100 лет самой продаваемой картине Америки

Это «Рассвет» (англ. «Daybreak») — наиболее известная картина американского художника Максфилда Пэрриша (1870—1966), завершенная в декабре 1922 года, то есть 100 лет тому назад, представленная публике уже в 1923-м, очень популярная по сей день. А тогда - это была супер популярность.

«Рассвет» стал самой успешной картиной прошлого века и укрепил одновременно положение Пэрриша как наиболее популярного американского иллюстратора. Считается, что полотно стало самым воспроизводимым в истории живописи, превзойдя «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и «Банки с супом Кэмпбелл» Энди Уорхола

По подсчетам дотошной американской статистики, к 1925 году каждая 4-я семья Америки имела дома эту картину. Естественно - литографию. Сам оригинал был сразу же выкуплен анонимным покупателем и на 50 лет стал недоступен для публики.

На просьбу Дома искусств написать аннотацию, сопровождающую работу, Пэрриш ответил отказом:
«Я знаю, что публика хочет историю, чтобы знать больше о картине, чем картина говорит ей, но, на мой взгляд, если картина не рассказывает её собственную историю, то лучше иметь историю без картины… картина говорит сама всё, что необходимо, нет ничего более».

По мнению многих искусствоведов, Пэрриш намеренно оставил свою работу открытой для интерпретации, позволяя зрителям вкладывать свой собственный смысл в «Рассвет».

И интерпретации продолжаются - лично у меня таких две - одна на обложке альбома Caribou (1974) - Elton John, вторая на обложке альбома The Present (1983) - The Moody Blues.

100 лет спустя некоторые подробности истории этой картины уже раскрыты. Первым покупателем оказался дедушка натурщицы, чьё личико Пэрриш изобразил на лежащей фигурке девочки в платьице. Семья занималась политикой, сама эта девочка, Китти Спенс (по мужу, имя при рождении — Рут Брайан Оуэн), восемнадцатилетняя внучка американского политика и государственного деятеля, представителя популистского крыла Демократической партии Уильяма Дженнингса Брайана, позировала для лежащей девушки в «Рассвете». Она была позже депутатом Конгресса от Демократической партии из Флориды с 1929 по 1933 годы. В 1933 году её мать стала первой женщиной, которая была послом Соединённых Штатов, когда президент Франклин Делано Рузвельт направил её в Данию.

Обнаженная фигурка - это дочь Пэрриша, Джейн, которой было в то время одиннадцать лет. Сохранилась фотография, на которой она позирует для этой картины (в настоящее время хранится в коллекции Библиотеки Дартмутского колледжа, Нью-Гэмпшир).

И третье лицо, точнее - фигура лежащей девочки с голой коленкой - это Сьюзен Левин. В своё время с ней было не меньше шуму, чем в наше с Моникой Левински - тенденция, однако.

Максфилду Пэрришу было 33 года, когда он впервые встретился с Сьюзен Левин. Она была шестнадцатилетней девочкой с соседней фермы неподалёку от большой усадьбы художника. Он нанял её в качестве няни для своих двух маленьких детей. С того времени жена Пэрриша никогда больше не позировала для него, роль основной натурщицы приняла на себя Левин (отмечают, что она позировала как для мужских, так и для и женских фигур). Пэрриш переехал из особняка, где остались его жена и дети, и поселился в своей студии вместе с Левин.

Современники были возмущены таким образом жизни художника, но Пэрриш и Левин настаивали, что их отношения были чисто платоническими.

«Я буду настаивать, что господин Пэрриш никогда не видел мою голую коленку», — утверждала Сьюзен Левин. Но на картине очень похоже получилось...

Левин была спутницей жизни Пэрриша в течение 55 лет. Когда Пэрришу было 90 лет, и Левин — 71 год, жена Пэрриша скончалась. Художник отказался вступить в законный брак со Сьюзен, она покинула Перриша и вернулась в свою деревню, где вышла замуж за другого человека.

И уже после смерти Пэрриша и Левин строители обнаружили в усадьбе Перриша тайник, где он спрятал фотографии обнажённой Левин, то есть писал не фантазию, а натуру.

В прямом смысле создавал фантастические пейзажи в студии. В «Рассвете» он использовал куски кварцевой породы, расположенные на зеркале. Он также создавал эффект естественного света и тени с помощью искусственных методов, направляя электрические лампы на модели и реквизит. Вообще техника у него очень сложная, но и эффект потрясающий.

А главное - конечно же замысел. Его находку используют и сейчас. Например видеоклип «You Are Not Alone» (баллада в жанре ритм-н-блюза), снял режиссёр Уэйн Айшем, премьера 28 июля 1995 года на телеканале MTV. В ролике Майкл Джексон и его жена Лиса Мари Пресли появляются полуобнажёнными, декорации и образы героев были вдохновлены картиной «Рассвет» Пэрриша. Ну вот Джексона и Пресли на этой "греческой" картине и сам Пэрриш никогда бы не вообразил!

Картина снова в частной коллекции, и снова у анонима. Зато предыдущие владельцы широко известны - 25 мая 2006 года полотно купила Робин — супруга австралийского актёра и режиссёра Мела Гибсона, на аукционе Кристис за $ 7,6 миллиона долларов США. Продали Гибсоны прелестную вещицу с потерей почти 2,4 млн... - 21 мая 2010 года за $ 5 234 500 долларов США.


Рецензии
Очень интересно, Миша!

Улекса фон Лу   21.12.2022 10:58     Заявить о нарушении