Мы говорим, конечно, языком...

«…Не будем себя обманывать. Язык является самой глубокой характеристикой народа, да, язык - это одеяние народного духа, язык - это измерение культурного уровня нации. Чрезмерное смешение языков вскоре переходит в искусство, а затем и в мораль народа. Ибо что есть варварство? Варварство - это неограниченное царствование необузданных инстинктов! Если язык народа выказывает необузданность и беспринципность, подчинение моральным или духовным завоевателям и победителям, он превращается в похоронный звон по свободе того народа. Духовная история каждого народа, хоть западного, хоть восточного, хоть древнего, хоть современного, демонстрирует это. Возрождение народа, обретение им свободы начинается с заботы о своем языковом сокровище. Народ, который марает свои языковые одежды похищенными украшениями чужого языка, живет, нет, - прозябает на грани заката. Если Бахаулла рекомендует всеобщий язык, то этот язык не должен затмевать или отталкивать сокровища родного языка. Мы, персидские бахаи, не собираемся ни отказываться от нашего родного, веками развивавшегося языка, живого свидетеля наших битв и страданий, наших духовных поражений и побед, ни навязывать его другим.

Внемлите же, дочери Запада! Забота о своем языке есть служение своему народу, изучение же и использование всемирного языка, например, Эсперанто, - служение всему человечеству. Свой язык - он как домашний воздух, окружающий нас с колыбели до могилы, являющийся и остающийся нашей личной собственностью. Язык всемирный сравним с мостом в другой мир, с аэропланом для транспортировки людей и товаров.

Если ты, человек, откажешься от своего родного языка. то тебя покинут вера, любовь и надежда, искусство и наука, право и закон, мораль и этика. Что фактически и делает евреев бездомными во всем мире – так это потеря родного языка. Поэтому они начинают свое национальное возрождение с оживления и введения еврейского языка. О, мои друзья с Запада: родной язык является и навсегда по праву останется хозяйкой в доме нации, язык же всемирный всегда будет только послушным и полезным слугой своей хозяйки.» (Абдул-Баха)

«Истинно говорю вам: язык дан для упоминания о добре, не оскверняйте же его недостойной речью. Бог простил вас за прошлое. Отныне изрекайте лишь то, что вам подобает и приличествует, и воздерживайтесь от клеветы, оскорблений и всего того, что ранит сердце человека». (Бахаулла)

«Не только мы говорим языком, а язык говорит нами…» (К.А. Кедров)

Мы говорим, конечно, языком… 
Кому-то странным может показаться,
Но наш язык в пространстве движется своём…
Где изменяется, чем можно любоваться…

Меняясь сам, он формирует нас…
Ему благодаря совсем другими
Глазами смотрим мы на звезд иконостас
И повторяем за вождями чьё-то имя…

Мы знаем скоро уж водоворот,
Закрутит многих унеся в пучину
Под дулом пистолета им не подпоёт,
Кого язык определяет, как мужчину…

В эпохе новой много новых слов,
Социализм, ракета, перестройка…
Манагер, таргет, ваучер… большой улов
И многие из них, конечно, ждёт помойка…

Меняются эпохи и язык
Меняется, конечно, вместе с ними…
Одни слова мертвы. Язык от них отвык.
Другие ж создаются ртами молодыми…

Коверкая обычные слова,
«Жаргонят» их, чтоб были покороче…
На «фене ботают», чтоб разнеслась молва 
«Крутые мы»… и свой язык подвергнем порче…

Но время перемелет новодел,
Останутся лишь яркие находки
Народу ведь не нужен полный беспредел…
Словарь в себя впитает только самородки…

Вливанья черезмерные в язык,
Способны исказить его настолько,
Что потеряет насовсем свой прежний лик…
Начнёт культура умирать… да и не только…

И потому подумайте о сём,
Как в свой язык, вставляете вы слово…
Златую середину соблюсти при том,
Чтоб явно был прогресс и не случилось слома…

По-философски взглянем на язык,
Пускай меняется, меняясь с нами,
Для языка столетие всего лишь миг…
Не забывайтесь… мы живём под небесами…

(Генцелев А.Н., 18.11.2021 г.)


Рецензии