Быстро, но не торопясь

   - Мама, а что значит "быстро, но не торопясь"? - усаживаясь рядом на диване с мамой, спросила Настенька. - Ты обещала мне рассказать. 
   Мама отложила в сторону книгу Эрика Фромма "Искусство любить", философия которой помогала ей очень бережно относиться к воспитанию дочери, обняла ее и сказала:
   - Ну что ж, давай порассуждаем.
   - Давай, - согласилась Настенька.
   - Подумай и ответь мне на вопрос: когда ты куда-то торопишься, все ли у тебя получается?
   Настенька задумалась.
   - Ну, когда я слишком заиграюсь перед тем, как отправиться в садик, у меня с трудом получается надеть правильно колготки, да и то пятка может оказаться не на своем месте, и очень неудобно потом идти. И я злюсь.
   - А что ты чувствуешь, когда ты торопишься надеть колготки?
   - Я переживаю, что опаздываю, а из-за меня ты опаздываешь, и мне хочется плакать, потому что я с этим не могу справиться.
   Мама поцеловала Настеньку и сказала:
   - Моя девочка, благодарю тебя, что ты поделилась со мной своими переживаниями. Это очень важно для меня. Теперь давай разберем эту ситуацию. Когда ты понимаешь, что заигралась, и у тебя мало времени, ты, скорее всего, пугаешься,  что не успеешь, и совершаешь необдуманные движения, потому что все твое внимание сосредоточено на твоем переживании, а не на самих действиях, так?
   - Да, мамочка, я очень переживаю, и мои руки меня не слушаются, а ноги не хотят одеваться!
   - Как интересно ты рассказываешь о себе! Получается, что твой ум, твои переживания - их еще называют эмоциями - и твое тело действуют несогласованно, как лебедь, рак и щука в знаменитой басне И.А.Крылова. Помнишь, мы с тобой ее читали?
   - Помню! - оживилась Настенька.
   - Так вот, - продолжила мама, - получается, что человек, у которого голова, тело и эмоции живут сами по себе, часто находится в состоянии спешки и не способен совершать действия, которые могли бы привести его к желаемому результату. В твоем случае  - правильно надеть колготки. Так работает торопливость. Усвоила?
   - Да, - вздохнула Настенька, - усвоила. И что же теперь делать? Ведь я могу снова заиграться?
   - Можешь, если не будешь направлять свое внимание на ту задачу, которую важно решить в первую очередь.
   - Ой, мамочка, я поняла! - запрыгала Настенька. - Я поняла! Сначала мне надо одеться, а потом играть!
   Мама рассмеялась.
   - Великолепное решение! То есть, ты сначала выполняешь те действия, которые важнее всех, а потом делаешь то, что хочется, правильно я тебя поняла?
   - Да! - и вдруг Настенька приуныла. - А что если я опять забуду сначала одеться? Вдруг я опять захочу сначала поиграть и заиграюсь, что тогда делать, мам?
   Мама улыбнулась.
   - В жизни всякое бывает, - успокоила она Настеньку. - Самое главное - не поддаваться эмоциям. Не позволять им тобой управлять. Иначе лебедь, рак и щука снова начнут свою работу. И для такого случая есть волшебное слово, которое может тебе помочь.
   - Волшебное слово? - удивилась Настенька.
   - Да, волшебное слово. И оно звучит так: "СТОП".
   - СТОП?!
   - Да, СТОП. Давай поиграем. Представь, что сейчас утро, и тебе нужно собираться в садик, а ты решила поиграть минуточку со своей любимой куклой и заигралась. Неси ее сюда.
   Настенька побежала в свою комнату и принесла свою игрушечную подружку со всем гардеробом.
   - Я буду ее переодевать, - Настенька уселась посреди комнаты и начала выбирать новый костюм для своей игрушки. 
   - И когда я тебе скажу: "Настенька, мы выходим" - ты делаешь все, как обычно, когда спешишь, но только после того, как услышишь мои слова, скажи себе "СТОП". Хорошо?
   - Хорошо, мамочка, - ответила Настенька, все больше и больше погружаясь в игру.
   Мама выдержала некоторое время, дав возможность дочери максимально увлечься происходящим, и громко произнесла:
   - Настенька, мы выходим!
   Настенька на секунду замерла, с ужасом посмотрела на разбросанные на полу кукольные платья, вскочила и... крикнула:
   - СТОП!
   Несколько секунд она молча стояла, а затем выверенными движениями быстро собрала все игрушки и побежала в комнату. Через две минуты она стояла в колготках, счастливая и радостная.
   - Что с тобой? - улыбаясь, поинтересовалась мама.
   - Мамочка, посмотри, как замечательно на мне сидят колготки! Мои руки наконец-то договорились с ногами! Руки не спешили, а ноги не сопротивлялись!
   - Поздравляю, моя дорогая! А что ты почувствовала, когда услышала мой голос?
   - Сначала я напугалась, что опять не успею, но тут я вспомнила о волшебном слове, и оно как будто выгнало из меня мой страх и показало, как нужно действовать. Помнишь, когда мы ходили в поход, у папы была карта, в которой были отмечены все остановки, повороты, опасные места? Так вот, у меня как будто в голове появилась такая карта. И тогда я справилась со всем быстро. У меня не было переживаний и беспокойства, потому что я знала, что после чего делать. Как же это здорово, мамочка, когда в голове есть такая карта! - Настенька подбежала к маме и обняла ее.
   Мама погладила Настеньку по голове и произнесла:
   - Ну вот, теперь ты знаешь, чем быстрота отличается от спешки.   
   - Да! Когда я спешу, я нервничаю, а когда делаю быстро, у меня есть карта в голове. И волшебное слово "СТОП", которое спешку превращает в быстроту!
   
   Настенька с мамой еще долго играли в волшебную игру "СТОП". Дочь училась строить карты в голове, а мама помогала ей справиться с эмоциями. И еще один урок Настенька усвоила в этот день - делать сначала важные дела, чтобы потом было время заняться любимыми и получить от этого максимум удовольствия.

Вот такая история!

18.12.2022 г.


Рецензии