Леонид с детства мечтал стать лётчиком!..
- - - - - - - - - - -
12 декабря 1928 года, в селе Знаменка (ныне часть посёлка Черкасское) на Донбассе родился великий советский актёр и режиссёр, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист УССР, Леонид Фёдорович Быков.
Окончил среднюю школу №6 в Краматорске, там же впервые выступил на сцене ДК имени Ленина.
Леонид Быков с детства мечтал стать лётчиком. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году 14-летний парень подправил год своего рождения и попытался поступить в эвакуированную в Горно-Алайск (тогда носил название Ойрот-Тура) 2-ю Ленинградскую школу военных лётчиков. Приписку возраста раскрыли, да и по росту Быков не подходил.
В 1945 году он вновь пытался поступить во 2-ю спецшколу для лётчиков в Ленинграде. На этот раз получилось, однако проучился всего месяц - война закончилась, отчего школу расформировали.
Тогда Леонид Фёдорович поступил на актёрский факультет Харьковского театрального института, который окончил в 1951 году. После института 9 лет работал в труппе Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Шевченко, практически одновременно (с 1952 года) начал сниматься в кино. Впервые Быков показался на большом экране в фильме "Судьба Марины".
В 1954 году режиссёры Ивановский и Кошеверова приглашают Леонида Фёдоровича на роль Пети Мокина в свою картину "Укротительница тигров". С того фильма началась всесоюзная слава актёра.
В следующем фильме - "Максим Перепелица" - Леониду Быкову досталась заглавная роль. Его стали активно приглашать в свои работы многие режиссёры. При этом актёр старался выбирать разноплановые роли, чтобы не остаться в глазах зрителей вечным "Максимом Перепелицей", и преуспел.
Среди других его ролей конца 50-х - начала 60-х: Виктор Туз в "Ссоре в Лукашах", Богатырёв в фильме "Дорогой мой человек", Акишин в "Добровольцах", Алёшка в фильме "Алёшкина любовь".
В 1961 году Леонид Фёдорович Быков начинает работать ещё как режиссёр, вместе с Гербертом Раппопортом снимает короткометражку "Как верёвочка ни вьётся...". Через 2 года он уже самостоятельно снял комедию "Зайчик", в которой сыграл заглавную роль.
У многих (если не у всех) режиссёров бывают так называемые "проекты мечты": задуманные, как правило, ещё в далёкой молодости фильмы, к созданию которых они идут долгие годы, постепенно набираясь опыта, оттачивая мастерство, завоёвывая доверие коллег и зрителей. Для Леонида Фёдоровича Быкова таким "проектом мечты" был фильм о советских лётчиках во время Великой Отечественной войны, в котором раскрылись бы священная тема для жителей нашей страны, воплощение на экране детской мечты режиссёра, принесение дани уважения павшим и живым героям.
В конце 60-х начались работы над сценарием. Быкову помогали сценаристы Евгений Фёдорович Оноприенко и Александр Степанович Сацкий. Втроём они проделали очень большой труд, проконсультировались с десятками ветеранов, в том числе со многими Героями Советского Союза, некоторые из которых носили генеральские и даже маршальские погоны. В итоге больше половины персонажей фильма были основаны на реальных людях, а многие показанные сцены происходили на самом деле, вплоть до мелочей, вроде нарисованного нотного стана на фюзеляже самолёта. Даже название фильма - "В бой идут одни "старики"" - основано на фразе, произнесённой в своё время генерал-полковником авиации Михаилом Михайловичем Громовым.
Однако работа над "проектом мечты" далась Леониду Фёдоровичу очень и очень тяжело, и главная причина была вовсе не в художественной плоскости или историческом соответствии/несоответствии, а в "административном аппарате".
Столь тщательно написанный, полностью готовый сценарий фильма не встретил одобрения чиновников из Госкино Украинской ССР, был назван "негероическим", недостойным того, чтобы по нему снимали кино.
Но Быков не сдавался, начал читать выдержки из сценария на гастролях, чтобы добиться поддержки публики, пришлось привлечь военных (в том числе тех самых ветеранов-консультантов, Героев и Дважды Героев), чтобы киностудия Довженко, чьи чиновники ни секунды не были в бою, дала "добро" на начало производства фильма.
Следующие этапы были ничуть не проще: то назначенные актёры заняты на других съёмках, то начальство против подбора актёров (в частности, Быков с большим трудом отстоял якобы "сугубо комедийного" Алексея Смирнова на роль Макарыча), то нет цветной плёнки, то нет сохранившихся с Великой Отечественной войны самолётов (здесь очень помогли маршалы Покрышкин и Руденко).
Выход на большой экран тоже пришлось брать с боем, снова с привлечением ветеранов (в том числе Главнокомандующего ВВС, Героя Советского Союза, Главного Маршала авиации Павла Степановича Кутахова и Дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Виталия Ивановича Попкова - прототипа Маэстро и Кузнечика).
Итогом всего этого колоссального труда стал фильм "В бой идут одни "старики" - один из лучших фильмов в истории о Великой Отечественной войне и один из лучших фильмов о военных лётчиках в целом. Кинокартина мечты Леонида Быкова заслужила вечную любовь и память зрителей, а также множество наград (в том числе зарубежных).
Фильм удостоился ряда советских и зарубежных кинонаград, среди которых Серебряная медаль им. А. Довженко, Премия за лучшую мужскую роль (Леонид Быков) на VII ВКФ в Баку,
«Хрустальная ваза» — специальный приз и Премия Центрального Комитета Союза чехословацко-советской дружбы на XIX МКФ в Карловых Варах (ЧССР, 1974),
Главная премия МКФ "Фильмы за свободу" в Сопотце-74 (Югославия),
Статуэтка «Свобода» — Главная премия III МКФ фильмов о свободе и революции в Сопоте (Польша, 1974)...
«В бой идут одни “старики”» до сих пор часто транслируются на ТВ и считаются классикой отечественного кинематографа. Следующим фильмом Леонида Фёдоровича тоже стало кино о Великой Отечественной войне - "Аты-баты, шли солдаты...". Прототипом событий фильма послужил подвиг широнинцев, но место (вместо Тарановки под Харьковом - Победня на Западной Украине), время (вместо начала марта 1943-го - середина марта 1944-го) и герои были изменены. Здесь Леонид Быков также исполнил одну из главных ролей. К сожалению, этот фильм стал для него последним.
Стоит отметить, что во многих картинах артист сам исполнял песни.
В 1978 году начались съёмки фантастического сатирического фильма "Пришелец" по повести Евгения Шатько "Пришелец-73". Леонид Фёдорович выступил автором сценария, режиссёром и актёром - исполнителем главной роли.
Работа над "Пришельцем" так и не была завершена.
У Леонида Быкова нет ни одного провального проекта. Все его работы в качестве актёра и режиссёра ставали настоящей классикой, золотым фондом кинематографа СССР. Этот невысокий брюнет был веселым героем с грустными глазами, которые видели намного больше, чем можно было рассказать.
11 апреля 1979 года на трассе "Минск - Киев" Леонид Фёдорович Быков погиб в автомобильной аварии. Ему было всего 50 лет.
Похоронили Леонида Быкова на Байковом кладбище в Киеве. В завещании, написанном незадолго до смерти (до того он перенёс 3 инфаркта и чувствовал, что ему недолго осталось), писал:
"НИКАКИХ оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду - получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово "прощай", и всё. Не надо цирка, называемого почестями.
После этого "дерболызните" кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет "Смуглянку" от начала и до конца... Вы заметили, что режиссёр я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Во даю. Спасибо и пока..."
* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
https://www.leonid-bykov.ru/film/4.htm
https://www.ivi.ru/person/leonid-bykov-7993
https://biographe.ru/znamenitosti/leonid-bikov/
https://dzen.ru/a/Y5GZ5yGnUyy-obaC
https://www.leonid-bykov.ru/
Свидетельство о публикации №122121502534