Забудь Бога - ради Бога

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
недавно расшифрованные из аудиофайлов

«Забудь Бога - ради Бога». О восьмом Таинстве для мирянина – Таинстве ближнего.

Воскресная Проповедь на Литургии в Казанском Храме
 посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
«Рече же ему Иисус: иди, и ты твори такожде», - такие слова мы с вами слышали сейчас в Евангельском Чтении, посвященном этому Воскресному Дню. Это Воскресный День можно по истине назвать днём ближнего, днём восьмого Таинства.
Когда спрашиваешь христиан, что есть восьмое Таинство, то люди не могут ответить. А ведь это самое главное Таинство, которое может сделать обычный мирянин. Семь Таинств даёт нам Церковь и на них держится, как на семи столбах наша Церковь – это Таинства Крещения и Миропомазания, Таинства Венчания и Соборования, Таинство Священства (Хиротонии), Таинства Исповеди и Причащения, как есть венец всех Таинств, когда мы причащаемся Христовых Таинств, когда причащаемся самого Бога. Но почему-то люди не хотят видеть от нас то Таинство, которое ждёт от нас сам Бог.
Бог даёт нам семь Таинств и ждёт от нас всего одного – Таинства ближнего. Если мы, уйдя их Храма, не исполняем этого Таинства ближнего, то все эти Таинства, которые нам даёт Бог, исчезают. Мы не можем удержать ничего, пока не утвердим любовь к ближнему. Наши души стали дырявыми, как решето пробиты наши души грехом. Дьявол постоянно стреляет в наши души, и наши души не выдерживают.
Наши души могут спастись только Христом, только исповедь даёт возможность залатать эти дыры, и причастие, хоть и на немного, удерживается в наших сердцах. Но, если мы, выйдя из Храма, ничего не делаем для того, чтобы дьявол снова не напал на нас, то всё уходит и истекает из наших душ. Чтобы закрепить Благодать Христову, нужно применить всё на деле. И сегодня давайте порассуждаем, как же всё это сделать.
Господь Иисус Христос, Евангелие предлагают притчу о человеке, павшем в разбойники. Один человек попался разбойникам, они его избили, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо него прошёл еврейский священник и левит. Левит – это как сегодняшний монах, который посвятил себя Богу и служит при Церкви. И вот прошли два служителя Божьих и не оказали помощи. А оказал помощь самарянин. Самарянин – это тот человек, которого презирали евреи. Он имел еврейскую кровь, но жил рядом с язычниками и научился у них языческим законам, и поэтому его сильно презирали. Так вот обычный самарянин оказывает помощь еврею, можно сказать, своему врагу, а его собратья проходят мимо него.
О чём же эта притча? Эта притча о смене ветхого на новый завет. В Ветхом Завете священники и левиты могли спокойно проходить мимо человека, попавшего в беду. Почему? Потому что они шли на Богослужения, им было запрещено прикасаться к израненному человеку или к умершему человеку, к крови, к гною, потому что им нельзя было потом зайти в Храм и служить, они считались осквернёнными. И они с чистой совестью проходили мимо этого человека, и им Бог не повелевал это делать. И Бог не осуждает в этой притче этих людей, но говорит: «Это время закончилось. Настало другое время. Настало время помощи ближнему». Господь через эту притчу показывает нам, что Он пришёл не только к евреям, Он пришёл ко всем людям. Он делает сейчас героем этой притчи именно врага для еврея – самарянина. И тот враг начинает быть здесь настоящим примером для всех людей, и поэтому эта притча так не понравилась израильскому народу. В этой притче Господь говорил: «Посмотри, как нужно поступать». Он через эту притчу говорит кратким словом для каждого из нас: «Забудь Бога ради Бога».
Мы, когда идём на Богослужение, можем встретить какого-то человека, и, если мы спешим, но нужно кому-то помочь, то Господь говорит: «Оставь Богослужение и помоги ближнему. Это и будет настоящим Таинством, которое будет угодно Мне». Через эту притчу Господь обращается к каждому христианину и говорит, как нужно Ему служить в духе истины.
Мы можем сегодня вспомнить ещё одну удивительную притчу. Один человек долгое время не мог решить задачу, которую ему задали: какое самое важное время; какой самый важный человек; какое самое важное дело? И, когда он шёл на Богослужение очень грустный, его остановила маленькая девочка, соседка, которая жила недалеко от него и спросила: «Дедушка, почему ты такой грустный?». И он ответил, что не может решить задачку. «А что это за задачка? Давай решим её вместе», - сказала девочка. Эта девочка постоянно молилась Богу и причащалась. Когда он спросил её: «Что же это за самый важный человек, что же это за важное дело и что же это за важное время?» Она сказала: «Это же очень просто! Самое важное время – это сейчас, когда мы здесь находимся. Прошлое и будущее не доступно нам, а настоящее рядом с нами. Оно самое важное. Самый важный человек – это тот, который находится рядом, это ты самый важный для меня человек. Самое важно дело – это то, которое я могу тебе сделать. Вот сейчас отгадывать загадку – это есть самое главное дело в моей жизни». Эта притча показывает нам, что Бог обращается к сердцу каждого человека именно в эту секунду, в этот момент.
Не нужно жить ни прошлым, ни будущим. Нужно жить сейчас здесь настоящим. Если мы упустим настоящее, то не будет у нас никакого будущего, и прошлое будет тяготить нас и возвращаться к нам бумерангом. Со своим прошлым можно распрощаться на исповеди, там Господь залечивает наши раны, даёт нам возможности исполниться Благодати, но ждёт от нас большего: Он ждёт, чтобы мы пошли и послужили ближнему.
Есть очень важный тонкий момент в этой притче. Вспомним, что сказано было: именно то, что этот человек не спускался с Иерусалима. Иерусалим находился на горе, а он не спускался в Иерихон. Иерихон – это крепость, которая была взята, когда израильский народ шёл в Землю Обетованную. И там были такие крепкие стены, что в стенах находились целые квартиры и по этим стенам можно было на колеснице ездить и охранять. И вот израильский народ обходили их с трубами и молились Богу, потому, как Господь им указал. И, когда они обошли последний раз и вострубили, эти стены упали. Но эти стены упали не вовнутрь, как будто от натиска снаружи, а они упали на наружу – изнутри, т.е. Бог изнутри разрушил этот великий город – этот город разврата, город гордости и греха. Так вот этот человек, попавшийся разбойникам, шёл именно из Иерусалима, т.е. он как бы скатывался всё ниже и ниже к этому городу. Мы с вами должны чётко понять, что человечество скатывается. В этой притче как раз этот человек, падший в разбойники, есть падший Адам, т.е. это всё наше человечество. А самарянин, который помог этому человеку – это есть Иисус Христос, ведь именно Христа и называли: «Ты – самарянин. Мы тебя презираем». И до сих пор евреи Иисуса Христа даже не называют по имени, они презирают Его и ждут своего миссию антихриста. И, когда они хотят упомянуть об Иисусе Христе, они говорят: «Это тот, который был распят на кресте».
Так вот именно этот самарянин, Иисус Христос помог нашему человечеству спастись. Он залечил наши раны, он погрузил нас на свои плечи и принёс в гостиницу. Что есть гостиница? Гостиница – есть Церковь, где мы с вами излечиваемся, т.е. всё человечество излечилось именно в Церкви. В Церкви оказывается помощь. Иисус Христос, принеся нас на своей плечах, помог нам в этой Церкви. Он нам даёт великие Таинства: Таинства Исповеди и Причащения, которые помогают нам исцелиться.
Есть ещё важный момент в этой притче: когда этот самаритянин уходил, то он оставил хозяину гостиницы две монеты и сказал: «Когда я приду, тогда воздам тебе, если тебе этого не хватит». Святые Отцы толкуют это так: «Когда самаритянин оставил две монеты - это Иисус оставил Церкви, нам Священное Писание Ветхого и Нового Завета». То есть Он оставил две монеты и сказал: «Лечи человечество, помоги, чтобы человечество узнало Священное Писание, полюбило его, и таким образом человечество исцелится». Когда Он говорит, что ещё придёт и воздаст, если не хватит – это напоминание о втором пришествии Христовом, т.е. Самарянин обязательно вернётся в эту гостиницу и посмотрит, что стало с этим человеком, которого Он спас. Он обязательно придёт, даже, если Его никто не будет ждать. Каждый священник может применить кроме Писания ещё очень многое из того, что у него есть. Например, священник на проповеди может рассказать о своём боевом опыте. Если священник был врачом раньше, то он может применить свою врачебную практику и помочь своим прихожанам. Если он был тружеником, например, раньше сажал сады, он может продолжить это дело и сейчас. Каждый священник, кроме этих двух монет может добавить свои мелкие монетки. И потом, когда Господь придёт второй раз, он обязательно воздаст этому священнику.
Люди часто закрывают уши и не слышат, и поэтому очень важно Церкви применять все методы для того, чтобы человек наконец то услышал Священное Писание и наконец то услышал голос Божий.
Господь обязательно придёт во втором пришествии и будет судить мир. В этой притче говорится о том, чтобы каждый человек услышал голос Божий и увидел своего ближнего, и исполнил величайшее Таинство. Почему оно называется Восьмым Таинством? Потому что это Таинство будущего века.
Что же мы будем делать в Раю, если туда попадём, если не полюбим своего ближнего, если начнём помогать ему? Ведь в Раю не делают никакого зла, а делают только добро. Бог хочет, чтобы мы тут на земле привыкли к этому Восьмому Таинству – Таинству ближнего. Если восьмёрку положить на бок, она превратится в бесконечность. Вот, что мы должны делать в своей жизни, здесь уже на земле, и, когда мы окажемся на небесах – это и будет наше состояние бесконечности любви к своему ближнему. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


Рецензии