Эссе Иона. Он научился милосердию

ИОНА. ОН НАУЧИЛСЯ МИЛОСЕРДИЮ.

ИОНА, должно быть, пребывал в раздумьях. Ему предстояло совершить путешествие длиной в 800 километров и продолжительностью в месяц или даже больше. Сначала пророку нужно было решить, какой дорогой отправиться — короткой или безопасной, а затем следовать выбранным путем, проходя многочисленные горы и долины. Ему предстояло обогнуть обширную Сирийскую пустыню и переправиться через реки, среди которых был могучий Евфрат. Иона должен был останавливаться на ночлег у чужестранцев в городах и селениях Сирии, Месопотамии и Ассирии. Шли дни, и при мысли о приближении к грозной Ниневии пророка всё больше охватывал страх.

Одно Иона знал наверняка: он не мог повернуть назад и убежать. Он уже пытался это сделать. Как мы узнали из предыдущего рассказа, Бог терпеливо обучал Иону: он обрушил на море сильную бурю и чудом избавил его от гибели при помощи большой рыбы. Через три дня рыба извергла Иону на берег целым и невредимым. Исполнившись благоговением, пророк стал более послушным (Иона, главы 1, 2).

Когда Бог во второй раз повелел Ионе идти в Ниневию, пророк покорно отправился в далёкий путь на восток. (Прочитайте Ионы 3:1—3.) Но привело ли исправление от Бога к изменениям в мышлении Ионы? Проявив к пророку милосердие, Бог спас его от смерти в бушующем море, не наказал его за непокорность и дал ему ещё одну возможность выполнить порученное задание. Научило ли всё это Иону проявлять милосердие к другим? Несовершенным людям обычно трудно даётся урок милосердия. Давайте посмотрим, что пришлось пережить Ионе и чему мы можем научиться на его примере.

ВЕСТЬ О БОЖЬЕМ СУДЕ НАХОДИТ НЕОЖИДАННЫЙ ОТКЛИК.

Иона не разделял точку зрения Бога на Ниневию. В Библии мы читаем: «Ниневия же была для Бога великим городом» (Иона 3:3). В книге Ионы приводятся слова Бога — он трижды называет Ниневию «великим городом» (Иона 1:2; 3:2; 4:11). Почему этот город был великим, или важным, для Бога?
 
Ниневия принадлежала к числу первых древних городов, построенных Нимродом после Всемирного потопа. Вместе с окрестными городками она представляла собой огромный мегаполис, который от края до края можно было пройти за три дня (Быт. 10:11; Иона 3:3). Величие городу придавали грандиозные храмы, неприступные стены и другие сооружения. Но не это было важным для Бога. Особого внимания, по его мнению, заслуживали люди. Население Ниневии для того времени было довольно многочисленным. Несмотря на все злые дела её жителей, Бог беспокоился о них. Бог ценит жизнь людей и знает, что каждый человек способен раскаяться и научиться поступать правильно.

Когда Иона в конце концов пришёл в Ниневию, этот многолюдный город с населением свыше 120 000 человек, очевидно, ещё больше устрашил его.   По некоторым подсчётам, в Самарии — столице десятиплемённого царства Израиль — в то время проживало от 20 до 30 тысяч человек, что составляло меньше четверти населения Ниневии. В период своего наивысшего расцвета Ниневия, вероятно, была самым крупным городом в мире.

Пророк целый день ходил по оживлённым улицам, вероятно выбирая подходящее место, чтобы возвещать о Божьем суде. Как он передаст народу эту весть? Знал ли он ассирийский язык? Или же Бог чудом наделил его способностью говорить на этом языке? Мы не знаем. Возможно, Иона провозглашал Божью весть на своём родном языке — на еврейском — и обращался к ниневитянам через переводчика. В любом случае весть была простой, но очень грозной. Пророк снова и снова объявлял: «Ещё сорок дней, и Ниневия будет уничтожена» (Иона 3:4). Говоря смело и решительно, он проявил необычайную веру и мужество — качества, необходимые сегодня христианам как никогда.

Ниневитяне обратили внимание на весть, которую провозглашал Иона. Наверняка, пророк ожидал неприязненного и враждебного отношения с их стороны. Но случилось совершенно обратное. Люди послушали его! Весть распространилась так быстро, что очень скоро уже весь город говорил о Божьем суде. (Прочитайте Ионы 3:5.) Богатые и бедные, сильные и слабые, молодые и пожилые — все раскаялись и объявили пост. Вскоре новость об этом дошла до царя.

Правитель Ниневии тоже откликнулся на весть Ионы. Охваченный страхом перед Богом, он встал с престола, снял с себя роскошную царскую одежду, покрылся мешковиной, как и его народ, и даже «сел в пепел». Вместе со своими приближёнными он издал указ, утвердивший на государственном уровне пост, который соблюдали жители города. Царь повелел, чтобы люди покрыли мешковиной себя и даже домашних животных.  Хотя эта подробность может показаться странной, подобные обычаи имели место в древние времена. По свидетельству греческого историка Геродота, древние персы, оплакивая смерть одного известного полководца, совершали траурные обряды, в которых участвовал домашний скот.

Царь Ассирии смиренно признал, что его народ виновен в совершении зла и насилия, и выразил надежду, что Бог умилосердится, увидев их раскаяние. Царь сказал: «Может быть, истинный Бог... сдержит свой пылающий гнев, чтобы мы не погибли?» (Иона 3:6—9).

Некоторые критики сомневаются, что ниневитяне смогли настолько быстро изменить свой образ мыслей. Однако библеисты отмечают, что такое поведение вполне объяснимо, если принять во внимание суеверность и непостоянство, которыми отличались представители древних культур. К тому же сам Иисус Христос упомянул о раскаянии ниневитян. (Прочитайте Матфея 12:41.) Иисус знал, о чём говорил, ведь, когда развивались те события, он находился на небе и наблюдал за происходящим (Иоан. 8:57, 58). Итак, нам не следует думать, что люди не способны раскаяться, какими бы порочными они ни казались. Только Бог может читать сердца людей.

БОЖЬЕ МИЛОСЕРДИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ НЕПРЕКЛОННОСТЬ.

Как Бог отнёсся к раскаянию ниневитян? В книге Ионы говорится: «Истинный Бог увидел их дела, увидел, что они отступили от своих злых путей, и тогда Бог пожалел о том, что хотел навести на них бедствие, и не навёл его» (Иона 3:10).

Означает ли это, что Бог посчитал своё решение уничтожить Ниневию ошибочным? Нет. В Библии говорится, что Бог совершенен в справедливости. (Прочитайте Второзаконие 32:4.) Однако праведный гнев Бога утих. Он увидел, что ниневитяне изменились и больше не заслуживают наказания. Настало время проявить к ним милосердие.

Хотя многие священнослужители нередко создают у людей представление о непреклонном, суровом и даже безжалостном Боге, однако Господь Бог совсем не такой. Напротив, он благоразумный, уступчивый и милосердный. Когда Бог намеревается наказать нечестивых, он сначала посылает к ним своих земных представителей с предупреждением, желая, чтобы грешники поступили так же, как жители Ниневии,— раскаялись и изменились (Иез. 33:11). Вот что Бог сказал пророку Иеремии: «Если я когда-нибудь буду говорить против какого-либо народа и царства, чтобы искоренить, разрушить и уничтожить его, и этот народ отступит от своего беззакония, о котором я говорил, то я пожалею о том, что решил навести на него бедствие» (Иер. 18:7, 8). Бог желает, чтобы нечестивые поступили так же, как жители Ниневии,— раскаялись и изменились.

Но возникает вопрос: было ли пророчество Ионы ложным? Нет, поскольку его цель состояла в предупреждении. Бог осудил жителей Ниневии за злые дела. Однако ниневитяне вняли предупреждению и исправились. Если бы они снова стали творить беззаконие, Божьего наказания им было бы не избежать. Именно это и произошло позднее (Соф. 2:13—15).

Как Иона отнёсся к тому, что город не был разрушен в назначенный срок? Мы читаем: «Ионе это очень не понравилось, и он рассердился» (Иона 4:1). В его молитве даже звучали упрёки в адрес Всемогущего! Иона сказал, что должен был остаться дома, в своей земле. Он заявил, что с самого начала знал, что Бог не наведёт бедствия на Ниневию, поэтому и побежал в Фарсис. Затем он стал просить себе смерти, сказав, что ему лучше умереть, чем жить. (Прочитайте Иона 4:2, 3.)

 
Что же так огорчило Иону? Хотя мы не знаем его мыслей, нам известно, что он возвестил о гибели Ниневии перед всем народом. Люди поверили ему. Но уничтожение не пришло. Может, он боялся насмешек и думал, что его назовут ложным пророком? Как бы то ни было, Иону не обрадовало то, что люди раскаялись и Бог проявил к ним милосердие. Напротив, под влиянием жалости к себе и задетого самолюбия пророк, казалось, всё больше погружался в мрачные мысли. Однако милосердный Бог по-прежнему видел хорошее в своём огорчённом служителе. Вместо того чтобы наказать его за непочтительность, Бог по-доброму задал ему наводящий вопрос: «Прав ли ты, что рассердился?» (Иона 4:4). Ответил ли на него Иона? Библия об этом умалчивает.

Легко осудить Иону за то, что он считал Бога неправым. Стоит помнить, что мнение несовершенных людей нередко расходится с мнением Бога. Так, некоторые думают, что Бог должен предотвращать несчастья, сразу наказывать злых или давно уже положить конец нынешней нечестивой системе вещей. Если мы в чём-то не согласны с Богом, пример Ионы послужит нам хорошим напоминанием. Ведь это мы должны изменить свою точку зрения, но ни в коем случае не Бог.

КАК БОГ ПРЕПОДАЛ ИОНЕ УРОК.

Выйдя из Ниневии, удручённый пророк пошёл не домой, а на восток, где были горы, чтобы оттуда наблюдать за городом. Он сделал шалаш, сел в него и стал ждать, что будет с Ниневией. Возможно, он всё ещё надеялся увидеть её уничтожение. Как Бог научил этого упрямого пророка милосердию?

Ночью Бог повелел вырасти бутылочной тыкве. Проснувшись, Иона увидел густое растение с широкими листьями, которое давало намного больше тени, чем его хлипкий шалаш. Пророк воспрянул духом. «Иона очень обрадовался» растению. Возможно, он расценил его чудесное появление как знак Божьего одобрения и благословения.

Однако Бог не только хотел, чтобы Иона перестал сердиться и страдать от жары, но и желал затронуть его сердце. Поэтому Бог совершил ещё несколько чудес. Он повелел червю подточить растение. Затем он послал «знойный восточный ветер», и Иона начал «терять сознание» от жары. Пророк опять пал духом и стал просить у Бога смерти (Иона 4:6—8).

Бог снова спросил Иону: «Прав ли ты, что рассердился из-за тыквы?» Вместо того чтобы раскаяться, Иона, оправдываясь, сказал: «Да, прав. Я так рассердился, что хочу умереть». Пришло время помочь ему усвоить урок (Иона 4:9).

Рассуждая с Ионой, Бог сказал: «Тебе жалко тыкву, за которой ты не ухаживал и которую не растил, которая за одну ночь выросла и за одну ночь исчезла. Не должен ли и я пожалеть великий город Ниневию, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, не говоря уже о множестве домашних животных?» (Иона 4:10, 11). Говоря о том, что те люди не знали, где право, где лево, Бог подразумевал, что они не имели никакого представления о его нормах..

Понимаете ли вы глубину этого наглядного урока? Иона ничего не сделал, чтобы вырастить это растение. Бог, напротив, дал жизнь ниневитянам и заботился о них так же, как и обо всех своих творениях. Почему какое-то растение было для Ионы дороже, чем 120 000 человек и множество скота? Не потому ли, что он позволил эгоизму овладеть собой? Пророку стало жаль растение, потому что он видел в нём пользу для себя. Не был ли его гнев на Ниневию вызван подобными эгоистическими побуждениями — гордым стремлением сохранить свою репутацию и желанием доказать свою правоту? Рассказ об Ионе поможет нам сделать честную самопроверку. Кому из нас не присущи эгоистические склонности? Поэтому, как же мы благодарны Богу за то, что он терпеливо учит нас подражать ему в проявлении бескорыстия, сострадания и милосердия!

Но усвоил ли Иона этот урок? Книга, носящая его имя, заканчивается вопросом, который так и остался без ответа. Некоторые критики утверждают, что Иона не ответил на этот вопрос. Тем не менее ответ на него есть — и это сама книга Ионы. Факты доказывают, что именно Иона написал эту книгу. Можно представить, как пророк, вернувшись в родную землю, пишет о том, что ему довелось пережить. Представьте, как умудрённый годами, смиренный человек, грустно покачивая головой, пишет о своих ошибках, непослушании и упорном нежелании проявить милосердие. Несомненно, Иона усвоил важный урок, который преподал ему Бог. Он научился милосердию. А мы? (Прочитайте Матфея 5:7.)


Рецензии