День Мины Красноречивого
Он отличает тьму от света.
Да минет с Мины пелена…
23 декабря (10 декабря по с.с.) отмечается день Мины, день памяти святого мученика, афинянина Мины Александрийского Калликелада (Красноречивого, Златоуста), вместе со святыми мучениками Ермогеном и Евграфом. По традиционному народному календарю этот день называется «Оберег от полуночниц», «Мина - Светлые очи», «Мина Глазница» и посвящён не только глазам, как органам зрения, но, прежде всего, глазам, как органам видения и предвидения, предчувствия и предсказания.
Дело в том, что человек воспринимает до 80% информации об окружающем мире через систему зрительных органов Кроме этого, всем известно мудрое изречение: «Глаза – зеркало души». Поэтому органы зрения являются основными и ключевыми в системе органов интуиции – ума и разума человека, в системе интуитивно-инстинктивного восприятия окружающей среды и мира.
В дохристианскую языческую эпоху древние люди хорошо знали, что такое «сглаз». Например, они знали, что пристально смотреть в глаза хищному животному опасно, потому что хищник (любое животное, обезьяны, приматы, гоминиды, в том числе человек) воспринимает пристальный внимательный взгляд как агрессию, как подготовку к нападению. При этом важную роль во взгляде играет поза, мимика, звуковые и динамические сигналы, подаваемые человеком и животным. Иногда по одному только красноречивому взгляду можно узнать или догадаться о реакции человека на что-либо, о его настроении, мыслях, хотениях и желаниях.
В этот день декабрьского солнцестояния, когда все люди чувственно и духовно обострённо себя чувствуют, возбуждённые длительным Рождественским постом и предыдущими памятными днями-праздниками, особенно чутко прислушиваются и приглядываются друг к другу, заглядывают внутрь самих себя, пытаются прозреть прошлое и будущее, угадать свою судьбу. Вот почему чужой, непрошенный, грубый, любопытный, неверящий или похотливый пристальный взгляд воспринимается людьми как «сглаз».
«Сглаз» или «дурной глаз» (взгляд с прищуром, призор) практически общечеловеческое явление и суеверие, одинаково по смыслу и значению воспринимаемое всеми людьми всех времён и весей. Смысл сглаза в том, что взгляд некоторых людей при некоторых обстоятельствах оказывает вредное, дурное, вредоносное, гипнотическое влияние, которое вызывает порчу. Порча – это наведённая болезнь, психическое расстройство, уродство, расстройство дел и добрых отношений, расторжение договоров, неудача, несчастье, беда, преждевременная или внезапная смерть.
Сглаз отличается от порчи тем, что может быть непроизвольным, случайным, неосознанным, как эмоциональное, горячее, недоброе или бранное слово, которое, как известно, подчиняется правилу: «Доброе слово лечит, злое – калечит». Так же и взгляд со смыслом сглаза, например: завистливый, любопытный, пристальный, осуждающий или презрительный (призор), может навести порчу (вредоносное воздействие). Метод воздействия сглаза – внушение и самовнушение, то есть проявление инстинктивного магического мышления.
Вот и в этот Мины Красноречивого день, 23 декабря (10 декабря по с.с.), люди в древности боялись и остерегались сглаза, одновременно пытаясь снять со своих «замыленных» глаз пелену неверия, сомнения, чужого мнения, «мешающую отличать добро от зла, а правду – от лжи». Недаром возникли поговорки: «Со святого Мины — тьма проходит мимо», «Со святого Мины — с очей пелена». В день Мины Красноречивого обычно произносили заговор от полуночницы – нечистой силы, которая кошмарами мешает детям и людям спать.
Святой Мина (греч. – месячный, лунный) – был афинянином, жителем греческого города Афины, прекрасно образованным и авторитетным человеком, прославленным своим красноречием, за что и получил прозвище – Мина Калликелада, то есть Красноговорливого (Красноречивого).
Римский император-соправитель Максимин II Дайя (Даза; Гай Валерий Галерий Максимин Дайя; 270-313 гг.; с 1 мая 305 г. – «цезарь», с мая 309 г. – «самопровозглашённый август»), управляющий диоцезами Востока и Египта и проживающий в своей резиденции Антиохии (совр. Турция), продолжал жестокие гонения на христиан, начатые в 303 году императором Диоклетианом и поддержанные императором Галерием.
Антихристианские имперские эдикты Максимин II Дайя в 306 году «дополнил своим требованием от наместников провинций добиваться от граждан принесения жертв языческим богам». Он «неоднократно лично вёл судебные процессы против христиан и присутствовал при казнях». Например, 20 ноября 306 года Максимин «был на праздновании своего дня рождения в Кесарии Приморской, и в этот же день на арене был растерзан зверями христианский мученик Агапий».
В мае 311 года Максимин II Дайя, в борьбе за большую власть в Римской империи, узнав о кончине римского императора Галерия, «двинул свои войска из Сирии на запад, быстро поставил под свой контроль Малую Азию (территория современной Турции) и заключил соглашение с императором-соправителем Лицинием, который управлял Балканами в Римской империи. Расположившись в Никомидии, Максимин мог теперь претендовать на права основного наследника Галерия. Летом 311 года сын Максимина Максим и Кандидиан, сын Галерия, были провозглашены цезарями. Состоялась также помолвка Кандидиана с дочерью Максимина.
В период 311-313 гг. Максимин был наиболее последовательным гонителем христиан среди всех тетрахов (территориальных правителей) Римской империи. Эдикт римского императора Галерия о веротерпимости 311 года в диоцезах (во владениях) Максимина, видимо, не успел вступить в силу. Осенью 311 года эдикт был официально отменён Максимином и репрессии против христиан были усилены. К «обычным» гонениям христиан были добавлены «запрет собраний не только в городах, но и на кладбищах вне городов под страхом казней с увечьями».
При императоре Максимине велась идеологическая борьба против учения христиан, распространилось апокрифическое сочинение «Акты Пилата» (Acta Pilati) – несомненно ложное известие (донесение), которое будто бы послал римский наместник Понтий Пилат римскому императору Тиверию об осуждении и смерти Иисуса Христа. 25 ноября 311 года по приказу Максимина были казнены архиепископ Пётр I Александрийский и несколько его приближенных клириков, пострадал святой Мефодий Патарский. Летом 311 года были организованы массовые петиции Максимину, якобы, от жителей различных городов с просьбами «восстановить древнюю религию», жертвоприношения языческим богам, усилить влияние языческих жрецов».
Как бы в ответ на эти петиции «Максимин объявил об учреждении во всех городах своих владений поста «великого жреца», которые должны были объединить под своей властью все традиционные религиозные корпорации и следить за правильным исполнением ритуалов и почтением к богам». С этой целью в Александрию (Египет) был послан Максимином будущий святой мученик Мина Калликелада с заданием: «подавить смуту, возникших между христианами и язычниками». Однако Мина Калликелада, будучи авторитетным язычником, открыто стал проповедовать принципы веротерпимости и «обратил ко Христу многих язычников».
Узнав о вероломстве Мины, император Максимин II Дайя «направил в Александрию епарха Ермогена для суда над Миной Калликелада, а также приказал очистить город от христиан». Эпарх Ермоген был в Византийской империи гражданским и военным руководителем провинции (епархии), то есть по аналогии, епископом, губернатором, градоначальником столичного города епархии – Византием (будущий Константинополь). Ермоген был язычником, «но отличался благочестием».
Выполняя приказ императора Максимина, эпарх Ермоген подверг святого Мину Калликелада суду и пыткам, принуждая его отказаться от веротерпимости и христианства, но «пораженный долготерпением святого Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, он сам уверовал в Истинного Бога». Тогда император Максимин II Дайя осенью 312 года сам прибыл в Александрию.
Языческие вероотступники, мученик Мина Калликелада Александрийский, его секретарь мученик Евграф Александрийский и мученик эпарх Ермоген Александрийский, были подвергнуты мучительным истязаниям, но показали чудесную стойкость, что ещё более ужесточило императора Максимина; он «собственноручно изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины, а святым мученикам Мине и Ермогену (10 декабря 312 года) приказал отрубить головы».
В 312 году противостояния между императорами-соправителями Римской империи усилилось. Поражение императора Максенция, союзника Максимина, от византийского императора Константина «оставило Максимина один на один с коалицией Константина и Лициния, которые контролировали всю Европу и Карфагенскую Африку». Кроме этого, на Востоке империи начались эпидемии и голод. Византийский император Константин «отправлял послания к Максимину, требуя от него прекратить преследование христиан». В декабре 312 года император Максимин «издал собственный эдикт о веротерпимости, и гонения христиан были прекращены».
Противники Максимина - Лициний и Константин в начале 313 году «объявили войну Максимину за его гонения христиан, за освобождение и христиан и всех римлян от тирании Максимина». Однако Максимин II Дайя напал первым и в феврале-марте 313 года овладел Византием и Ираклией Фракийской. «30 апреля 313 года произошло большое сражение между Лицинием и Максимином на Серенских (Эргенских) полях (близ Цурула, ныне Чорлу, Турция), в котором Максимин был разбит и бежал в Малую Азию (Турция, Ближний Восток). Он начал собирать новую армию в Каппадокии, но вынужден был продолжать отступление в Киликию и Сирию». Вероятно, в августе 313 года Максимин II Дайя неожиданно, а может быть, случайно, умер в Тарсе (Киликия, ныне Тарсус, Юго-Восточная Турция).
Смерть императора Востока Максимина II Дайя разные источники описывают по-разному: возможно, «он решил покончить с собой, принял яд и несколько дней умирал в страшных мучениях; возможно, он «умер от внезапной тяжёлой болезни, которую он называет «бичом Божиим», или «божественным огнем». Максимин II Дайя был похоронен в Тарсе и после этого весь Восток Римской (Византийской) империи отошёл полностью под власть императора-соправителя Лициния. Вот такая история…
Изуродованные тела святых мучников, Мины Калликелада Александрийского, его секретаря Евграфа Александрийского и епарха Ермогена Александрийского, были после казни брошены в железном ящике в море, однако при императоре Маркиане (450-457) «по указанию самого мученика Мины, явившегося в сновидении одному благочестивому мужу Филоммату» 17 февраля «в склепе под стенами Никомидийской крепости был обнаружен железный сосуд, в котором находилась металлическая пластина с выгравированным на ней указанием точного местонахождения мощей святых мучеников». Мощи были перенесены в Константинополь. Впоследствии «император Юстиниан Великий (527-565) построил храм во имя святого мученика Мины Александрийского», а «святой Иосиф Песнописец составил канон в честь святых мучеников».
История о том, как святой мученик Мина Калликелада Александрийский «открыл глаза язычникам» и они «увидели ясный свет христианского учения» пришлась по душе народам и они связали память о святом мученике Мине с физическим здоровьем глаз, внутренним видением, прозрением, предвидением. На Руси «мученика Мину Златоуста считали целителем глазных болезней» По народному преданию «этот святой обладал даром чудотворения и действительно лечил людей с плохим зрением», «что Мина Златоуст не только даёт глазам физическое здоровье, но и убирает с них пелену, мешающую отличать добро от зла, а правду – от лжи».
Действительно 23 декабря уже на глаз заметно, как верно и неуклонно начинает прибывать световой день: «Со святого Мины тьма проходит мимо», как «спадает пелена тьмы с очей на рассвете». В этот день, на ночь, русские матери говорили своим детям особый заговор от полуночниц (ночниц), отгоняющий всякую нечисть в снах (кошмары).
«Заря-заряница, красная девица, возьми у раба Божия, младенца (имярек), ночную рыкушу и полуночну, и денную, и полуденну, унеси (их) за сине море, за высоки горы. За высокими горами «змийно жигало» сожжет и спалит. Во веки веков, аминь».
(Здесь слово «рыкуша», образованное от глагола «рыкать» - издавать резкие, отрывистые звуки, напоминающие рык животных; говорить грубо и недоброжелательно; рычать, рыкать, кричать басом, - означает образ «крикливого ребёнка» или же взрослых людей, отличавшихся громким, грозным, страшным, рыкающим голосом. «Змийно жигало» - сказочный Змей Горыныч. потоки огненной лавы на склоне вулкана).
«Вечерняя заря Мария, звезда-звездица, утренняя заря Маремьяна! Дай рабу Божьему, младенцу (имярек), сон, возьми бессонницу».
(Здесь «вечерняя заря Мария, звезда-звездица, утренняя заря Маремьяна» - кикимора, демоническое существо преимущественно женского пола, обитающее в жилище человека и в других постройках, прядущая по ночам и могущая, по настроению, принести вред и неприятности, либо благополучие и удачу хозяйству и людям).
«Заря-зарница, красная девица, утренняя Ирина, Дарья-полуденная! Придите, возьмите денной крик и полуденный полукрик, отнесите его в тёмные леса, за синие моря, на жёлтые пески. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
(Здесь «денной крик и полуденный полукрик» - болезненный плач ребёнка).
«Куры белые, куры рябые, куры жёлтые, куры пёстрые, куры чёрные, возьмите свои ночницы, а рабу Божьему, младенцу (имярек), дайте доброе здоровье и сон».
(Здесь «куры» - разнообразные по настроению кикиморы).
«Заря-зарница, красная девица, Утренняя заря Прасковья, Крикса, Фокса, уйми свой крик и дай младенцу сон. Заря-зарница, молодая девица, Вечерняя заря Соломонея, Крикса, Фокса, уйми свой крик и дай младенцу сон».
«А вы, ночницы полуночные, завистные, радостные, урочные, от злого человека идите на мхи, на болота, на гнилые колоды — вам всем там место, вам в белом теле не бывать. Идите из белого тела раба Божия, младенца (имярек)».
День Мины Красноречивого (Златоуста) рассматривали на приметы погоды:
- если погода ясная, то жди морозов;
- если видны кольца вокруг луны и солнца – будет сильный снегопад;
- если снега навалило до самой изгороди, то в следующем году урожай будет плохой (мокрый);
- если звёзды мерцают – к стуже;
- если звёзды ярко горят – к холодам;
- если звёзды кажутся меньше, чем обычно, то будет снегопад;
- если созвездие Большой Медведицы ярко сияет – к бурану;
- если стоит ветреная и сухая погода, это сулит засушливое лето;
- если погода ясная и безоблачная, то жди морозов;
- если пиво в бочках пенится – к снегу;
- если облака белые по небу плывут – к морозам;
- если сороки возле людского жилья летают или под крышу прячутся, то будет холодно.
По сути, день Мины Красноречивого (Златоуста) особо ничем не отличался от предыдущих дней, но с самого утра девки-девушки садились за новогоднее рукоделие. В этот день знахари-ведуны и ведуницы-знахарки читали заговоры от полуношниц и ночниц. Бабки обычно говорили крикливым младенцам: «Полуношница чудит» и над колыбелью «кадила помелом» со словами: «Полуношница, играй помелом, а ребеночка не трогай, сну и росту не мешай».
(Здесь «кадить помелом» - помахивать, веять, тлеющей веточкой вечнозелёного цитрусового растения – помелой, распространяя ароматный запах).
Святой мученик Мина Красноречивый (Златоуст) предохраняет людей от теней и видений в сумерках, снимает с глаз пелену наваждения, страшных видений, дает способность отличить свет от тьмы, а добро от зла; помогает прозреть и не поддаться искушениям нечисти. Как правило к святому мученику Мине обращались люди, больные невралгией, душевным расстройством, гнетущие страхами, запутавшиеся в жизни и бесноватые (душевнобольные). За это святого мученика Мину на Руси ещё называли «Миной Светлые очи», потому что он «обладал даром чудотворения, лечил все болезни глаз и возвращал слепым зрение».
Хотя шёл Рождественский пост, но в этот день уже нельзя было делать выпечку с картофелем, капустой и другими овощами, «поскольку тогда всю зиму придётся впроголодь жить». В этот день уже пекли пироги с фруктовой, сырной, грибной или даже с мясной начинкой. Готовить такие пироги должны были только замужние бабы-хозяйки, «поскольку если за выпекание примется девушка на выданье, вдова или же старая дева, то тот, кто съест их пироги, год будет чувствовать на душе одиночество и разочарование, даже без всякой причины» (сглаз, порча).
В день Мины Красноречивого «нельзя примерять очки тем, у кого нет проблем со зрением, иначе можно навлечь на себя близорукость или дальнозоркость»; «не рекомендуется надевать и пользоваться чужими очками, иначе «чужая пелена (испарения от линз очков) замылит глаза», а визави (тот, кто напротив) «начнёт пускать пыль в глаза», навязывать чужое мнение, видение, понимание.
В день Мины Красноречивого (Златоуста) «нельзя никого обманывать, даже если это делается во благо»; «лучше вовсе промолчать, чем лгать, глядя в глаза собеседнику». Обман, мошенничество, ложь святой Мина всё равно раскроет, вскроет и «накажет сложностями и проблемами в личной жизни».
В этот вечер дня Мины Красноречивого «нельзя ложиться спать заполночь, поскольку может явиться Полуночница или же иная нечисть и тёмная сила, мешающая крепкому сну; начнёт шуметь, шуршать, шептать страшным голосом или же греметь посудой, пугая как деток, так и взрослых». «И продолжаться так будет каждую ночь до тех пор, пока хозяева не очистят дом ароматом тлеющей полыни или помелом».
В день Мины Красноречивого (Златоуста) нельзя наговаривать на людей, зло судачить и сплетничать, «так как злые и лживые слова приведут к сглазу и порче». В этот день нельзя «пить из чужой посуды, иначе на пьющего может напасть нечистая сила и ввести в марево так, что человек не сможет понять, что хорошо, а что – плохо». Любой напиток в этот день нельзя допивать весь, без остатка; остаток (чаинки, кофейную гущу, компотную юшку) следует вылить не в раковину, не в ведро, а на землю, полунощницам, ночницам и кикиморам.
Люди, рождённые 23 декабря, целеустремленные, находчивые, амбициозные и честолюбивые, обладающие большой силой воли и решительным характером, стойки и терпеливые, мужественные. По натуре такие люди – настоящие лидеры, обладающие личностной харизмой,; их помнят, ценят и уважают по их делам и поступкам.
23 декабря 2022 с 12:00 начинается 30-е лунные сутки – это день для осмыслений прошедшего и завершений начатого; новые дела следует не начинать, а отложить до подходящего случая на днях. Это день для общения с близкими родственниками, чтобы обсудить дела и дать друг другу совет или оказать помощь, посочувствовать, выслушать, морально поддержать. Этот день лучшее время для покаяния в грехах и прощения обид. Этот день лучший для избавления от вредных привычек.
Именины в этот день: Александр, Александра, Алексей, Анатолий, Ангелина, Анна, Григорий, Евгений, Евдокия, Иван, Константин, Лаврентий, Михаил, Николай, Петр, Сергей, Степан, Татьяна, Фекла, Фома, Яков.
Имя Мина наоборот читается как «Аним», то есть аноним, безымянный, неизвестный, тайный. По-арабски «Мина» переводится как «порт, гавань»; по-персидски – «глазурь, эмаль» (лунный камень); по-японски – «юг»; на санскрите – «рыба»; по-гречески – «месяц».
Кондак мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, глас 1:
Ми;ну чу;днаго, Ермоге;на боже;ственнаго, и Евгра;фа ку;пно,
свяще;нными сладкопе;нии почти;м вси,
я;ко почествова;вшия Го;спода, и страда;льчествовавшия за Него;,
и ли;ка безпло;тных на Небесе;х дости;гшия,
и чудеса; точа;щия.
Перевод:
Мину чудесного, Ермогена Божественного и Евграфа вместе с ними почтим все священными молитвенными песнопениями, как воздавших почести Господу, и претерпевших мучения за Него, и достигших собрания бесплотных (ангелов) на Небесах, и источающих чудеса.
Свидетельство о публикации №122122404337