Круговорот жизни-смерти в колеснице Времени
Плоть сгинет в земле иль огне,
А сансары эпицикл
Помчит Дух из тела вовне.
Не могут пропасть без следа
Ни прах земной, и ни Дух.
Закон сохранения всегда
Хранит бытие этих двух.
Развеется прах по земле
И форму изменит свою.
Воскреснет в скале и в стекле,
Отдав свою суть бытию.
А Дух ускользнёт в небеса,
Где Жизнь расцветает в раю,
Где света струится краса
В далёком небесном краю.
Душа, та, что в теле жила,
Как плоть превращается в прах,
Но Я, что сгорело дотла,
Воскреснет в других существах.
Нельзя уничтожить ни прах,
Ни Дух, ни сознания поток.
Смерть разобщит впопыхах,
А Жизнь преподаст ей урок.
И снова сойдутся втроём
Прах, Дух и сознание, душа,
И вот мы уж снова живём,
С рождения к смерти спеша.
Кто вырваться хочет навек
Из этой извечной игры,
В душе своей строит ковчег,
В котором нирваны дары.
ФИЛОСОФЫ И УЧЁНЫЕ ПРОШЛОГО О ВРЕМЕНИ, ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Что такое жизнь? Что такое смерть? Что такое время? Эти философские вопросы неразрывно связаны между собой.
Живший задолго до нашей эры великий грек, родоначальник объективного идеализма по имени Платон делил мир на БЫТИЕ, мир вечности, где обитает бессмертная душа человека, и СТАНОВЛЕНИЕ, мир текущего времени, куда бессмертная душа ниспадает из мира совершенного, идеального бытия. После смерти человека его бессмертная душа из мира становления возвращается в мир бытия, мир безвременья, мир бессмертия.
Спустя два с лишним тысячелетия его идеи во многом переняли представители немецкой классической философии: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Но кое в чём его ученики пошли своим путём. Так, в критической философии Иммануила Канта мир вечности и мир становления Платона были заменены на непознаваемый разумом НОУМЕН и познаваемый мир ФЕНОМЕНОВ. В советской философии диалектического материализма (диамат) Платон был назван родоначальником объективного идеализма, Гегель — вершиной его развития, а Кант, соответственно, представителем субъективного идеализма.
А был ещё большой почитатель Платона, Канта и Будды и яростный ненавистник своего современника и соперника Гегеля по имени Артур Шопенгауэр, который основал философию жизни. Канта и Шопенгауэра роднит то, что время и пространство у них являются субъективной категорией сознания, но не объективной реальностью. Проще говоря, и пространство, и время существуют у них только лишь в сознании. Вне сознания нет ни того ни другого.
А если нет времени, то нет и смерти как «временного конца временного явления», как сказал Артур Шопенгауэр. Там, где нет времени, — нет смерти, а есть Вечная Жизнь. Если у Кощея Бессмертного смерть находится на конце иглы, которая хранится в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в сундуке, сундук под дубом зарыт на море на океане, на острове Буяне, то у Канта и Гегеля смерть находится во времени, а время в сознании.
И у Платона, и у Канта, и у Шопенгауэра время некоторым образом связано со смертью. Где есть время — там есть смерть. Где нет времени, а есть вечность — там Вечная Жизнь.
После написания Артуром Шопенгауэром в 1818 году своего эпохального труда «Мир как воля и представление» минуло уже 2 века. За это время представления о времени и пространстве успели кардинально поменяться. Уникальные философские взгляды Канта и Шопенгауэра на пространство и время не нашли союзников в стане науки. Но и вполне научные, общепринятые взгляды на пространство и время успели кардинально поменяться, и этот процесс и сейчас не стоит на месте.
Сначала Абсолюты Ньютона в виде пространства и времени сменились Абсолютом скорости света Эйнштейна. Существующие сами по себе пространство и время слились в неразрывных узах пространственно-временного континуума. Из раздельных декораций фиксированной и неподвижной сцены мира они вдруг превратились в гибкий и подвижный батут, на котором подпрыгивают и проваливаются все и вся. Эти прыжки и провалы континуума в общей теории относительности именуются гравитацией.
Затем верный ученик Альберта Эйнштейна сэр Артур Эддингтон заявил о существовании смертоносной термодинамической стрелы времени. Её полёт из прошлого в будущее указывает направление нарастания энтропии, то есть меры хаоса, дезорганизации и беспорядка любых сложноорганизованных систем, включая все живые организмы. Максимум энтропии соответствует смерти организма.
Опять время стало отождествляться со смертью, только теперь уже не философами, а учёными. Как обычные стрелы несут смерть своим жертвам, так и термодинамическая стрела времени несёт смерть любым видам организации, если они оказываются внутри изолированной системы. И от этой смертоносной стрелы уже нельзя уберечься никакими латами, никакими щитами, никакими крепостными стенами.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД
В наши дни наукой (не философией) коренным образом переосмысливаются вопросы, связанные с сущностью времени и пространства, с одной стороны, и времени, жизни и смерти, с другой стороны.
Так, если у Эйнштейна время — лишь иллюзия, эпифеномен, придаток к пространству, то у видного современного физика Ли Смолина, наоборот, пространство в некотором смысле иллюзорно, а Время реально:
«Ничего нет обычнее пространства. Но нет ничего и таинственнее его. Я считаю, что время реально и имеет значение для фундаментального описания природы. А вот пространство, возможно, — иллюзия вроде температуры или давления: полезный способ организации представлений о вещах в больших масштабах, который, однако, едва ли годен для того, чтобы видеть мир как целое» [1].
Ещё дальше идёт выдающийся советский учёный, профессор Пулковской обсерватории, основоположник причинной механики и оригинальной теории времени Николай Александрович Козырев (1908–1983), награждённый в 1969 году именной золотой медалью международной академии астронавтики. По сути дела, он отождествил время с некой физической реальностью, которая, по его мнению, обладает уже не смертоносными, а наоборот — животворящими свойствами, превращая Время с большой буквы в жизненное начало Вселенной:
«Механика Ньютона-Эйнштейна и атомная механика приводят к первому и второму началам термодинамики. Поэтому в Мирах, отвечающих этим механикам, возможны только процессы, при которых происходит возрастание энтропий, ведущее к тепловой смерти. Реальный же Мир, благодаря конечности хода времени с2, имеет своеобразные свойства. Этот Мир может бороться со смертью противоположными процессами, которые могут быть названы процессами жизни, если употреблять это слово в самом широком его смысле» [2].
«Таким образом, время благодаря своим физическим свойствам может вносить в Мир жизненное начало, препятствовать наступлению его тепловой смерти и обеспечивать существующую в нём гармонию жизни и смерти» [3].
«Скорее всего, это слабые признаки, позволяющие подозревать существование могучего потока возможностей ещё не открытых свойств Природы. Это поток творческих возможностей — жизненной силы Вселенной. Он должен существовать, чтобы обеспечивать гармонию Мира, в котором есть смерть и разрушение, но должны быть и жизнь, и созидание. Этого-то жизненного начала и нет в наших научных знаниях» [4].
Вкупе эти утверждения знаменует новую научную революцию и новую философию жизни. Если пройти этим революционным путём до конца, то окажется, что, вопреки Канту и Шопенгауэру, Время не только существует объективно, независимо от сознания, но ещё и само оказывает активное воздействие на всю Вселенную, превращаясь из скромного измерителя длительности событий в Вечный Двигатель Вселенной и Жизненную силу Вселенной.
ДВА МИРА И ДВА УРОВНЯ РЕАЛЬНОСТИ
В этой новой физической и философской картине мира, которую можно называть ВРЕМЯЦЕНТРИЗМ*, Время с большой буквы порождает два иномира, два уровня реальности — мир Животворящего Духа («небо») и смертоносный мир материи («землю»).
*ВРЕМЯЦЕНТРИЗМ: http://stihi.ru/2019/08/24/4195
Такая картина мира позволяет с лёгкостью решить загадку происхождения жизни на Земле, вероятность случайного возникновения которой, из чего исходит современная наука, фактически равна нулю. Ларчик с секретом происхождения жизни открывается элементарно просто, благодаря представлениям о животворящем иномире под названием «небо».
В древних мифах о мироздании «небо» исполнено жизненных сил, чём напоминает советский и российский историк культуры, антиковед, переводчик, д.и.н., профессор Нина Владимировна Брагинская в великолепной советской энциклопедии «Мифы народов мира»:
«Его наблюдаемые свойства — абсолютная удалённость и недоступность, неизменность, огромность слиты в мифотворческом сознании с его ценностными характеристиками — трансцендентностью и непостижимостью, величием и превосходством Неба над всем земным; Небо простерто над всем, всё «видит», отсюда его всеведение; оно внешне по отношению ко всем предметам мира, поэтому оно — «дом» всего мира. Иногда Н. является женским началом, матерью (ср. Адити, Нути др.), но чаще оно — мужское, плодотворящее начало (дождь). Как податель тепла и влаги Небо — активная творческая сила, ИСТОЧНИК БЛАГА и ЖИЗНИ: воздух, облака, туман, наполняющие Небо, представляются субстанцией человеческой души-дыхания, и при параллелизме микро- и макрокосма Небо оказывается душой универсума, воплощением абсолютной "духовности"».
На «земле», где «весь род людской», как утверждается в куплетах Мефистофеля, царствует «Князь Тьмы», который приводит к неизбежному нарастанию энтропии, хаоса, смерти в любой изолированной системе. Этот смертоносный «земной» мир, который совпадает с термодинамической стрелой времени, и есть познаваемый человеческим разумом мир феноменов, в определении Канта.
А что творится на «небесах», по ту сторону мира неизбежной энтропии и смерти? Его не видит око и зуб неймёт. Он не доступен ни чувствам, ни любимым наукой опытам. Он не доступен сознанию простых смертных, но... Он доступен сознанию пророков, воспаривших в духе в процессе Высшего психического опыта за пределы собственного мозга и собственной персоны — маленького, локального «я». Он же доступен человеческому воображению, которое, как сказал Эйнштейн, «важнее знания». Попробуем же вообразить, что именно видели пророки в процессе выхода психики за пределы своей персоны.
Согласно религиозно-мифологическим представлениям, основанным не на чувствах, не на разуме, не на бытовом и не научном опыте, а на Высшем трансперсональном психическом опыте ведунов и пророков, «небо» диаметрально отлично от «земли». Помните: отличен как «небо» от «земли»? В мифе это касается в первую очередь жизни и смерти. «Земля» — мир неизбежной смерти. «Небо» — мир Вечной Жизни. Как эти две диаметральные противоположности могут быть связаны со Временем с большой буквы, физическим временем?
«Печка», от которой надо отталкиваться, и которой не было во времена как Платона, так и Канта с Шопенгауэром, являются понятие внутренней сущности жизни как постоянно поддерживающейся упорядоченности, организации в смертоносном энтропийном мире, о чём говорил Эрвин Шрёдингер в середине прошлого века в своей замечательной работе «Что такое жизнь с точки зрения физики?»:
«Жизнь — это упорядоченное и закономерное поведение материи,
основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности,
но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается всё время».
Об этом же говорит немецкий учебник «Основы общей биологии» 1982 года издания:
«Живыми называются такие системы, которые способны самостоятельно поддерживать и увеличивать
свою очень высокую степень упорядоченности в среде с меньшей степенью упорядоченности».
В этом случае отличие животворящих «небес» от смертоносной «земли» проходит по космическому водоразделу между понятиями порядка, организации, негэнтропии, с одной стороны, и беспорядка, дезорганизации, хаоса, энтропии, с другой.
ДВА ВАРИАНТА ЖИЗНИ НЕБЕС
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: достаточно предположить в качестве гипотезы, что если «земная» термодинамическая стрела Времени энтропийна, то есть несёт в себе энтропию, хаос, смерть, то «небесная» стрела Времени, наоборот, негэнтропийна, то есть несёт в себе негэнтропию, организацию, Вечную Жизнь.
То есть обратный ход физического времени порождает мир, отличный как «небо» от «земли». Там, на «небесах», нет материи, зато есть организация. Там Винт Времени вращается в обратную сторону, против часовой стрелки. Там нет смерти, а есть Вечная Жизнь.
В этом случае достаточно отождествить мир Жизни с миром обратного хода времени, как это прослеживается в трудах Н.А. Козырева, и мы получим космологию мироздания, в котором есть не только мир вечной смерти, отождествляемый с термодинамической стрелой времени, но и мир Вечной Жизни, который ассоциируется с миром обратного хода Времени:
«Существо жизни заключается в процессах, направленных против возрастания энтропии. Это означает, что в организмах в некоторых процессах ход времени может отличаться от мирового хода времени».
ВТОРОЙ ВАРИАНТ: Время с большой буквы постоянно пульсирует, порождая в процессе своих пульсаций два мира, два уровня реальности, два порядка бытия – высокоэнергетический и высокоорганизованный мир без пространства и без материи (свёрнутый, импликативный порядок или скрытая творческая и животворящая реальность) и низкоэнергетический энтропийной материальный мир, разбросанный в пространстве (развёрнутый, экспликативный порядок или доступная органам чувств и разуму смертоносная реальность, которая по своей сути есть проекция свёрнутого порядка бытия).
Высокоорганизованный внепространственный уровень реальности есть свёрнутый мир нелокального Единого, в котором всё существует в недоступном восприятию и пониманию информационном виде, подобно закодированному на двумерной пластине голографическому трёхмерному изображению, в котором в скрытом, потенциальном, недифференцированном виде пребывают и материя, и жизнь, и сознание. Именно этот уровень реальности является истинным Творцом всех «земных» феноменов. В голографической парадигме Бома-Прибрама этот трансцендентный ноуменальный уровень реальности, именуется «импликативный порядок»:
«Поскольку импликативный порядок является основой, произведшей на свет все сущее, он должен по крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик» [5].
На этом уровне реальности не существует ни пространства, ни материи, ни энтропии, которая служит характеристикой именно материи, а заодно является синонимом смерти.
Низкоэнергетический материальный мир — мир «земных» феноменов и «земной» жизни — возникает подобно голограмме, когда из скрытого, импликативного уровня закодированной на двумерной фотопластинке реальности под воздействием луча света возникает объёмное иллюзорное изображение в трёхмерном пространстве. Да будет свет!
В космической Вселенской голограмме, а точнее, холодинамике (движении Целого, Холоса) посредством тока Времени перманентно образуется и поддерживается развёрнутая трёхмерная пространственная проекция скрытого внепространственного и нематериального уровня реальности. Подобно тому как электрический ток образует магнитное поле, ток физического времени образует поле пространства, в котором и возникает иллюзия движения материи.
На самом деле ни материя, ни материальная жизнь не имеют собственного существования. Они представляет собой форму движения информации в потоке Времени, который перманентно творит голографическую Вселенную в её непрестанном развитии, созидает некие эфемерные и преходящие энергоинформационные «гейзеры», бьющие фонтаном из Океана голографического инобытия, Нелокального Бассейна Организации (НеБО). Эти иллюзорные голографические энергоинформационные «гейзеры» и воспринимаются человеческим сознанием как элементарные частицы:
«Одно из самых революционных предположений Бома заключается в том, что наша осязаемая повседневная реальность на самом деле — всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия — беспредельный и изначальный уровень реальности, — из которого рождаются все объекты и, в том числе, видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. <…>
Другими словами, электроны и все другие частицы — не более материальны и постоянны, чем форма, принимаемая гейзером, когда он фонтанирует из земли. Они поддерживаются непрерывным притоком из импликативного порядка, и когда частица предстаёт перед нами как распадающаяся, на самом деле она никуда не девается. Она просто свёртывается обратно в глубинный порядок, откуда произошла» [5].
Второй вариант более сложен для понимания, но представляется гораздо более точным и плодотворным.
В «небесной» стране чудес организация, которая является внутренней сущностью Вечной Жизни, существует сама по себе, паря в трансцендентном духовном зазеркалье подобно улыбке Чеширского кота. Если на материальной «земле», развёрнутой в пространстве, термодинамическая стрела времени указывает на неизбежную смерть в будущем, то на свёрнутом, внепространственном, импликативном уровне реальности — «небе» — движение Организации в потоке Времени творит Вечную Жизнь. Там праздник Вечной Жизни и Духа Животворящего!
С точки зрения закона сохранения информации, которая служит мерой организации, Животворящего Духа, Жизнь бессмертна и вечна. Смерти же нет вовсе. Смерть — это «временный конец временного явления» под названием «биологическая жизнь», которая существует лишь в «земном», энтропийном, материальном мирке, развёрнутом в пространстве.
Любая форма смертной «земной» материальной жизни есть временное воплощение Вечной Жизни, несомой Бесконечным Временем. На «земле», в царстве второго начала термодинамики, царствует энтропия. Все формы организации, от звёзд до человека, обречены на смерть, разрушение и уничтожение. ТЕРмодинамическая стрела времени выступает как ТЕРминатор (ТЕР... = ТЕР...), христианский Князь Тьмы или индуистский Шива.
На «небесах» не существует ни пространства, ни материи, ни энергии с её непременной тенью — энтропией. На «небесах» царят иррациональные и недоступные для человеческого восприятия и понимания «райские кущи» Духа, правит Вечная Жизнь, Жизнь как принцип, Жизнь как негативная энтропия, Жизнь как организация.
В нашей гипотетической, а к тому же голографической модели этот крайне высокоорганизованный негэнтропийный уровень реальности, говоря словами Александра Меня, и есть то, что «обладает потенциалом отрицательной энтропии, "изливающейся" в него [мир]».
Именно с этого трансцендентного, потустороннего, негэнтропийного, духовного базиса Жизни, имеющего над собой зримую материальную надстройку в виде живых клеток и многоклеточных организмов, и начинается становление мироздания.
В древнекитайском витализме этот всеобъемлющий и животворящий уровень бытия именуется Великий Предел.
ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ
Круговорот организации, которая служит внутренней сущностью Вечной Жизни, начинается с рождения нового мира, нового Космоса, пребывавшего до этого в состоянии покоя и порождающего новое «небо» и новую «землю». Само рождение нового мира означает развёртывание спирали Бесконечного Времени, пребывавшего ранее в свёрнутом состоянии, состоянии покоя. Это свёрнутое состояние бытия и Жизни напоминает состояние Великого Предела, Тай Цзи, в китайской философии.
Великий Предел содержит в себе в потенции два противоположных начала, два заряда, два полюса: плюс и минус, положительное и отрицательное, светлое и тёмное, мужское и женское, жар и холод, жизнь и смерть, Ян (Янь) и Инь. (А может быть, и организация — хаос, негэнтропия — энтропия?)
Вечный переход из плюса в минус, из положительного состояния в отрицательное, из Ян в Инь и наоборот, вечные единство и борьба противоположностей символизируются графически белым и чёрным полукругами единой Монады, в каждом из которых таится точка противоположного цвета (на иллюстрации справа). Неисчерпаемый, вечный и бесконечный переход одного в другое составляет суть Канона перемен (И Цзин).
КОСМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ МИРОЗДАНИЯ И ДИНАМИКА ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
Изначально, в процессе рождения, мир разделяется на мир и иномир, на «небо» и «землю». Организация «небес» начинает свой бесконечный цикл путешествия с «небес» на «землю» и обратно.
Вечная Жизнь на «небе» ниспадает на «землю» в виде искр организации, которые постепенно разгораются в светящуюся жизнью биосферу Земли с миллионами и миллиардами видов живых существ. Путь от простейших клеток до «венца творения» занимает около 4 миллиардов лет. Экспортно-импортные операции по поставке негэнтропии с «небес» на «землю» имеют своим результатом процветание жизни на Земле.
Контакт двух взаимно противоположных миров приводит, подобно сообщающимся сосудам, к перетеканию бесконечно плодовитой потенции Вечной Жизни с «небес» на «землю» с напутствием: «плодитесь и размножайтесь». Неоплатоники называли такое перетекание из запредельного первоначала, Единого, эманацией (лат. “emanatio” — «истечение», «распространение»).
Неравновесные процессы на планете Земля, в которых активно участвует ход Времени на «небе» и на «земле», захватывают «небесную» животворящую организацию, Дух Святой, втягивают в себя как сухая губка «воду жизни», возводя из мёртвой материи, «праха земного», храм живого тела:
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,
Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).
На изначально мёртвой планете Земля буйно расцветает Древо Жизни, чьи геометрические контуры весьма напоминают Икосаэдро-додекаэдрическую структуру Земли (ИДСЗ), оказывающую некое скрытое воздействие на биосферу Земли. В узлах и вдоль рёбер данной системы находятся «убежища жизни», в которых сохраняются реликтовые растения и животные. Во многих узлах системы находятся центры видообразования, в которых существуют растения и животные, нигде более не встречающиеся. В узлах системы, в частности, в вершинах и центрах треугольников и по серединам их сторон, оказались практически все известные очаги древних культур и цивилизаций.
Но этот путь не заканчивается на биологическом виде человека разумного. Негэнтропийный Бассейн Организации (НеБО) несёт в своём чреве новые виды «земной» жизни: бестелесные, нетленные, духовные. По небезызвестному закону сообщающихся сосудов уровни организации («воды жизни») должны когда-то сравняться на животворящем «небе» и смертоносной «земле». Этому уровню и соответствует настоящий, истинный «венец творения». Бестелесные, нетленные, духовные формы «небесной» жизни воплощаются со временем на «земле» в форме бессмертного, нетленного космического биовида:
«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление,
и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53).
Этим формам Вечной Жизни предстоит когда-то вырваться из младенческой колыбели Земли в просторы Вселенной и обрести бездну могущества. Собственно, именно об этом говорит книга Апокалипсиса под названием «первого воскресения к вечной жизни» «144 000 праведников». Об этом же намекает ускоряющийся рост эволюции, которая идёт по гиперболе, переходя в ближайшем будущем в некую вертикаль, означающую качественное изменение жизни на Земле, фазовый переход от жизни белковой к жизни духовной, от жизни смертной к жизни бессмертной.
Фактически об этом же говорил сторонник христианского эволюционизма Пьер Тейяр де Шарден, который назвал этот фазовый переход точкой Омега, а само царство духовной жизни — Парусией. Это царство Духа также можно назвать психическим раем.
В психическом раю царит Любовь,
Любовь — души высокое стремленье.
Любовь, что обретает неба новь,
Любовь, которая достойна Воскресения.
Любовь дарует пропуск в инобытие,
В котором нет земных влечений.
В котором торжествует Духа житие,
В котором плоти нет предназначений.
Плоть ждёт конец в земном миру,
В миру страдания и смерти,
Там, где когда-то я умру,
Где миром правят люди-черти.
А Дух даёт душе путёвку в рай,
Где нет утех для бренной плоти.
Став Ангелом, на кущи райские взирай,
Блаженство обретай в души полёте.
Там пищей станет Дух Святой*,
Там царствует душа-Психея,
Там до конца времён царит покой,
Там Дух — от всех болезней панацея**.
Туда не всем дано попасть,
Туда — для избранных одних дорога,
Там не случится ни одна напасть** —
Так уготовано по воле Бога.
* «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6:13).
** «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже;
ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Однако это «земное» царство бессмертия доступно лишь немногим избранным. Подавляющее большинство живых организмов ждёт банальная смерть. А что после неё?
Согласно поверьям последователей авраамических и дхармических религий на Западе и на Востоке, после гибели живого организма заключённая в нём искра Вечной Жизни в виде христианского Святого Духа или индуистского Атмана, которые являются по сути дела разными названиями одной и той физической реальности — организации, негэнтропии, покидает мёртвое тело.
Рукописи, как известно, «не горят», а организация, которая и является внутренней сущностью жизни, никуда не исчезает бесследно. Борьба организации и хаоса, негэнтропии и энтропии и составляет сущность жизни и смерти.
Критическое нарастание энтропии в бренном теле, храме Святого Духа, результатом которой является смерть живого организма, приводит к излучению физического времени, несущего в себе организацию, вовне. Именно об этом говорят опыты Н.А. Козырева:
«Следует ожидать, что некоторые процессы ослабляют плотность времени и его поглощают, другие же наоборот — увеличивают его плотность и, следовательно, излучают время. ...Специальный опыт показал, что процессы, вызывающие рост энтропии, излучают время. При этом у находящегося вблизи вещества упорядочивается его структура. Надо полагать, что утерянная из-за идущего процесса организованность системы уносится временем. Это означает, что время несёт информацию о событиях, которая может быть передана другой системе» [6].
«Процессы, усиливающие в системе причинное действие, увеличивают плотность времени в окружающем их пространстве. Процессы же противоположного действия уменьшают его плотность. В первом случае можно говорить об излучении времени, а во втором – об его поглощении. Процессы, увеличивающие энтропию там, где они происходят, излучают время. Это, например, такие процессы, как разогрев тела, таяние льда, испарение жидкостей, растворение в воде различных веществ и ДАЖЕ УВЯДАНИЕ РАСТЕНИЙ (Выделено мною, С.Г.). Противоположные же им процессы, например, остывание тела, замерзание воды – поглощают время и в их окрестности уменьшается его плотность» [7].
Что же ждёт нетленную внутреннюю суть Вечной Жизни? Различные религии по-разному отвечают на этот вопрос.
ЖИТИЕ СВЯТОГО ДУХА В КОСМИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ
В христианстве Святой Дух после гибели храма человеческого тела улетучивается подобно излучению физического времени, а нетленная душа обретает своё временное пристанище в некоем «подземном мире», «преисподней». В Древней Греции это подземное царство мёртвых и его властитель назывались именем Аид, в христианстве — ад. По поверьям христиан, нетленные души усопших пребывают в «подземном мире», «подземном мОре», аду или чистилище вплоть до «конца света» и «судного дня»:
«И я увидел великий белый престол и Сидящего на нём,
от лица Которого бежали небо и земля, и не нашлось им места.
И я увидел мёртвых, малых и великих, стоящих пред престолом, и книги раскрыты были;
и иная книга была раскрыта, которая есть книга жизни,
и были судимы мёртвые, согласно написанному в книгах, по делам своим.
Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём,
и смерть и ад отдали мёртвых, бывших в них,
и судим был каждый по делам своим.
И смерть и ад повержены в озеро огненное.
Это – смерть вторая, озеро огненное.
И кто не был найден записанным в книге жизни,
тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:11–15).
«Конец света» завершает один божественный цикл, один космический год, на смену которому приходит новый космический год, новое космическое бытие, порождающее «новое небо» и «новую землю». С Новым космическим годом!
«И увидел я новое небо и новую землю,
ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).
Если один земной год соответствует одному повороту Земли вокруг Солнца, то один космический год соответствует одному повороту Вселенского колеса бытия, которое буддисты именуют Бхавачакра. Восемь спиц колеса бытия символизируют восьмёрку, знак бесконечности (на иллюстрации слева).
Колесо бытия движет Вселенную от рождения и до светопреставления. Циклическая остановка Бесконечного Времени – Вечного Двигателя Вселенной — через миллиарды лет движения означает конец непрерывной творческой активности Времени и «конец света» — крушение всех структур Космоса, состоящего из «неба», «земли» и «преисподней». Пространство, которое служит лишь одним из уровней реальности, причём не имеющим самобытия, исчезает вместе со всеми своим иллюзорным материальным содержимым. Но истинно сущее Мира — Организация — остаётся целым и невредимым.
Под напором безграничного и безжизненного Океана Хаоса, сущего за ограниченными пределами Космоса, Вечная Жизнь находит себе временное пристанище в некоем подобии космического «ковчега», где обитают в потенциальном виде все «твари по паре». Тех, кто не нашёл прибежища в ковчеге и казался за бортом, ожидает «смерть вторая». Искры жизни извергаются из чрева космического ковчега, исполненного света Вечной Жизни, во внешний мир мук вечной смерти:
«а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12)
А далее Откровение Иоанна Богослова глаголет о рождении нового животворящего «неба» и новой энтропийной, смертоносной «земли»:
«И увидел я новое небо и новую землю» (Откр. 21:1).
По сути дела, речь идёт о новом цикле развёртывания спирали Бесконечного Времени к новой жизни и новой смерти. Космический ковчег пристаёт к берегу, начинается новый космический год, открывается новый божественный календарь.
В новом Космосе записанная неким неведомым науке божественным способом информация «преисподней» обо всех живых существах, которая именуется в Библии «книгой жизни», обретает новую обитель под названием «Царство Небесное». В этом голографическом иномире царствует не вечная смерть, а Вечная Жизнь, там разбитые чашки собираются воедино, там мёртвые воскресают к вечной жизни, чтобы спустя миллиарды лет по земному летоисчислению вновь ниспасть на «землю», оросив «водой жизни» земную смертоносную пустыню.
В новом Космосе, опять состоящем из животворящего «неба» и смертоносной «земли», информация животворящих «небес» ниспадает на грешную «землю» и воплощается в живое существо. В христианстве это именуется «грехопадение». В индуизме и буддизме — «сансара» и «карма».
КРУГОВОРОТ АТМАНА И ДХАРМ В КОСМИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ
В дхармических религиях САНСАРА означает новое ЦИКЛИЧЕСКОЕ РОЖДЕНИЕ-СМЕРТЬ. Это относится как ко всему миру, так и к отдельному живому существу. Если а авраамических религиях прослеживается всего один-два цикла рождения-смерти-нового рождения, то в дхармических религиях число таких циклов бесконечно. Это и есть колесо сансары, циклическое колесо жизни-смерти, которое вновь и вновь порождает как живых существ, так и космические миры. В этих мирах правит не всемогущий Бог-Творец, а всемогущие, но вполне объективные и даже рациональные законы: закон циклического развития — «сансары» и космического действия — «кармы».
КАРМА означает не воздаяние, как в авраамических религиях, а нелокальное, пронзающее пространство и время, пронзающее космическое миры ДЕЙСТВИЕ. Действие, причиной которого являются тело, слово, мысль. Действие, которое человека порождает, и которое его убивает. В индуизме это действие означает перерождение атмана (нетленной души) в новое существо в круговороте жизни-смерти. В буддизме, который отрицает существование нетленной души, атмана как некоего вечного локального психического «я», обретающего новые физические воплощения, это означает нечто вроде космического калейдоскопа:
«Здесь, правда, может возникнуть вопрос: если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на него достаточно парадоксален: ничто не перерождается и не переходит. Вопреки распространённому заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощённая душа, как в индуизме. Он — поток состояний — дхарм, серия кадров — мгновений.
Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» или тем более «перевоплощение», и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей. Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьёт по шару (условная личность — пудгала), получающему, таким образом, определённое ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передаёт ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь передаётся, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни).
Второй пример связан с образом калейдоскопа: определённая комбинация цветных стёклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стёклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно ещё раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздаёт всемогущий Господь — Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании» [8].
КАРМА — это космическое ДЕЙСТВИЕ, для которого нет преград. Это причинно-следственная связь на уровне нелокального Единого, Альфы и Омеги, которая не подчиняется механистическим законам мирка материи. В нужное время бесплотная животворящая организация ниспадает с «небес» на «землю» и воплощается в живом организме, облекаясь в клеточный скафандр, созданный из белковых тел, ДНК и РНК. В процессе материализации Животворящего Духа посредством штрих-кода ДНК карма определяет время рождения нового организма, историческую эпоху его пребывания на «земле», его космическое и географическое место пребывания, его положение на лестнице эволюции, его положение на социальной лестнице, его облик, его задатки, его наклонности и в конечном счёте его судьбу.
А потом на смену запрограммированному свыше рождению придёт неизбежная смерть. Затем — новое Воскресение в иномире. После этого — новое «Грехопадение» на «землю». И так — без конца и без края.
ЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ
Суть христианства сводится к победе над смертью и обретению Вечной Жизни. В мире, где Жизнь изначальна и вечна, эта точка зрения вполне имеет право на существование. Фактически она описывает 2 способа возвращения Вечной Жизни к своим истокам: один из них — для избранных, на «земле», в результате векторной эволюции земных форм живого и фазового перехода из смертной жизни в «вечную жизнь»; второй — всеобщий, на «небесах», в результате циклической эволюции самого Космоса. Об этом глаголил апостол Павел:
«Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе;
ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление,
и смертному сему облечься в бессмертие.
Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие,
тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”.
“Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”» (1 Кор. 15:51– 55).
Если первое воскресение к вечной жизни избранных «144 000 праведников» даруется Спасителем, Сыном Божиим, то второе, всеобщее воскресение — дело Отца:
«Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21).
Но любой из этих способов достижения «вечной жизни» действует лишь в течение одного космического цикла и не избавляет от нового рождения на «земле» и сопутствующей ей новой смерти. Индусы и буддисты называют это циклическое существование законом сансары.
ВЕЧНАЯ ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ
Единственным концом этого бесконечного космического сериала является нирвана, состояние Вечного Покоя, неподверженного как животворящему, так и смертоносному циклическому движению физического времени, то есть движению сансары, исполненному страдания.
В отличие от христианства, которое ограничено рамками одного-двух космических циклов, дхармические религии — индуизм, буддизм, джайнизм — принимают за основу бесконечную череду космических циклов. Соответственно, в христианстве достижение Вечной Жизни и Царства Небесного в рамках одного космического цикла считается высшим благом и окончательным завершением истории мира и человека. А в буддизме пребывание на «небесах» относится к сансаре и неизбежно сменяется новым воплощением на «земле», исполненном страдания. Есть высшие миры блаженной и всемогущей жизни, в которых живут буддийские божества — дэва, но и они — дэва — обречены на колесницу новых рождений и смертей.
Как мир, так и человек, и любое другое живое существо, включая дэва, постоянно проходят через циклы рождения, развития, старения, гибели, возрождения к новой жизни и так далее. В этом мире бесконечной череды жизни-смерти смысл индуизма и буддизма сводится не только и не столько к разовой победе над смертью в виде воскрешения (хоть для избранных, хоть всеобщего), сколько к победе над самой сансарой, сутью которой, согласно Будде, является бесконечная циклическая череда жизни-смерти и вечное страдание:
«Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение — страдание, болезнь и расстройство здоровья — страдание, смерть — страдание, присутствие того, кого мы ненавидим — страдание, отделение от того, кого мы любим — страдание. Короче, пятичленная привязанность к существованию — страдание».
В буддизме Высшее Освобождение от бесконечной карусели жизни-смерти и связанного с ним страдания дарует нирвана.
«Одни возвращаются в материнское лоно, делающие зло попадают в преисподнюю,
праведники — на небо, лишённые желаний достигают Нирваны» (Дхаммапада 126).
Чтобы достичь нирваны недостаточно победить смерть. Надо победить саму жажду жизни (тришну), которая постоянно вовлекает психику в бесконечный круговорот жизни-смерти. Надо остановить волнение раздельных мимолётных психофизических элементов — дхарм, которые и создают иллюзию личного существования и иллюзию существования внешнего мира.
Именно психическая активность человека, направленная на биовыживание, на жажду жизни, на получение удовольствие от жизни, вовлекает его вновь и вновь в бесконечный круговорот жизни-смерти. Успокоение раздельных мимолётных элементов психики — дхарм — кладёт конец вовлечённости психики в поток жизни, исполненный страдания. Причём раз и навсегда. Этот финал космического сериала жизни-смерти и носит в буддизме название «нирвана».
Примечания:
1. Ли Смолин, «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего», глава 15, перевод с английского д.ф-м.н. Андрея Ростовцева, 2014 г.
2. Н.А. Козырев, «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении»
3. Н.А. Козырев, «О воздействии времени на вещество»
4. Н.А. Козырев, «Человек и Природа»
5. Майкл Талбот, «Голографическая Вселенная»
6. Н.А. Козырев, «О воздействии времени на вещество», Избранные труды, Л., 1991, стр. 387
7. Н.А. Козырев, «АСТРОНОМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВРЕМЕНИ», Избранные труды, Л., 1991, стр. 369
8. Е.А. Торчинов, «Введение в буддизм», глава 2.
16 декабря 2022
Свидетельство о публикации №122121600274