на деревьях – к урожаю овса; на полях гладкий снег (с наледью) – к неурожайному году.

В Трифонов день (в память о святом преподобном Трифоне Печенгском) было принято давать милостыню нищим, отдавать нуждающимся людям тёплую одежду, которая самим больше не нужна; угощать бедняков едой у входа в церковь. При этом в Трифонов день бездетным супругам нельзя было делать чужим детям подарки, иначе свои так и не появятся. Вместо подарков детям можно давать денежку…

В Трифонов день запрещается: ругаться, злословить, громко и гневно говорить и возмущаться; драться, бороться, даже в шутку или во время игры-забавы; спорить и конфликтовать с соседями, друзьями, товарищами по работе, службе или делам, с коллегами и начальством. В Трифонов день запрещено осуждать погоду и природные феномены (явления) – это грозит нарушением здоровья. В этот день любая погода – благодать, поэтому снегу, дождю, метели или спокойному дню следует радоваться и принимать их как должное (объективное), не зависящее от воли человека.

В Трифонов день нельзя выходить в море, идти на охоту или на зимнюю рыбалку, потому что нечисть, хоть и теряет свою силу тёмных долгих ночей, но всё ещё бродит вокруг волками-оборотнями, медведями-шатунами и «заблудшими» ряжеными (разбойники).

В Трифонов день не рекомендуется ходить по гостям, лучше сидеть дома, вести мирные спокойные беседы, рассуждать, строить и обсуждать планы на будущее, готовиться к далёким путешествиям и выходам в море, в лес, на рыбалку. Если заняться в Трифонов день какой-либо важной работой, то толку всё равно не будет, потому что день световой всё ещё короток, а ночь долгая.

Незамужним девушкам в Трифонов день нельзя громко смеяться и беспричинно радоваться, иначе нечистая сила услышит, позавидует и «наградит» их парнями-женихами, с которыми им будет плохо, и девушки будут часто плакать по ним. Отчаянная незамужняя молодёжь в Трифонов день пытается затеять игры «супротив нечисти», но сами, неизбежно, подпадают под влияние тёмных сил и страстей, и вместо колядок – хулиганят.

В Тифонов день старикам нельзя утираться чужими полотенцами, особенно утирать лицо, рот, нос и глаза, иначе хозяева полотенец могут заболеть и зачахнуть. Это правило касается не только одного Трифонова дня, а всех дней и случаев в жизни. Таким образом, этот обычай свидетельствует о понимании древними людьми, даже самыми первобытными людьми, правил личной гигиены.

Именины в Трифонов день отмечают: Александр, Василий, Илларион, Павел, Степан, Сусанна, Трифон. Люди, рождённые 28 декабря «очень деятельны, отличаются жизнерадостностью и оптимистичным нравом; их неиссякаемая жизненная энергия и сила воли позволяют всегда добиваться желаемого. Главное для них: целеустремлённость, терпение, трудолюбие, настойчивость; справедливость, разумность; простота, искренность и нравственная чистота в поведении и поступках.


Рецензии