Эссе Эсфирь. Действовала мудро и самоотверженно

ЭСФИРЬ. ОНА ДЕЙСТВОВАЛА МУДРО, СМЕЛО И САМООТВЕРЖЕННО.

ЭСФИРЬ медленно шла к трону. Её сердце тревожно билось. В огромном тронном зале дворца в Сузах воцарилась такая тишина, что Эсфирь слышала каждый свой шаг и шелест своих изысканных одеяний. Ей было не до пышного убранства царского дворца с его величественными колоннами и резным потолком из ливанского кедра. Всё её внимание было приковано к человеку, который сидел на троне,— к человеку, в чьих руках была её жизнь.

Протянув золотой скипетр в сторону Эсфири, царь внимательно смотрел на неё. Этот простой жест означал, что ей будет сохранена жизнь. Так царь показал, что прощает её за проступок — за то, что она предстала перед ним без приглашения. Эсфирь подошла к трону и в знак благодарности коснулась конца скипетра (Эсф. 5:1, 2).

Внешний вид царя Ахашвероша (Ксеркса I) свидетельствовал о его несметном богатстве и огромной власти. Считается, что царские одеяния персидских монархов того времени стоили по современным меркам сотни миллионов долларов. Всё же Эсфирь, должно быть, видела в глазах своего могущественного мужа теплоту, ведь он по-своему любил её. Он сказал: «Что у тебя, царица Эсфирь? Какая у тебя просьба? Даже если попросишь до половины царства, тебе будет дано!» (Эсф. 5:3).

Эсфирь уже проявила выдающуюся веру и мужество, представ перед царем, чтобы спасти свой народ от истребления. Пока всё шло хорошо, но самое трудное было ещё впереди. Ей предстояло убедить гордого монарха в том, что советник, которому он так доверяет,— злодей, хитростью заставивший царя обречь народ Эсфири на гибель. Как ей это сделать? И чему её пример может нас научить?
 
ОНА МУДРО ВЫБРАЛА «ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ».

Стала ли Эсфирь рассказывать обо всём царю на глазах у придворных? В таком случае она рисковала бы прилюдно унизить мужа; кроме того, это дало бы Аману возможность оправдаться. Как же поступила Эсфирь? Несколькими веками ранее мудрый царь Соломон написал под вдохновением Бога: «Всему своё время... время молчать и время говорить» (Эккл. 3:1, 7). Скорее всего, приёмный отец Эсфири, богобоязненный Мардохей, обучал её таким принципам, пока она росла. Она определённо понимала, насколько важно тщательно выбирать «время говорить».

Эсфирь сказала: «Если царю угодно, то пусть царь с Аманом придёт сегодня на пир, который я для него приготовила» (Эсф. 5:4). Царь согласился и взял с собой Амана. Заметьте, как мудро поступила Эсфирь. Она не уронила достоинства мужа и позаботилась о том, чтобы рассказать ему о своих беспокойствах в более подходящей обстановке. (Прочитайте Притчи 10:19.)

Несомненно, Эсфирь, желая во всём угодить мужу, тщательно подготовилась к этому пиру. Среди прочего, на пире было лучшее вино, чтобы царь был в хорошем настроении (Пс. 104:15). Ахашверош остался доволен пиром и опять спросил Эсфирь, какая у неё просьба. Может быть, «время говорить» настало?

Эсфирь так не считала. Она попросила царя прийти вместе с Аманом на пир и на следующий день (Эсф. 5:7, 8). Почему она медлила? Царский указ грозил смертью всему её народу. Помня об этом, Эсфирь хотела убедиться, что момент был подходящим. Поэтому она решила подождать и ещё раз показать мужу, что дорожит им.

Терпение — это редкое и весьма ценное качество. Хотя Эсфирь очень переживала и хотела рассказать обо всём царю, она терпеливо ждала подходящего времени. Её пример может многому нас научить. Порой мы замечаем какую-то проблему, требующую решения. Если мы хотим убедить человека, наделённого властью, заняться ею, нам, возможно, стоит последовать примеру Эсфири и проявить терпение. В Притчах 25:15 говорится: «Терпением можно расположить начальника, и кроткий язык переламывает кость». Если мы, подобно Эсфири, терпеливо ждём подходящего времени и говорим с кротостью, то сможем преодолеть даже очень сильное противодействие. Благословил ли Бог терпение и мудрость Эсфири?

ТЕРПЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Благодаря терпению Эсфири события приняли неожиданный оборот. Аман покинул пир в хорошем расположении духа, «радостный и с весёлым сердцем», ведь и царь, и царица отнеслись к нему с большой благосклонностью. Однако, выходя из дворца, он увидел Мардохея — еврея, который по-прежнему не оказывал ему особых почестей. Как уже упоминалось в предыдущем рассказе, Мардохей поступал так не в знак пренебрежения, а потому, что внимал голосу своей совести и не хотел лишиться дружбы с Богом. Тогда «Аман разозлился на Мардохея» (Эсф. 5:9). Когда Аман рассказал об этом своей жене и друзьям, они посоветовали ему поставить огромный столб высотой более 20 метров и попросить у царя разрешения повесить на нём Мардохея. Аману эта идея пришлась по душе, и он тут же велел приготовить столб (Эсф. 5:12—14).

Однако его планам не суждено было осуществиться. «Той ночью царь не мог уснуть»,— говорится в Библии. Тогда он распорядился, чтобы ему читали вслух книгу официальных записей. Ему прочитали о заговоре против него. Он вспомнил об этом случае и о том, что заговорщиков поймали и казнили. А что стало с Мардохеем, благодаря которому заговор был раскрыт? Царь поинтересовался, как вознаградили Мардохея. Что же он услышал в ответ? «Ничего для него не было сделано». (Прочитайте Эсфирь 6:1—3.)

Взволнованный, царь спросил, кто из придворных сановников мог бы помочь ему исправить это упущение. Из всех сановников с утра пораньше во дворец явился Аман,— по всей видимости горя желанием получить разрешение казнить Мардохея. Однако, прежде чем он успел обратиться к царю со своей просьбой, Ахашверош спросил его, как следует почтить человека, заслужившего расположение царя. Считая, что царь говорит о нём, Аман выдумал целую церемонию: такого человека следует облечь в царские одеяния и поручить знатному сановнику провести его по Сузам на царском коне, произнося во всеуслышание слова хвалы. Представьте себе, как изменился в лице Аман, узнав, что царь говорит о Мардохее! А кто же должен был оказать Мардохею все эти почести? Сам Аман! (Эсф. 6:4—10).

Можно представить, с каким нежеланием Аман выполнил унизительное для него повеление царя. После этого он поспешил домой. Узнав о таком повороте событий, жена и друзья Амана стали в один голос пророчить, что он потерпит поражение перед евреем Мардохеем (Эсф. 6:12, 13).

Благодаря тому что Эсфирь проявила терпение и подождала ещё один день, прежде чем изложить свою просьбу царю, произошли события, которые привели к падению Амана. Возможно, это Бог сделал так, что царь не мог заснуть (Прит. 21:1). Неудивительно, что Слово Бога побуждает нас «терпеливо ждать». (Прочитайте Михея 7:7.) Если мы ждём Бога, мы увидим, что он может решить наши проблемы несравненно лучше, чем мы сами.

ОНА ГОВОРИЛА СО СМЕЛОСТЬЮ.

Эсфирь решила больше не испытывать терпение царя и рассказать обо всём во второй день пира. Но как ей это сделать? Случай представился, когда во время пира царь сам снова спросил её, какая у неё просьба (Эсф. 7:2). Для Эсфири наступило «время говорить».

Возможно, Эсфирь молча обратилась к Богу в короткой молитве, а затем произнесла: «Если я обрела благосклонность в твоих глазах, царь, и если царю угодно, то пусть по моему прошению мне будет дарована моя душа и по моей просьбе — мой народ» (Эсф. 7:3). Заметьте, что она заверила царя, что уважает его желания и решения. Как же Эсфирь отличалась от Вашти, его бывшей жены, которая намеренно унизила своего мужа! (Эсф. 1:10—12). Кроме того, Эсфирь не упрекала мужа за то, что он наивно поверил Аману. Она лишь молила царя о том, чтобы он спас её от смерти.

Такая просьба, несомненно, потрясла царя. Кто посмел угрожать жизни царицы? Эсфирь продолжила: «Мы, я и мой народ, проданы на уничтожение, гибель и истребление. Если бы нас продали, чтобы сделать рабами и служанками, я молчала бы. Но этого несчастья нельзя допустить, потому что это причинит ущерб и царю» (Эсф. 7:4). Обратите внимание, что Эсфирь прямо рассказала о проблеме и добавила, что промолчала бы, если она и её народ были бы проданы в рабство. Но истребление целого народа причинило бы царю слишком большой ущерб, чтобы молчать об этом.

Пример Эсфири учит нас тому, как убеждать людей. Если вам нужно рассказать о серьёзной проблеме близкому человеку или тому, кто наделён властью, то вам очень помогут терпение, уважение и искренность (Прит. 16:21, 23).

Ахашверош спросил: «Кто это? Где тот, кто осмелился так поступить?» Представьте, как Эсфирь указывает на Амана и говорит: «Противник и враг — этот злой Аман». Это было полной неожиданностью. Амана охватил ужас. Должно быть, лицо царя побагровело от гнева, когда он понял, что советник, которому он так доверял, хитростью заставил его подписать указ, означавший смерть для его любимой жены! В ярости царь вышел в сад, чтобы успокоиться (Эсф. 7:5—7).

Разоблачённый Аман трусливо припал к ногам царицы. И тут вошёл царь. Увидев Амана у ложа Эсфири, он в гневе обвинил его в том, что тот пытался изнасиловать царицу — причём в доме царя! Для Амана это прозвучало как смертный приговор. Его тут же увели, накрыв ему лицо. Один из сановников сказал царю, что Аман приготовил высокий столб, на котором собирался повесить Мардохея. Ахашверош незамедлительно распорядился, чтобы на том столбе повесили самого Амана (Эсф. 7:8—10).

В нашем несправедливом мире порой кажется, что справедливость никогда не восторжествует. Знакомы ли вам такие чувства? Эсфирь никогда не отчаивалась, не теряла надежды и не разочаровывалась в людях. Когда пришло время, она смело выступила за то, что правильно, вверив всё остальное в руки Господа. Давайте поступать так же! Ведь Бог не изменился. Он по-прежнему в силах обратить коварные умыслы злых людей против них самих, как это было в случае с Аманом. (Прочитайте Псалом 7:11—16.)

ОНА ДЕЙСТВОВАЛА САМООТВЕРЖЕННО РАДИ ГОСПОДА И ЕГО НАРОДА.

Царь наконец узнал, что Мардохей не только тот, кому он обязан жизнью, но и приёмный отец Эсфири. Ахашверош назначил Мардохея вторым лицом в царстве вместо Амана. Дом Амана со всем его огромным богатством царь отдал Эсфири, а та поставила над ним Мардохея (Эсф. 8:1, 2).

Могла ли царица успокоиться теперь, когда для неё и Мардохея опасность миновала? Нет, поскольку она думала не только о себе. Ведь в то самое время гонцы несли во все концы империи указ Амана об истреблении евреев. Чтобы выбрать наиболее благоприятный момент для осуществления своего злобного замысла, Аман бросал пур, или жребий, что, очевидно, было одной из форм спиритизма (Эсф. 9:24—26). Хотя до назначенной даты оставалось несколько месяцев, медлить было нельзя. Что могло бы предотвратить беду?

Эсфирь ещё раз подвергла свою жизнь опасности, представ перед царём без приглашения. На этот раз она слёзно умоляла мужа отменить ужасный указ. Однако законы, утверждённые персидским монархом, не могли быть отменены (Дан. 6:12, 15). Поэтому царь позволил Эсфири и Мардохею издать новый указ, который давал всем евреям право защищаться. Во все части обширной империи помчались гонцы, неся евреям добрую весть, вселявшую в их сердца надежду (Эсф. 8:3—16). Можно представить, как евреи вооружались и готовились к защите, что было бы невозможно без нового указа. Однако вступится ли за свой народ «Бог воинств»? (1 Сам. 17:45).

В назначенный день народ Бога был готов. Даже многие персидские сановники встали на сторону евреев, услышав новость о том, что вторым лицом в государстве стал Мардохей, который был евреем. Бог даровал своему народу великую победу. Он позаботился, чтобы враги потерпели полное поражение и уже не смогли причинить вред его народу (Эсф. 9:1—6).

Царь позволил евреям сражаться с их врагами и на следующий день (Эсф. 9:12—14). Иудеи до сих пор каждый год в месяце адаре (приходится на конец февраля — начало марта) вспоминают эту победу, отмечая праздник Пурим, названный из-за жребия, который бросал Аман, желая покончить с израильтянами.

Всё же, пока были живы десять сыновей злобного Амана, Мардохей не мог безопасно управлять его домом. Поэтому они тоже были убиты (Эсф. 9:7—10). Так исполнилось ранее высказанное Богом библейское пророчество о том, что амаликитяне, враги Божьего народа, будут полностью истреблены (Втор. 25:17—19). По всей видимости, сыновья Амана были одними из последних представителей этого нечестивого народа.

На хрупкие плечи Эсфири легла огромная ответственность. Например, она участвовала в составлении указов, связанных с военными действиями и казнью. Это было очень непросто. Но воля Бога состояла в том, чтобы защитить свой народ, так как из народа Израиль должен был произойти обещанный Мессия. А благодаря ему человечество обрело бы надежду на спасение (Быт. 22:18). Однако, когда Иисус, Мессия, был на земле, он запретил своим последователям участвовать в военных действиях, и современные служители Бога повинуются этому указанию (Матф. 26:52).

Но, как христиане, мы участвуем в духовной войне, ведь Сатана всеми силами пытается разрушить нашу веру в Бога. (Прочитайте 2 Коринфянам 10:3, 4.) Как замечательно, что у нас есть пример Эсфири! Пусть он поможет нам убеждать других с мудростью и терпением, проявлять веру и мужество!

ТОЧНА ЛИ ИСТОРИЧЕСКИ КНИГА ЭСФИРЬ?

Некоторые критики считают, что нет. Однако многие учёные отмечают исключительную осведомлённость автора этой книги о жизни персидских царей, а также об архитектуре и обычаях персов. Действительно, о царице Эсфири не упоминается в сохранившихся светских документах, но она была не единственным человеком из царского двора, чьё имя было удалено из архивов. Кроме того, в некоторых светских документах говорится, что во время, описанное в книге Эсфирь, в Сузах на службе при дворе состоял человек по имени Мардука (персидский эквивалент имени Мардохей).
 
ИСПОЛНИВШЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО.

Встав на защиту Божьего народа, Эсфирь и Мардохей исполнили библейское пророчество. Более 12 веков до того Бог вдохновил патриарха Иакова предсказать об одном из своих сыновей: «Вениамин будет раздирать добычу, как волк. Утром он будет есть пойманное животное и вечером делить добычу» (Быт. 49:27). «Утром», или на заре царства Израиль, за народ Бога сражался царь Саул и другие отважные воины, потомки Вениамина. «Вечером», то есть когда прекратилась династия израильских царей, над врагами Бога была одержана победа благодаря вениамитянам Мардохею и Эсфири. Можно сказать, они поделили добычу, когда им перешло всё огромное имущество Амана.


Рецензии