Сусанна и старцы. Помпео Джироламо Батони

Помпео Джироламо Батони берёт излюбленный многими живописцами сюжет: благочестивую Сусанну преследуют похотливые старцы. Седобородый старик в превосходной физической форме: он только что перескочил через спинку каменной скамьи. Он безусловно смутил молодую женщину: она смотрит на него с нескрываемым страхом. Гнусный шантажист указывает на дворец, напоминая: там-де твой строгий супруг. Будешь сопротивляться – оговорим, оклевещем!

Старик проявил какую-то сверхъестественную подвижность. Другой действует по-своему, но не менее решительно: он стягивает с купальщицы покрывало и, одновременно, пытается купить её благосклонность.

По законам древнего Вавилона свидетельство двух старейшин признавалось истиной в последней инстанции. Обвинение в прелюбодеянии считалось доказанным, после чего виновная женщина отвечала по всей  строгости закона. Ей грозило побиение камнями.

Старейшины выступили в ролях “доброго” и “злого” полицейских. Очевидно, эта схема была известна с библейских времён. Один насильник угрожает, другой улещивает. Иначе говоря, на Сусанну воздействуют кнутом и пряником. В случае согласия, “непротивления”, женщина получит компенсацию – полновесную мошну с монетами, скорее всего, золотыми. Это прямо следует из её статуса, а также высокого положения проходимцев. Явное сходство кошелька с мошонкой, очевидно, произвело на бедную женщину отталкивающее впечатление.

Тугая мошна в символическом плане – не что иное, как демонстрация мужской силы, высокого уровня либидо и вполне определённых намерений. “Попробуй её на вес, красавица!” Ладонь Сусанны вот-вот оттолкнёт этот соблазнительный предмет с негодованием и отвращением.

Цвет одеяний тоже символичен. Сусанна драпируется белым и сине-голубым. Белый цвет обозначает чистоту физическую и душевную. Прекрасный холодный синий – прохладу вообще и сексуальную воздержанность в частности. В данном случае женщина проявляет фригидность, буквально – холодность. Фригидарием в древнеримских банях назывался бассейн с холодной водой. Купальщица как раз погрузила свои ноги в фонтанную воду. Старцы выбрали не самый подходящий момент!

Порывистый старик, напротив, в оранжево-красном плаще на чреслах. Красный в данном случае – цвет горячей половой страсти, похоти, высокого уровня либидо. Тёмно-зелёный хитон – сильный хроматический аккорд, классическая пара к красному тону.

Сообщник с кошельком – в нейтральном, мягком фиолетовом.  Пауза между цветовыми доминантами.

Нога Сусанны по щиколотку погрузилась в воду бассейна. Здесь наблюдается распространённая ошибка, переползающая из полотна в полотно, из 17-го века в 18-й. Мастера академической школы, вышколенные на античных статуях и классических образцах, точно изображают стопу, но не учитывают преломления лучей в водной среде. Все линии ниже поверхности обязательно должны отклоняться. Форма в этом случае визуально искажается.

Живописец существенно отошёл от традиционного изображения старцев. Поскольку дело происходит в Междуречье, им всегда придавали условно-восточный облик: обряжали в чалмы и дорогие халаты, лицам сообщали характерные этнические черты. Понятно, и речи не было об исторической достоверности. Старейшины выглядели то ли турками, то ли персами, современными мастерами 17-го века. Классицист Батони отказывается от этой экзотики в пользу обобщённой европейской внешности своих персонажей.

Пророк Даниил, по счастью оказавшийся тогда в Вавилоне, с божьей помощью вывел преступников на чистую воду. Он распорядился допросить клеветников по отдельности, после чего тщательно сличить их показания. Стало очевидно: они не всё согласовали меж собой и описали воображаемого прелюбодея по-разному. Благочестивую еврейку Сусанну суд оправдал. Ветхозаветный сюжет символизирует твёрдость и непорочность Церкви перед разного рода соблазнами и злодеями.

Помпео Батони (1708 – 1787) – один из самых известных итальянских мастеров 18-го столетия. Живописец и рисовальщик академического направления начал с изображения античных статуй. Работал в стиле умеренного классицизма, дружил с Винкельманом. В качестве образца брал Пуссена и Рафаэля. Тем не менее господствующий тогда стиль рококо оказал заметное влияние на его колористическую гамму.

Батони создал моду на так называемый “портрет гран-тура”. Художник изображал знатных путешественников в окружении древностей, руин и произведений искусства. Таких портретов он исполнил более двухсот. Был дважды женат, имел двенадцать детей.

Умирая, мастер завещал свою палитру французу Давиду. “Только мы с тобой достойны называться художниками!”

12. 10. 2022


Рецензии
Спасибо, Дмитрий, за очередной очень
интересный урок о художнике и его картине.

Галина Пенькова   21.12.2022 14:08     Заявить о нарушении
Я заметил: произведения ходят рука об руку с исследованиями и описаниями. Так они производят наибольшее впечатление на восприимчивую аудиторию.

Дмитрий Постниковъ   22.12.2022 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.