Загадка. Богатая или бедная?

В холь ѓа-моэд Песах мы отправились на прогулку в парк. Снег на дорожках парка таял под нашими ногами, чувствовалась весна. «Я загадаю вам загадку», — обратился я к детям, — «но сначала расскажу историю». Все дети любят истории, поэтому все они замолчали и стали слушать.

«Около года назад к нам в благотворительный центр обратилась женщина за помощью в связи с медицинскими и денежными проблемами. Я и мои коллеги читали её документы, чтобы оценить масштаб проблемы, как мы поступаем в бесчисленном количестве случаев со всеми обращениями в благотворительный центр. В конце концов мы решили, что положение этой женщины очень серьёзное, и мы попытаемся найти для неё соответствующую сумму денег. Мы обратились к нескольким людям и организациям, приложили старания, и сумели добыть даже больше денег, чем рассчитывали. Мы положили деньги в конверт, чтобы женщина потратила их на лекарства, медицинские услуги и покрытие разных срочных долгов. Но телефон, который оставила нам эта женщина, не отвечал, и мы никак не могли найти её. Деньги лежали у нас в сейфе, и примерно раз в месяц мы пытались найти эту женщину, но безуспешно.

У меня болела душа: женщина могла бы получить помощь, которая решила бы её проблемы, а она не знает об этом! И вот несколько недель назад эта женщина снова пришла к нам. Она получила деньги, которые ждали её, и теперь она обеспеченный человек…

«А теперь загадка», — обратился я к детям. «Всё то время, пока деньги ждали эту женщину, но она не знала об этом, кем она была – бедняком без копейки или обеспеченным человеком с большой суммой денег?»
Дети начали спорить. Одни говорили, что она всё это время была бедной, так как деньги она не получила. Другие говорили, что она была богатой, поскольку её деньги только ожидали момента, когда она их заберёт.

*
Один из даров, которые мы получили во время исхода из Египта – это знание. Так, например, говорит Всевышний евреям: «Чтобы рассказывал ты детям и внукам своим… о знамениях, которые я сотворил в Египте, чтобы узнали вы, что Я – Г-сподь». Когда евреи получают заповедь о сукке, связанной с Исходом, в неё тоже входило «знание»: «Чтобы знали ваши поколения, что в сукках поселил Я сынов Израиля, когда Я вывел их из Египта».

Женщина, о которой мы говорили, на самом деле была обеспеченной, но никак не могла планировать свою жизнь, исходя из этого. Почему? У неё не было знания. Мы не смогли найти её и рассказать о том, что её ждут деньги. Если бы у неё было это знание, она уже давно жила бы по-другому.

Наши предки вышли из Египта и удостоились великих чудес, среди которых – рассечение Тростникового моря. На море даже маленькие дети видели великие чудеса Всевышнего. А после этого мы получили Тору на горе Синай. Сказано: «В каждом поколении мы обязаны представлять, что мы сами вышли из Египта». А почему сами? Почему мы не можем просто читать об истории Исхода наших предков? Чтобы мы узнали. Чтобы знание стало для нас реальным и действенным, и тогда мы сможем принять Тору на горе Синай.

*
На следующей неделе мы начнём каждую субботу изучать трактат Авот. Так поступают в субботу после полудня на протяжении всех суббот лета. И вот что говорит в этом трактате рабби Акива (гл. 3):
«Мил Всевышнему человек, ибо сотворён по образу Его. Но ещё милее он тем, что ему поведали, что он сотворён по образу Его. Так сказано: «Ибо по образу Божьему сотворил Он человека». Милы евреи Всевышнему, ибо названы Его сынами. Но ещё милее они тем, что им поведали, что они названы Его сынами. Так сказано: «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему». Милы евреи Всевышнему, ибо дан им инструмент, которым сотворён мир. Но ещё милее они тем, что им поведали, что дан им инструмент, которым сотворён мир. Так сказано: «Ибо доброе учение дал Я вам, Тору Мою не оставляйте».

Здесь перечислены три стадии существования еврейского народа. Во времена египетского изгнания всё, что у них было – это образ Б-жий. Во время Исхода проявилось то, что они – сыны Всевышнего. А когда евреи получили Тору, им был дан инструмент, которым сотворён мир. И все три эти стадии необходимо осознавать.

Если мы приучим себя чувствовать и будем усердно учиться, мы получим знание. Знание того, что мы сыны Всевышнего, что нам дана святая Тора, что всё к лучшему. Это знание, приводящее нас к счастливой жизни в материальном и духовном.

Шия

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.


Рецензии