Александр Кальянов и Владимир Высоцкий

    Александр Иванович Кальянов (1947–2020) (друзья звали его Кальян Иваныч) родился в городе Унеча Брянской области 26 августа 1947 года. Старшая сестра музыканта утверждала, что Саша родился 28-го, а посему праздновал свой день рождения в течение трех дней и всегда бурно.
    Закончил школу с серебряной медалью. С детства любил музыку и технику, мечтая во взрослой жизни связать эти увлечения. Поступил в Таганрогский радиотехнический институт и окончил его. После чего работал на Брянском заводе полупроводниковых приборов, где принял участие в разработке и производстве легендарного пульта «Электроника» – дешевого и качественного. Работал в ресторане – пел, играл на гитаре. В конце 70-х, как звукорежиссер, отправился на гастроли с ансамблем «Шестеро молодых», затем работал в популярных ВИА «Лейся, песня», «Красные маки», «Карнавал», «Феникс». С 1983 года перешел в коллектив Аллы Пугачевой.
    В 84-м Кальянов организовал одну из первых частных студий звукозаписи в Москве «Тон-сервис», которая считалась одной из самых престижных в России. На ней работали ведущие отечественные звезды эстрады.
    В 1986 году композитор Игорь Николаев (в ту пору клавишник пугачевской группы «Рецитал») предложил Кальянову записать альбом «Будь здоров, дружок!» Через два года, в 88-м, Александр дебютировал как певец с песней «Старое кафе» на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой, после чего начались его выступления на эстраде.
    «Именно Пугачева убедила своего «собутыльника», что ему надо начать карьеру исполнителя. До этого то же самое Кальянову говорил Высоцкий». («Больше, чем друг…», № 17, октябрь 2020 г., глава «С Пугачевой закрывался на ключ».)
    О словах барда рассказывал сам певец: «Кальянов в те времена играл вместе с Пугачевой, которая настойчиво советовала ему заняться сольной карьерой. А за несколько лет до этого нечто подобное предлагал ему Владимир Высоцкий. «Мы много общались с Владимиром Семеновичем, я впитывал его рассказы, его советы. Когда он спрашивал что-то о звукорежиссуре, то я робко подавал голос. Он еще тогда заметил: «Александр, вы не поете? У вас такой характерный тембр! Попробуйте!» – признался Кальянов». (Интернет-сайт журнала «StarHit» starhit.ru, 4 октября 2020 г., М. Садчиков-мл., «Собутыльник Пугачевой и звукорежиссер звезд: чем запомнился Александр Кальянов».)
    Запеть получилось. В архиве Александра 13 альбомов, почти три десятка клипов, как актер он снялся в двух художественных фильмах.
    Александр Кальянов – трижды лауреат премии «Шансон года». (По материалам из Интернета и публикации В. Казаков, М. Садчиков, «Александр Кальянов: "В полночь приносил Высоцкому бутылку коньяка"»: интервью, «Вне закона», № 47, 22 ноября 1999 г.)
    «Свою работу после окончания радиотехнического института он начал на заводе, где в течение 7 лет собирал электронику. На эстраду попал вместе с группой «Шестеро молодых», которой нужен был звукорежиссер. Лучшей кандидатуры не оказалось. Благодаря этому Александр Кальянов смог познакомиться с Владимиром Высоцким. Вот он-то и подтолкнул Кальянова к занятиям творческой деятельностью. В это время Владимир Высоцкий вместе с группой «Шестеро молодых» начал турне по СССР. Александр работал у них звукорежиссером». (Интернет-сайт «Яндекс Дзен» dzen.ru, страница «Папа-многодетка: о жизни и семье», 11 ноября 2020 г., «Александра Кальянова больше нет, остались «Старое кафе, верные друзья»…»)
    «Возможно, Кальянов так бы и остался инженером-звукорежиссером, но…
    – Встреча с Высоцким и Пугачевой изменила мою жизнь навсегда! – говорит артист. – С Владимиром Семеновичем мне довелось работать вместе в Казани в 1978 году. Я тогда был звукорежиссером группы «Шестеро молодых», и они аккомпанировали Высоцкому. Я всегда любил его песни. А в жизни это был очень скромный, обаятельный и искренний человек. Помню такой случай. У Владимира Семеновича была расстроена гитара, и молодых музыкантов это сильно ломало. И вот они втихую взяли и настроили сами инструмент. Высоцкий пришел, взял пару аккордов, посмотрел на ребят и тут же перенастроил гитару, как была. У него был прекрасный слух! Артист сразу все понял! Но нужно было, чтобы она звучала не чисто – по-дворовому. В этом была фишка Высоцкого. Он сказал только: "Ребята, не берите больше мою гитару"». (А. Радин, «Александр Кальянов: "Встреча с Высоцким и Пугачевой изменила мою жизнь навсегда!"», «Тайны звезд», № 44, 21 октября 2020 г., глава «Ребята, не берите больше мою гитару».)
    В статье из русскоязычной Википедии ru.wikipedia.org, посвященной артисту (раздел «Биография»), читаем: «С 1978 года работал звукорежиссером во Дворце спорта в Казани (в группе «Шестеро молодых»). Большое влияние на будущего певца оказало личное знакомство с Владимиром Высоцким, приехавшим в Казань с концертами».
    В интервью Александр Иванович рассказывал: «Помню, администратор Василий Васильевич Кондаков брал наш ансамбль в Казань на разогрев к Владимиру Высоцкому. На его концерты зрители приносили по 15-20 магнитофонов и просили меня подключить их к пульту, чтобы писать Владимира Семеновича. От каждого я получал бутылку коньяка. Потом мы с Высоцким этот коньяк делили, и он пил его, разбавляя крепким чаем». (М. Филимонов, А. Бойков, «Кальянов до конца хранил тайны Пугачевой»: интервью, «Экспресс-газета», № 41, 12 октября 2020 г.)
    «– В 1977-78 годах «Шестеро молодых» работали в одних программах с Высоцким, аккомпанировали ему в нескольких номерах, после чего он пел еще и под гитару. Были переаншлаги во Дворцах спорта, окруженных конной милицией, а давали мы по шесть-семь концертов в месяц. Я работал в этих программах звукорежиссером.
    – Ваше общение с Высоцким ограничивалось только сценой?
    – Мы как-то выпили с ним по двадцать грамм, и все наладилось. У меня за пультом стояло по пятнадцать-двадцать последовательно включенных магнитофонов –  коллекционеры записывали каждый концерт. Я, конечно, попросил разрешения: «Владимир Семенович, можно?» Он улыбнулся: «А что там?!» Я честно объяснил, что с каждого магнитофона дают по бутылке коньяка. Высоцкий сказал: «Я тоже люблю. Буду в доле!» Многие меломаны записывали каждый его концерт, ловили каждой слово Владимира Семеновича. Я ему исправно приносил «долю», и он пил коньяк с чаем. Наливал полстакана крепкого чая (просто чифира!) плюс полстакана коньяка, выпивал таким образом после двенадцати ночи пару бутылок, но был трезвый. Совершенно трезвый – удивительно!» (В. Казаков, М. Садчиков, «Александр Кальянов: "В полночь приносил Высоцкому бутылку коньяка"»: интервью, «Вне закона», № 47, 22 ноября 1999 г.) 
    Приведенный выше отрывок из беседы с музыкантом вошел в книгу Максима Кравчинского и Натальи Насоновой «Легенды и звезды шансона. От Вертинского до Шуфутинского» (2008), глава «Александр Кальянов».
    И вновь воспоминания Александра Ивановича: «Я очень уважительно отношусь к творчеству Владимира Семеновича. Мне даже повезло немного поработать с ним. Я тогда был звукорежиссером в группе «Шестеро молодых». Зимой 1978 года нас пригласили в Казань поработать в «солянке» во Дворце спорта. И закрывал концерт Высоцкий. «Шестеро молодых» ему пару песен аккомпанировали. Во время его выступления я, как положено, сидел за звукорежиссерским пультом. У меня стояли 20 магнитофонов. Люди приходили и записывали каждый его концерт. За каждый магнитофон я брал бутылку коньяка. У нас было пять концертов в день. Людей пропускали с конной милицией. После каждого концерта я заходил к Высоцкому и спрашивал: «Как звук?» И тут же сообщал: «Вот у нас тут 20 бутылок коньяка, что будем с ними делать?» – «По-братски разделим», – отвечал Высоцкий. Любил он почему-то «Белый аист». Доза у него была – 100-150 граммов. Перед концертом он разбавлял крепкий чай коньяком 50 на 50, выпивал, бодрился и выходил петь…» («Экспресс-газета», № 38, октябрь 2000 г.)
    «Все эти дни и в Казани, и в Зеленодольске выстраивал музыкально-голосовой баланс в зале звукорежиссер, а впоследствии известный шансонье Александр Кальянов, который вспомнил такой момент:
    – В первый день гастролей я сижу за звукорежиссерским пультом во Дворце спорта. И вдруг перед началом концерта ко мне повалил народ с магнитофонами. Люди просто умоляли подключить их к нашей аппаратуре, чтобы запись получилась более качественной. Магнитофонов принесли больше двадцати! Некоторые в знак благодарности преподносили бутылочку коньяка. После концерта я честно поделился с Высоцким подарками.
    Перед каждым концертом Владимир Семенович в качестве лекарства принимал чай с коньяком. Пропорция, как сейчас помню: четверть стакана коньяка, три четверти –  крепкого черного чая», – писал журнал «Казань» (Татарстан) (№ 2, февраль 2018 г., В. Урецкий, В. Гаранин, Г. Цыпцын, «Владимир Высоцкий в Казани»).
    Действительно, с 12 по 18 октября 1977 года проходили официальные гастроли Высоцкого в Казани. Коллекционер Владимир Урецкий в своем очерке приводит наиболее подробные воспоминания Александра Ивановича о работе с Владимиром Семеновичем в те дни: «Первый концерт начинался в будний день в 10 часов утра. Вместе с Высоцким в этих концертах принимал участие ВИА «Шестеро молодых», под аккомпанемент которого он исполнял песни «Парус», «Мы вращаем Землю» и «Братские могилы», а звукорежиссером этих концертов был тогда еще неизвестный певец Александр Кальянов, который рассказал интересную историю. "«Шестеро молодых» аккомпанируют Высоцкому. За пультом – я. Владимир Семенович дал мне строгое указание, чтобы по монитору он себя не слышал! Нет проблем. Только занял свое место за пультом в зале, как повалил народ с магнитофонами. Умоляют подключить их к нашей аппаратуре. Но ладно бы один магнитофон, так ведь их набралось больше двадцати! А Владимир Семенович уважал коньячок «Аист». И каждый из фанов с магнитофонами преподнес мне по бутылке этого «птичьего» коньяку. После концерта я Высоцкому все рассказал и честно заслуженным поделился. И он очень даже обрадовался. Тут же выпили по стаканчику с ним – для пробы. А потом перед каждым концертом Владимир Семенович принимал чай с коньяком. Пропорция как сегодня перед глазами на четверть стакана коньяк, остальное чай…
    Был еще один забавный случай. Высоцкий всегда выходил на сцену с немного расстроенной гитарой. Профессионалы думали: может быть, он не слышит, что у него гитара расстроена? На гитаре он шустро шпарил, а вот насчет того, что он знает ноты, многие сомневались. Наш руководитель Дима – царство ему небесное, умер в тюрьме – решил Высоцкому помочь. Перед началом концерта, пока не было Высоцкого, подкрался к гитарке (Владимир Семенович так свой инструмент называл) и быстро настроил как надо. Высоцкий вышел, исполнил первую песню. И вдруг призадумался: чертовщина, какая-то! Тут же при всех стал гитарку свою вновь расстраивать. Ну, все профи в трансе. Грешат по-черному на Высоцкого: мол, у него вообще слуха нет… Дима наш едва не плачет: так обидно за хорошего человека стало. Улучшив момент, в перерыв снова нырк к гитарке, опять настроил. Высоцкий вышел на сцену. Один аккорд взял, другой, тут же со сцены громко сказал: «Если кто еще хоть разок мою гитарку подстроит – получит по морде. Ясно, нет?» И почему-то выразительно посмотрел на меня. Тогда все с облегчением вздохнули: со слухом у любимца публики все оказалось в порядке. Видимо, слегка расстроенная гитара изумительно гармонировала с доверительной хрипотцой артиста"». (Информационный интернет-портал жанра «Шансон» russianshanson.info, В. Урецкий, «О концертах Владимира Высоцкого в Казани».)
    «Бессменным барабанщиком ансамбля был Александр Акинин. Воспоминания о том казанском концерте с Высоцким свежи в памяти Акинина и сегодня:
    – У нас в ВИА был клавишник с редким чувством слуха. Любая фальшивая нота выводила этого парня из равновесия. И тут Высоцкий куда-то отлучился из нашей общей гримерки… Наш клавишник берет несколько аккордов на его гитаре и приходит в ужас. Там «нестроевич» полный. Из уважения к Владимиру Семеновичу и любви к музыке коллега настраивает ему инструмент как надо. Возвращается Высоцкий, пробует показать нам аккорды песни «На братских могилах», во время исполнения которой мы должны ему подыгрывать, и меняется в лице: «Кто трогал мою гитару?!» Клавишнику приходится признаться. «Никогда больше так не делай», – ворчит Владимир Семенович и перенастраивает инструмент обратно, как ему нужно. Потом мы поняли, что это был его стиль. Этот «раздолбанный» звук привносил в его концерты атмосферу двора, делая артиста близким и понятным публике, своим в доску…
    Мы тогда давали по пять концертов день. Уставали как звери. И особенно Высоцкий, который никогда не работал, жалея себя. Но всегда в полную силу, на разрыв аорты. Поправлял здоровье народными способами. Как-то между выступлениями спрашивает: «Кто сейчас свободен до магазина добежать?» Вызвался наш звукооператор (А. Кальянов. – А. С.). Владимир Семенович дает ему червонец и говорит: «Купишь хороший коньяк, сдачу оставь себе». Звуковик возвращается с бутылкой «Белого аиста». Высоцкий наливает ему 200 граммов. А из остального делает себе термоядерный коктейль: немного чифиря, а сверху до краев коньяка. Хлопнул залпом и пошел работать. И ни в одном глазу…» (Информационный интернет-портал «УП ulpravda.ru» ulpravda.ru (г. Ульяновск), 21 апреля 2017 г., Е. Вяхирев, «Смеялись девочки: хи-хи – Высоцкий стал писать стихи», глава «Аккомпаниатор».)
    Коллега Кальянова Дмитрий Закон, в 1960-е годы начинавший как клавишник: вначале в ансамбле «Шестеро молодых», затем – в легендарном коллективе «Лейся, песня», также гастролировал и выступал и с Владимиром Высоцким, и с Александром. Закона, лично убедившегося в качественной звукорежиссерской работе последнего, журналисты в интервью спрашивали:
    «– Кальян Иваныч для него (В. Высоцкого. – А. С.) тоже старался?
    – Было дело». (Интернет-сайт «Попса-инфо» popsa.info, А. Колобаев, «Дмитрий Закон. Интервью для газеты "Мир новостей"», 30 июля 2004 г., глава «С Высоцким мы чуть не подрались из-за расстроенной гитары».)
    «7 ноября 1979 года к Высоцкому пришел Александр Кальянов, работавший тогда звукорежиссером. Он поделился новостью, что в одном пригородном ДК, после бурного празднования годовщины Октябрьской революции, остался «безнадзорный» режиссерский пульт, вещь дефицитная и необходимая в хозяйстве. Решили поехать утром 8 числа и забрать нужную штуку. Вечером посидели за столом, а утром на рассвете, отправились за желанным пультом. Надо заметить, что хищения в СССР происходили по праздникам, либо выходным дням, когда измученная охрана не очень бдела. Друзья решили ехать на стоящем у подъезда "большом «Мерседесе» Владимира Высоцкого"». (Интернет-форум «MERCEDES-BENZ MOLDOVA» forum.benzclub.md, 13 января 2015 г., В. Винник, «Первый мерсовод СССР. Про Высоцкого».)
    К счастью или несчастью комбинаторы до заветного пульта в тот день не доехали. Выезжая от дома на Малой Грузинской улице, Владимир Высоцкий попадает в автоаварию: его «Мерседес» цвета «голубой металлик» сталкивается с отечественным автомобилем «Жигули ВАЗ 2102».
    Из интервью с Александром Кальяновым:
    «– Я знаю, что у Вас особое отношение к Высоцкому, как к духовному наставнику…
    – О том, что умер Высоцкий, я услышал по западному радио в четыре утра. Мы с приятелями сидели, выпивали, потом я пошел в свой гостиничный номер, включил «вражеский голос» и… Мы эту ночь, естественно, не спали: набрали водки и поминали Семеныча…
    Прошли годы, и я провел вечер, посвященный 60-летию Высоцкого, – в Москве, в переполненном 15-тысячном комплексе «Олимпийский», когда десятки музыкантов пели песни Владимира Семеновича. Все записи кавер-версий были сделаны на моей студии бесплатно, затем был выпущен двойной СD, концерт был показан по ТВ.
    – Однако не обошлось без скандалов. В частности, некоторые известные музыканты посчитали нужным откреститься от этого проекта, назвав его «чисто попсовым»…
    – Непонятно повели себя рокеры. Я сам в душе рокер, мне нравится, когда люди больше музыканты, чем коммерсанты, однако после концерта памяти Высоцкого у меня создалось впечатление, что наши рокеры прогнили намного больше, чем попсовики, и вообще идеалам рока служат крайне мало». (В. Казаков, М. Садчиков, «Александр Кальянов: "В полночь приносил Высоцкому бутылку коньяка"»: интервью, «Вне закона», № 47, 22 ноября 1999 г.)
    О том «сборнике» много писали, и в основном – в негативных тонах. Но 31 октября 2024 года на интернет-сайте «Дзен» dzen.ru, страница «СКВОЗЬ ШУМЫ», размещена грамотно и интересно написанная статья «Концерт памяти Высоцкого в «Олимпийском» (1998). Что это было?» Автор в частности пишет: «Как у зрителей, так и у некоторых певцов было ощущение неловкости, а в прессе не было ни одной хвалебной статьи (хоть и на высшем уровне отмечались некоторые артисты). Даже двойной альбом, выпущенный после концерта, остался незамеченным. От концертов памяти Высоцкого на больших площадках раз и навсегда пришлось отказаться. Позднее музыкальный продюсер концерта Александр Кальянов признавался, что ему стыдно за тот вечер, хоть он и специально подбирал определенных исполнителей (в противовес хриплым подражателям Высоцкого) и включил на весь концерт фанеру, чтобы избежать провала (получилось немного наоборот). При этом, Кальянов отмечал, что каждого исполнителя инструктировал на предмет правильно подачи песен Владимира Семеновича. Кстати говоря, до конца жизни Александр категорически отказывал всем тем, кто хотел записать песню Высоцкого».
    Напомним, что Александр Иванович, помимо продюсирования проекта, и сам был его участником, довольно неплохо исполнив песню Высоцкого «На нейтральной полосе» («На, границе с Турцией или Пакистаном…»), сочиненную поэтом в апреле 1965 года.
    Из комментариев к материалу.
    Сергей Дядя: «Я помню этот концерт. По сравнению с тем, что делают сегодня, это было неплохо. Да, не все справились. Но старались. Евдокимов, Новиков, Кальянов, «Дюна», Караченцов, Крис Кельми – молодцы».
    В одном из последних интервью Александр говорил: «Я поражался таланту этого человека! Он на концертах часто говорил: «Если на одну чашу весов положить все мое творчество в театре и кино, а на другую – песенный жанр, то второе перетянет». А я считаю, что Высоцкий перетянул бы всех певцов шансона – и умерших, и ныне живущих!» (А. Радин, «Александр Кальянов: "Встреча с Высоцким и Пугачевой изменила мою жизнь навсегда!"», «Тайны звезд», № 44, 21 октября 2020 г., глава «Ребята, не берите больше мою гитару».)
    Музыкант и певец Александр Иванович Кальянов скончался в испанской Ла-Манче на 74-м году жизни 2 октября 2020 года после продолжительной болезни.
    Урна с прахом захоронена в колумбарии на московском Востряковском кладбище.


Рецензии