Марш
Стал символом уз Гименея?
Траурный марш - совсем за пониманием:
Медленным шагом несём мы прах.
Как же соединил он, траурный марш,
Траур и праздник,
И боевой напор, и рукИ взмах?
Начало и жизни конец,
И бравурность шествия
Каких-нибудь доблестных войск?
В переводе с английского"march" -
Это лишь шествие, ход,
Движенье вперёд, но...
Почему соединились так
Несовместимые восприятия?
Марш Мендельсона прозвучал впервые
В тысяча восемьсот сорок третьем году.
Вспомните: Шекспира комедия
"Сон в летнюю ночь".
И, да, играли его во время
Бракосочетания
Принца Тезея и Ипполиты принцессы.
Но они же не настоящие были,
Всего лишь герои комедии!
Ну и что, что музыку заказал
Прусский король Фридрих Вильгельм IV?
Ну и что, что этот спектакль
С успехом сыграли в Потсдаме,
Потом в Италии и по всей Германии,
И даже на родине у Шекспира, —
Великобритании.
Да там...
В Лондоне, на гастролях, на концерте маэстро
(Имею в виду Мендельсона, он и дирижёром был)
Присутствовали монархи британские,
И в их числе принцесса Виктория.
И потом, на свадьбе своей,
С будущим своим императором
Фридрихом III, Виктория
Пожелала идти к алтарю
С музыкой Вагнера.
В храме принцессу встречал
Торжественный хор -
Опера «Лоэнгрин».
По окончании, покидали храм когда,
Зазвучали звуки его, марша,
Свадебного, Мендельсона.
А потом...
Праздничность, великолепие
Церемонии сей произвели фурор.
Идею принцессы Виктории
Подхватило всё высшее общество.
Музыкальных оба фрагмента
Сразу вошли в ритуал,
Свадебный, у европейцев.
Сочетались новые пары браком,
Интерьеры менялись, мода,
Но музыка оставалась. Прежней.
До сих пор в США и Европе
Традиция невесту вести к алтарю
Непременно под музыку Вагнера.
Столько сказать хочется -
Опять моё многословие -
Да, виноват я, виноват,
Но не договорил я, всё-равно дослушайте.
Тогда...
Марш Мендельсона в России...
В православных церквях России
Было запрещено
Исполнение светских мелодий.
Поэтому свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»,
Звучавший в католических храмах,
В традиции нашей страны не вошёл.
А вот марш Мендельсона звучал:
Оркестры приветствовали молодожёнов
После венчания, когда они, по ступеням храма,
Спускались, уже как муж и жена.
Что ещё интересно:
Марш Мендельсона в России стал
Главной музыкой и для полка казачьего.
По легенде, Александр II
Похвалил офицеров полка за храбрость.
И услышал в ответ: «Ваше Величество,
Нам на войну — как на свадьбу».
И тот, оценив шутку, постановил:
Чтобы отныне казаки
Только под звуки марша сражались,
И звать его Мендельсон.
Не хочется мне бросать ложку дёгтя в...
Понимаете куда ,
Но...у Шекспира под "Свадебный марш"
Регистрируют брак герои комедии -
Осел и заколдованная Королева.
Этот марш иначе можно назвать:
"Регистрацией ослиного брака",
А в целом - "Свадебный марш"-
Это смешок композитора
Над торжеством сочетания браком.
Музыка востребована была всегда.
Нет моментов таких в истории,
Чтоб не осталось места для музыки -
Музыка есть,только тАм она,
Где существует душа.
Всегда, даже события, страшные и трагические,
Не обходились без музыки,
И даже тогда, когда душа покидает тело –
Музыка остается.
Да, я о похоронном марше –
Мелодии, ставшей, пожалуй,
Произведением, известным самым
Из всей классической музыки.
Фредерик Шопен – великий поляк,
Который волею судеб
Вынужден был покинуть Родину
И гением стать в изгнании,
Не вернувшись при жизни в Польшу.
Тысяча восемьсот тридцать седьмой год –
Тяжелые времена: для Европы и для Шопена.
Он, композитор великий,
Виртуоз фортепьянной игры
Предчувствовал смерть свою –
Он был неизлечимо болен,
И ничто не могло его оградить
От того, что ему уготовано.
Работал Шопен усердно:
Дни и ночи он
Занимался своим шедевром -
Сонаты для фортепиано,
Вошедшей в историю под номером два
Си-бемоль минор.
Очередной этап - третья партия,
По задумке автора, должна была стать
Квинтэссенцией страданий, мучений
Души человеческой,
Пытающейся решить задач множество.
Произведение это - боль патриота,
Страдающего из-за краха отчизны,
Страданья больного, человека смертельно больного,
Осталось жить которому.. .
Шопен захотел показать
Всю низменность мирскОй суеты,
Когда правят смерть и разруха.
Ну да, похоронный, но почему марш?
Да,чёткий ритм, размеренность темпа строгая,
Чёткость структурного членения,
А это в размерах 2/4, 4/4 или 6/8 -
Поймут, кому это понятно.
Похоронный марш, как музыкальный жанр,
Представляет собой мелодию,
Обычно в минорной тональности,
В медленном "простом двойном" метре,
Торжественный имитирует темп
Похоронной процессии.
Считают их подходящими, марши,
Для использования на похоронах
И в других мрачных случаях.
Вспомните из известных:
Часть третья сонаты фортепианной
Шопена под номером два;
Гендель - "Марш мертвых" -
Оркестр звучит на военных похоронах.
Да - а, марш, это не просто "марш, вперёд",
Это не марш-бросок со всеми сложностями.
Это - движение чувств, души,
От рождения - и до смерти,
На протяжение жизни всей,
От окоп - до любви, до нежности.
декабрь 2022
Свидетельство о публикации №122122401791