Крики любви 30
Какое хамство!
Арена цирка. Идет репетиция меломимы* Маяковского «Москва горит» к первомайскому празднику. Арена изображает Страстную площадь с памятником Пушкина в центре. Площадь запружена толпой. Сквозь толпу к памятнику пробирается рабочий с ребенком. Он взбирается на постамент и кричит:
– Долой Самодержавие! Жандармские гады
Стреляют в безоружных, – на баррикады!
Свобода на бумаге, – на деле – приклады.
Готовьтесь к бою! На баррикады!
Громите оружейные магазины и склады!
Браунинг в руки! На баррикады!
– Спасибо! Все свободны! Репетиция окончена! – хлопает в ладоши и кричит помощник режиссера. Все расходятся. На арене остается художница Валентина Михайловна Ходасевич, занимающаяся декорациями. Внезапно в тишине опустевшего цирка раздаются резкие, дребезжащие звуки. Это к ней идет Маяковский, охаживая тростью спинки кресел.
– Заехал узнать, в котором часу завтра сводная репетиция, а в дирекции никого, – говорит он, подходя к Валентине Михайловне.
Потом неожиданно предлагает: – А знаете что? Давайте проедемтесь с вами, покатаемся на машине. Приглашаю.
– Какие катания! Зашиваюсь с работой.
– Отказываетесь?
– Отказываюсь.
– Нет, это выше моих сил! Да что за день сегодня такой! – кричит Маяковский, направляясь к выходу, и отчаянное дребезжание кресел от ударов палки сопровождает этот крик.
– Мы будем сегодня работать или нет? – вопит рабочий откуда-то сверху.
– Обождите! – говорит Валентина Михайловна и тоже спешит к выходу: только бы не уехал Маяковский! Он не уехал. Он ждал. Открыл дверцу машины, когда она подошла и, молча, усадил ее на заднее сидение. В машине довольно долго молчал. Потом произнес:
– Я буду ночевать у себя в Лубянском проезде – позвоните мне часов в десять утра. Боюсь проспать репетицию.
Когда въехали в Столешников переулок, приказал шоферу остановиться и, к недоумению Валентины Михайловны, вышел из машины.
– Шофер вас довезет, куда скажите.
– Какое хамство! – вслед Маяковскому кричит Валентина Михайловна.
Но Маяковский не слышит возмущенного крика Валентины Михайловны. Раздвигая толпу, как баркас встречные волны, сосредоточившись на своих мыслях, шагает он в толпе, и его трость, постукивая об асфальт, повторяет его шаги.
.....................................................
*Музыкальный сатирический спектакль.
П р о д о л ж е н и е з а в т р а
31
Свидетельство о публикации №122122301398