Как я очищал солярку для дизеля
Вспомнил, как я служил в 1973-1975 годах (Подмосковье, Балашиха, Главный узел связи погранвойск КГБ при Совете Министров СССР).
1. Примерно Раз в год у нас были полевые занятия (3-6 дней). Это когда взвод передвижной связи выезжает в марте-апреле в поле. Внизу уже снег подтаял (был мокрый снег), поэтому сапоги после выполнения боевой задачи были мокрые.
Но никто не болел, поскольку примерно 7- 8 часов все (солдатики и офицеры- от лейтенанта до майоров- командиры 3-4 взводов связи) были в непрерывном движении.
Главная задача одного взвода связи- поставить четыре мачты (опоры) для поднятия специального медного, так называемого ромба (антенны). Сейчас уже не помню, но высота одной мачты (опоры) примерно 25-35 метров. В этой работе участвовали все: командир взвода связи; шофера 4-х машин, связисты, электромеханики.
2. Ромб-антенну по нормативам развертывали на мачтах , а затем проводом соединяли с силовым передатчиком, от которого и испускаются мощные радиоволны. Радиоволны от передатчика через ромб-антенну из Подмосковья доходили до границы, например, на Дальнем Востоке. Скажем где-то в Хабаровском пограничном округе их радиоприемники ловили радиоволны, в виде прерывистых сигналов (помню букву о в виде напева: соловей (быстро-это точка-S),-околоо- (буква -О), соловей (быстро-это буква - S)- это сигнал SOS- спасите наши души, так моряки тонущего корабля просят о помощи); эти точки приемники ловили в виде азбуке морзе- связистыбыстро записывали, как в кино, затем расшифровывали в виде букв и слов. Это слухачи, элита связи. Ребята с хорошим слухом. Тогда спутниковой связи в Погранвойсках не было.
4. Я по слуху, в радисты, сразу не подошел. Да, и не стремился, был уже техником-электриком, после Политеха и призвали.
В радисты брали обычно пацанов , после школы, да, с тонкими пальчиками (азбуку морзе выстукивать) и хорошим слухом.
5. Поэтому Я был электромехаником. Вечером , на учениях в поле, была команда завести дизель. Я заводил передвижной дизель-генератор, 75 квт. Да, там сидел грелся, а дизель работал всю ночь. Так, дремал иногда; от дизеля идет тепло; дизель тарахтит, клапаны хлопают с пружинками, такая монотонная песенка,наверно, и засыпал ( или в такой сладкой полудреме, когда вроде бы спишь, но технику контролируешь 3 интуитивно, что ли?). Потом зампотех по автомобилям и дизелям (был у нас капитан, хороший человек; даже очень хороший, поэтому не очень требовательный).
А в армии должны быть командиры требовательные, без панибратства.
И в то же самое время командиры должны быть без чванства, гордыни, самолюбования и т.п. (таким солдаты верить не будут.)
6. Однажды на учениях дизель заглох по причине того, что заправщик солярки низко опустил заправочную трубу в цистерну, в результате чего вместе с соляркой вода попала (со дна цистерны заправщика). Пришлось мне воду из топливного бака дизеля сливать (внизу у бензобака есть краник, вода тяжелее солярки, она вытекла; дальше большой отверткой каждую форсунку прокачал, вода вышла из цилиндров, дальше в камеру попала уже нормальная солярка; нажал на красную кнопку и опять дизелек затарахтел). Тогда техника была самая простая, легкая в обслуживании, а потому самая надежная.
По периметрам, возможно, были и часовые, охрана. Я этим не занимался. У техников-электриков другие задачи.
7. После службы (1975 г) до 2005 года числился прапорщиком запаса, техником силовых и осветительных агрегатов, погранвойска...
8. Но в Армии важны не только патроны, важен обустроенный быт. Мы-служивые после смены приходили в развернутую палатку. Там уже были дощатые щиты (под ними лапы из елок, ). На щитах матрацы со специальными подушками (ложились в брюках и гимнастерке (в носках). Посредине палатки было 2-3 печки - буржуйки.
Обустройством, кормлением и т.п. бытовыми проблемами занимался хозвзвод, для всех 3-4 взводов связи (четыре машины (ЗИЛы): машина -передатчик; машина с генератором; машина радиорелейной связи (для приема от местных начальников), такелажная (там ромб, колена для четырех мачт (столбиков-опор, цепи-растяжки на каждую мачту, и пр.) еще одна?). Никто из нас не спал в окопах.
Полагаю, что любое подразделение должно иметь либо палатку с печкой либо специальные машины с шоферами для 6-8 человек, где можно поспать часов 5-8. Этим должны заниматься отделение хозвзвода.
В казарменных условиях часовые или караульные спали 2- часа, 2 часа на карауле стояли.
В карауле (склады охраняли с машинами и с еще с чем-то) зимой в длинных овчинных шубах, в валенках, -в зимнем обмундировании.
Обычно, когда не в карауле, ходили в яловых сапогах. В сапогах теплые портянки, которые можно было перемотать на вторую сторону. А после смены просушить в отдельной палатке или сушилке.
9. Если бы мне сейчас в полевых условиях предложили берцы и сапоги: зимой, весной, осенью я бы выбрал яловые сапоги и два комплекта теплых портянок.
Зимой, 5- 6 пар лыж на отделение (разведчиков, стрелков, радистов, пулеметчиков и т.п.) или взвод, например, связи - тоже не помешали бы.
На лыжах у нас солдатики, сержанты и взводные зимой проходили, когда это требовалось для службы, за 1 час примерно 8-12 км, в зависимости от условий и задачи.
9.12.2022 г.
Я расскажу как очищал саляру (в 1973-1975 гг)
Для дизеля почти в 110 Квт
Мой дизелек однажды по ошибке
Хлебнул водички разов пять подряд.
Я в этом никого не обвиняю:
В сем деле был запутанный клубок
Случайных чисел и случайностей превратных
Известно, что и палка стреляет один раз в год.
А дело в том, что наш заправщик
Немного перепил водицы, возможно, и вчера
И вместо масла и солярки
Набрал воды с цистернового дна.
А клапаны исправно все стучали
И по привычки вдули, но воду
А дизелек он все ж привык к солярке
"Так возмутился и выплюнул "не свою еду". (Покрылся паром)
18.12.2022 г.
Профессор, доктор права, начинал службу в 1973-1975 (в/ч 2336);
1978-1900 -следователь, доцент Тюменской школы милиции (должность полковника).
С 2005 года -доктор юрид. наук, декан, завкафедрами (гражд права, государственно-правовых дисциплин; гражданского права и процесса (1991-1996 гг. Филиал МГУ в г. Ульяновске).Ныне профессор (68 лет), адвокат.
Свидетельство о публикации №122121802896