Зачатьев день

Зачатьев день, вернее, ночь.
Зима застыла в ожидании.
Свершилось. Анна понесла…

22 декабря (9 декабря по с.с.) – Зачатьев день, вернее, ночь, когда весь мир в Северном полушарии переживает самый короткий день и самую долгую зимнюю ночь. День (ночь) Зимнего солнцестояния, когда солнце поднимается над горизонтом в самое низкое положение в зените (в полдень); солнце как бы замирает в этом положении.

Утром 23 декабря (10 декабря по с.с.) солнце снова начинает каждый день подниматься в зените (в полдень) всё выше и выше, прибавляя днём света и укорачивая ночь. Фактически это событие – астрономический Новый год Земли и Солнца – старый год отмирает, новый год нарождается.

Отмирание старого и рождение нового – естественный процесс всего живого во Вселенной и на Земле. Естественное понимание этого присуще всему живому, всем животным и всем людям, без исключения. Зарождение новой жизни, обновление жизни путём отмирания старого и рождения нового, закономерно, обязательно, неизбежно, естественно и инстинктивно для всех; даже для Солнца и Земли. Продолжение жизни в потомстве для животных и человека является одним из трёх основных инстинктов жизни, существования, благополучия.

Первый и основной генетически врождённый инстинкт самосохранения властно заставляет нас осторожничать, бояться, охранять и бороться за свою жизнь, обеспечивать её всем необходимыми жизненно важными ресурсами.

Второй основной генетически врождённый инстинкт доминирования заставляет нас быть эгоистами, быть «наверху», контролировать себя и окружающих, пользоваться, владеть и распоряжаться по своей воле, хотению и желанию своими (и чужими) жизненными ресурсами.

Третий основной генетически врождённый инстинкт продолжения жизни (рода) на основе двух первых инстинктов заставляет нас искать себе пару для удовлетворения обоюдных жизненно важных потребностей, интересов и желаний, для рождения потомства, которое в зрелом возрасте обязано помочь нам в борьбе за выживание, за благополучие, за верховенство над обстоятельствами, а также обязано позаботиться о нас, престарелых.

Этим трём основным инстинктам подчиняются, следуют и руководствуются все живые существа на Земле (возможно, во всей Вселенной), все животные, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, обезьяны и человекообразные приматы, гоминиды и люди. Все отношения людей, всё их поведение, поступки, решения, мысли, мечты и планы, во все времена и во все веси, подчиняются этим трём основным инстинктам, которые находятся в основе всех и любых бытовых, общественных, национальных, международных, экономических, политических, культурных, религиозных и идеологических отношений, теорий и практик.

Как сказал образно русский советский писатель и поэт Василий Дмитриевич Фёдоров (1918-1984):

По главной сути
Жизнь проста:
Её уста...
Его уста...

Она проста
По доброй сути,
Пусть только грудь
Прильнёт к груди.

Весь смысл её
И мудр, и прост,
Как стебелька
Весенний рост.

А кровь солдат?
А боль солдатки?
А стронций
В куще облаков?

То всё ошибки,
Всё накладки
И заблуждения
Веков.

А Жизни суть,
Она проста:
Её уста...
Его уста...

Книга Любви. Третье, дополненное издание. М.: Молодая гвардия, 1973. 255 с., 100 000 экз.

Вот и значение сегодняшнего дня и, главное, ночи в этой самой простой сути – в зарождении, в зачатии новой жизни, новой судьбы, нового живого мира. В этот Зачатьев день всё начинается внове, сначала, сызнова, с «чистого листа», но с пережитым опытом, знаниями, прошлым, историей, традициями, обычаями, общепринятыми правилами и законами жизни, с благоприобретённым духовным наследством.

В народе этот день называют «день Анны Тёмной», указывая на самую долгую ночь в году и на тёмную неизвестность будущего. Вот почему все обряды, традиции и ритуалы этого дня, вечера и ночи согласуются с этими настроениями, понятиями и представлениями.

В христианской религии этот день приурочен ко дню памяти святой Анны, матери Богородицы Марии (Девы Марии, Пресвятой Девы Марии, Богоматери, Матери Божией, Мадонны, Мирьям, Мариам, Царицы Небесной). В народно-христианском славяно-русском календаре это день «Анны зимней», Зачатьев день, день «Ганночное зачатие» (полес.), «Зачатие Богородицы» (церк.).

Почему 22 декабря (9 декабря по с.с.) стало Зачатьевым днём? Потому что началась полноценная зима, поля, реки и леса засыпаны снегом и скованны льдом. Кроме домашнего хозяйства работ больше нет, зато есть время для зарождения детей, потомства.

На Руси в древности семь дней во время новолуния не разрешалось вступать в супружеские отношения. В период полнолуния (с 11-го по 17-й день лунного месяцы) назывался «лунной дорогой» для зачинания детей супругами. Начиная с 18-го дня лунного месяца вновь воздерживались, потому что ребёнок, зачатый с этого дня, может обладать «плохим здоровьем и дурным нравом». С 21-го дня до новолуния разрешалось страстно любить друг друга, так как зачатие в этот период было маловероятным.

Кстати, на Руси по ночам занимались любовью только любовники, а супруги зачинали детей, как правило, на рассвете. Утром или днём, потому что считалось, что языческий солнечный бог Ярило дарует страстную, любвеобильную, радостную любовь, а солнечный Дажьбог - «бог даяния», своими лучами «напитает будущее дитя своей животворящей силой». Также, например, со дня Ивана Купалы (конец июня) и до Перунова дня (начало августа) зарождались младенцы, обладающие недюжинной силой, смелостью. Отвагой, настоящие богатыри.

Расчёт времени зарождения детей на Руси был очень просто обоснован: зачатые благодатным, тёплым, сытным летом дети рождались через 8-9 месяцев в марте-апреле следующего года, перед началом сельскохозяйственных работ, во время наступления весны; поэтому здоровенького и закалённого зимой младенца весной легче выкормить.

Свадьбы на Руси, как правило, играли в конце августа, в сентябре, после сбора урожая. В это время молодожёны после благодатного лета, во время сытой осени были полностью готовы к полноценной супружеской жизни и к зачатию здорового потомства. Зачинали детей в конце сентября, в октябре-ноябре, а через 8-9 месяцев на следующий год, в мае-июле, рождались дети. Зрелая весна и лето давали полноценное грудное молоко, витамины и солнечную энергию, разнообразное овощное и мясное питание молодым мамам, а значит, здоровый рост и развитие младенцам.

А вот зимой, в декабре, в Зачатьев день, на Руси зарождали особых детей, для особой роли, для духовной миссии, как будущие герои-демиурги или трикстеры, как дар богам или Богу. Древние люди верили, что в особые дни солнцеворота, такие как это декабрьское зимнее солнцестояние, зачатые дети приобретают как силу и опыт прожитого года, так и надежду, и талант будущего года.

Например, дети, рождённые в период с 23 июля по 22 августа, обладают качествами Льва, их стихия Огонь, яркость, творческая сила, воодушевление и обилие талантов, ровный, уверенный и непоколебимый характер и их тотем – родовой знак – сияющее Солнце (Ярило).

Дети, рождённые в период с 23 августа по 22 сентября, обладают качествами Девы, их стихия Земля, реализм, критический ум, тяга к земле и бытовая смекалка, предприимчивость, разумная хитрость, остроумие и их родовой знак-тотем – Крышний (крайний верхний сын солнечного бога-отца), Семаргл – бог Огня, Семерг или Гермес (в обратном прочтении), Меркурий, Велес – Селиван-Селен, Селена, Луна…

Дети, рождённые в период с 23 сентября по 23 октября, обладают качествами Весов, их стихия Воздух, лёгкость, общительность, добродушный нрав, подвижный ум, врождённый инстинкт справедливости, плодовитость и разумная любовь; утончённость и изысканность ума и характера, их родовой знак-тотем – Макошь (Мокошь, Афродита, Венера, Лада) – богиня лада, мира, любви; мать всего живого; подательница земного изобилия, одно из древнейших божеств славянского пантеона (первоначально, по мнению многих исследователей, олицетворяла собой стихию земли — Мать сыру землю, а ныне – Царство небесное, родной дом, Родина, Рай).

Так случилось 9 декабря (22 декабря по н.с.) 17-16 годов до н.э., когда Святая Анна, будущая мать девы Марии Богородицы, встретила вернувшегося из добровольного уединения в пустыню своего мужа, Святого Иоакима, и чудесным образом, после долгих 50 лет бездетного брака, они зачали своего первого и единственного ребёнка – дочь, родившуюся ровно через 9 месяцев – 8 сентября около 16-15 годов до н.э. Это и был легендарный «Зачатьев день»: «Иоаким принял её, … левою рукой он взял её под правый локоть и тихонько правой ногой наступил на левый башмачок её из красного сафьяна» (традиционное образное выражение покрытия мужчиной девы).
(Источник: «Иоаким и Анна». Гуннар Экелёф (1907-1968) – очень значимый шведский поэт скандинавского модернизма, эссеист, переводчик).

В канонической (официальной, общепризнанной, классической) Библии нет описания истории и жития родителей девы Марии Богородицы, они известны по апокрифам. Апокриф – «произведение религиозной литературы (иудейской и христианской), преимущественно посвящённое событиям и лицам Священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включённое в канон Церковью». Однако Святая Анна и её муж Святой Иоаким причислены к «первопредкам», «богоотцам», родоначальникам.

Святая Анна родилась в 57 году до н.э. в городе Сепфорисе (Ципори, Диоцезарея, Диокесарея, Саффурия, Ла-Сефори,) – исторической столицы Галилеи, расположенном в 6 км к северо-западу от Назарета. Анна была младшей дочкой священника Матфана из первосвященнического рода Аарона из колена Левина, а по матери – из колена Иудина. Святой Иоаким тоже был родом из древнего колена (рода) Давидова: «Родословие его (святого Иоакима) таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери (девы Марии Богородицы)». Родители Богоматери были очень богатыми людьми в Назарете.

(Здесь и далее цитатные данные из источников Википедии, православной энциклопедии и календаря, из книги «Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 9. — С. 185.).

По обычаю, на 15 день после рождения (23 сентября 16-15 гг. до н.э.) святой Иоаким и святая Анна крестили дочку, и ей дано было имя – Мария. Родители в благодарность Яхве за ребёнка дали обет (обещание, клятву) отдать дочь в Храм. На шестой месяц после рождения Марии, весной, в марте 15-14 гг., святая Анна «поставила её на землю, чтобы посмотреть, может ли та стоять; Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери». После этого святая Анна «устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем».

В годовщину дочери, 8 сентября 16-15 гг. до н.э., «святой Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принёс в это собрание Марию, прося всех благословить Её. …Святая Анна радостно прославляла Яхве за то, что Он «разрешил её неплодие и отъял поношение врагов её» (за бесплодие).

На следующий год, 8 сентября 15-14 гг. до н.э., святой Иоаким «думал исполнить над Марией обет посвящения Её Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая подольше удержать Её при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение».

21 ноября (4 декабря по н.с.) 14-13 гг. до н.э., когда Марии исполнилось 3 года, святой Иоаким и святая Анна исполнили свой обет: они «поставили свою дочь Марию на первую ступень лестницы, ведущей к Иерусалимскому храму и, к всеобщему изумлению, трёхлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария». С этого момента началась судьба и жизнь девы Марии Богоматери при Храме.

Согласно православной традиции святой Иоаким умер в 80-летнем возрасте, а Святая Анна умерла 25 июля (7 августа) в возрасте 79 лет около 12-11 гг. до н.э., через два года после него, проведя эти годы вместе с дочерью Марией в Храме. Западная католическая церковная традиция приписывает святой Анне ещё два замужества и рождение других дочерей…

«Захоронены святые Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника (мужа Марии), в Гефсиманском саду, около Елеонской горы, неподалёку от Иерусалима, на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой».

В славяно-русской народной традиции святая Анна – это Анна Зимняя, Анна Тёмная, Анна, Зачатие, Зачатьев день, Зачатие св. Анны; Ганна, Ганны, Ганки; Ганночное зачатье; Анино зачете; Зимен Въртолун; Ановден, Зачатие Богородицы – день «Нечаянной Радости», неожиданного долго ожидаемого начала новой жизни (года).

Акт зачатия, а также акт рождения (родов), всегда, во все времена и веси был актом интимным, тайным, «тёмным», однако способ непорочного зачатия также был издревле известен древним людям, иначе не появилась бы русская народная пословица: «Мы православные, не пальцем деланные». Обряд ритуальной дефлорации или искусственного лишения девственности был известен первобытным людям с древнейших времён Каменного века, также как и метод тайного непорочного зачатия.

В этот Зачатьев день 22 декабря традиция предписывала всем девицам, девушкам и женщинам, особенно беременным, поститься; не делать никакой существенной, особенно, тяжёлой работы; осторожничать во всём; «беречь себя и дитё в утробе»; не уходить далеко и надолго из избы; не переступать через острые и режущие предметы; не зажигать самим огонь; молиться и творить заговоры на лёгкое зачатие и роды; просить святую Анну мать Богородицы о защите, покровительстве, о мире и ладе в доме и в семье (роду); загадывать заветные желания. Парням, женихам и добрым молодцам в этот день предписывалось лёгкое: «На Анну санки хватай да к любимой поезжай», «На Ганки напрягай санки да едь до коханки» (полес.).

В Зачатьев день девки (девушки) и бабы (женщины) совершали или завершали взятые ранее обеты (обещания, клятвы), давали новые обеты, «зачинали» новые любовные отношения, совершали тайные интимные женские обряды и ритуалы. Издревле считалось, что в Зачатьев день лесные волки сбиваются в стаи, становятся особенно опасными, совершают набеги на людей и скот. В ещё более давней древности, в первобытные времена, в этот короткий день и долгую ночь молодые страстные охотники тоже сбивались в группы, нападали на зазевавшихся не сбережённых молодых девиц, девушек и женщин, похищали и насиловали их…

В Зачатьев день примечали погоду:
- если было солнечно, то в ближайшие дни будет хорошая погода, если пасмурно – метель;
- если в этот день шёл мокрый снег и дул ветер, то это к дождю (оттепели);
- если вербы «ревут» (шумят), то эта примета пасмурных дней;
- если днём снежный вихрь, то ночью – мороз;
- если до этого дня были сомнения в прочности снежных путей и дорог, то «с Анны садись в сани».

На Зачатьев день особенно строго соблюдался Рождественский пост, сдержанное поведение и общение в семье и на улице, но молодицы, девки и молодые невесты могли собираться, чтобы потолковать, пошептаться, поделиться своими местами, желаниями и хотениями, потому что считалось, что в Зачатьев день загадываются и потом сбываются самые «смелые» и тайные планы и задумки.

При этом в Зачатьев день всем девицам и женщинам категорически запрещалось: есть жирные или тяжёлые «для живота» и плода (будущего ребёнка) продукты; кушать мёд и сладкое; заниматься любой тяжёлой или опасной работой; ходить в лес или к реке за водой; распускать волосы, чтобы них не запуталась и не спряталась всякая нечисть; заказывать себе на ночь «вещие сны», чтобы не погрузиться в темноту страхов…

22 декабря отмечают именины: Василий, Степан, Владимир, Александр, Анна. Люди, рождённые 22 декабря, как правило, личностно цельные, добропорядочные, обаятельные и очень трудолюбивые, с большим жизненным потенциалом. Они отличаются честолюбием и развитым чувством долга. Они могут стать, как великими святыми людьми, так и великими грешниками. Всё зависит от изначального выбора их судьбы, который они делают в самом раннем своём существованием, даже с момента Зачатия. Вот почему будущим матерям необходимо в этот Зачатьев день быть осторожными, чистыми душой и телом, быть всеми мыслями, желаниями, страстями и силами в любви, радости и счастье своего будущего ребёнка.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →