Плачет вечность, за души молясь
ни гнев, ни страха дрожь,
Он зрит по воле Господа
и истину, и ложь.
Мастер Гирей.1
«Плачет вечность, за души молясь». Эту пронзительную мысль Мастер Гирей (Магомед-Гирей Сукиев) изрек мудро, образно и афористично в своем коротеньком стихе «Астрал».2 В чем мудрость этого изречения? Она состоит в том, что вечность, согласно Сунне, это Время, которое и есть (!) Господь. Сей аспект отражает хадис Кудси, гласящий: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Сын Адама (!) наносит Мне обиду, понося время (дахр), тогда как Я (!) и есть время, все в Моей власти, и Я чередую день и ночь!”» (аль-Бухари, Муслим).3 Такую же самую идею отразил и пророк Мухаммад (САС), который сказал: «Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время» (Муслим).
Естественно, слова о вечности, плачущей, молясь за человечьи души - это образ, выплавленный в поэтическом воображении Мастера Гирея. Этот образ отражает реалии сосуществования человеческого сообщества с назиданиями и предостережениями всех, без исключения, Священных Писаний, духовных ценностей, которые Господь и Время выплавили в кузнице мировой Высокой литературы и искусства. Их создатель - именно Господь, ибо творцы смысла и образа в литературе и искусстве - это Его мини-посланцы, которых Он одарил даром творчества. Бесценный, коллективный и поучительный вклад в сокровищницу духовного наследия человечества все этносы вносят и в УНТ - устном народном творчестве. Оно представляет собой плод коллективного духа и разума всего народа, прежде всего, в пословицах поучающим и предостерегающим от следования по стезе зла, мощенной алчностью, лживостью, лицемерием, подлостью, бесчестьем и жестокостью.
Но, жаль, что эта неизмеримо колоссальная сокровищница духовного наследия и подавляющее большинство человеческого сообщества по преимуществу пребывают в параллельных мирах. Об этом свидетельствует как опыт истории человечества, так и Священные Писания. Они разными словами, утверждают, что большинство людей на земле шествует вслед за злом, а не добром, ложью, а не истиной. Священные Писания, как и все духовное наследие человечества, четко свидетельствуют, что весьма (!) узка и (!) терниста стезя, ведущая к добру и правде, (!) широка и (!) легка дорожка - ко злу и неправде.4
Осознанно или наитию Мастер Гирей сумел вместить сии истины, ниспосланные человечеству Всевышним и Его малыми посланцами - творцами смысла и образа, всего лишь в две емкие, афористичные и едкие строки. В них в не очень благозвучном и не самом подходящем для оценки слове «дерьмо» он подразумевал огромный массив идеологических ошибок, заблуждений, метаний между добром и злом, отступлений от стези истины на дорожку лжи:
Наши души окутала тьма,
Мы пируем на куче дерьма.
Эти строки являются связующим мостиком к другой очень значимой поэтической констатации Мастера, которой он завершает свой горестный стих: «Плачет вечность, за души молясь». Но почему же Вечность в слезах и молениях за душу человека - венца творения Создателя?! Конечно, Она - Он, не плачет, это всего лишь образ, но Всевышний переживает за Свои творения и раз за разом, столетие за столетием посылает человеку наставления и предостережения от шествования по стезе греха и злодеяний: лживости, двуличия, подлости, жестокости, гордыни и их первоосновы - алчности. Невообразимое множество множеств наставлений и предостережений Господь оставил на скрижалях истории, которую Он вершит. Но человек из года в год, из век в век уперто наступает на грабли своих ошибок, заблуждений, пороков души и слабостей сердца.
Такой подход к пониманию вышеизложенных идей отразили в своем творчестве многие корифеи литературы. К примеру, О. Уайльд в романе «Портрет Дориана Грэя» утверждал: «Всякое искусство бесполезно». Почему оно бесполезно? Потому что лишь меньшинство людей способно приобщиться к его ценностям. Также их подавляющему большинству предостережения, назидания Священных Книг, словесности и искусства не становятся оберегом от зла, т.е. руководством к действию.
В связи с крайней важностью указанного вопроса процитирую изречения еще двух корифеев литературы. Э. М. Ремарк после окончания Первой мировой войны с горечью писал: «Как же (!) бессмысленно все то, что (!) написано, (!) сделано и (!) передумано людьми, если на свете возможны такие вещи (война - Х. Ф.)!.. До какой же степени (!) лжива и (!) никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если она (!) даже не смогла предотвратить эти потоки крови». (На Западном фронте без перемен, 1928 г.). Этот выдающийся роман должен был стать заслоном на пути вползания Германии в нацизм и истерию воинствующего злодеяния, но, увы, он не стал оберегом для 65 млн немцев и для большинства народов мира.
Классик ингушской словесности И. Кодзоев также начал свою эпопею «ГIалгIай» (Ингуши) с рассуждения на эту же тему: «С тех пор как потомки Адама разбрелись по земле, этот мир (!) всегда - каждый день и месяц, год и эпоху, (!) наставляет людей: что есть благо, что есть зло; как подобает себя вести, как надобно жить. Не взирая на то, что человеку предоставлено такое множество наставлений и так много показано, нет ничего общезначимого, что было бы им воспринято с пользой и заложено в основы жизни. Каждому приходится самому ощутить, испытать, прочувствовать, и познать» (кн. 1, стр. 6, перевод Х. Ф.).
И вправду, неисчислимые достижения литературы, искусства и УНТ, созданные за тысячелетия существования человека, как и заветы Бога, не привели к искоренению зла на земле, прекращению аморальных деяний, ни в коей степени не способствовали выкорчевыванию угнетения человека человеком и изжитию самого чудовищного зла в мире - войны.
Однако, не взирая на знание данной горестной истины, долг писателя, поэта и любого творца в искусстве, в том числе и Мастера Гирея, заключается в обязанности призывать человека идти стезей добра и истины и предостерегать его от следования по дорожке зла и лжи. Творческие личности в своих художественных исканиях опираются на истины, начертанные в Священных Книгах и в духовном наследии человечества. Они в своих творениях преподносят человеку эти вечные истины в собственном изложении – своей творческой «упаковке» самобытных слов, идей и образов, творя кистью, пером и прочими «орудиями труда».
Исходя из утверждений перечисленных великих творцов слова, образа и смысла, строка Мастера Гирея «Плачет вечность, за души молясь», становится особенно ценной и понятной. На мой взгляд, прозаическая расшифровка его мудрых и горестных слов, выглядит так: «Вечность молится за нас, она словом Создателя и духовным наследием человечества взывает к нам убраться из зловонной клоаки идеологического дерьма и стремиться взойти на сияющую вершину истины и добра».
Первая строфа стиха Мастера Гирея - поэтическая иллюстрация обеспокоенности и переживания творца идей, смыслов и образов из-за существующего разлада между назиданиями Священных Писаний, достижениями человечества в духовной сфере и отступлением от них подавляющего большинства людей. Исходя из данной горестной аксиомы человеческого бытия, Мастер Гирей пишет:
Я живу уже тысячу лет,
И всё терпит меня белый свет;
Я б хотел подновить Зодиак,
Да звездой не рождаюсь никак.
Мастер Гирей подразумевает здесь не себя лично, а вообще человека. Он пишет о тысячах лет его существования, имея в виду под этой цифрой Вечность, которая (!) терпит отступление человека от нравственных заветов, названных выше. Он написал о своей обеспокоенности и страстном желании изменить указанный разлад: «Я б хотел подновить Зодиак...» Но это не в его силах, ибо человек, «никак не рождается звездой», способной обновить наш бренный мир. В данную строку он, по моему представлению, вложил идею о «бесполезности всякого искусства», которая была бы способна стать реальной, с пользой функционирующей, путеводной звездой для человека.
В связке с этой мыслью идут и следующие строки:
Но пронзителен зов тишины,
Снова я у последней черты...
Мастер Гирей создал великолепный образ тишины. Она в контексте его стиха является Вечностью, на первый взгляд, безмолвной, но пронзительно зовущей человека с душой способной внимать (!) молчанию, услышать ее зов. Она взывает к человеку, достигшего «последней черты», к преодолению разлада между заветами Всевышнего, духовным наследием человечества и его реальными деяниями отстраненности от них. Но все надежды призрачны и за... или перед «Последней чертой... колыбели держась, Плачет вечность, за души молясь…» Какой потрясающе сильный образ вышел из-под пера Мастера Гирея: Земля - колыбель, а в ней - человечество, за души которого, плача, молится Вечность...
Ответ на вопрос о том, почему человек, в принципе зная о идеях, высказанных выше, практически не возводит их в ранг правила жизни, руководства к действию, дал мой одноклассник и друг Ахмед Тимиев. Он на днях выдал мне следующую идею при обсуждение подобной темы: «Мешает великий соблазн, что (!) намного сильнее страха. Страх пророчит (!) призрачные угрозы будущего, а соблазн обещает исполнение своих обольщений в настоящем».
Исходя из всех идей, утверждений, аргументов, доводов, изложенных выше, у человека всегда имеется выбор и воля быть на стороне истины и добра или лжи и зла, чтоб, достигнув «последней черты», не оказаться у разбитого корыта жизни, сожженной на костре удовлетворения преходящих и убогих страстишек. Человеку следует помнить прописные истины о противоборстве добра и зла, поэтическую формулировку которым дал поэт Лев Болеславский:
Все мы, с рожденья уже,
На мировой войне
Духа и бездуховности.
Хамзат Фаргиев
26 декабря 2022
https://proza.ru/2022/12/26/592
http://stihi.ru/2022/12/26/2759
Примечания
1. Мастер Гирей. «Гнев». - http://stihi.ru/2021/09/05/348 Как разъяснил он сам - мастер восточных единоборств, Гири - это честь, долг в кодексе самурая Бусидо, и часть его имени. Для него это не набор слов, это кредо его жизни, доказанное пройденным им путем, на котором он достиг следующих результатов: образование и профессия - инженер-конструктор с серебряной медалью на ВДНХ СССР; бокс - кмс; кикбоксинг - тренер; каратэ – (!) черный пояс; тхэквондо – (!) черный пояс, второй дан; ушу - тренер; инструктор парашютно-десантной подготовки; стрельба - кмс; почётный профессор Казахской Академии спорта, туризма и самое главное научно-спортивное достижение: основатель ингушской системы тотального боя ШодСанЛат. Обладателю таких успехов и достижений власть имущие Ингушетии обязаны были создать условия, необходимые для их широкой реализации. Но, увы...
2. Мастер Гирей. «Астрал». - http://stihi.ru/2014/11/03/489
3. Хадисы Кудси - это хадисы, исходящие непосредственно от Аллаха и внушенные Им пророку Мухаммаду (САС).
4. Идеи Священных Писаний о следовании большинства злу см. здесь:
а) «Не следуй за (!) БОЛЬШИНСТВОМ на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исход, 23 : 2). Тяжба – это судебное дело, разногласие. В широком смысле - это выбор между истиной и ложью в повседневных делах, политических и пр. баталиях;
б) «Входите (!) тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и (!) МНОГИЕ идут ими» (Евангелие от Матфея 7 : 13);
в) «Если станешь повиноваться (!) БОЛЬШИНСТВУ тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они следуют лишь предположениям и лишь измышляют» (Коран, 6 : 116);
г) «Он (пророк Мухаммад - САС) принес им истину, но БОЛЬШИНСТВО из них не любят ее» (Коран, 23 : 70).
***
По представленной мной картинке, на которой изображен человек, сидящий на стуле в... Солнечной системе или Галактике, и моему предложению Мастер Гирей обратился к айтишникам. Они поменяли изображение на Маэстро. И на днях он представил мне картинку в новой вариации и свое пояснение к ней: «Мастер в окружении мира своей поэзии».
***
Приложение
Астрал
Мастер Гирей
Я живу уже тысячу лет,
И всё терпит меня белый свет;
Я б хотел подновить Зодиак,
Да звездой не рождаюсь никак.
Все мы - пленники жизни одной,
И у Бога не просим иной;
Наши души окутала тьма,
Мы пируем на куче дерьма.
Но пронзителен зов тишины,
Снова я у последней черты,
А за ней - колыбели держась,
Плачет вечность, за души молясь.
1990
Свидетельство о публикации №122122602759
"Бесценный, коллективный и поучительный вклад в сокровищницу духовного наследия человечества вносят все этносы в устном народном творчестве. Оно - плод их коллективного разума, который, прежде всего, в пословицах наставляет и предостерегает человека от шествования по стезе зла, мощенной алчностью, лживостью, двуличием, подлостью, бесчестьем и жестокостью." - разность потенциала этнического народного творчества, скорее, разделяет Единого на множество, тем самым определяя свою зависимость именно от личного национального (этнического) мнения..., дарующего право "нечистому" осуществлять нечистивое управление... истинными Сынами Адами, которые, подпадая под массовые стереотипы (территориального или племенного) разногласия и противоречия, становятся их формальными заложниками... По какой причине "добродетель", которая является единым образом в мире, будучи рассматриваема в условиях национальных менталитетов, обращается во враждебность по отношению к брату...? "Разделяй и властвуй"...
"Исходя из всех идей, утверждений, аргументов, изложенных выше, у человека всегда есть выбор и воля быть на стороне истины и добра или лжи и зла"... - разве у Человека, как истинного Сына Адама, когда то был выбор...? "Будь Человеком - не делай злого"... - к кому оные слова, неужели к Человеку имеющему выбор...? Потеря Человеческого образа - факт..., но не факт, что именно Человек его утерял... Насильственно навязанный извне стереотип "первородного греха Адама" - грех лжеца, но не Адама... Если осознавать искушение и соблазн изначальной чистоты и невинности, как образ существующего объяснения причин падения... То есть объявить невинность и доверчивость невинности - за греховность первообраза..., который обязан будто бы бороться с безумием насилия его же методами и способами, тем самым всё глубже теряя внутреннюю невинность... Это ли нужно Всевышнему от Адама...? Научить его борьбе, то есть насилию...? А как же "истина - добро"...?
"Все мы пленники...", но не Всевышнено же, а того кто выдаёт себя за оного... - "поклонись мне, и дам тебе"..., прими меня за Бога своего, и...
Извините.
Михаил Адамов 26.12.2022 15:14 Заявить о нарушении
Хамзат Фаргиев 26.12.2022 18:26 Заявить о нарушении