Эссе Мария. Я рабыня Господа!

МАРИЯ. «Я РАБЫНЯ ГОСПОДА!»

МАРИЯ с удивлением смотрит на входящего в дом незнакомца. Он пришёл не к её отцу или матери — он пришёл именно к ней! Этот гость явно не из Назарета. В небольшом городке незнакомца сразу видно, а такого — тем более. Он обращается к Марии с необычными словами: «Здравствуй, снискавшая благосклонность! Господь с тобой!» (Прочитайте Луки 1:26—28.)

Так, на страницах Библии мы впервые читаем о Марии — дочери Илия из галилейского города Назарета. В каком-то смысле в её жизни наступает переломный момент. Мария обручена с плотником Иосифом — небогатым, но верным Богу человеком. Казалось, её будущее легко предугадать: она будет вести простую жизнь, помогать мужу, растить детей. И вдруг перед ней предстаёт незнакомец, который сообщает, что у Бога для неё есть особое задание.

Возможно, вы удивитесь, узнав, что о Марии в Библии говорится не очень много. В ней мало сказано о её происхождении, ещё меньше о её характере и совсем ничего о внешности. И всё же из того, что Божье Слово сообщает о ней, мы можем почерпнуть многое.

Чтобы узнать, какой Мария была на самом деле, мы не будем обращаться к многочисленным преданиям, бытующим о ней в разных религиях. Не будем сосредоточиваться на том, как её изображают живописцы и скульпторы. А также оставим в стороне сложные церковные догматы, в которых эта скромная женщина называется такими возвышенными титулами, как Богородица, Богоматерь и Царица Небесная. Вместо этого давайте рассмотрим то, что говорится о ней в Библии. Именно Слово Бога расскажет нам о вере Марии и о том, как мы можем ей подражать.
 
АНГЕЛ ПРИХОДИТ К МАРИИ.

Гость, который пришёл к Марии, не был человеком. Это был ангел Гавриил. Когда он назвал Марию «снискавшей благосклонность», её «глубоко взволновали» его слова и она задумалась над таким необычным приветствием (Луки 1:29). Чью благосклонность она снискала? Мария не ждала особой благосклонности даже от людей, но ангел говорил о благосклонности Господа Бога! И хотя это для неё было важно, она не стала самонадеянно полагать, что уже обрела Божье благоволение. В этом юная Мария подаёт нам хороший пример: если мы стремимся обрести одобрение Бога, мы не будем высокомерно заключать, что уже заслужили его. Бог высокомерным противится, а скромных и смиренных любит и поддерживает (Иак. 4:6).

Марии очень нужно такое смирение, ведь ангел собирается сообщить ей, что она удостоена высочайшей чести. Он объявляет, что она родит сына, который станет самым великим человеком. Гавриил говорит: «Господь Бог даст ему престол его отца Давида. Он будет царствовать над домом Иакова вечно, и его царству не будет конца» (Луки 1:32, 33). Мария, конечно же, знает об обещании Бога, которое он дал Давиду более чем за тысячу лет до этого, а именно что один из его потомков будет править вечно (2 Сам. 7:12, 13). Значит, её сын станет тем самым Мессией, которого Божий народ ожидал на протяжении столетий!

Более того, ангел говорит Марии, что её ребёнок будет «назван Сыном Всевышнего». Но как обычная женщина может родить Сына Бога? Да и может ли Мария вообще родить сына? Она обручена с Иосифом, но они ещё не женаты. Поэтому Мария откровенно спрашивает: «Как такое может быть, если у меня никогда не было близости с мужчиной?» (Луки 1:34). Заметьте, что Мария говорит о своей девственности без тени смущения. Напротив, она дорожит своим целомудрием. Сегодня многие юноши и девушки легко расстаются со своей девственностью и насмехаются над теми, кто ею дорожит. Как видно, мир изменился. Но Бог не изменился (Мал. 3:6). Как и во времена Марии, он высоко ценит тех, кто живёт по его нравственным нормам. (Прочитайте Евреям 13:4.)

Хотя Мария верно служит Богу, она всего лишь несовершенный человек. Как же она может родить совершенного ребенка — Сына Бога? Гавриил объясняет: «На тебя сойдёт святой дух, и сила Всевышнего найдёт на тебя как тень. Поэтому того, кого ты родишь, назовут святым, Сыном Бога» (Луки 1:35). Святой — значит чистый, непорочный, священный. Несовершенные люди передают свою греховность детям. Однако в этом случае Бог собирается совершить чудо.

Он перенесёт жизнь своего Сына с небес в утробу Марии, и его действующая сила, или святой дух, «как тень» найдёт на Марию и будет защищать ребёнка от любого воздействия греха. Поверила ли Мария обещанию ангела? Что она ответила ему?

ОТВЕТ МАРИИ ГАВРИИЛУ.

Некоторые скептики, в числе которых есть и христианские богословы, сомневаются, что девственница могла родить ребенка. Несмотря на всю свою образованность, они не могут понять простую истину. Как сказал Гавриил, «для Бога нет ничего невозможного» (Луки 1:37, Современный перевод). Мария не сомневалась в словах Гавриила, поскольку у неё была сильная вера. И всё же она не была легковерной. Как и любому здравомыслящему человеку, ей нужны были доказательства, и Гавриил был готов их предоставить. Он рассказал Марии, что произошло с её пожилой родственницей Елизаветой, которая долгое время была бесплодной. Бог совершил чудо, и Елизавета забеременела!

Как поступит Мария? Бог приготовил для неё особое задание, и у неё были доказательства, что он сделает всё так, как сказал Гавриил. Однако не стоит думать, что это задание будет для неё легким. Например, Мария обручена с Иосифом. Согласится ли он жениться на ней, когда узнает, что она беременна? Кроме того, само задание могло показаться ей слишком ответственным и тяжёлым. Ведь она будет вынашивать самое дорогое для Бога создание — его любимого Сына! Ей предстоит заботиться о нём, когда он будет беспомощным младенцем, и защищать его в этом злом мире. Поистине, огромная ответственность!
 
Из Библии видно, что даже некоторые верные Богу мужчины не сразу соглашались принять от него задание. Моисей сказал, что он не красноречив и поэтому не может стать Божьим представителем (Исх. 4:10). Иеремия сослался на то, что он «слишком молод» (Иер. 1:6). Иона же вообще убежал от Бога! (Иона 1:3). А что ответит Мария?

Из глубины веков до нас дошли её простые, исполненные покорности и смирения слова, сказанные Гавриилу: «Я рабыня Господа! Пусть всё произойдёт со мной так, как ты сказал» (Луки 1:38). Жизнь рабыни целиком принадлежит её господину. Именно так Мария относится к своему Господину — истинному Богу. Она знает, что с ним она в полной безопасности, что с преданными он поступает преданно и что он благословит её старания выполнить это нелёгкое поручение (Пс. 18:25).

Иногда Бог просит нас выполнить то, что кажется нам трудным, даже невозможным. Однако в его Слове мы находим множество причин полагаться на него, подобно Марии (Прит. 3:5, 6). Будем ли мы доверять Богу? Если да, то он обязательно вознаградит нас и поможет нам укрепить свою веру.

ВСТРЕЧА С ЕЛИЗАВЕТОЙ.

То, что Гавриил сообщил о Елизавете, много значило для Марии. Кто мог понять её обстоятельства лучше, чем Елизавета? Мария спешит в гористую местность в земле Иуды. Дорога туда, возможно, занимает три-четыре дня. Когда Мария входит в дом Елизаветы и её мужа, Захарии, который служит священником, Бог даёт ей ещё одно укрепляющее веру доказательство. Как только Елизавета слышит приветствие Марии, она чувствует, что младенец в её утробе подпрыгнул от радости. Елизавета, исполнившись святого духа, говорит о Марии: «Мать моего Господа». Бог открыл Елизавете, что сын Марии станет её Господом — Мессией. Под вдохновением свыше Елизавета хвалит Марию за её верность и послушание, говоря: «Счастлива поверившая» (Луки 1:39—45). Вне всяких сомнений, всё, что Бог обещал Марии, непременно исполнится!

То, что Мария говорит в ответ, подробно записано в Священном Писании. (Прочитайте Луки 1:46—55.) Это самый длинный библейский отрывок, в котором приводятся её слова и который многое открывает о ней. Из слов Марии видно, что она преисполнена благодарности. Она восхваляет Бога за то, что он удостоил её чести быть матерью Мессии. Мария говорит о том, что Бог свергает высокомерных и имеющих власть и помогает незначительным и бедным, которые служат ему,— в этом видна глубина её веры. Её слова показывают, что она хорошо знает Слово Бога. По оценке одного исследователя, Мария ссылается на Еврейские Писания более 20 раз!

Как видно, Мария глубоко размышляла над Божьим Словом. И всё же, проявляя смирение, она ссылается на Священное Писание, а не излагает свои мысли. Её будущий сын однажды проявит подобный дух и скажет: «То, чему я учу,— не моё, а того, кто меня послал» (Иоан. 7:16). Каждому из нас следует спросить себя: «Есть ли у меня подобное глубокое уважение к Слову Бога? Или же мне нравится высказывать собственные идеи и взгляды?» Мы знаем, как на эти вопросы ответила бы Мария.

Мария пробыла у Елизаветы около трёх месяцев, и для них обеих это, несомненно, было большим ободрением (Луки 1:56). Трогательное библейское повествование об их встрече напоминает нам о том, каким благословением может стать дружба. Если мы ищем друзей среди тех, кто по-настоящему любит Бога, то непременно будем расти духовно и приближаться к нему (Прит. 13:20). Но вот Марии уже пора возвращаться домой. Что скажет Иосиф, узнав о её беременности?

МАРИЯ И  ИОСИФ.

Мария, скорее всего, не хотела ждать, пока окружающие заметят, что она беременна. Ей нужно было поговорить с Иосифом. Конечно, она переживала: как этот порядочный, богобоязненный человек воспримет то, что она ему скажет? Тем не менее Мария рассказала Иосифу обо всём, что с ней произошло. Можно только догадываться, что творилось в душе Иосифа. С одной стороны, ему хотелось верить Марии, но с другой — всё это звучало слишком неправдоподобно. В Библии не говорится, о чём думал Иосиф и как он рассуждал. Но в ней сказано, что он решил развестись с Марией, поскольку в те времена обручённые считались как состоящие в браке. Однако он не хотел выставить её на позор, поэтому решил развестись с ней тайно (Матф. 1:18, 19). Наверняка Марии было больно видеть, как Иосиф мучается и переживает. Но она не осуждала его за то, что он не поверил ей.
 
Однако Бог проявил доброту к Иосифу и помог ему поступить правильно. Во сне ему явился ангел Бога и подтвердил, что Мария беременна благодаря чуду. Какое же облегчение испытал Иосиф! Теперь он был готов делать то, что Мария делала с самого начала,— действовать в согласии с руководством Бога. Он женился на Марии и взял на себя серьёзную обязанность заботиться о Сыне самого Бога (Матф. 1:20—24).

Состоящим в браке, а также тем, кто собирается вступить в брак, полезно поразмышлять над примером этой молодой супружеской пары, жившей 2 000 лет назад. Когда Иосиф видел, как его любимая жена занимается домашними делами и заботится о детях, он наверняка с благодарностью вспоминал о том, как Бог через ангела помог ему принять правильное решение. Очевидно, Иосиф убедился, насколько важно, принимая серьёзные решения, полагаться на Бога (Пс. 37:5; Прит. 18:13). Можно не сомневаться, что он был добрым и заботливым семьянином.

Какой вывод можно сделать из готовности Марии выйти замуж за Иосифа? Хотя вначале Иосиф не поверил Марии, она терпеливо ждала, пока он, как будущий глава семьи, примет решение. Эта непростая ситуация, несомненно, многому научила Марию. Она подала хороший пример христианкам, живущим сегодня. Кроме того, благодаря этим событиям Иосиф и Мария осознали, насколько важно искреннее и открытое общение. (Прочитайте Притчи 15:22.)

Эта молодая пара заложила самое лучшее основание для брака. Иосиф и Мария очень сильно любили Бога и хотели быть ответственными и заботливыми родителями. Впереди их ожидали большие благословения, как, впрочем, и немалые трудности. Им предстояло растить Иисуса, который впоследствии станет самым великим человеком на земле.

ПРАВИЛЬНО ЛИ НАЗЫВАТЬ МАРИЮ БОГОРОДИЦЕЙ?
 
БИБЛЕЙСКИЙ ОТВЕТ.
 
Нет, Библия этому не учит. Не говорится в ней и о том, что христиане должны поклоняться Марии или почитать её.
 
Рассмотрим следующие доводы.

Мария никогда не говорила, что она Богоматерь. Как сообщается в Библии, она родила «Сына Всевышнего», или «Сына Бога», а не самого Бога (Луки 1:32, 35).

Иисус Христос никогда не утверждал, что Мария — Богоматерь и что она заслуживает особого почитания. Когда одна женщина сказала, как счастлива его мать, потому что родила такого сына, он исправил её: «Нет, счастливы те, кто слышат слово Бога и соблюдают его!» (Луки 11:27, 28).

В Библии не встречаются такие слова, как «Богородица» и «Богоматерь».

Выражение «царица небес», которое встречается в Библии, относится не к Марии, а к ложной богине, которую почитали израильтяне, отвернувшиеся от Бога (Иеремия 44:15—19). Вероятно, «царицей небес» была вавилонская богиня Иштар (Астарта).

Первые христиане не поклонялись Марии и не воздавали ей особых почестей. По сообщению одного историка, они «отвергали культы и, вероятно, опасались, что, если уделять Марии неуместное внимание, это даст повод подозревать их в поклонении богине» (In Quest of the Jewish Mary).

Согласно Библии, Бог существовал всегда (Псалом 90:1, 2; Исайя 40:28). Поскольку у него не было начала, у него не может быть матери. Кроме того, Мария не могла носить под сердцем Бога, ведь, как говорится в Библии, даже небеса не вмещают его (1 Царей 8:27).

МАРИЯ — МАТЬ ИИСУСА, НЕ БОГА.
 
Мария была еврейской девушкой и потомком царя Давида (Луки 3:23—31). Бог высоко ценил её за веру и преданность ему (Луки 1:28). Поэтому он решил, что она станет матерью Иисуса (Луки 1:31, 35). У Марии и её мужа Иосифа были и другие дети (Марка 6:3).
 
Хотя из Библии видно, что Мария стала ученицей Иисуса, других сведений о ней практически не приводится (Деяния 1:14).

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ МАРИЮ БОГОРОДИЦЕЙ?

Как полагают историки, Марию начали почитать в конце IV века н. э. В то время христианство уже стало государственной религией Римской империи. Как следствие, многие из тех, кто раньше поклонялся языческим богам, стали называть себя христианами. Также было официально принято небиблейское учение о Троице.

Учение о Троице подтолкнуло многих к таким выводам: «Если Иисус — Бог, значит, Мария — Богородица». В 431 году н. э. на Эфесском соборе Марию провозгласили Богородицей, после чего культ девы Марии стал очень популярным. И поскольку христианами стали люди, ранее почитавшие языческих богов, то изображения Девы Марии постепенно вытеснили изображения богинь плодородия, например Артемиды (у римлян Диана) и Исиды.

В 432 году н. э. Папа Римский Сикст III велел построить в Риме храм в честь Богоматери. Его воздвигли рядом с тем местом, где раньше находился храм Луцины, римской богини деторождения. В одном труде, посвящённом Марии, говорится, что этот храм — «символ слияния языческого культа Великой Матери с культом Марии, произошедшего после христианизации Рима» (Mary—The Complete Resource).


Рецензии