Информация - что это?
Известны два варианта происхождения понятия «информация»:
-от лат. informatio - разъяснение, изложение;
-от англ. in form упорядочивающее.
Информацией, в смысле разъяснение или изложение, люди называют, например, устные и письменные сообщения. Однако, при этом они в уме отдают себе отчет, что не звук и не текст сообщения являются информацией, а нечто в сообщении. Назовем это нечто осознанным смыслом сообщения или коротко - смыслом.
Что есть в устном сообщении? В устном сообщении есть звук - воздушные волны, разной длины и амплитуды, которые мы слышим как слова и понимаем смысл сообщения. А в письменном сообщении? Буквы, нанесенные краской или чернилами на бумагу, или высвечиваемые на экране, которые мы видим, в уме «слышим» как слова и понимаем смысл сообщения.
Например, один человек посмотрел в окно, его сознание отразило, что идет снег и появились мысли (слова), что идет снег Он по телефону сказал другу, или отправил ему СМС – «у нас идет снег». Друг услышал или прочитал и в уме услышал слова – «у нас идет снег», понял смысл сообщения и как бы увидел, как там идет снег.
Так что же из перечисленного в примере есть информация? Одни знатоки ответят, что звуки и буквы– это носители информации. Другие ответят, что звуки и буквы - это информация, но закодированная. Вот когда мы ее раскодируем - услышим или прочитаем слова, тогда и узнаем, что нам сообщили. Третьи ответят, что не только звуки и буквы, но и слова - тоже закодированная информация, которую наш мозг раскодирует в смысл сообщения, который и есть информация.
Рассмотрим «информацию» как смысл - если нет смысла, то нет и сообщения, и попытаемся ответить на вопросы: уходила ли информация, как смысл, от человека, передавшего сообщение, и не образовалась ли она в мозгу друга, под воздействием воздушных волн или букв?
Что мы слышим, когда нам говорят что-либо? Мы слышим слова. Что мы видим, когда читаем? Буквы. Что «слышим» в уме, когда читаем? Мы слышим слова. Почему мы их слышим? Потому, что знаем, какому звуку отвечает какая буква (другие знаки, иероглифы, точки – тире). И в устном и в письменном сообщении мы слышим слова. А когда мы слышим слова, то понимаем, что нам сказали или написали, потому что каждое слово нам понятно, точно так же, как понятно, какому звуку отвечает какая буква.
Представим себе, что устное сообщение на русском языке получил человек, не знающий этого языка. Ясно, что он не осознал смысл. Куда делась информация, как смысл, летящая на воздушных волнах? Никуда не делась, потому что информации в таком ее значении на этих волнах не было.
Представим себе, что подобное письменное сообщение получил человек, владеющий русским языком, но неграмотный. Результат – «смотрит в книгу, видит фигу». Не осознает он смысл. Куда же делась информация, как смысл, в буквах? Никуда не делась, потому что ее в буквах не было. Просто неграмотный человек не знает, какому звуку отвечает какая буква, и не может в уме услышать слово.
Собеседники уверены, что общаются напрямую. В действительности, они общаются косвенно. Схема их общения: (образ) мысль – звук – уши – слова – мысль (образ). А если говорят на разных языках, нужен еще переводчик: (образ) мысль – звук – (уши – слова – мысль (образ) –звук) – уши - слова – мысль (образ).
В теории информации источником информации считается любой объект, а информацией - сообщение, порожденное объектом, которое нужно передать другому объекту. Сообщение преобразуется, например, в электрические сигналы (кодируется). Сигналы передаются в устройство, в котором они преобразуются (декодируются) в форму, нужную для объекта – получателя.
Например, идет передача из телевизионной студии, а мы смотрим ее по телевизору. В студии телекамера преобразует действительное в кодированные сигналы, которые передаются по цепи связи на антенну радиопередатчика, электромагнитные волны приходят к антенне телевизионного приемника и декодируются в телевизоре в звук и изображение на его экране
Но ведь именно это и происходит, когда человек передает, например, письменное сообщение другому человеку. Отправитель сообщения кодирует смысл сообщения словами (буквами), а получатель декодирует слова (буквы) в смысл сообщения. Только в теории информации передающим и принимающим информацию может быть любой объект, а человек является частным случаем.
Как видно, обмен информацией между объектами подобен обмену информацией между людьми. И если, например, письменная передача информации, как смысла сообщения, возможна только между людьми, владеющими языком и умеющими читать (грамотными), то и передача сообщения между объектами возможна только в случае, когда объекты «знают язык» и «умеют читать».
Примерами передачи и приема сообщения могут быть также управление человеком системой или одной системой другой системой. Такое управление возможно только в случае, когда в управляемой системе имеется декодер.
Таким образом, понятию «информация», в случае общения людей, одновременно дают следующие определения:
-это смысл передаваемого сообщения;
-это звуки и знаки передаваемого сообщения (кодирование);
-это смысл принятого сообщения (декодирование).
В случае взаимодействия человека с объектом или объекта с объектом понятию «информация» дают подобные определения, в которых «смысл» заменен на «содержание».
Теория информации нашла способы измерять количество информации, например, в битах. Однако измеряется не информация как смысл или содержание, а количество используемых для передачи сообщения сигналов (звуков, букв или знаков), оцифрованных в двоичной системе. Но одному и тому же смыслу или содержанию может отвечать разное количество сигналов (букв, знаков).
Рассмотрим теперь определения понятия «информация» в смысле in form упорядочивающее.
Например, генетическая информация, закодированная в последовательности нуклеотидов в генах. В этом случае создается впечатление, что генетическая информация есть некоей субстанцией, подобной Святому Духу. В действительности при делении клетки «материнская» молекула выступает как матрица, на которой формируется «дочерняя» молекула, а ее строение - последовательность и вид нуклеотидов в генах, определяет характер и последовательность биохимических процессов при делении клеток - рост организма.
То же можно сказать и о применении понятия информация к оценке степени упорядоченности системы, и к тому, что систему упорядочивает. Например, об информации, как термодинамической характеристики физико-химических систем. И в этом случае, упорядоченность системы определяет не информация, как некая отдельная субстанция, а свойства ее элементов и условия, в которых находится система.
Многозначность определений понятия информация порождает людей, которые «видят» таинственную невидимку - информацию, которая строит и упорядочивает все во Вселенной и Вселенную в том числе.
Однако, все неживое во Вселенной слепо и глухо, не видит и не слышит себя и не осознает, как умерший или новорожденный. Оно притягивается, отталкивается, сталкивается, соединяется, взрывается и т.д., постепенно усложняя или разрушая свои части. Только живое начинают «видеть» мир, отражая его, а человек осознавать то, что видит, потому что только у живого есть органы чувств и мозг, следовательно, способность отражать, кодировать, передавать и декодировать.
Почему человека все время тянет придумать что-то. То Бога придумали, подобного себе, когда не имели представления об информации, теперь из информации лепят что-то подобное Богу, опять подобного себе. И все это, вместо того, чтобы признать, что сама материя упорядочивает свои части и усложняет их, но делает это совсем не так, как делает ее порождение - человек. Вот, есть такое свойство у материи.
При этом и философы не устают искать эту всесильную, упорядочивающую все, информацию - невидимку и рассуждать о ней, так ее и не увидев.
Свидетельство о публикации №122121502337
Ясерый 25.01.2024 04:39 Заявить о нарушении