Как советские моряки пошли на таран...
Сторожевой корабль «Беззаветный» таранит американский крейсер «Yorktown». . .
12 февраля 1988 года американские корабли: эсминец Caron и ракетный крейсер Yorktown после двухдневного нахождения юго-восточнее Севастополя легли на курс в сторону Советской границы. Находящиеся в этом районе советский сторожевой корабль "Беззаветный" и "СКР-6" передали сообщение американцам, что их действия недопустимы. Американцы лишь ответили, что "ничего не нарушают и следуют прежним курсом".
Провокации с американской стороны случались уже не в первый раз. В 1986 году эсминец Caron и крейсер Yorktown входили в территориальные воды СССР у южного побережья Крыма примерно на десять километров вглубь. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, которую подписал и СССР, боевые корабли могли пересекать водную границу чужих государств. Но лишь с целью сокращения пути и в исключительных случаях.
При этом кораблям запрещалось выполнять разведывательные функции, проводить учения и поднимать в воздух любые летательные аппараты. Американские же корабли шли со включенной радио-аппаратурой. Это могло свидетельствовать о разведывательных задачах проводимого рейда. В 1986 году никто так и не решился дать отпор кораблям США. И уже в 1988 году они всё так же надеялись безнаказанно пройти задуманным курсом, выполнить боевые задачи и благополучно вернуться на базу.
Но в этот раз всё пошло не по плану. Советские сторожевые корабли "Беззаветный" под командованием капитана 2-го ранга Владимира Богдашина и "СКР-6" под командованием капитана 3-го ранга Анатолия Петрова в 10 часов 45 минут начали сближение с американскими судами. "Беззаветный" около двадцати минут шёл параллельным курсом с крейсером Yorktown. По воспоминаниям советских моряков, американцы выбежали на палубу и начали выкрикивать оскорбления. Менять курс они не собирались.
Никто из "янки" не думал, что сторожевик с водоизмещением 3000 тонн предпримет какие-то серьёзные действия против крейсера с водоизмещением 9200 тонн. Однако в 11 часов 02 минуты советский сторожевик повернул руль вправо и совершил навал на американский крейсер. Посыпались искры, загорелась краска на обшивке. Зажатый меж двух судов якорь сторожевика порвал обшивку на борту крейсера, а второй стороной пробил собственный корпус. Выкрикивавшие оскорбления американцы разбежались и попрятались в каютах.
Одновременно с этим на таран эсминца Caron пошёл и советский сторожевой корабль "СКР-6". Размером он был тоже меньше, чем американское судно. Водоизмещение эсминца 7800 тонн. У сторожевика 1300. Тем не менее "СКР-6" прошёлся по левому борту эсминца, срезал леера, разбил закреплённую шлюпку и разорвал обшивку.
Эсминец и крейсер, после тарана советских сторожевиков, развернуло в разные стороны. Но американцы не желали сдаваться. Они вернули суда на прежний курс и продолжили движение. Тогда "Беззаветный" увеличил скорость и второй раз протаранил американский эсминец. На этот раз это привело к более серьёзным последствиям. Носовой частью сторожевик "влез" на вертолётную площадку, разбил командирский катер, срезал часть лееров и зацепил ракеты.
Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет "Гарпун". Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. (Начальник штаба ЧФ вице-адмирал Валентин Селиванов. Опубликовано: Российская газета 23.01.2022)
На борту крейсера начался пожар. Советские моряки предупредили американцев, что повторят таран, если их корабли не покинут советские территориальные воды. Но американцев это опять не убедило. Эсминец Caron пошёл на сближение с "Беззаветным". Американцы стали зажимать наш корабль "в тиски". Тогда капитана 2-го ранга Владимир Богдашин приказал зарядить реактивные установки глубинными бомбами и развернуть их по левому и правому борту против эсминца и крейсера.
Увидев это американцы отступили, но всё ещё не сдались. На крейсере США начали готовить палубные вертолёты к взлёту. Советские моряки передали сообщение американцам, что в случае подъёма в воздух вертолётов, они будут рассматриваться их, как нарушивших воздушное пространство и немедленно собьют. В подтверждение своих слов руководивший операцией вице-адмирал Валентин Селиванов дал команду на взлёт двум вертолётам Ми-24.
Появление советских боевых вертолётов над американскими кораблями окончательно сломило дух противника. Американцы закатили свои вертолёты обратно в ангар и их потрёпанные корабли наконец изменили курс и повернули в сторону нейтральных вод. После этого инцидента командир американского крейсера капитан 1 ранга Филипп Дюр был снят с должности за "пассивные действия, которые нанесли ущерб престижу американского флота". Сам крейсер три месяца простоял в ремонте.
Капитан 2-го ранга Владимир Богдашин получил в 1989 году Орден Красной звезды. Его корабль получил незначительные повреждения. Несмотря на "ущерб причиненный престижу американского флота", американцы представили события в прессе в выгодном для себя свете. Согласно их теории крейсер и эсминец получили приказ пройти по закрытой для свободного прохода территории вблизи острова Крым. Их корабли, якобы, реализовали своё право на использование "свободного прохода" согласно "Конвенции ООН по морскому праву".
Хоть "морской таран" и упоминается и в американских источниках, о его последствиях скромно умалчивается. К тому же американцы сообщают, что их корабли продолжили до последнего следовать курсу и выполнили задачу, что не соответствует действительности.
Что касается судьбы кораблей, то крейсер Yorktown был списан в 2004 году и до сих пор находится на базе технического обслуживания кораблей резерва ВМС США. Эсминец Caron затопили во время учений возле военно-морской базы в Пуэрто-Рико. "СКР-6" был списан в 1990 году и утилизирован. "Беззаветный" в 1997 году передали Украине, где его переименовали в "Днепропетровск", а в 2005 отправили на металлолом в Турцию. Правда до места он так и не добрался. Корабль предпочёл затонуть в родных водах не достигнув турецких берегов. . .
https://dzen.ru/a/Ygop8CedwUGRq_kE
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ \\\///\\//~ ~ ~ ~ ~
Свидетельство о публикации №122122001313
Борис Ковалев Чернобыльский 07.10.2023 17:45 Заявить о нарушении
Борис Ковалев Чернобыльский 16.10.2023 22:11 Заявить о нарушении