Марш

   Почему именно марш Мендельсона
Стал символом уз Гименея?
   Траурный марш - совсем за пониманием:
Медленным шагом несём мы прах.
   Как же соединил он, траурный марш,
Траур и праздник,
И боевой напор, и рукИ взмах?
Начало и жизни конец,
И бравурность шествия
Каких-нибудь доблестных войск?
   В переводе с английского"march" -
Это лишь шествие, ход,
Движенье вперёд, но...
   Почему соединились так
Несовместимые восприятия?
   Марш Мендельсона прозвучал впервые
В тысяча восемьсот сорок третьем году.
Вспомните:  Шекспира комедия
"Сон в летнюю ночь".
   И, да, играли его во время
Бракосочетания
Принца Тезея и Ипполиты принцессы.
Но они же не настоящие были,
Всего лишь герои комедии!
   Ну и что, что музыку заказал
Прусский король Фридрих Вильгельм IV?
Ну и что, что этот спектакль
С успехом сыграли в Потсдаме,
Потом в Италии и по всей Германии,
И даже на родине у Шекспира,  —
Великобритании.
Да там...
   В Лондоне, на гастролях,  на концерте маэстро
(Имею в виду Мендельсона, он и дирижёром был)
Присутствовали  монархи британские,
И в их числе  принцесса Виктория.
   И потом, на  свадьбе своей,
С будущим своим императором
Фридрихом III,  Виктория
Пожелала идти к алтарю
С музыкой Вагнера.
   В храме принцессу встречал
Торжественный хор -
Опера «Лоэнгрин».
По окончании, покидали храм когда,
Зазвучали звуки его, марша,
Свадебного, Мендельсона.
А потом...
   Праздничность, великолепие
Церемонии сей произвели фурор.
Идею принцессы Виктории
Подхватило всё высшее общество.
   Музыкальных оба фрагмента
Сразу вошли в ритуал,
Свадебный, у европейцев.
   Сочетались новые пары  браком,
Интерьеры менялись, мода,
Но музыка оставалась. Прежней.
До сих пор в США и Европе
Традиция  невесту вести к алтарю
Непременно под музыку Вагнера.
   Столько сказать хочется -
Опять моё многословие -
Да, виноват я, виноват,
Но не договорил я, всё-равно дослушайте.
   Тогда...
   Марш Мендельсона в России...
   В православных церквях России
Было запрещено
Исполнение светских мелодий.
Поэтому свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»,
Звучавший в католических храмах,
В традиции нашей страны не вошёл.
   А вот марш Мендельсона звучал:
Оркестры приветствовали молодожёнов
После венчания, когда они, по ступеням храма,
Спускались, уже как муж и жена. 
   Что ещё интересно:
Марш Мендельсона в России стал
Главной музыкой и для полка казачьего.
По легенде, Александр II
Похвалил офицеров полка за храбрость.
И услышал в ответ: «Ваше Величество,
Нам на войну — как на свадьбу».
   И тот, оценив шутку, постановил:
Чтобы отныне казаки
Только под звуки марша сражались,
 И звать его Мендельсон.
Не хочется мне бросать ложку дёгтя в...
Понимаете куда ,
Но...у Шекспира  под "Свадебный марш"
Регистрируют брак герои комедии -
Осел и заколдованная Королева.
   Этот марш иначе можно назвать:
"Регистрацией ослиного брака",
А в целом -  "Свадебный марш"-
   Это смешок композитора
Над торжеством сочетания браком.
   Музыка востребована была всегда.
Нет  моментов таких в истории,
Чтоб не осталось места для музыки -
Музыка есть,только тАм она,
Где существует душа.
   Всегда, даже  события, страшные и трагические,
Не обходились без музыки,
И даже тогда, когда душа покидает тело –
Музыка остается.
   Да, я о похоронном марше –
Мелодии, ставшей, пожалуй,
Произведением,  известным самым
Из всей классической музыки.
   Фредерик Шопен – великий поляк,
Который волею судеб
Вынужден был покинуть Родину
И гением стать в изгнании,
Не вернувшись при жизни в Польшу.
   Тысяча восемьсот тридцать седьмой год  –
Тяжелые времена: для Европы и для Шопена.
Он, композитор великий,
Виртуоз фортепьянной игры
Предчувствовал смерть свою –
Он был неизлечимо болен,
И ничто не могло его оградить
От того, что ему уготовано.
   Работал Шопен  усердно:
Дни и ночи он
Занимался своим шедевром -
Сонаты для фортепиано,
Вошедшей в историю под номером два
Си-бемоль минор.
   Очередной этап - третья партия,
По задумке автора, должна была стать
Квинтэссенцией страданий, мучений
Души человеческой,
Пытающейся решить задач множество.
   Произведение это - боль патриота,
Страдающего из-за краха отчизны,
Страданья больного, человека смертельно больного,
Осталось жить которому.. .
   Шопен захотел показать
Всю низменность мирскОй суеты,
Когда правят смерть и разруха.
   Ну да, похоронный, но почему марш?
Да,чёткий ритм,  размеренность темпа строгая,
Чёткость структурного членения,
А это в размерах 2/4, 4/4 или 6/8 -
Поймут, кому это понятно.
   Похоронный марш, как музыкальный жанр,
Представляет собой мелодию,
Обычно в минорной тональности,
В медленном "простом двойном" метре,
   Торжественный имитирует темп
Похоронной процессии.
   Считают их подходящими, марши,
Для использования на похоронах
И в других мрачных случаях.
Вспомните из известных:
Часть третья сонаты фортепианной
Шопена под номером два;
   Гендель - "Марш мертвых" -
Оркестр звучит на военных похоронах.
   Да - а, марш, это не просто "марш, вперёд",
Это не марш-бросок со всеми сложностями.
Это - движение чувств, души,
От рождения - и до смерти,
На протяжение жизни всей,
От окоп - до любви, до нежности.

   декабрь 2022 


Рецензии