Виктор Тростников. Трактат о любви
Передо мной книга с многообещающим названием. Читать ли её мне, впервые давшему определение слова «любовь» во всех приложениях, использованиях этого слова. Любое слово всегда восходит в своём значении к исконному смысловому корню и искать варианты и разночтения в разных контекстах – дело, презренное для философа... Это говорится именно о слове «любовь», которое, к примеру, в Писании употребляется в прямом, буквальном выражении. «Возлюби» - и всё тут! Что такое «возлюби»? Неужели мыслитель осмелится говорить о любви к собакам или о технике секса?
Чего-то подобного я ждал от Тростникова, и поэтому спорить с этим «православным столбом» у меня не было никакого желания. Я прочел Введение и заинтересовался искренностью этого мужа. Но книгу читать так и не решился. Зрение ужасное! Глаза видят только то, что нужно видеть… Такой вот «Божий дар»!
Итак, пока Тростников ищет в этом слове, являющемся, по Божиим словам, гарантом праведности, некое «духовное таинство», очевидно опирающееся на гнусную подделку в послании апостола Иоанна («Бог есть любовь»), я повторю своё определение: «Любовь – это избирательно благое отношение» и отошлю милостивого читателя к моей работе из книги «О человеке» под простым называнием «Любовь». Она опубликована в этом портале и всегда доступна для прочтения.
Я даже не погнушаюсь воткнуть сюда этот небольшой текст.
С Богом! Здоровья и ума!
Третон. 25 декабря 2022 года.
МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ЛЮБОВЬ».
Русский является одним из языков, в которых словом «любовь» обобщается весь спектр этого разностороннего и так сказать «неуловимого» явления. Это – прекрасный повод для выяснения сущности любви, для формулирования основного, общего её понятия. Нет сомнений, что «любовь – это избирательно благое отношение». В любви человек проявляет изначальные и последующие отношения Творца и Отца Небесного к созданному Им миру, к Своим тварям и детям.
Несомненно, это отношение, от любви к определённой пище до эротического влечения и даже удовлетворения эротического чувства. Безумие называть вслед за новозаветной подделкой Бога «любовью»: она оставляет сознание между представлением об энергетическом источнике эротической, душевной, чувственной любви и вполне человеческой поэтической метафорой. «Ты моя любовь!», - говорим мы женщине, и теоретически возможно сказать такое и Богу, но метафоризирующее начало у «апостола Иоанна» имеет противоположное приложение, подделывавший грек дал именно определение: «Бог есть любовь».
Вернусь к тому явлению, которое не без стыда называют «любовью» - к эротическому акту. Отношение вроде бы кончается, оно ему предстоит и его обуславливает… А вот сам «секс»?..
Не горюйте: в нём также «работает» благое отношение – обмен томящей и будоражащей энергией, обмен «жизнью», не говоря уже о желательной нежности и взаимном слиянии чувств наслаждения и удовлетворения. Даже пресловутая «французская любовь» - женщина делает приятное не только себе, но в большей степени партнёру. А в любви приятно делать приятное, если душа в порядке! Вот оно «благое отношение»!
Не будем абсолютно осуждать поговорку: «Любовь зла, полюбишь и козла!» (как же – благое отношение зло?), а посмотрим на ту «правду жизни», которую этот «мудрый гад» отражает. Эротические чувства, феномен любовной избранности и желанности в нашем лежащем во зле мире, в нашем уродливом общежитии часто приобретают болезненно-злую окраску, связанную как с психической ущербностью, как с нравственным уродством, так и отсутствием взаимности и социальной разностью, окраску ревности, зависти, эгоизма, корысти… Не любовь это вовсе! Это склонность к любви, превращаемая в злое жизненное функционирование. В грязь поговорку! Но из грязи она вопиет, как вопиют о любви миллиарды злых и испорченных людей…
Но будем серьёзней. Заповеди Закона Божиего о любви – важнейшие, центральные, основополагающие в человеческой нравственности, - предполагают отношение личностное, обобщающее для человеческого существа, и нам нужно понять структуру этого отношения в отношении ближнего. «Возлюби как самого себя»… Как я люблю самого себя? Жалею – несомненно. Оцениваю, критикую, держу в норме – конечно! И ещё – имею глубоко личное, интимное единство с собой. То единство существа, из которого растут и наше сознание, и наши особенности, и наш нрав-характер.
Любовь к ближнему имеет три уровня, три «орбиты».
1) Жалость – внешний уровень, жалость к человеку как к страдающему ребёнку. Да даст Бог нам иметь такую жалость как к ближним, так и к дальним, которые тоже ближние для нас в современном мире.
2) Критическое отношение – средний уровень, актуальный при достаточном сближении с человеком, имеющем подобие братства или даже дружбы. Оценивать как достоинства, так и недостатки, видеть лучшее и стремиться устранить дурное, говорить правду и призывать к Истине, понимать красивое и некрасивое. Видеть в человеке брата.
3) Интимное отношение – третий уровень. Как ядро атома притягивает электроны гравитационной силой тепла, так интимная склонность притягивает внешние уровни силой симпатии. Тропой симпатии можно пройти от уровня внешнего к уровню интимному, как бывает очень часто. Ещё – глубоко-интимная склонность заставляет любить некритично, не замечая зла. Опасно! Нехорошо! Но…спасительно? Далеко не всегда – для него. Но для себя… Далеко не всегда! Но так отрадно это и необходимо, когда видишь в человеке и ребёнка, и брата, и любимого.
Скажу ещё о проблеме любви и страха, о том, что касается любви к Богу. Нечестивые сказки – превозносить «страх Божий». Остерегаться грешить – вот и весь страх! Подобный инстинкту самосохранения. И любить Бога – всегда, с начала и до конца жизни, любить всё больше. И не слушать Иоанна Лествичника, так «славно» сошедшего по своей «лествице» в самый ад.
С любовью в Боге, ваш Михаил Аблаев. 2 февраля 2019 года.
Свидетельство о публикации №122122307174