Не суй свой нос... Из тетради Тимура

Запись из тетради Тимура 2
Когда-то очень давно, когда я еще ходил в детский сад, мама повезла меня в город Козельск, город-герой, который стоит на реке Жиздра. Туристы ходили  там за экскурсоводом, а она рассказывала им о древней стоянке славян на этом месте. Потом  их возили по храмам и прочим достопримечательностям.  Дети, и особенно я, добегали до каменных или деревянных построек первыми, и с удовольствием ждали, когда же подойдут остальные.
Я был слишком мал, чтобы вникать во все подробности того, о чём  рассказывают. Запомнились только фразы, которые кричали древние славяне на реке. Они заходили с одной стороны  и громко спрашивали: «Как дела?»,  а с другого берега им громко отвечали: «Живо-здорово». Отсюда и название реки пошло. Весело и дружно, правда? можно даже было поиграть, изображая древних людей и накричаться вдоволь.
Потом нас везли на автобусе в какую-то деревушку, её называли Царское село. «Там цари жили?» - спросил я у мамы. Но мама не знала что ответить. Автобус остановился, все снова вышли и отправились осматривать новые  храмы. Взрослые называли это каким-то монастырем. На его территории стоял дом, в котором жил когда-то  поэт Булат Окуджава, когда работал учителем русского языка и литературы. Ничего примечательного: дома, церкви и парк, разноцветные розы в большом количестве, лес, в котором можно было спуститься вниз по ступенькам. Мне этот лес напоминал загородный парк в Самаре.  Но главное, о чём мне потом рассказывала мама, это дом старца Амвросия. Именно он, один из мудрых старцев из «Оптиной Пустыни» основал этот монастырь. Здесь Амвросий сочинял свои короткие стихотворные мудрости. Святой отец их не писал, он «сорил» ими в простой речи, а после  за ним записывали его ученики. Я помнил как тогда мы  с мамой хотели на обратном пути, после источника, купить книгу с изречениями старца, да не получись. Все экземпляры были раскуплены. Мама   успела лишь  полистать книгу и прочитать  вслух одну фразу: «Не суй свой нос в чужой вопрос, чтоб нос до пола не дорос». Я сразу же  пробовал изобразить. Мама меня поругала, взяла за руку, и повела к источнику. Я тогда  так и  не окунулся полностью: вода была холодной. Я  заплакал и закутался в полотенце. «Нас вели сюда, чтобы мы искупались в ледяной воде?» . Но потом  я увидел огромную улитку и  успокоился, принялся играть с ней и даже хотел унести с собой. Мама же объяснила, что улитке лучше  остаться здесь в этом лесу, в автобус всё равно  с ней не пустят.
 Вот и все мои воспоминания  о путешествии в Калужскую область. О доме Булата Окуджавы, я, конечно же, узнал позже, когда стал старше. Однажды, когда мы с мамой пересматривали фотографии, она  рассказала  об этом поэте, даже песни включала. Но мне было не очень интересно,   я не привык к таким песням:  их нужно внимательно слушать. В них есть глубокая мысль и даже мудрость.
Но фраза, которую я когда-то пробовал изображать, не понимая ее смысл, пригодилась  мне однажды.
В школе, где  я учился,  появились новички - близнецы. Они совсем недавно приехали в город, и даже поселились в том же дворе, где проживал и я. Братья были одинаковые совершенно, даже по одежде  трудно были различить. Их мама обязательно покупала им что-то отличающее, но они либо обменивались вещами, либо искусно изображали друг друга. Их все равно путали. Даже в школе один отвечал урок вместо другого.
И эта особенность один вместо другого и стала решающей. Один из близнецов начал наглеть. Брат вместо него трудился, помогал, а тот бессовестно пользовался. Одного, труженика, звали Мишей, второго Андреем.  Миша любил поесть, но всё равно жертвовал иногда своей порцией ради брата, а тот съедал.
 Какая-то сверхъестественная связь была между близнецами. Однако всё равно они различались по характеру.  И когда мы с соседом по имени Егор стали замечать это, то научились различать близнецов по мимике и характеру.
Движения Андрея были уверенны, на лице часто встречалась либо агрессия, либо капризы. Часто он бывал весел, любил побегать и даже покомандовать. У Андрея был талант: он очень хорошо рисовал. Иногда, правда, нехотя помогал Мише на  уроке рисования. Делал он это, видимо, либо за обещанную награду, либо по очень большой милости. Хотя Андрею даже неведомо было значение этого слова. Он часто показывал всем во дворе свои рисунки и хвастал, что это он вместо Миши нарисовал.
Так я и понял однажды, каков на самом дел Андрей. Не нравился он мне, и Мишу было жалко. Миша  был спокойнее, любил учиться. Он не был отличником, но и учился неплохо.  Были, конечно, и тройки, но не так много. Бывает же так, что человек  - гуманитарий.
Миша всегда учил уроки, выполнял любые поручения мамы,  и часто  вместо Андрея. Братья сами рассказывали приятелям во дворе о том, как Миша вместо Андрея мог выбросить мусор, убраться в комнате. Миша всегда говорил, что ему не сложно встать минут на двадцать раньше Андрея  и сложить ему учебники в сумку. Миша, как хозяйка, или как заботливая  наседка ухаживал за цыпленком- братом,  А Андрей же, в свою очередь, ничего не делал даром. За каждый нарисованный лист он брал плату: либо решить  задачу, либо застелить постель.
Нам, порой, было неприятно смотреть, как Андрей хвастается, рассказывает  о том, что Мишка всю посуду перемыл и сейчас спустится гулять.
 И вот мы с Егором  решили однажды проучить Андрея. О Мише мы тогда и не думали. Заманили  кота  близнецов по кличке Сникерс на верхушку дерева, и когда их мама  начала звать сыновей домой, показали ей на кота. Она всплеснула руками и выбежала на улицу.  Берёза, на верхушке которой сидел кот, стояла как раз рядом со скамейкой. Сидящему  на ней не было видно того, кто стоял возле дерева.  На эту скамью и сел Андрей. Он не обратил внимания на мать, а она тем временем тщетно звала кота вниз. Кот от испуга начал взбираться еще выше. Андрей вновь принялся хвастать. Его, как нарочно, понесло. Вначале близнец рассказал о Мишке, который вместо него, Андрея,  решил трудную задачу и получил пять. И ему, Андрею, а не Михаилу поставили в журнал оценку. Потом поведал о том, что, не смотря на очередь Андрея, сегодня в их комнате убирается  снова Мишка. А мама, как всегда, ничего не замечает.
- Ах вот как! – неожиданно раздался голос мамы. – Значит, не замечаю, а ты над братом издеваешься. Вот, стервец! А, ну марш домой! Спасибо, теперь буду замечать!!!
Она  слегка толкнула сына по направлению к подъезду, совершенно забыв про кота, который остался на дереве.
- Мам, я только вышел,- начал канючить Андрей.
- Ничего, подышал немного и хватит. И, как ты, верно, заметил, сегодня не Миши-на очередь убираться. Вот и займешься делом. А еще и завтра уберешься вместо Миши.
Андрей что-то ответил, но ребята уже не разобрали: Андрей с матерью зашли внутрь.
мы с  Егор перемигнулись. Фокус удался. Виновник наказан. А кот? Кота потом помог снять дядя Коля. Он принес раздвижную лестницу и оторвал совершенно обессилевшее и очень испуганное животное от ствола березы.
На улицу вышел Миша. Он сел на скамью. Мальчик как будто не замечал нас. А мы отдали ему Сникерса.  Миша машинально взял животное на руки и даже ничего не спросил. И тут только я увидел, что мальчик молча плакал. Обнимал кота  и плакал. Я первый раз увидел слезы на лице Миши.
- Миша, что случилось? Тебя наказали?
- Нет.
-Ты  двойку в школе получил и дома узнали?
-Нет, - Миша как будто оторвался от какого-то размышления, посмотрел на нас и попытался улыбнуться.
- А что тогда?
Близнец молчал. Он словно не хотел разговаривать. А потом вдруг неожиданно выдавил:
- Ему теперь фотоаппарат не купят. Мама, сказала, что пока не будет учиться и рассказывать ей уроки лично, она его никуда не отпустит.
- А причем тут фотоаппарат?
- Ни при чем. Его на день рождения могли купить за хорошее поведение.
- А у Андрея плохое поведение?
Миша молчал. Видно было, что он не хочет говорить на эту тему. И тут передо мной возник образ старца с его фразой: «Не суй свой нос в чужой вопрос…».  Я наконец-то понял смысл этой фразы. Исчез  образ Буратино с длинным растущим носом,  и перед глазами возник кающийся грешник, отдающий поклоны  в пол.
Вот так. Миша любил брата. А вот заслуживает  ли Андрей такой любви, это уже не наше дело. Близнецы сами должны во всем разобраться. Я сделал вывод: помогать нужно только тогда, когда тебя об этом просят. И тут старец Амвросий, которого я представлял себе худым старичком с бородой, словно подмигнул  мне в воображении и улыбнулся.
Зачем я это пишу? Я и сам не знаю. Дневники ведут девчонки. Я не собираюсь этого делать, расписывая всё по дням. И исповедь составлять не собираюсь. Просто написал. Чувствую ли я себя писателем? Конечно! Если не считать того, что описываю собственную жизнь. Может быть, это и правда исповедь? Но не совсем обычная. Мне так легче понять себя, обдумать то, что чувствую.  Лишь бы не прочитал кто-нибудь это.


Из цикла рассказов о Тимуре.
1. Искусство воина в самообладании.
2. В дружбе - сила.
3. Любовь или война.
4. Вчера была война.
5. Из тетради Тимура ( запись 1)
6. Не суй свой нос. ( Из тетради Тимура. Запись 2)
7. Ведьма.


Рецензии
Я, Владимир 3-ий,своим указом присваиваю Нине Земковой звание кандидата философских наук без защиты диссертации!

Владимир Орныш-Полонский   10.01.2023 19:37     Заявить о нарушении
Спасибо, конечно. Но зачем?( и смайлик улыбка)

Нина Земкова   03.04.2023 21:09   Заявить о нарушении
Не знаю, как другие, но иногда перечитываю свои же собственные произведения прошлых лет и удивляюсь, открываю что-то новое...Мы ведь тоже бываем читателями того, что сочинили прежде.

Нина Земкова   03.04.2023 21:14   Заявить о нарушении