Мои родные

Посвящение.

Бабушка Феня и дедушка Егор, здравствуйте, пока я помню о вас, вы живы. Это самые ранние воспоминания детства. Метро Сокол, ул. 12 Героев Панфиловцев. Мой красивый сталинский дом. Четвертый этаж, я снова у вас в гостях, прошло сорок  лет. Но время  не важнО. Я так люблю вас. Я так хочу к вам вернуться, в то место и в тот момент. Квартира наша коммунальная и меня так радовало, ходить к вам в гости , как на экскурсию. Вот, я прохожу через твою комнату, дедушка, она занавешана янтарными шторами, сквозь которые всё равно пробивается солнце. Твой круглый стол посередине, он всегда заставлен чудесными скляночками разной формы и размера, пузырьками, цвета гречишного мёда, синими переливали темного кобальта, и радужным спектром рубинового стекла и во всем этом великолепии отражается солнце. Мне три года, и это выглядит просто волшебно. Мой взгляд скользит по старинному яблоневому буфету. Янтарные переливы продолжают своё движение в волокнах древесины, я не вижу ветхости или пятен, я вижу только витражные окошки буфета, словно маленькие дверцы в какой то другой фантастический мир. И запах подсохших  корочек мандарина, лежащих на блюдце. Твои почтенные очки, торжественно лежат в потрепанном очешнике, они такой сложной для ребенка формы, что она завораживает меня, и стальная цепочка внушительно поблескивает под стеклами оправы. Я тихо мышкой прохожу через твою комнату...
И мое путешествие продолжается, через комнату дедушки, я  у бабушки Фени.  Здравствуй бабушка.  И прости, я ничего не могла сделать в пять лет. Врачи поставили тебе диагноз рассеянный склероз. Если бы я была старше, я никогда бы не покинула тебя. Ты уходила из жизни тяжело. В одиночестве. Ты вспоминала меня до самого последнего дня своей жизни. Ты не была мне родной по крови. Но пока человек маленький у него нет своих и чужих. Ты и я знаем это. Мы помним.  Но сейчас я так счастлива, что можно приходить к тебе в любое время дня. Сейчас я не одна. На твоём окне живёт Царь - Алое. Он великолепен, мне кажется, ещё чуть-чуть, он бы смог разговаривать с нами с высоты своей вселенской мудрости. У царя есть почтительная свита, из мраморных желтоватых на комодных слоников, их четыре. И они точно потеряли своего пятого из свиты. Они торжественно несут свой караул перед каминным часами 1930 гг. Советский Ампир. У любого царя есть своя резиденция и разумеется эти часы - проход в его замок. Где же твои фрейлины, Царь? Ах, ну вот же они: подсыхающие гроздья зимней рябины на столе, залиты утренним солнцем. Конечно, ваш пурпурный наряд просто великолепен. Ягоды уже чуть подсохли и покрылись таинственной сеткой кракелюра на поверхности. Это так красиво, резкие тени ложатся на газетные страницы. И пока я не умею читать, кириллица кажется мне вязью таинственных знаков, которую могут объяснить только мудрецы. Я вижу толстую книгу Дон Кихот, я разглядываю иллюстрации в книге, я вижу Дона, стремительно несущегося с копьём на мельницу, я донимаю тебя смешными вопросами про эту картинку, и ты терпеливо пытаешься объяснить мне, почему Дон-Кихот сражается с мельницей...Книга, такая внушительная, толстая. Она вызывает глубокое почтение во мне. И  тут мой взгляд падает на ковёр над твоей кроватью и я забываю про Дона, так я впервые повстречалась с тремя богатырями. Не этой чудовищной пародией на Диснея. Иное. Это был гобелен с картины Васнецова. Я могла рассматривать этот фабричный гобелен часами. Поднятая рука Ильи, такая мужественная, такая настоящая и надежная, с булавой скользящей вниз. Вызывала восторг. Гривы коней, которые словно рвёт ветер, металл, как будто позвякивает на сбруе коней. Он живой. Литьё такое тонкое, искусное. Пока ты маленький, ты так остро видишь этот мир: "Бабушка, а расскажи мне про богатырей!? Они кто?"... Наверно ей было рассказать об этом проще, чем про эпизод с Дон-Кихотом.
Мы все сражаемся с ветряными мельницами. У каждого они свои.  Страх, боль, воспоминания, потеря, обида. Я надеюсь, мы изменим этот мир. Мы перестанем бояться. Конечно, не сразу. Просто нужно ещё немного времени, чтобы "снять доспехи" и ощутить этот мир, всей кожей, без перчаток, прикоснуться к нему. Как в детстве.

Фото: спектакль дочери "Калевалы". Театр "ВСМЫСЛЕ!", Химки.


Рецензии