Фрактальная, психоделическая поэзия

.




ФРАКТАЛЬНАЯ ПСИХОДЕЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ


В КАЧЕСТВЕ ЭРИГРАФА:

После того, как Мандельброт в 1977 году ввел понятие фракталов, оно завоевало воображение масс и вошло в повседневный язык. Привычны визуальные фракталы, как то снежинки, ветвящиеся деревья и завораживающие анимации. В своей статье «Фракталы в литературе: в поисках утраченного оригинала»  я писала, что под фрактальными текстами можно понимать такие, в которых часть некоторым образом подобна целому, а восприятие происходит по последовательности вложенных уровней, что гарантирует головокружение и не обещает возвращение.
В текстах (как и на рисунках) может быть только намек на фрактал, два-три возвращения, а могут быть десятки повторений и подобий. Реализация их также может быть различной – в структуре стихотворения, в смысловых связях, в звуковых повторах…
……………………………………………………………………………………………Татьяна БОНЧ-ОСМОЛОВСКАЯ


3D В НАЗВАНИИ, это обозначение как символ поиска принципов фрактальной поэзии.  Творческий поиск на данной странице присутствовал всегда и в канун нового 2023 года, можно смело сказать – найдено!   При этом может быть создана любая текстовая фрактальная последовательность на основе одного формального признака, но и визуализирована, может быть исследована и описана, расширена до бесконечного числа таких последовательностей.

ТЕКСТОВОЕ МНОЖЕСТВО МАНДЕЛЬБРОТА – это текущий игровой пост  на данной странице http://stihi.ru/2022/12/17/3787  и все сонеты и их вариации на данной исследовательской странице. И моя искренняя благодарность всем участникам, проводимым здесь, литературных практик и просто жизни данной страницы. БЕЗ ВАШЕГО УЧАСТИЯ И ПОМОЩИ этот путь вряд ли был-бы пройден. (Перед тем как читать дальше посмотрите в интернете анимированное множество Мандельброта, примеров очень много).

И лучше один раз показать (на примере) чем... В основе фрактальной поэзии лежат рефренные формы от уже сложившихся классических твердых форм СОНЕТ и ТРИОЛЕТ

САМАЯ ПРОСТАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ состоит из четырех триолетов, которые закольцовываются в текстовой круг:




I

Дом на окраине, две старых сливы.
Не слышно в доме скрипа половиц.
Скамейка во дворе, для снега, птиц,
Для тени старой сливы…  мертвой сливы.
И отчего здесь все так сиротливо,
Печаль холодных утренних страниц.
Дом на окраине, две старых сливы.

Не слышно в доме скрипа половиц.


II

Не слышно в доме скрипа половиц.
Снег по колена около порога.
Сквозь мерзлое стекло блестит дорога
Ни шороха, ни скрипа половиц
У форточки мелькание синиц
Неугомонное, то мир, то склока…
Не слышно в доме скрипа половиц.

Снег по колена около порога.


III

Снег по колена около порога
Дверь привалило, тяжело открыть
И что ни куст то белый мегалит
Сарай – дольмен, а у его порога
Седая голова лесного бога
Из летней кучи гравия…  блестит
Снег по колена около порога

Дверь привалило, тяжело открыть


IV

Дверь привалило, тяжело открыть
Дом на окраине, две старых сливы.
Щелей оркестр – декабрьские мотивы
Я сплю. Глаза мне тяжело открыть…
И будто распускаю стены в нить,
В луч солнца, по-хозяйски, бережливо.
Дверь привалило, тяжело открыть,

Дом на окраине, две старых сливы.


I (повтор)

Дом на окраине, две старых сливы.
Не слышно в доме скрипа половиц.
Скамейка во дворе, для снега, птиц,
Для тени старой сливы…  мертвой сливы.
И отчего здесь все так сиротливо,
Печаль холодных утренних страниц.
Дом на окраине, две старых сливы.

Не слышно в доме скрипа половиц.


Похожим можно назвать Венок сонетов, более сложные комбинации триолетов, квартоны и их сочетания, триолетов и октав (триолетно-октавный сонет) Федора Сологуба) и т.д.  Но не хватает небольшой детали – все приведенные тексты конечны, если не сказать о том, что любая строка текста может рассматриваться как первая или последняя строка другого текста.  Другими словами представленное мной  «КОЛЬЦО» - это только фрагмент еще не написанного текста… У этого «КОЛЬЦА» есть множество «ВХОДОВ» и «ВЫХОДОВ»

Например первый триолет (правда теперь он уже не первый)


Седой декабрь, глубокие снега
Дом на окраине, две старых сливы
Весь этот мир на облачном обрыве,
Из края в край лишь легкие  снега, –
Река, с которой стерлись берега…
Что ж не достали белые приливы,
Не схоронили в вечные снега

Дом на окраине, две старых сливы…

I

Дом на окраине, две старых сливы.
Не слышно в доме скрипа половиц.
Скамейка во дворе, для снега, птиц,
Для тени старой сливы…  мертвой сливы.
И отчего здесь все так сиротливо,
Печаль холодных утренних страниц.
Дом на окраине, две старых сливы.

Не слышно в доме скрипа половиц.

Или возьмем четвертый триолет – заключительный в нашем КОЛЬЦЕ

IV

Дверь привалило, тяжело открыть
Дом на окраине, две старых сливы.
Щелей оркестр – декабрьские мотивы
Я сплю. Глаза мне тяжело открыть…
И будто распускаю стены в нить,
В луч солнца, по-хозяйски, бережливо.
Дверь привалило, тяжело открыть,

Дом на окраине, две старых сливы.


..........................Но тогда может быть и V-ый

Дом на окраине, две старых сливы,
Как силуэт на лунной синеве
Что помнит он, какой далекий свет
Ночами освещал две старых сливы
Ветвей замерших чудные извивы,
Иных материй знак и их ответ:
Зачем сейчас и дом, и эти сливы

Как силуэт на лунной синеве…


...........................и VI-ой

Как силуэт на лунной синеве
Чернеет ветка кружевом спаленным.
Ты призраком возникла на траве –
Как силуэт на лунной синеве, -
Ты вознесла к невнемлющей листве
Недвижность рук изгибом исступленным...
Как силуэт на лунной синеве,

Чернеет ветка кружевом спалeнным.


……………… и ёлки-палки, задаю поиск в интернете, а это оказывается СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК и триолет Владислава ХОДАСЕВИЧА

И уже не сложно догадаться, что триолет может начинаться или заканчиваться со строки ТЫ ПРИЗРАКОМ ВОЗНИКЛА НА ТРАВЕ / ТЫ ВОЗНЕСЛА К НЕВНЕМЛЮЩЕЙ ЛИСТВЕ и т.п., создавая свои «КОЛЬЦА», «ВХОДЫ» и «ВЫХОДЫ»

Но и это не все…  например СОНЕТ (ведь зачем-то о нем сказали), так вот фрактальная поэзия создает на одном текстовом материале множество слоев, когда триолет = сонетной вариации (14-ти строчкам).

Т.е. из нашего «КОЛЬЦА» можно взять два триолета и записать их как 14-ть строк, но нюанс: серединная строка будет совмещенной, а последняя строка второго триолета - фрактальным хвостом или отсеченной строкой, или строкой еще не написанного триолета.


***
Седой декабрь, глубокие снега
Дом на окраине, две старых сливы
Весь этот мир на облачном обрыве,
Из края в край лишь легкие  снега, –
Река, с которой стерлись берега…
Что ж не достали белые приливы,
Не схоронили в вечные снега

Дом на окраине, две старых сливы…
Не слышно в доме скрипа половиц.
Скамейка во дворе, для снега, птиц,
Для тени старой сливы…  мертвой сливы.
И отчего здесь все так сиротливо,
Печаль холодных утренних страниц.
Дом на окраине, две старых сливы.


***
Дом на окраине, две старых сливы.
Не слышно в доме скрипа половиц.
Скамейка во дворе, для снега, птиц,
Для тени старой сливы…  мертвой сливы.
И отчего здесь все так сиротливо,
Печаль холодных утренних страниц.
Дом на окраине, две старых сливы.

Не слышно в доме скрипа половиц.
Снег по колена около порога.
Сквозь мерзлое стекло блестит дорога
Ни шороха, ни скрипа половиц
У форточки мелькание синиц
Неугомонное, то мир, то склока…
Не слышно в доме скрипа половиц.


***
Не слышно в доме скрипа половиц.
Снег по колена около порога.
Сквозь мерзлое стекло блестит дорога
Ни шороха, ни скрипа половиц
У форточки мелькание синиц
Неугомонное, то мир, то склока…
Не слышно в доме скрипа половиц.

Снег по колена около порога
Дверь привалило, тяжело открыть
И что ни куст то белый мегалит
Сарай – дольмен, а у его порога
Седая голова лесного бога
Из летней кучи гравия…  блестит
Снег по колена около порога.


***
Снег по колена около порога
Дверь привалило, тяжело открыть
И что ни куст то белый мегалит
Сарай – дольмен, а у его порога
Седая голова лесного бога
Из летней кучи гравия…  блестит
Снег по колена около порога

Дверь привалило, тяжело открыть
Дом на окраине, две старых сливы.
Щелей оркестр – декабрьские мотивы
Я сплю. Глаза мне тяжело открыть…
И будто распускаю стены в нить,
В луч солнца, по-хозяйски, бережливо.
Дверь привалило, тяжело открыть,


***
Дверь привалило, тяжело открыть
Дом на окраине, две старых сливы.
Щелей оркестр – декабрьские мотивы
Я сплю. Глаза мне тяжело открыть…
И будто распускаю стены в нить,
В луч солнца, по-хозяйски, бережливо.
Дверь привалило, тяжело открыть,

Дом на окраине, две старых сливы.
Не слышно в доме скрипа половиц.
Скамейка во дворе, для снега, птиц,
Для тени старой сливы…  мертвой сливы.
И отчего здесь все так сиротливо,
Печаль холодных утренних страниц.
Дом на окраине, две старых сливы.

(Не слышно в доме скрипа половиц.) – фрактальный хвост или первая строка нового текста



==================================

ФРАКТАЛЫ В ЛИТЕРАТУРЕ: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ОРИГИНАЛА (фрагмент, 2007 год)
.
Автор: Татьяна БОНЧ-ОСМОЛОВСКАЯ



… Быстро было обнаружено множество природных объектов, строение которых сходно с фракталами – это и ветки деревьев, повторяющие более крупные ветви, повторяющие ствол, и снежинки, и кровеносные пути и нервы, разветвляющиеся на более мелкие пути, которые ветвятся на еще более мелкие, и карта мозговых полушарий, да и любая карта, при увеличении масштаба превращающаяся в иную карту, фрагмент которой при следующем увеличении есть еще одна схожая карта, и т.д.

Однако нам неизвестны исследования литературных фракталов. В данной работе мы поставили задачу изучить литературные произведения с целью обнаружить среди них фракталы, скрытые или явные.

Представление о фракталах, и мечта о литературных фрактальных произведениях характерны для человеческой мысли с незапамятных времен: вспомним хотя бы мечту о Книге книг – книге, состоящей из книг, или книге, включающей в себя иные книги – если это и не фрактал, то первая к нему итерация.

Тот факт, что писатели прошлого никогда не слышали и не могли слышать о фракталах, ровно ничего не означает: «когда писатель (и вообще художник) говорит, что, работал, не думал о правилах, это означает только, что он не знал, что знает правила».


Попытаемся сформулировать, что представляют собой фракталы как произведения-сплав визуального искусства и математики, чтобы можно было соотносить с ними произведения литературы.

Поскольку мы занимаемся поиском фракталов в литературе, являющейся одним из видов искусств, мы будем рассматривать фрактал именно как произведение искусства, причем характеризующееся двумя основными характеристиками: 1) часть его неким образом подобна целому (в идеале, эта последовательность подобий распространяется на бесконечность, хотя никто никогда не видел действительно бесконечной последовательности итераций, строящих снежинку Кох); 2) его восприятие происходит по последовательности вложенных уровней. Заметим, что очарование фрактала как раз и возникает на пути следования по этой завораживающей и говокружительной системе уровней, возвращение с которой не гарантировано.

Пытаясь определить литературные фракталы, мы встречаемся с некоторыми принципиальными трудностями: во-первых, литературный текст, по сравнению с произведением визуального искусства, обладает одной существенной особенностью – он линеен, существует направление его прочтения от начала до конца. Впрочем, с этой особенностью текста успешно справляются как создатели палиндромов, закручивающих текст в двустороннее обращаемое кольцо, так и создатели интерактивной литературы, предлагающие читателю произвольно или по некоторому закону изменять порядок прочтения фрагментов текста.

Еще одной особенностью текста является его конечность. Эта особенность свойственна и визуальным работам, и именно фракталы вывели визуальные произведения за рамки формальной конечности.

Как же можно создать бесконечный текст? Этим вопросом задавался герой рассказа Х.-Л.Борхеса «Сад расходящихся тропок»: «…я спрашивал себя, как может книга быль бесконечной. В голову не приходит ничего, кроме цикличного, идущего по кругу тома, тома, в котором последняя страница повторяет первую, что и позволяет ему продолжаться сколько угодно»3.

Посмотрим, какие еще решения могут существовать.

Заметим еще, что в действительности требуется не так много итераций, чтобы фигура воспринималась как фрактальная. Стремящийся к большим и бесконечно большим числам человеческий разум, в реальности вполне удовлетворяется числом итераций, лежащим где-то между психологическими константами три и семь. Рассматривание последовательности увеличивающихся масштабов фракталов Мандельброта на компьютере, требующее от наблюдателя только нажатия кнопки мыши, обычно не идет дальше трех-пяти приближений, после чего внимание переключается на другую картинку. Снежинка Кох на нашем рисунке представлена пятью приближениями, на рис.5 – можно обнаружить семь развилок у дерева, что уже убеждает зрителя во фрактальности объекта. Большие усложнения могут вызвать, видимо, только скуку, головную боль или, у самых настойчивых исследователей, психические проблемы.

А что же подлинная бесконечность, подлинное и совершенное знание? Видимо, она лежит за пределами человеческого восприятия. Как утверждал писатель XVII века Марин Мерсенн в «Quaestiones super Genesim», «наличие у человека чувства бесконечности уже является доказательством бытия Бога»4. Но стремление человека к бесконечному, принципиально недостижимому, и есть доказательство его человечности.

Бесконечные повторяющиеся тексты и их модификации

Самыми простым бесконечным текстом будет текст из бесконечного количества дублирующихся элементов, или куплетов, повторяющейся частью которого является его «хвост» – тот же текст с любым количеством отброшенных начальных куплетов. Схематически такой текст можно изобразить в виде неразветвляющегося дерева или периодической последовательности повторяющихся куплетов. Единица текста – фраза, строфа или рассказ, начинается, развивается и заканчивается, возвращаясь в исходную точку, точку перехода к следующей единице текста, повторяющей исходную. Такой текст можно уподобить бесконечной периодической дроби: 0,33333…, ее еще можно записать как 0,(3). Видно, что отсечение «головы» – любого количества начальных единиц, ничего не изменит, и «хвост» будет в точности совпадать с целым текстом.

Среди таких бесконечных произведений – стихи для детей или народные песенки, как, например, стишок о попе и его собаке из русской народной поэзии, или стихотворение М.Яснова «Чучело-мяучело», повествующее о котенке, который поет о котенке, который поет о котенке….
Или, самое короткое: «У попа был двор, на дворе был кол, на колу мочало – не начать ли сказочку сначала?... У попа был двор...»

Схематично эти тексты могут быть записаны как .

Другие стихотворения этого класса обладают схемой типа , например:

Еду я и вижу мост, под мостом ворона мокнет,
Взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду я и вижу мост, на мосту ворона сохнет,
Взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет…
К последним текстам можно отнести знаменитую притчу о бабочке Чжуан Цзы, если перефразировать ее следующим образом: «Притча о философе, которому снится, что он бабочка, которой снится, что она философ, которому снится, что он бабочка, которой снится, что она философ, которому снится…».
………………………………………………………………….…… на этом сне мы пока и остановимся


Рецензии
Привет, это задание или для ознакомления?
Если задание, то по пунктам можно в двух словах?

Лена Оливвла   19.12.2022 10:26     Заявить о нарушении
) пока для ознакомления
.
и "да" "задания" тоже будут, но чуть позже - и не совсем задания, о описаны возможности, пути.. это возможность прямого творческого общения с различными культурами, временами, в том числе и будущем
) хочешь к древним грекам или персам, а хочешь к марсианам... любой каприз...
.
например, можно будет попробовать начать с цикла прибалтийских сонетов...

Психоделика Или Три Де Поэзия   19.12.2022 10:52   Заявить о нарушении
Судковского здесь вкину, а то там уже железно затеряется в старой рецке:
Руфин Судковский

http://stihi.ru/2022/12/15/6334 (зеркалка в рецензии от Анатоля Страхова)
http://stihi.ru/2022/12/15/7254

http://stihi.ru/2022/12/17/5796

http://stihi.ru/2022/12/24/5616

http://stihi.ru/2022/12/24/7338

Лена Оливвла   25.12.2022 00:59   Заявить о нарушении
Ты эти ссылки видел? Или затеряется?

Лена Оливвла   27.12.2022 07:27   Заявить о нарушении
) видел..
вчера надо было собрать то что по игре с триолетами, и чуть иначе оформить..
.
сегодня (ближе к вечеру планирую посмотреть все что сделано по картинам)

Психоделика Или Три Де Поэзия   27.12.2022 11:11   Заявить о нарушении