Обериутизм как деконструкция слова
«Вы говорите, что невозможно понять Мир/Бога/Мысль, применяя привычные человеческие методы познания, такие как логика, доказательства, причины и следствия. И я с этим полностью согласна. Однако, в вопросе о Высоцком (https://clck.ru/32zbfb), Вы сказали, что не считаете творчество ОБЭРИУтов поэзией. И это слегка удивило меня. Ведь они в каком-то роде также как и Вы, отрицают привычную литературную форму, логику, последовательность. Как вы относитесь к их творчеству? И вообще к жанру абсурда?», — задала вопрос одна из внимательных читательниц моих ответов на сайте thequestion (ныне Яндекс-Кью).
Вопрос был задан через мессенджер фейсбука в мае 2018 года, но заметил я его только через три года и ответил, когда предварительно убедился, что постановка вопроса для вопрошающей всё еще актуальна.
К абсурду приводит деконструкция чего-либо устоявшегося, традиционного. Абсурд полезен для осознания швов, складок бытия, того материала, из чего оно сделано. Но абсурд не есть та стоянка, которую можно назвать домом. Абсурд — это всего лишь поворот бытия, промежуточный этап для понимания чего-либо. Чтобы понять любовь, нужно пройти через абсурдность любви. Но именно пройти через абсурд, то есть шагнуть дальше, за абсурд, за деконструкцию любви, за обериутизм. Возьмите детский конструктор — чтобы понять, как сделана с его помощью та или иная фигура, нужно разобрать ее на запчасти. Но смысл-то не в разборе, а в том, чтобы собрать новую фигуру. Поэтому обериутизм для меня — это остановка на половине пути, как и всякий абстракционизм. Надо идти дальше, надо собирать новые смыслы вместо разобранных.
Это если выражать понимание как бы через метафору механистическую. Если же брать органику нашей жизни, то явно нет смысла анатомировать живой организм, чтобы понять как рождается та или иная эмоция и что она означает. В этом случае приходится пропускать всё через себя. Только так и не иначе. Только пробуя на себе жизнь, можно понять жизнь. А механизмы, схемы, конструкты, понятия логики, разные там движения, партии, направления в искусстве, лозунги, религии и девизы — это все из области машинерии. Там вот, да, нужна деконструкция понятий, чтобы разобраться с основами, чтобы потом уже осознанно собирать то, что уже нужно и требуется для бытия.
И еще. В органике не бывает абсурда, там попросту нет для него места. Жизнь — безабсурдная сущность. Жизнь — это воплощение логоса, смысла, где всё питает друг друга, взаимодействует друг с другом, работает друг через друга в полной гармонии и божественной красоте. Если кто-то видит в жизни абсурд, то он просто не вышел за рамки машинного мышления.
Да, присутствуют войны, смерть, разрушения, болезни и страдания. Но на то и щука, чтобы карась не дремал. А когда карасик научится не дремать вовсе, то и щука трансформируется.
Бытие определяет сознание только до той черты, пока сознание не начинает шажочек за шажочком определять бытие. Каждый эпизод пространства и времени не только пазл космической гармонии, но и причина всего космоса жизни, слово жизни. И если этот разодранный на клочки пазл вдруг очнётся причиной всего и вся, то в этом контрапункте возникает новая жизнь, новое слово. Тут мы прикасаемся к метафоре понимания, выражаемой через волевой аспект. Но это уже совсем другая тема.
19.05.2018–03.10.2021–13.12.2022, г.Астана
Свидетельство о публикации №122121301500