реальность поэзии и бюрреализм
05:30
Публикация номер 8796
конечно, бюрреалисты, может быть, соцреалисты - в меньшей мере - относились к авангарду делано снисходительно, осторожно следя за реакцией партийно-литературной цербературы, одним "великим" даже была сказана
"истина":
модернистский роман может написать любой реалист, а,вот, реалистический моденист написать не может.
конечно, среди реалистов были грамотные, которые, например, знали, что великие абстракционисты оставили потрясающие реалистические рисунки - но они в своём цинизме ещё лучше знали, что неизощренный любитель искусства совершенно судит обо всём лишь со слов наших критиков авангарда, которые валяли факты в навозе официозной лжи, создавая совершенно лживое представление о модернизме.
на самом деле реалист, изображающий создание авангардного произведения с позиции уродливого представления, причём - направленного, что скрыть невозможно, да и реалист специально делает знаки своим кураторам, что притворяется - а простой читатель, зритель подсознательно это чувствует и, если одобряет - лишь с тем же притворством.
создать уродливое, дурное, убогое реалист может, как это мог бы и авангардист, будь у него те же побудительные мотивы унизить реализм.
но авангардист сокрушает вовсе не принцип соответствия изображаемого правде, но ищет выражение правды художественными средствами - возьмём метафтору, сравнение, гиперболу - чтобы выразить мысль, решить задачу - художник специально преобразует буквальную реальность, и реалист отличается лишь тем, что использует инструментарий средств художественного преобразования исключительно традиционный, отрицая огульно сам принцип преобразования, отрицая очевидное, когда оно, преобразование, утверждено традицией.
бюрреалист имеет иную задачу - расчеловечивание человека, утверждение в человеке раба, винтик для власти, тогда как подлинное искусство направлено на вочеловечение человека, создание в душе человека условий для создание им самим в себе действенно, а не притворно - позитивных качеств - доброты, честности, верности и т.д. - с пониманием суровости жизни, требующей серьезных сил и мужества для проявления позитивности.
бюрреалист направленно и умышленно культивирует, внушает:
- позитивы - это то, что человек должен усиленно
изображать,
на деле исключительно подчиняясь власти, быть позитивным только в меру требований власти к каждому вести себя в обществе без возмущений социального, то есть - мятежного характера,
авангардист ищет в человеке зёрна добра, подлинного позитива, на котором реально строится общественное спокойствие и благополучие,
заменяемое властью для самой себя, для обеспечения не качественного, а позиционного, превосходства её представителей над представителяем масс, -
на страх перед наказанием и произволом, на самом деле лишь внешне обеспечивающем спокойствие за счёт непременного и неизбежного усиления внутреннего социального напряжения.
власть есть умышленное подспудное, скрытое культивирование негативного для того, чтобы в борьбе с ним применять те же методы устрашения и силы к свободомыслию, которое не провоцирует социальные потрясения, а старается не позволить власти уничтожить позитивное.
и успешность власти основана на очень прочном инстинкте индивида для своего выживания применять силу в отношении других индивидов.
то, что человеческое общество утрачивает инстинкт социальной солидарности и усиливает внутри социальную борьбу - это результат власти, и государственники педалируют такие отношения, повинуясь ещё и своим задачам устранить конкурентов из масс, делая вид, что они между собой солидарны, недооценивая того, что создают между собой борьбу на уничтожение, лишь сдерживаемую властью в некоторых ею не контролируемых границах.
вот в чем сущностное различие между подлинным искусством и псеводискусством бюрреализма, когда вся ткань бюрреализма деструктивна, её кажущиеся восхваления позитива имеет цель внушить идею того, что следует притворяться - для этого и рисуются образы героев, любви к отечеству, картины родной природы, человеческие чувства и ценности.
и вот почему простому читателю, зрителю легче следовать за такой реальностью, где запрещён конфликт с обществом - понимаемом как запрет конфликта с властью, ведь конфликт с концентрированной силой заведомо опаснее конфликта с другими членами общества.
сегодня некоторые особенности выбора поэта между шансом на успех путём огромных усилий внедрения себя в бюрреализм за счёт отказа от имманентного позитива и открытого объявления приверженности позитиву с гарантированным риском конфликта с большой частью общества и властью - имеются в создании интернета, виртуальности, но здесь иллюзия возможности и надежды скрыться, равны самому отказу от борьбы за позитив.
у поэтов, которые бесповоротно решили не биться за место под тьмой власти в бюрреализме, сегодня чаще иллюзий нет, но они благоразумно отказываются и от борьбы, делая вид, что имеют убеждение, что самое их "нейтральное творчество" гарантирует их преверженность позитиву, тогда как на самом деле именно нейтралитет есть форма компромисса с правдой, делающая их позицию одной из форм как раз бюрреализма, лишь не "сверху", а "снизу", бюрреализма "добровольного".
неправда настолько мощна, что любое воздержание от открытой с ней борьбы есть её действенная поддержка.
вот почему попытка Ордена поэтов противостоять бюрреализму в форме свободной поэзии, поэзии очарования - есть принципиальная позиция, недейственная лишь в силу доминирующей всеобщей инерции господства бюрреализма в открытом пространстве художественных и жизненных "ценностей" включая и "нейтралитет" позитивно направленных поэтов, однако, считающей себя не обреченной по одной причине: столь же неистребимой тяге к правде молодых и чувствующих себя молодыми поэтов.
28 февраля 2021 года примерно 06:36
***
© Copyright: Май Август, 2021
Свидетельство о публикации №221022800253
© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121022801499
Свидетельство о публикации №122121801104