От русского к русскому

«СВЯТАЯ РУСЬ»?
Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Московский Сретенский монастырь (ссылка в рецензии)

в продолжение темы "По своей идее она близка сердцу каждого русского" http://stihi.ru/2022/12/28/4577

Речь в статье протоиерея Андрея Ткачева идет о картине "Святая Русь" Михаила Нестерова.

Я не стану вдаваться в полемику с автором статьи, только отмечу, что омрачило восприятие художественного полотна о Христианской Руси в глазах смотрящего на сюжет священника.

"  Кого не хватает на картине? Не хватает архиереев. Пусть горькая правда есть в том, что немалому множеству их совсем не место на картине с таким названием. Если бы это не было так, не было бы и революций. Но позвольте! В год выхода картины в свет Московскую кафедру занимает будущий первомученик Русской Церкви новых времен Владимир (Богоявленский). Это неутомимый, смелый и яркий архипастырь. Среди его предшественников на Московской кафедре были, например, мудрейший Филарет и равноапостольный Иннокентий. Почему их нет на картине? Их или кого-то еще, кто не «за хлеба кусок», а именно «за Иисуса» сгорает в ежедневной борьбе на высоте кафедры?

Нет на картине и священников. Вроде бы закономерно. Смиренный наш народ принимал у попов Причастие, крестился в их руках, заказывал требы и молебствия, но святости от мирского, белого священства не ждал. Мало святых священников в истории Руси. Нам больше по душе юродивые, отшельники, благоверные князья. Но начало XX века – это время, когда в Кронштадте стоит столп огня до Небес – молитва пресвитера Иоанна. В самых отдаленных уголках Российской империи на стене крестьянской хаты, в караулке гарнизона, в купеческом домашнем иконостасе можно увидеть фотографию этого священника. Тот самый народ, который Нестеров пытается изобразить, достоверно знает, что батюшка Иоанн свят, свят по-настоящему и Бог ежечасно откликается на его молитвы. Почему его здесь нет?"

Вот на этот вопрос и будет моя попытка объяснить: куда же это Нестеров подевал пресвитера Иоанна, фотография которого, по мнению Ткачева, висела в каждой глухой деревушке.

Все гораздо проще, чем это видится Ткачеву: "Картины ведь тоже проповедуют. Иногда правду, чаще ложь. Но и в том, и в другом случае у проповеди найдутся поклонники и почитатели. Свою жизнь эти люди постараются привести в соответствие с тем, что узрели и поняли на полотне. И часто многие годы нужно потом потратить, чтобы преодолеть однажды усвоенный соблазн, чтобы выветрить из себя ложную идею, удобно пробравшуюся прямо в сердце с живописного (а также из музыкального или кинематографического) полотна."

Это скит.

Потому там и нет никаких попов. Их просто нет по определению - скит беспоповского согласия.

И в этом никто не виноват.  И уж менее всех Нестеров.

Тут только можно задать вопрос: зачем Нестеров писал свое произведение не с тех, у кого в красном углу наряду с иконами висели фотографии  пресвитера Иоанна?

Но этого, разумеется, мне не известно.

А Ткачеву стоит посмотреть на кресты.

Когда видят мой крестик, то знающие спрашивают:

- А почему крест не наш?

Имеется ввиду: почему не православный.

А он православный. Вот как на нестеровской картине.

И платы на женщинах у Нестерова не повязаны, а защеплены.

Вы пойдите в старообрядческую поповскую и повяжите платок на узел. Там-то все сразу вам и отроется. Тут же.

- А плат-то почему в узлячче?

Вот и всё.

Я бы на месте Ткачева, ратующего за обманутый Михаилом Нестеровым народ, лучше бы обратила внимание на одежду русского народа. 

И это не просто как раз перед тем как "Если это точный портрет Святой Руси, то это предсмертный портрет. Всего через три года грянет первая русская революция, показавшая, сколь мало на Руси тех, кому дороги Церковь и Царство. До 1917 года тоже рукой подать, а там, как известно, гражданская война, коллективизация и прочие виды платы за переустройство, вычистившие Русскую землю, словно виноградник при уборке ягод (см.: Мих. 7: 1). В конце концов крестьянство будет уничтожено. Земля потеряет хозяина."

Это же формальная ложь!

Потому что предлагаю Ткачеву одну зиму походить по Руси в лаптях по сугробам. Для этого батюшке придется бросить занятия ю-тубом и пойти в Мiр. К людям. Лучше в Сибирь - где велика вероятность встретить и сугробы и старую веру. Тех самых раскольников.

Вот прямо так. Встать как есть. Обуть лапти, можно даже не отказываться от теплой верхней одежды и меховой шапки (не жестокосерда же я), и пойти и поглядеть, может батюшке еще встретятся и советские крестьяне, раз уж ему при своей молодости не удалось посмотреть, допустим, "Юркины рассветы", если уж ничего в жизни он не видел наяву.


Рецензии
Здравствуйте, Таня! В данном случае согласна с Вами. К тому же у художника есть неотъемлемое право изображать мир так, как он его сам видит. Если, конечно, работает не под строгий заказ. Добра в новом году!

Елена Афанасьева-Корсакова   29.12.2022 12:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена. Рада Вам.
Вот только что читала похожую мысль у Леонида Шебаршина по теме восточных верований:

"Ветер судьбы унес Кармаля в Кабул, оттуда в Ма-зари-Шериф под крыло генерала Дустума, и завершить свой путь довелось ему в Москве, в Центральной клинической больнице в 96-м году. Похоронили его в Афганистане.

Генерал на прощание с афганским вождем не пошел — было стыдно и не хотелось говорить правду, а врать было бы невыносимо. Его отсутствия никто не заметил. Служба была невидима в старые времена, и очень немногие догадывались о ее настоящей роли.

Ко времени кончины Бабрака Кармаля его удачливый соперник и преемник Наджибулла уже был расстрелян, а его труп повешен на кабульской площади. «Не называй человека счастливым, пока он жив. В лучшем случае, ему везет», — повторял слова какого-то древнего мыслителя француз Паскаль. Наджибулле, Наджибу, Доктору везло, пока за его спиной стоял могучий Советский Союз, воплощавшийся в КГБ. Москва сбросила коммунистическое обличье, к власти пришли временные пустотелые люди без роду без племени. Они поспешили предать своих друзей и союзников, рассчитывая заплатить их жизнями за место в «цивилизованном» мире.

Возможно, Ельцин и не помнил Наджибуллу; человек с подменным именем Козырев его, разумеется, знал. Они выбросили друга Советского Союза — России только потому, что он был неприемлем для США. Наджиб похоронен в Гардезе. Поколения афганцев будут приходить на его могилу... Старик задумался: у человеческой памяти бывают странные прихоти. Бесследно стираются громкие имена, но веками стоят скромные мазары каких-то безвестных миру святых, и веками сходятся к ним правоверные. Всякий путешественник по мусульманской Азии видел деревья, сплошь украшенные обрывками ткани. Яркие лоскутки со временем выцветают, ветшают, но их никогда не становится меньше. Дерево стоит над ма-заром, лоскуты привязывают те, кто просил у древнего святого заступничества или благодарил его за помощь.
Если судьба будет милостива, думал Генерал, я вновь побываю в Гардезе и прислонюсь лбом к могильному камню своего друга. А будут ли честные могилы у тех, кто его предал?"

Я не думаю, что Нестеров работал на заказ.
Быстрее всего он сам из староверов. Нарисовал по памяти.
Там на картине явно искоса смотрящий на Христа - это кто-то из ссыльных народовольцев. Скиты находились в такой глуши, в которую и ссылала охранка "особо буйных" на перевоспитание. А вот хлебните настоящей жизни - может одумаетесь)))

Очень удивительно, что Ткачев заметил непочтение художника к сану, как его понимает протоиерей, и абсолютно не задумался над бедственным положением народа на этой картине, которое собственно и довело дело до 17-го года.

Но это лирика.
А Вам, Елена, я желаю Добра и Мира! Любви! Тепла домашнего очага!
С уважением.
Таня.

Татьяна Ульянина-Васта   29.12.2022 13:01   Заявить о нарушении
Спасибо. Взаимно.

Елена Афанасьева-Корсакова   29.12.2022 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.